Технологическая карта урока русского языка «Повторение изученного за курс начальной школы» УМК: «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Барыева Регина Ринатовна

Цель урока: обобщение знаний  изученных частей речи, орфограммы

Планируемые результаты:

Предметные:

  1.  уметь распознавать части речи;
  2. уметь определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;
  3. находить и различать части речи в предложениях и тексте.

Личностные:

1. стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

2. осознавать необходимость изучения русского языка для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:07.05. 2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 2

Время: 16:40 – 17:20  Кабинет:221        

Студент: Барыева Р.

Группа: 35

Учитель: Ходыкина М. Ю

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Повторение изученного за курс начальной школы»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение знаний  изученных частей речи, орфограммы

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) обобщать и систематизировать знания о частях речи;

2) учить выполнять синтаксический и фонетический разборы; склонять по падежам, определять род, число существительных, прилагательных, местоимений; спрягать глаголы, определять их лицо, число и время.

Предметные:

  1.  уметь распознавать части речи;
  2. уметь определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;
  3. находить и различать части речи в предложениях и тексте.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) развивать коммуникативные качества обучающихся

3) развивать умение обобщать изучаемые факты

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

2) осознавать необходимость изучения русского языка для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу

УМК: «Школа России» учебник русский язык 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образ

ва-тельная цель этапа урока

1Формы организации учебной деятельности, 2методы и 3приемы, 4 формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф, И

Словесный: 

беседа

Практический:

работа с раздаточным материалом

Внешний контроль

 Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Регина

Ринатовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел звонок

Все ли у нас готово на урок?

Все ли на месте? Все ли в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

«Все, что надо – под рукой!».

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. А кто будет активно работать на уроке, получит наклейку.

Теперь мы можем начинать наше занятие.

Приветствие учителя.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: выстраивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

опрос, беседа.

Внешний контроль

Повторение пройденного материала.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Обратите внимание, в записи числа есть орфограмма. Какая?

 Посмотрите на доску. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите орфограмму.

Комочек, роскошь, играет, подъезд, седьмой, конечный, Алла, звёздный, корж, лесополоса.

- Что вы можете рассказать о слове лесополоса?

- Назовите существительные, прилагательные, глаголы, числительные.

- Назовите существительные женского рода, мужского рода.

Молодцы! На парте лежат лист самооценки. Отметьте, как вы выполнили это задание.

Поставьте галочку на месте зеленой лампочки-если выполнил успешно, желтый- были

затруднения, красный- не удалось выполнить задание.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Лесополоса- это сложное существительное, которое состоит из двух корней слов лес- и полос-, соединенных с помощью соединительной буквы -О-

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные:

-повторение теоретических сведений; осуществление связи нового материала с ранее изученным

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

опрос, беседа.

Внешний контроль

Подведение к формулировке темы и целей урока.

Сегодня мы отправляемся на ярмарку знаний. Кто знает значение этого слова?

- Прочитайте, как

дается определение

слова «ярмарка» в

толковых словарях

-  Это слово пришло в русский

 язык с немецкого.

Буквально переводится

«яр» - год, «маркт» - рынок,

т. е. ежегодный рынок.

ЯРМАРКА - большой торг обычно с

 увеселениями, развлечениями,

устраиваемый регулярно, в одном

месте и в одно время.

Толковый словарь Ожегова

В старину товар продавался в лавках. В каждой лавке был свой хозяин.

На ярмарке, куда мы отправляемся, разные лавки открыла целая семья:

Семья самостоятельная, для нас весьма занимательная!

 Мама — Существительное, дама очень мнительная;

Папа — Глагол — сущий балабол;

Дочери:

Числительное (в маму впечатлительная)

И Местоимение (везде с чужим мнением).

Сыновья:

Наречие (очень недоверчивое)

Да Прилагательное, ласково-внимательное.

Что это за семья? Кто мне скажет?

-Вы весь год разговаривали про части речи. Какая тема нашего урока?

Тема нашего урока «Повторение за год».  Какую цель мы можем с вами поставить?

 

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Имена прилагательные

-Части речи.

Цель: Вспомнить и закрепить знания о частях речи.

Познавательные:

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях

умение  ориентироваться  в  своей  системе  знаний:

отличать  новое  от  уже  известного  с  помощью  учителя

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке

Слайд

1-4

Вот мы с вами сегодня на уроке вспомним и постараемся закрепить свои знания о частях речи.

Давайте составим план урока.

И чтобы достичь поставленных целей нам нужно составить план урока. Он уже есть на доске, но его пункты стоят в неправильной последовательности. - Кто пойдет к доске и поставит пункты плана правильно?

Постановка темы и целей урока

Выполнить упражнения по частям речи

Выполнить самостоятельную работу

Подведение итогов

Обобщение и систематизация знаний и умений

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический:

Составление загадок

Внешний контроль

Первая лавка- имя существительное.

Разгадайте их и напишите отгадки

- Растет она вниз головою.

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет.

        (Сосулька)

- У дома побывал – всё окно

разрисовал.

У реки погостил – во всю

 реку мост мостил.

