Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ждахина Светлана Вадимовна

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)

      Данная тема изучается в 3 классе в разделе «Синтаксис. Главные члены предложения», после темы «Предложение и его смысл. Слова в предложении» и перед темой «Главные члены предложения».

На изучение данной темы отводится один урок.

(Русский язык, 3 класс С.В Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова)

Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания

Задачи урока:

  • образовательная –  формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные, побудительные)
  • развивающая – развивать связную речь, мышление, обогащать словарный запас; формировать каллиграфический почерк
  • воспитательная – продолжить работу по воспитанию у детей интереса к родному языку и его тайнам; воспитывать умение слушать и слышать учителя и одноклассников; аккуратность при выполнении письменной работы, внимательность

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: создать условия для включения  учащихся в деятельность по знакомству с разными видами предложений по цели высказывания, правильному использованию их  речи предложений

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; анализировать, применять и представлять информацию

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока, сверять свои действия с целью, и при необходимости исправлять ошибки.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение выражать свои мысли полно и точно, участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения поставленной  задачи, приходить к общему решению

ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание языка как основного средства человеческого общения; умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования.

  • Средства обучения: презентация, карточки для самостоятельных работ, учебник

Тип урока Урок изучения нового

Вид урока Традиционный (комбинированный)

Краткое учебное содержание

Освоение средств общения. Изучение видов предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформление их на письме и в тексте.

Виды организации учебной деятельности: 

 Фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа. 

Этапы учебного занятия (урока)

 Краткое учебное содержание

 Учебные задания

Виды организации учебной деятельности обучающихся

1.     Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

-Прочитайте  слово,  которое  написано  на доске.

 Есть такая пословица: «Говорить без цели, что рисовать на воде». Как вы понимаете эту пословицу?

 

-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. С какой?

-Ответ на этот вопрос мы получим в конце нашего

урока

Подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке

Фронтальная

Метод: словесный

Минутка чистописания

-Сейчас мы проведем минутку чистописания.

-Посмотрите на доску и скажите, какие сочетания букв мы сегодня будем писать? (-ов, -ёс)

-Пропишите одну строку, чередуя эти сочетания букв.

-Какое слово можно составить из данных сочетаний?

-Что такое овёс?

Овёс-это один из самых обыкновенных культурных злаков. Возделывается ради зёрен, которые употребляются в пищу человека, но по преимуществу идут в корм рогатому скоту и лошадям

-Запишите это слово, обозначьте орфограмму. Написание этого слова нужно запомнить.

-Ребята, а кто заметил, что нельзя сделать с этим словом? (Перенести)

Фронтальная

2. Постановка проблемы

На доске: наступила, весна, ранняя

как, ручьи, журчат, весенние

на, посмотрите, солнце, яркое

- Какое задание нам нужно выполнить? (По опорным словам составить предложения)

- Какое составили первое предложение? (Наступила ранняя весна.)

- Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. сообщается о том, что наступила ранняя весна.)

Запишем наилучший вариант.

- Какое составили второе предложение? (Как журчат весенние ручьи?)

- Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Вопросительный знак, т.к. задаётся вопрос.)

Запишем наилучший вариант.

- Какое составили третье предложение? (Посмотрите на яркое солнце.)

- Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. содержится просьба.)

Запишем наилучший вариант.

-Итак, какие мы записали предложения? (Повествовательное, вопросительное, побудительное)

- Какую вы увидели проблему? (Все предложения разные по цели высказывания.)

Подведение обучающихся к решению поставленной проблемы. Стимулирование познавательной активности через прием создания проблемной ситуации;

Фронтальная

Метод: Проблемно-поисковый

3. Сообщение темы, целей и задач урока

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Виды предложений по цели высказывания.).

- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с предложениями разных видов по цели высказывания)

- Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Уметь определять предложения данных видов, упражняться по теме и читать предложения с правильной интонацией.)

Подведение обучающихся к определению темы, целей и задач урока.

Фронтальная

Метод: словесный

(беседа)

4. Актуализация новых знаний

- Весна помогла нам определить тему урока и определить задачи.

Работа с учебником  ур. 21, упр. 3.Давайте посмотрим, какой диалог состоялся между мамой и Мишенькой.

_ Прочитайте первое предложение. (- Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо сломать?)

- С какой целью говорит мама?(здесь цель: задать вопрос, поэтому в конце стоит вопросительный знак)

- Какое предложение по цели высказывания? (Вопросительное.)

Что отвечает Мишенька маме? прочитайте предложение. (- Оно, мама, само сломалось.)

Мишенька отвечает на вопрос, в конце предложения стоит точка. Это предложение повествовательное.

Работа с текстом определения.

- Давайте сравним наши ответы с суждением учебника. Прочитайте про себя.

Вслух прочитает… (Читает обучающийся.)

- Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? Правильно ли стоят знаки в конце предложений? (Правильно.)

- Уважаемые исследователи, что мы узнали нового в мире исследований? ( О предложениях разных видов по цели высказывания). (Если сообщается что-либо, то предложение повествовательное, если спрашивают, то вопросительное, если идёт побуждение к действию, то побудительное.)

- Для чего это нам нужно? (Для общения друг с другом)

Выяснение в процессе работы над повествовательным, вопросительными и побудительными предложениями, почему предложения получили такие названия.

Научить определять предложения разных видов по цели высказывания.

Фронтальная

Метод: Проблемно-поисковый

Физкультминутка

Если я назову повествовательное предложение – вы сидите, если – вопросительное – хлопаем в ладоши, а если побудительное – встаёте.

Скоро прилетят первые весенние птицы. (Сидят.)

Когда появится на полянке зелёная травка? (Хлопают.)

Ребята, покормите птиц. (Встают.)

Ты сделал волшебную полочку для птиц? (Хлопают.)

Солнышко, свети ярче и отогрей землю. (Встают.)

Появляются на деревьях первые почки. (Сидят.)

5. Первичное закрепление

– Переходим к применению новых знаний на практике.

Работа с раздаточным материалом. Прочитайте задание к упражнению. Давайте составим алгоритм выполнения. (Прочитаем, выпишем повествовательные, затем побудительные предложения, подчеркнём глаголы)

Прочитает согласно знакам препинания…(Обучающийся читает вслух)

Какое слово с непроверяемой гласной в корне встретилось нам при чтении? (рябина)

Я просила вас поработать над этим словом, что у вас получилось?

На экране появляется картинка с изображением рябины.

(Например: Рябина с я пишу всегда

И не забуду никогда.

Рябина – это слово, если перевести с польского, означает: рябчик, отсюда: рябина пишется с буквой я – Этимологический словарь М. Фасмера.)

- Выполняем следующее упражнение письменно. Взаимопроверка.

Фронтальный опрос:

- Все ли правильно выполнили? Кто допустил ошибки?

- Какие повествовательные предложения выписали?

- А побудительные?

Вывод:

- Почему данные предложения отнесли к повествовательным? (Цель: сообщение)

- Почему предложения отнесли к побудительным? (Цель: побуждение)

А сейчас поиграем: вслух доскажем слово, которое пропущено.

Игра: Первый листок получился из почки.

В предложении поставлю я (точку).

Как зимовали? Очнулись от сна?

Если вдруг встретится образ сомнительный,

То я поставлю знак (вопросительный).

Дети, смотрите, наступила весна.

В предложении этом ставлю я (точку)

Цель побуждения сказано точно.

Молодцы, справились. Умеете применять знания на практике.

В ходе выполнения заданий обучащиеся должны установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.

Самостоятельная, с последующей проверкой

Метод: практический, игровой

6. Самостоятельная работа

Прочитайте задание. Прочитайте текст про себя и затем ответим на вопросы к тексту.

Читает обучающийся вслух. А кто прочитает ещё лучше? (Спросить 3- 4 обучающихся)

. - О чём пропела коноплянка, как вы думаете: (О наступлении весны. Ей нравится весна.)

- Сколько в тексте предложений? (В тексте 6 предложений)

- Какие они по цели высказывания? (Повествовательные, а последнее – побудительное)

Прочитайте побудительное предложение. (Читают последнее предложение.)

Спишите побудительное предложение.

Мир исследований зовёт нас путешествовать дальше.

На партах у вас задание: расставьте названия предложениям. Работает по вариантам.

Возьмите карточки в руки. Обратимся к правилу: найдите в правиле сокращённые обозначения предложений по цели высказывания. Прочитайте. Читает 1 обучающийся вслух.

1 вариант Весна.

Солнце пригрело. ()Побежали ручьи. ( )Прилетайте, грачи. ( ) Птицы выводят птенцов. ( )Весело скачет по лесу заяц? ( ) Он рад, что наступила весна. ( )

2 вариант Весной.

Лисица вышла на охоту и чует добычу. ( )Волчица вывела волчат на поляну? ( )Она безумно рада весне. ( ) Медведица рычит у берлоги. ( )Бабочки и пчелы, летите к цветам. ( ) Все рады весне. ( )

(Взаимопроверка).

Для чего нам необходимы  предложения по цели высказывания? (Для правильного общения.)

Как раз сейчас вы пообщаетесь. Я вам разрешила сесть друг с другом на уроке не просто так, а с умыслом. Мир исследований позвал нас на творческое дело. Вам необходимо в паре, с кем вы сидите и чаще всего общаетесь составить диалог на тему: «Как я встречаю весну?» Употребляйте в диалоге как можно больше прилагательных.

- Для чего нам нужно употреблять больше прилагательных? (Для красивой речи, они придают окраску нашей речи.)

Итак, составляем диалоги, как только вы составите – поднимите руки.

Диалоги ребят выслушиваются и оцениваются.

- Все ли виды предложений по цели высказывания прозвучали?

Работа над развитием навыка практического применения знаний;

Умение работать самостоятельно с текстом и по карточкам.

Самостоятельная

Метод: практический

7. Рефлексия

- Мы побывали в мире исследований в весеннее время года. А сейчас вы мне подскажите, что нам удалось открыть.


- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим знакомым?

- О чём хотелось бы ещё узнать?

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.


Давайте позовём солнышко, чтобы нас оно обогрело: «Солнышко, приходи!» И сейчас к нему присоединим лучики. Красные лучи прикрепят те ребята, которые очень хорошо поняли сегодняшнюю тему,
Оранжевые лучи – прикрепят ребята, которые ещё будут обращаться к подсказке учебника.

Жёлтые лучи – кому ещё необходима помощь учителя

Формирование осознанности и критичности учебных действий;

выявление уровеня усвоения новых знаний.

Фронтальная

Метод: игровой

8. Итог урока

На доске перепутана таблица – вам необходимо её собрать правильно.

А затем рассказать всем о своём открытии в мире исследований.

Предложения по цели высказывания

Сообщение Вопрос Просьба

Повеств. Вопрос. Побудит.

Точка Вопрос. знак Точка

Выполнили ли задачи урока, поставленные вами? (Научились определять предложения по цели высказывания, упражнялись в этом, читали с правильной интонацией.)

- Какие у вас возникли трудности?

- Над чем необходимо ещё работать?

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося

Анализ и оценка достижения обучающимися целей и задач урока.

Фронтальная

Метод: устный опрос

9. Задание на дом

Ребята которые прикрепили красные лучики получают домашнее задание: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания. На уроке вы получили хорошую базу для написания сочинений.

Ребята которые прикрепили оранжевые лучи получают домашнее задание: индивидуальные карточки, в которых определят и напишут виды предложений по цели высказывания.

Ребята которые прикрепили желтые лучи получают домашнее задание из учебника стр. 53, упр. 4.

Применение полученных знаний в выполнении домашнего задания.

Фронтальная

Метод: словесный

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

Предметных: Устный выборочный опрос, в основе которого оценка ответов детей на заданные вопросы.
Метапредметных: Включение обучающихся в различные виды деятельности.

Личностных: Игровые методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".

Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".(учебник А.В. Поляковой)...

Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Виды предложений по цели высказывания"

Тренжёр содержит анимацию, теоретический и практический материал. Использование тренажёра способствует более быстрому усвоению темы. Можно использовать для самостоятельной работы учащихся, для индивид...

Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Виды предложений по цели высказывания"

Тренажёр содержит теоретический и практический материал. Использование тренажёра помогает детям быстрее усвоить данную тему. Благодаря тому, что тренажёр содержит анимацию, дети сразу могут проверить ...