Конспект урока русского языка 2 класс "Что такое глагол"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка 2 класса "Чтотакое глагол" и презентация к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по русскому языку во 2 классе                                                                                                                                          

Тема. "Что такое глагол?". (УМК «Школа России»)  

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными

признаками.

Задачи:

Образовательные:

 •  Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов,

обозначающих действия предметов;

•  научить учащихся находить глаголы в тексте;

•  повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени

существительном;

•  закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

•  закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

•  учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие:

 •  активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию,

развитие творческого совместного труда;

•  развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной

атмосферы на уроке.

Воспитательные:

 •  воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

 •  находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему

значению действия;

•  ставить вопросы к глаголам;

•  повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

•  понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в

предложении;

•  составлять словосочетания с глаголами;

•  пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

•  развивать речь обучающихся,

Личностные:

•  знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

Демонстративный материал:

магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы,

компьютер, пректор.

Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.

 Сценарий урока  

 1.  Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок. (У нас гости, поздоровайтесь)

Мы тетрадки открываем                                                                                                                        

И к работе приступаем.     (записываем число и классная работа)

 2.  Актуализация знаний  

 Работа с пословицей.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.  

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости                            (Слад №1)           

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

 - Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым,

нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать

взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому

научиться.                                                                            

 К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок

 Начнем наш урок с минутки чистописания.  

А для этого  приготовим свои пальчики.

  Этот пальчик – маленький,

  Этот пальчик – слабенький,

  Этот пальчик – длинненький,

  Этот пальчик – сильненький,

  Этот пальчик – большачок,

  А все вместе кулачок.

- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.

Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.

Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.                                                                                                (Слад №2)           

- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.

- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а

пропущенную букву подчеркните.

- прочитать слова с ударением.

3. Самоопределение к деятельности.

 -  Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

 -  Почему оно лишнее?

  - Как определили, что эти слова – существительные?

  - Что вы знаете об имени существительном?  

 •  Что оно обозначает?

•  На какие вопросы отвечает?

•  Какие бывают существительные?

•  Назовите одушевлённые имена существительные.

  • На какие две группы можем их разделить?

( имена сущ. и слова которые обозначают действие предмета)

 4.   Постановка темы и целей урока.

- Слово лететь можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?  

На  какой вопрос отвечает?

- Что  обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

- Зачем они нам нужны?  

- Оживите текст

Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж                          (Слад №3)            

в норе.

- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему  

(запишем тему урока)                                                                                                                               (Слад №4 )            

 Какая цель урока? Значит мы будем исследовать часть речи – глагол. Вот план нашего исследования:

  1. Что такое глагол?                                                                                                                             (Слад №5 )              
  2. Что он обозначает?
  3. Почему эта часть речи получила такое название?
  4. На какие вопросы отвечает?
  5. Зачем глаголы нужны в речи?

   На какие вопросы мы уже можем ответить?  (- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. )

- А почему у этой части речи такое название?

 Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А                                  (Слад №6 )              

часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь

она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что

будет делать .

Работа с учебником

Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.  

-  Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?  

-ЧТО ДЕЛАЕТ?  

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ

ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним  с правилом в учебнике, правильно ли вы дали

определение?  

Дети читают правило в учебнике.

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены

предложения.

(Мальчик моет посуду.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

5 . Работа по теме урока  

1)  - Как   распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

 /Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма.

Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

 (Справа на доске)                                                                                                                                       (Слад №7 )              

       1. Поставить к слову вопрос

      2. Узнать, что оно обозначает

3.  Определить часть речи

 2) Самостоятельная работа.

На экране напечатано стихотворение:

- Прочитайте стихотворение.                                                                                                                 (Слад №8 )              

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился

ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

- Назовите глаголы, докажите.

6.ФИЗМИНУТКА

(если существительное руки вверх, глагол – присядьте на корточки)

Утро, проснулась, бабочка, улыбается, потянулись, роса, умылась, котенок, покружить, бумажка, улетают

2.Работа в группах 

Раздаётся таблица (см. приложение), дети должны дописать в таблицу слова,                         (Слад №9 )                            

определить, какой частью речи они являются и объяснить.