        (Мороз)

- От него -  здоровье, сила и

румяность щёк всегда.

Белое, а не белила, жидкое, а не вода.

        (Молоко)

- На носу сидим,

На мир глядим,

За уши держимся.

        (Очки)

-   Запишите отгадки.

-   Что общего у этих слов?

 

-   Проверьте свою запись.

Кто допустил ошибки?

-   Какое слово лишнее?      

-   Как изменяются имена

 существительные?                       

- Имена

существителные

стоят

 в ед.числе,

 в именительном падеже, нарицательные,

неодушевленные

- Имена

сущ.

 изменяются по падежам и числам.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

читать и слушать, отбирая нужную информацию;

развивать логическое мышление учащихся

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

 Что нужно знать, чтобы

 -Что нужно знать,чтобы

правильно написать

 безударные окончания имен

 существительных?

Теперь поработаем на карточках  

в парах. У вас есть 3 минуты на

 выполнения заданий.

Карточка

Вставь пропущенные буквы.

 В скобках укажи склонение и

 падеж существительных.

Придумай название рассказу.

                             

Лес состоял из огромных дубов

и ясеней. Их могучие ств__лы

великолепно ч__рнели на

прозрачной зелен__

 (               ) орешников и рябин.

 Поднимаясь выше, они стройно

 рисовались на ясном неб__

(             ). Зяблики проворно

бегали по дорожк__  

(               ). Осторожный

за__ц прокрадывался

вдоль опушк__ (              ).

Белка прыгала с ветк__  

(                ) на ветку (                  ).

Проверьте свою работу по эталону.

slide_11.jpg

Оцените свою работу в листе самооценки.

Переходим к другой лавке. Имя прилагательное.

вы

- Нужно знать склонение.

-Проверяют по эталону.

Если я права, поднимите руки

-Если я права, поднимите руки вверх,

пожалуйста.

Прилагательное изменяется по временам.

Прилагательное в предложении – второстепенный член.

А именно, обстоятельство.

Род прилагательного зависит от существительного.

А падеж зависит от глагола.

Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам.

Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как.

Прилагательные обозначают признак предмета.

Молодцы! Сейчас я раздам карточку по рядам. Вам нужно каждый  по очереди дописать окончание у имени прилагательного и определить число и род.

стар..  платье              

син..  платок 

зелен..  трава

свеж..  мясо 

громк..  музыка

стар..  дубы

весел..  игра

бел..  облака

зимн..  холод

красив..  книги

Давайте проверим. Попрошу выйти одному из ряда и ответить.

Если правильно – ставим большой палец вверх.

Неправильно- вниз.

Молодцы!

Оцените себя на листах.

-старое ед.ч.,ср.р.

-синий ед.ч.,м.р.

-зеленая ед.ч ж.р

-свежее ед.ч ср.р

-громкая ед.ч ж.р.

-старые мн.ч

-веселая ед.ч,ж.р.

-белые мн.ч

-зимний ед.ч,м.р

-красивые мн.ч

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

И, Г

Практический:

 Выполнение заданий

Внешний контроль

Переходим к следующей лавке- глагол.

Подберите слово, соответствующее схеме                                              2024-04-24_22-51-10.png

-   Что вы можете о нем сказать?

-   Что еще вы знаете о глаголах?

Посмотрите на слово на доске: угр_жать

Какая орфограмма здесь пропущена?

Правильно! Безударная проверяемая гласная в корне.

Какую буквы мы вставим? Как ее проверить?

Давайте вспомним алгоритм написания безударной гласной в корне.

Давайте откроем учебник на стр.117 упр.249

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

https://sun9-79.userapi.com/impg/FxQeR91DbEtVIK9bZlNtTVIT_8lM6FIuXTte_Q/hehvfiLIK6I.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=13cd896efcb21311aaa52c0dfc7ad13a&type=album

- Каждый выполняет это упражнение самостоятельно.

Давайте проверим.

16da8ab3-784d-40ff-bf03-0c24c562adc9.jpeg

Оцените свою работу на листах  самооценки.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем

Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глаголы изменяются по числам, в настоящем и будущем времени — по лицам и числам, в прошедшем времени — по родам.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

1.Поставить ударение

2. Выделить корень

3. Найти гласную, которую нужно проверить.

4. Подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Регулятивные:

коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять

роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесный:

беседа, опрос

Практический:

Заполнение волшебной коробки

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

 - Итак, какая была тема нашего урока?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что вы вспомнили про имя существительное, прилагательное? Глагол?

- Урок подходит к концу, мы выполнили с вами все пункты плана. Нарисуйте смайлик.

Если удалось все выполнить- веселый.

Грустный- если есть затруднения.

Регулятивные:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания, слушать других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение  определять типы тексто...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...

Технологическая карта урока Русского языка «Повторение и уточнение представлений о глаголе» (3 класс, УМК Школа России)

Технологическая карта урока Русского языка «Повторение и уточнение представлений о глаголе» (3 класс, УМК Школа России)...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Правописание предлогов и приставок» УМК "Школа России" 3 класс

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся в написании слов с буквой И/Ы после Ц.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Обобщать и систематизировать умения в написании И/Ы п...