Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Потапова Полина Александровна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урокаформирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Число глаголов351.1 КБ
Файл Число глаголов1.21 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 26.04.2024

Школа: МОУ «УстьянцевскаяООШ»

Класс: 3

Урок: 2

Время:  09:30-10:10       Кабинет: 1

Студент: Потапова Полина Александровна

Группа: 41

Учитель: Елховикова Елена Юрьевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Число глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) дать представление о числе глаголов;

2) учить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола

Предметные: научатся:

1) определять число глаголов;

2) применять правила определения формы глагола.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2) воспитывать умение работать в парах, группах.

УМК: УМК «Школа России», 3 кл., 2 ч.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Посмотрите на слайд: у нас зашифрована пословица, попробуйте составить слова в верном порядке: не, пером, умом, а, пишут.

- Как вы понимаете это выражение?

- Молодцы! Я желаю вам такой же продуктивной работы на уроке.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

- Пишут не пером, а умом.

- Прежде чем что-то написать, нужно подумать. И всё нужно делать с умом.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

  1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Давайте откроем тетради, отступим две строчки от прошлой темы. Запишите сегодняшнее число: поставьте ударение в названии месяца, подчеркните букву безударного гласного звука,

а ниже «Классная работа», подчеркните удвоенные согласные.

  1. Минутка чистописания.

- Итак, ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте предложение. Спишите предложение в тетради с красной строки:

«На заборе сидит и стрекочет ворона.»

- Вспомним, что такое согласные звуки.

- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

  1. Словарная работа

- А сейчас проведем словарную работу. Посмотрите на слайд. Один ученик выходит к доске и заполняет пропуски, а остальные ребята пишут в своих тетрадях, подчеркивают карандашом пропущенную букву и ставят ударение.

Обл _ко, м_г_зин, д_журный, р_бята, к_мпьютер, п_нал.

- Сравните ваши ответы со слайдом, если все правильно, поставьте знак +, если есть ошибки, то исправьте их.

- Также мы познакомимся с двумя новыми словарными словами.

- Для того, чтобы узнать первое слово, вам нужно разгадать ребус.

Прочитаем слово по слогам.

- Сколько слогов в слове?

- Теперь прочитаем с ударением.

- На какой слог падает ударение в словах?

- Какие орфограммы мы можем

выделить в этом слове?

- Слово “сегодня” образовалось из словосочетания “сего дня” , что значит » этого дня» .

- Запишите слово сегодня в тетрадь,

подчеркните орфограммы и

поставьте ударение. А теперь другое слово:

- Давайте прочитаем слово по слогам.

- Сколько слогов в слове?

- Теперь прочитаем с ударением.

- На какой слог падает ударение в словах?

- Какие орфограммы мы можем

выделить в этом слове?

- Запишите слово сегодня в тетрадь,

подчеркните орфограммы и

поставьте ударение.

- Ребята, для чего мы с вами каждый урок проводим словарную работу и узнаем, как пишутся новые слова?

- Мы должны уметь правильно писать и произносить слова, поэтому тренируемся каждый урок.

  1. Создание проблемной ситуации

- Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда? На правой? Какой частью речи являются слова? Что изменилось в записи слов? Почему?

- Составьте нераспространенное предложение к левой части. Что такое нераспространённое предложение? К правой части. Что изменилось в записи глаголов? Почему?

- От какой части речи вы задаете вопрос?

- Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

Работают в тетради

- Прописать сочетание букв.

- Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или из одного шума.

-Сегодня

- Се-год-ня

- 3 слога.

- СегОдня.

- На 2й.

- Сегодня (гласная безударная в корне слова, орфоэпическая норма)

- Лестница.

- Лест-ни-ца.

- 3.

- Лестница.

- На 1й.

- Непроизносимая гласная.

- Птица; птицы.

-Существительные.

-Окончание.

-Состоит из грамматической основы.

-Птица летит.

-Птицы летят.

-Окончание.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

- Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить?

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока: «Число глаголов».

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

-Узнать…

-Научиться…

- Для достижения поставленных целей мы должны составить план урока.

- На экране вы видите план, но он перепутался, подумайте и обсудите в парах, какая должна быть последовательность.

План:

1) Узнаем, как определить число глаголов.

2) Будем учиться определять число глаголов в предложении.

3) Выполним самостоятельную работу.

4) Подведем итоги урока.

-Молодцы! Вы восстановили последовательность.

Высказывают предположения.

- Тема урока: «Число глаголов»

- Цели:

1) Узнать, как изменяются глаголы по числам,

2) научиться определять число глаголов и изменять глаголы по числам их значение

УУПД:

Формулировать цель

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

 

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

  1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.
  2. Организует работу с учебником.

- Для начала давайте вспомним:

-На какие вопросы отвечает глагол?

-В какой форме может быть глагол?

-На какие вопросы отвечает.

- А теперь прочитайте четверостишье.

Ручейки по улице

Всё журчат и журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, и летят.

-В каком числе стоят глаголы в этом четверостишье?

-Верно! Поставьте эти глаголы в единственное число и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

-Какой вывод мы можем сделать?

-По цепочке перескажите правило.

-Верно ли мы сделали вывод?

-Теперь, выполнив эту работу, что мы можем сказать про глаголы?

-Верно, ребята!

парах.

2.Организует работу с учебником.

- Давайте посмотрим на задание в учебнике под номером 190

- Прочитайте глаголы и скажите в чём их различие?

- Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания?

- Сейчас запишите в тетрадь данные глаголы, один человек работает у доски.

Указываем их число и выделяем окончание.

-Отлично ! Молодцы.

1.Выполняют задание и знакомятся с новым материалом.

-Глагол.

-Что сделал? что делает? и др.

-В н.ф.

-Что делать? что сделать?

- Во мн. числе;

- Ручеёк по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль курлыкает

И летит, и летит.

- Глаголы изменяются по числам.

-Данные глаголы имеют разную форму: в единственном числе и во множественном числе.

-Глаголы каждой пары имеют разные окончания, потому что они употреблены в разном числе.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- -Ребята, обратимся к нашему плану. Какой пункт выполнили? К какому пункту переходим?

-Давайте выполним упражнение 191. Прочитайте его.

-Работаем у себя в тетрадях. Один человек работает у доски.

-Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать?

- Сделаем вывод: глаголы изменяются по числам.  Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопрос что делают? что сделают? что делали?

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/04/13/8._chislo_glagolov.docx_image1.jpg

-Мы выполнили пункт №1 и переходим к пункту №2.

-Определить количество предложений. Списать, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы. Указать число глаголов.

- Трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Динамическая пауза

Снижение эмоционального напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Включает видеофрагмент.

- Хорошо, молодцы.

1. Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения.

Видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10-15)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

 1. Организует самостоятельную работу

-Обратимся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили?

-Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Посмотрите на слайд. В тетради вам необходимо разделить слова на 2 столбика: глаголы в единственном числе и множественном.

-Кому не понятно задание?

-Преступайте к выполнению.

2.Организует взаимопроверку по эталону.

-Время вышло, выполним проверку. Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и сверьте свои ответы с моими.

За каждое правильное слово вы ставите «+».

1.Выполняют самостоятельную работу

-Мы выполнили 2 пункт, переходим к 3.

Ответ:1 столбик: разбудил, светит, ловит, плывёт, ловит

2 столбик : побежали, посмотрели, читают, потемнели, прилетели.

Критерии оценивания:

0-1 ошибки – 5

2-3 ошибок – 4

4-5 ошибок -3

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует работу с учебником

 1.Организуетповторениеизакреплениеранееизученного науроке через работу в группе.

- Ребята я предлагаю вам выполнить ещё одно задание

-Ребята, скажите, какие правила работы в группе вы знаете?

-Хорошо, сейчас я каждой группе дам карточку с заданием.

«Прочитайте предложения. Найдите глаголы и определите их число.

В труде рождаются герои – если много трудиться, то можно добиться хороших успехов.

Труд кормит, а лень портит - если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей.

Землю солнце красит, а человека труд -солнце светит для того, чтобы на земле росло множество растительности, которые дают плоды, цветы и так далее. А человек обязан трудиться, ведь благодаря труду у человека будет все для жизни.»

-Внимательно прочитайте задание. Кому не понятно, что необходимо выполнить?

-Хорошо! Тогда приступайте к выполнению.

2.Организует проверку по эталону.

Время вышло, выполним проверку. Сверьте свои ответы с моими.

-Первая группа, объясните смысл своей пословицы и скажите, как вы определили число глагола.

-В труде рождаются герои – если много трудиться, то можно добиться хороших успехов. Что делают? Рождаются – мн.ч., обозначает несколько предметов.

-Труд кормит, а лень портит - если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей.Что делает? Кормит, портит – ед.ч., обозначает 1 предмет.

-Землю солнце красит , а человека труд -солнце светит для того, чтобы на земле росло множество растительности, которые дают плоды, цветы и так далее. А человек обязан трудиться, ведь благодаря труду у человека будет все для жизни. Что делает? Красит- ед.ч., обозначает 1 предмет.

-Мы отрабатывали умение определять число глаголов.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности осознание

Группа словесных методов: беседа

раздаточный материал

Внешний контроль

- Наш урок подошёл к концу, давайте вспомним, какая была тема урока.

Какие цели мы ставили перед собой?

- Прочтите еще раз план, все ли его пункты мы выполнили?

Отлично, вы большие молодцы!

-Ребята, скажите, что вы сегодня узнали о глаголе?

- Закончите предложение.

Я не знал, теперь я знаю…

Тема: число глаголов.

-Цель: узнать, как изменяются глаголы по числам; учиться определять число глаголов и изменять их.

Ответы детей

Самооценивание

УУРД:

Оценивать свою работу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро, ребята!

Слайд 2

Не, пером, умом, а, пишут.

Слайд 3

26 апреля Классная работа

Слайд 5

На заборе сидит и стрекочет ворона

Слайд 7

ТЕМА: Число глаголов

Слайд 8

Цели: Узнать… Учиться…

Слайд 9

Цели: У знать, как изменяются глаголы по числам. Учиться, определять число глаголов и изменять глаголы по числам

Слайд 10

План 1)Узнаем, что такое число глаголов 2)Будем учиться определять число глагола. 3)Выполним самостоятельную работу. 4) Подведем итоги урока.

Слайд 11

Ручейки по улице Всё журчат и журчат. Журавли курлыкают . И летят, и летят.

Слайд 12

-У меня получилось… -Мне было трудно… -Больше всего мне понравилось …

Слайд 13

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Технологическая карта урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс Тема «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Цель урока: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Дидактические:1. Уметь отличать текст-описание от других типов те...