Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание безударных окончаний глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Провоторова Валентина Петровна

Цель урока: создать условия для осознанного понимания правописания безударных окончаний глагола

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_glagola.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. Авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.:Издательский центр «Вентана-Граф», 2017г.

Урок 56 с.105 в учебнике

Тема урока: Правописание безударных окончаний глагола

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: создать условия для осознанного понимания правописания безударных окончаний глагола

Задачи: отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов по начальной форме;

 совершенствовать навык правописания безударных личных окончаний глаголов;

умение различать спряжения глаголов;

развивать грамотную речь, мышление учащихся; орфографическую зоркость; умение делать выводы, активизация познавательной деятельности;

воспитание интереса и любви к русскому языку, создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учеником

Ученики должны знать: глаголы- исключения, что называется спряжением глаголов; определять спряжение.

Ученики должны уметь: работать с текстами; ставить глаголы в определённое  лицо, число; выделять личные окончания глаголов; находить глаголы – исключения

Оборудование: опорная таблица глаголов-исключений, таблица спряжения глаголов, таблица личных местоимений  алгоритм определения спряжения глаголов, мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация. Рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент. (Слайд)

 Мотивация деятельности. (Слайд)

Цель: концентрация

 внимания учащихся,

 создание

 психологического настроя,

 подведение к осознанию

 темы урока.

II    Чистописание.

(Слайд)

III.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Цель: подготовить учащихся к формированию темы урока, познакомить с алгоритмом правописания безударных окончаний глагола.

1. Формулирование темы урока. (Слайд)

2. Постановка проблемной ситуации

(Слайд)

IY. Работа над новым материалом. (Фронтальная работа. )

Y. Физминутка 

  Слайд

YI. Закрепление знаний.

Цель: закреплять умение правильно писать окончания глаголов, повторить глаголы-исключения.

Самостоятельная  парная работа. 

 (Дифференцированное задание на карточках  упражнение №2 и №3)

VII.  Групповая работа.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Все у парты ровно встали, улыбнулись. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их. Садитесь.

Возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите доброе и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия!?

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете и такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов! Что требуется от вас на уроке?

- Запишите дату сегодняшнего урока, "классная работа".

-С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

- Почему?

- Да, действительно.

Красивый почерк нас манит -

он грамотность высокую сулит.

Помните, ребята, об этом.

ешь ет   ишь ит

  - Какой частью слова могут быть написанные сочетания букв?

- Разделите на группы и укажите признак, по которому разделили окончания.

На прошедшем уроке вы учились писать безударные личные окончания глагола. Вам было известно спряжение, но неизвестно личное окончание. Сегодня будем учиться писать безударное личное окончание глагола, если нам неизвестно спряжение и неизвестно личное окончание глагола и будем применять изученное на практике. Составим логическую цепочку.

Мы должны повторить, узнать, применить на практике.

Вспомним всё, что мы уже знаем о глаголе. (Слайд) Продолжим работать над разделом «Глагол».

-  Сегодня у нас урок из блока "Правописание".

Тема урока «Правописание безударных окончаний глагола». Какую цель мы поставим на уроке? (Слайд)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола?  Прочитаем в рубрике «Давай - подумаем", что об этом думает Лена (Учебник стр. 105).

Упражнение №1 стр105 (Слайд)

- Пишем сначала на доске, затем с комментированием в тетради.

- Какой вывод можем сделать?   (Слайд)

Отдохнём одну минутку

Проведём физкультминутку.

 Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться.

Если услышите глагол 1 спряжения, то мальчики должны присесть, а 2 спряжения —девочки. Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить, сеять. Улыбнуться, сесть

Какие глаголы относятся ко II спряжению.

- У вас на столе карточки с заданием к упражнению №2 и № 3 стр.106.  Я предлагаю выполнить любое из них, работая в паре. Внимательно почитайте задание. Можно выполнить оба по желанию.  Помните русскую пословицу о культуре общения друг с другом, «Худое дело обидеть соседа"

 (Слайд )

Проверка. Вывод как вы узнавали, какое личное окончание глагола надо писать.

Вы будете работать в группе.

Чтобы подвести итог урока и определить, на сколько хорошо усвоено умение писать безударные личные окончания глаголов предлагаю вам творческое задание.

Перед вами листы, поделенные на карточки. Я называю окончание, вы придумываете глаголы, кладёте в клеточку с этим окончанием.   (Если дети правильно закрыли все клеточки, то у них должна получиться цифра «5».) (Этим они доказывают, усвоили они тему урока или нет) 

-Какие цели мы ставили в начале урока? (Слайд)

- Мы достигли этих целей?

- Давайте дадим оценку нашей работы. У нас в гостях 3 человечка. Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке? Возьмите магнитики и покажите.    

- Мне понравилась активность ребят всего класса. На следующем уроке мы продолжим.  Хочу отметить работу следующих учащихся….

Возьмите снова в руки маленькое солнышко Добра, те у кого настроение осталось хорошим. Благодарю вас за урок. Возьмите себе на память. Я благодарю вас за урок. Отметки за урок.

Х. Домашнее задание. Стр. 106 № 3 или № 4 на выбор.

(Слайд )      Молодцы! Спасибо за урок

Берут в руки  бумажное солнышко

Рассуждать, мыслить, отвечать.

Самооценка работы в паре

-С минутки чистописания.

-Чтоб красиво и грамотно писать.

Дети пишут

 ешь ет   ишь ит

Личные окончания глаголов.

-  ет-ит,3 лицо, единственное число;

- ешь-ишь, 2 лицо, единственное число;

- ет-ешь окончания глаголов 1 спряжения;

- ит-ишь окончания глаголов 2 спряжения;

Дети называют правила, которые знают про

глагол.

Научиться правильно, писать безударные личные окончания глаголов. Так как в написании безударных личных окончаний глаголов нечётко слышится гласный звук. Не знаем,

что писать: Е или И.

-Лена считает, что нужно определить, к какому спряжению относится глагол, и вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении в данном лице. В качестве примера она приводит предложение

Долго тян[и]тся осенний день.

Предлагает  алгоритм (доске)

1.Ставим вопрос к глаголу.

2.Находим начальную форму глагола

 3. Глагол I спряжения  оканчивается на –ать,                                            -ять, -еть, -оть, -ыть, -уть          II спряжения  - ить.                                            4.    Глагол I спряжения -пишем в окончание  Е      Глагол  II спряжения  - пишем в  окончание И

(Дети пишут в тетради) 

Вывод: Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, надо поставить глагол в начальную форму, определить спряжение. Если глагол I спряжения, в окончании пишем гласную Е, если II спряжения – то И.

 

Дети подчеркивают глаголы – исключения в упражнении №2. В упражнении №3 определяют спряжение и пишут окончание глагола в форме 3-го лица единственного числа.

Меняются листочками и проверяют. Оценивают работу.

Научиться правильно, писать безударные личные окончания глаголов.

Вывод: Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, надо поставить глагол в начальную форму, определить спряжение. Если глагол I спряжения, в окончании пишем гласную Е, если II спряжения – то И. Помнить о глаголах-исключениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правопис...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правописания не ...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Правописание НЕ с глаголами» Школа России 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами, формирование умения писать не с глаголом.Планируемые результаты: Предметные:- знать определение глагола;- уме...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- зн...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами». Закрепление (3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать прав...

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах....