Русский язык, 3 класс. Технологическая карта урока. Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пуртова Анжелика Анатольевна

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии. (Урок-сочинение-описание).
Тема урока: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии. (Урок-сочинение-описание).
Тема урока: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Цель урока: формирование умения составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине;

Задачи урока:

Личностные: развивать у обучающихся способность проявлять чувство прекрасного через анализ репродукции картины;

Метапредметные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия для решения задачи; выполнять действия по инструкциям;

Предметные: Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Планируемые результаты:

Предметные: Участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции картины, строят монологические высказывания на определенную тему.

Метапредметные: формируют коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают чувства одноклассников, собеседников.

Межпредметная связь: изобразительное искусство

Ресурсы: Репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе», карточки со словарными словами.

Этап урока

Цели этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

#1057;амоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность в личностно значимом уровне

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Приветствуют учителя и друг друга. Участвуют во фронтальной работе.

К.

Л.

2. Актуализация знаний

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

-У вас на партах лежат карточки. В левой стороне карточки даны слова, в правой – их значения. Простыми карандашами соедините стрелками слова и подходящее к нему определение.

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзажист

произведение живописи в красках

– Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего?

Учащиеся слушают учителя, выполняют работу.

1-5, 2-4, 3-1, 4-2, 5-3.

-Чувства и мысли автора, художника.

Р

Е

Г

У

Л.

П

О

З

Н.

К

О

М

М.

3. Постановка цели деятельности

Выявление места причины затруднения

– Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке?

Ответы обучающихся.

Р

Е

Г.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Построение с детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению

Обратите внимание на название картины. Объясните его
значение.

– Что мы видим на картине?
– Как изображен корабль?

– Куда он движется?

– Как изображены лебеди?
– Куда они летят?

– Что еще мы видим, кроме предметов?

- Какие цвета видим на картине?

-Хотя картина – это застывший миг, мы видим движение: облака плывут, лебеди летят, корабль несется по волнам, ветер гонит облака и волны. Можно даже услышать звуки: шум волн, крики лебедей, хлопанье крыльев и звенящий воздух. Можно почувствовать запах соленого моря, свежего воздуха. Можно ощутить прохладу ветра.

– Познакомьтесь с вопросами, представленными в упражнении 177. Какие вопросы мы еще не рассмотрели? Найдите их и попробуйте ответить

Физкультминутка

«В голубом просторе». Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.

-Небо, море, остров, корабль,
лебеди.

-Корабль повернут носом к нам.

-Лебеди занимают всё пространство неба

-Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется.
Мы видим солнечные лучи – они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.

-Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.

Выполняют физминутку

П

О

З

Н.

К

О

М

М.

Р

Е

Г.

Л

И

Ч

Н.

5. Закрепление знаний и способов действий

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление раннее изученного

Отбор материалов для сочинения.

1) Слова и словосочетания со значением места:

– слева от… виднеется…;

– прямо перед нами изображены…;

– на переднем плане художник пишет…;

– дальний план занимает…;

– вдалеке открывается…

2) Образно-выразительная лексика:

– бескрайнее небо, величавая тишина, внешняя простота, прозрачный воздух, красота моря; золотое сияние, колорит картины, кучевые облака, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, яркие золотые цвета, бегущие облака, безграничный простор;

воспринимать красоту, замечательно передать, запечатлеть облик, лирические пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение.

– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания, которые вы испытываете

Слушают учителя. Анализируют предложения. Заполняют смысловые пропуски. Сопоставляют увиденное и прочувствованное с речевыми высказываниями.

Выполняют творческую работу (сочинение по картине)

П

О

З.

К

О

М

М.

Р

Е

Г.

6. Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности

– Какой вид заданий оказался самым трудным?

– Какие качества нужно развивать в себе, чтобы писать сочинение по картине было легче?

–Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы

Р

Е

Г.

Л.

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

Пейзажист

произведение живописи в красках

пейзажист

произведение живописи в красках

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

Пейзажист

произведение живописи в красках

пейзажист

произведение живописи в красках

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

Пейзажист

произведение живописи в красках

пейзажист

произведение живописи в красках

слева от…

виднеется…

на переднем плане художник пишет…

дальний план занимает…

вдалеке открывается…

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

1… 2… 3…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи "Учимя писать сочинение" 3 класс

Конспект урока развитие речи.Класс: 3Тема: Учимся писать сочинение. Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основы...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательнык им сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нариц...

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...