Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века" Тема "Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фархутдинова Елена Александровна

 Тема: Дополнение

Тип урока: Урок образования понятий, выведения правил.

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок изучается в разделе «Синтаксис» в теме «Главные и второстепенные члены предложения». Ребята уже познакомились с темами «Определение», «Обстоятельство» и  на этом уроке они работают по теме «Дополнение». Материал данных тем дан для расширения кругозора детей. Он встречается в следующей теме «Однородные члены предложения».

Цель: формирование понятия о второстепенном члене предложения – дополнении; развитие умения разбирать предложение по членам; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_po_russkomu_yazyku.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     ФИО учителя: Фархутдинова Елена Александровна

Класс: 3 «Б»

      УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: Русский язык

Тема: Дополнение

Тип урока: Урок образования понятий, выведения правил.

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок изучается в разделе «Синтаксис» в теме «Главные и второстепенные члены предложения». Ребята уже познакомились с темами «Определение», «Обстоятельство» и  на этом уроке они работают по теме «Дополнение». Материал данных тем дан для расширения кругозора детей. Он встречается в следующей теме «Однородные члены предложения».

Цель: формирование понятия о второстепенном члене предложения – дополнении; развитие умения разбирать предложение по членам; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Понимают дополнение как второстепенный член предложения. Находят в предложении дополнение. Объясняют отличие распространённого предложения и нераспространённого. Ставят вопросы от сказуемого и от подлежащего. Соотносят вопросы, задаваемые к словам при изменении их формы, с вопросами к словам, являющимся в предложениях дополнением. Вписывают в предложение дополнение. Придумывают предложения.

Принимают учебную задачу, самостоятельно оценивают правильность выполненного действия, адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя, вносят необходимые коррективы.

Овладевают логическими действиями сравнения, анализа; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, отнесения к известным понятиям; формулируют выводы.

Строят понятные для слушателей высказывания; задают вопросы;

 владеют коммуникативными умениями.

Проявляют способность к самоорганизованности, обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей, осознают необходимость самосовершенствования; имеют позитивное отношение к учебному процессу.

Ход урока

     **Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Способность формирования положительной мотивации к учению

Фронтальная

Приветствие учащихся.

- Прозвенел звонок

Готовы начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке-

Учебник, ручка и тетрадки?

Я желаю всем нам добра и успехов.

- Проверим готовность к уроку

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Проявляют способность к самоорганизован

ности.

Фронтальное оценивание эмоционального настроя учащихся

2

Чистописание

Вырабатывание каллиграфического почерка

Индивидуальная

Анна, Алина, Алла – имена.

Жучка, Шарик, Пушок – клички.

Выполняют письмо по образцу.

Повторили правило написания заглавной буквы в именах и кличках. Отработали написание каллиграфически правильно букв и соединений.

(У каждого ученика на столе лежит лист оценки деятельности на уроке)

Самооценка:

5 – у меня всё получилось

4 – не всё получилось

3 – мне нужно время ещё научиться

 

3

Актуализация опорных знаний

Включение учащихся в учебную деятельность.

Формирование умений применять полученные знания на предыдущих уроках

Фронтальная, индивидуальная

Учитель диктует предложение под диктовку и организует беседу по вопросам.

Для своей работы художник Осень взяла самые яркие краски и отправилась в лес. Там и принялась за свою работу.

- Найдите определения и подчеркните их.

- На какие вопросы отвечают определения?

- Найдите обстоятельства и подчеркните.

- На какие вопросы отвечают обстоятельства?

Пишут под диктовку предложения; находят и подчёркивают определения, обстоятельства; отвечают на вопросы

Повторили ранее изученный материал.

Приём

согласие /несогласие

(На экране появляется текст)

самопроверка и самооценка

4

Фиксирование затруднения в учебном действии.

Целепологание.

Формирование умений выявлять и осознавать учащимися границ знаний и незнаний, формулировать цель урока.