Приложение.

Кто как голос подает?

Лев

Утка

Воробей

корова

ворона

свинья

3. Работа по вариантам

 - Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери,

поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике  (стр.69,

упр.118)

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?

- Какие слова он перепутал?

-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь

правильно;

  Работаем по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик.

Проверка.

7.Продолжение работы по теме урока

Руки (вместе)

Ноги (на месте)

Локти (у края)

Спинка (прямая)

         1)Выполнение заданий по уровням

Самостоятельная работа  

- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как

вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3

уровня и приступайте к работе.  

Разноуровневые задания по русскому языку  

 1 уровень  

Определить к какой части речи относятся слова:  

День, хорошая, друг, думает, смелый.  

- Как вы определяли часть речи?  

2 уровень  

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.  

1)Берёза, пчела, лёгкий, малина.                                                                                                                              

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.  

3) Думает, считает, ученик, знает.  

- Как вы находили лишнее слово?  

3 уровень  

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся

прилагательным и глаголом.  

веселье – … , … .  

 шум – … , … .  

боль - … , … .  

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.  

- Проверим свою работу (Самоконтроль)

2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном 

Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? 

Например, и существительным, и глаголом?

- Ваши гипотезы.

- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно

задание. Распределить и записать слова  в два столбика.

 1 столбик – имя существительное

2 столбик  – глагол

(У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь, жгут.

  Записи в тетрадях и на доске

Существительное                Глагол                                                                          Слайд 10

 пила                                           пила

   печь                                         печь

  жгут                                          жгут

 

- Докажите, что слово пила – это существительное,  

                                                     - это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

- Как называются слова, которые единакого пишутся и произносятся, но имеют разное значение , являются разными частями речи ( омофоны)

8. Итог урока.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?                                                Слайд 11

- Стали вы мудрее? В чём?  

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?              Слайд 12

- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?  

-  Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках

Домашнее задание:

Правило с.68, Упр. 119, изобразить глагол*                                                                 Слайд 14,15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости

Слайд 2

Минутка чистописания Уч.ник , п.нал , т.традь , л.теть , м.дведь .

Слайд 3

Оживи текст Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.

Слайд 4

Тема : что такое глагол? Цель : познакомить с частью речи – глаголом , его отличительными признаками.

Слайд 5

План исследования: Что такое глагол? Что он обозначает? Почему эта часть речи получила такое название? На какие вопросы отвечает? Зачем глаголы нужны в речи? Чем является в предложении?

Слайд 6

Страничка для любо зна тель ных В древнерусском языке было слово « глаголить » – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делатью .

Слайд 7

Алгоритм: 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 3. Определить часть речи

Слайд 8

Выпишите из текста глаголы Тают сугробы. Утихли метели. В садовую рощу Грачи прилетели.

Слайд 9

Кто как голос подаёт? Лев Утка Воробей корова ворона свинья Допишите в таблицу слова

Слайд 10

пила печь жгут

Слайд 11

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости

Слайд 12

Тема : что такое глагол? Цель : познакомить с частью речи – глаголом , его отличительными признаками.

Слайд 13

Домашнее задание: Правило с.68, Упр. 119, изобразить глагол*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

План - конспект урока русского языка "Что такое имя существительное"

В конспекте урока раскрывается тема - имя существительное....

Конспект урока русского языка "Что такое ударение?"

На уроке учащиеся повторяют и углубляют свои знания об ударении: о его месте в слове, о его роли; знакомятся с орфоэпическим словарём....

Конспект урока русского языка «Что такое возвратные глаголы?» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о возвратных глаголах и их правописании в неопределённой форме; умения распознавать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме, ...

Конспект урока русского языка "Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления с понятием «текст-повествование» и его отличительными признаками; совершенствование умения правильно выделять в тексте гл...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...