Фронтальная

-Есть в этом предложении им.существительные, к которым мы не задавали вопросы?

- Назовите.

-Задайте к ним вопрос.

- Относятся ли они к главным членам предложения

- Можем мы сказать, что они являются обстоятельством?

- Почему?

- Являются они определением?

- Почему?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Открывает запись темы урока

- Сформулируйте учебную задачу

Читают предложения

Называют имена существительные.

Задают вопросы.

Отвечают на вопросы:

-Нет.

- Они отвечают на другие вопросы.

- Нет.

- Они отвечают на другие вопросы.

- Знакомство с новым членом предложения

Дети читают тему

 

Формулируют учебную задачу:

- Узнать, какой член предложения называют дополнением.

- На какие вопросы отвечает.

- Как подчёркивается.

- С каким словом связано в предложении (с подлежащим или со сказуемым)

_ Что обозначает дополнение.

Нашли слова, которые не относятся к изученным членам предложения (обстоятельству и определению),

доказали  (т.к. они отвечают на другие вопросы),

сделали вывод, что существует ещё один член предложения.

Сформулировали цель урока.

Самооценка своего участия на данном этапе.

5

Физминутка

Психологическая разгрузка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть – нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба ),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4 -6раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков)

Проявляют отзывчивость и выполняют упражнения

Фронтальное оценивание эмоционального настроя учащихся

6

Усвоение новых знаний и способов действий

Развивать и закреплять навыки в нахождении в предложении дополнения

Фронтальная

Организует работу с предложениями, записанными на доске, упр. №1 в учебнике,  памяткой и правилом в учебнике.

1) Вчера мы смотрели.

Алёша прочитал.

Ребята разговаривали.

- Вам всё понятно в предложениях?

- Попробуйте дополнить предложения, чтобы информация была более точной.

2) Работа по учебнику – упр. №1

- К какому члену предложения – главному или второстепенному – задаётся вопрос?

- Можно ли сказать, что вопрос задаётся к обстоятельству или определению?

- Почему?

Ответь на вопросы, используя слова для справок.

3) Во втором классе мы познакомились с изменением формы слова. Сравните вопросы из памятки «Правильно изменяй форму слова» и вопросами к членам предложения в упр.№1

4) Прочитайте правило в учебнике на стр.106.

5) Вернёмся к предложения, записанными на доске..

0 определите каким членом предложения являются слова, которые вы дополнили?

Читают предложения на доске.

Отвечают на вопросы.

Дополняют предложения новыми словами.

Читают текст упр., отвечают на вопросы, данные к этому упр.

Сравнивают вопросы и делают вывод, что они одинаковые.

Дети читают правило и отвечают на те вопросы, которые они хотели получить ответ при постановке учебных задач.

Ребята узнали, что существует ещё один второстепенный член предложения – дополнение, который отвечает на те же вопросы из памятки «Правильно изменяй форму слова»  

Самооценка своего участия на данном этапе

7.

Закрепление знаний.

Формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнения в нахождении дополнений.

Работа в парах

Организует работу в парах.

Учебник стр.107, упр.№4

Выполняют упр.№4  в учебнике на стр. 107.

Одна пара работает на закрытой от класса доске. После выполнения, они открывают доску.

Дети нашли дополнения в упражнении.

Приём

Согласие / несогласие

Самооценка соей работы.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обобщение полученных знаний

Фронтальная

Спрашивает: «Какую цель ставили в начале урока?

Используется рефлексивный экран.

- я узнал

• было трудно…

• теперь я могу…

• я научился…

• у меня получилось

-хотел бы ещё поработать над этой темой…

Используя одну из фраз, закончите ее, оценивая свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы

Самооценка на листе своей деятельности

9

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Фронтальная

По выбору

Стр.107, №5 .или

Составляют 3-4 предложения с дополнением, подчёркивая их.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс

Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)

Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

технологическая карта урока русского языка "Предлоги" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Предлоги»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о предлогах как части речи, его роли в предложении; формирование умения грамотно ...