Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [б] и [б,]. Буквы Бб" (УМК: "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: знакомство со звуками [б] [б,], буквой Бб, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать умение выделять звуки в словах;

2) закрепить умение выполнять звуковой анализ слов;

3) формировать умение составлять модели предложений;

4) учить читать слоги, слова, предложения.

Предметные:

1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Бб»;

2) учиться выполнять звуковой анализ слов;

3) учиться составлять модели предложений;

4) учиться читать слоги, слова, предложения.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 05.11.2024

Школа: МАОУ «СОШ № 152»

Класс: 1 «В»

Урок: 2

Время: 8:50 – 9:30 Кабинет: 214

Студент: Телегина Виолетта Максимовна

Группа: 45

Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Звуки [б] и [б,]. Буквы Бб»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: знакомство со звуками [б] [б,], буквой Бб, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать умение выделять звуки в словах;

2) закрепить умение выполнять звуковой анализ слов;

3) формировать умение составлять модели предложений;

4) учить читать слоги, слова, предложения.

Предметные:

1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Бб»;

2) учиться выполнять звуковой анализ слов;

3) учиться составлять модели предложений;

4) учиться читать слоги, слова, предложения.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виолетта Максимовна и сегодня я проведу у вас урок и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Ребята, назовите буквы, которые вы уже изучили.

- Сейчас вы разделитесь на 3 группы и будете читать (1, 2 и 3 ряд):

1. нсу

клн

кан

2. сук

сум

нос

3. усн

кон

нак

- Ребята, скажите, это слова или слоги?

- Верно, это слоги. А есть ли среди этих слогов слова? Назовите их.

- В какие слоги можно добавить буквы, чтобы получилось слово? Назовите слог и слово которое получится.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

- а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з.

- Слоги.

- Да. Сук, нос.

- Кана, сумка, конь.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Хотите познакомиться с новой буквой и звуками?

-  Кто может сформулировать тему урока?

Тема урока: «Буква Б, б. Звуки [б], [б']»

- Поставим цель урока.

Познакомиться…

Учиться…

Учиться…

Учиться…

1. Выдвигают варианты         формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

- Познакомиться со звуками [б], [б’]

Учиться отличать звуки [б], [б’] от других.

Учиться характеризовать звуки.

Учиться читать.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

  1. Организовывает работу обучающихся.

- Рассмотрите иллюстрацию стр. 96. Что на ней изображено?

- Иллюстрация к какой сказке здесь помещена?

- Кто автор данной сказки?

- Верно, Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт. Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети 19 века.

- Назовите слово с буквой «Б».

- Теперь прочитаем стихотворение, сначала буду читать я, потом вы.

- Дома вы будете учить наизусть отрывок сказки.

- Кто изображен на иллюстрации?

- Как вы думаете, что изображено под иллюстрацией?

- Давайте произнесем слово «белка» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам

«бел-ка» по схеме.

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «бЕл-ка». На какой слог падает ударение?

- Произнесем первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

- Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)?

- Отгадайте загадку:

Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
 (барсук)


- Что изображено под иллюстрацией?

- Давайте произнесем слово «барсук» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам

«бар-сук» по схеме.

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «бар-сУк». На какой слог падает ударение?

- Произнесем первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

- Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)?

- Давайте ещё раз произнесём этот звук.

- Ребята, какой звук мы выделили в первом слове, в первом слоге?

- Какой во втором слове в первом слоге?

- Что в них общего?

- Чем они отличаются?

ИГРА: Встаньте! (читать вперемешку)

- А сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Я называю слова, а вы – если звук [б’] мягкий – прыгаете на одной ноге тихонько; если [б] твердый – на двух ногах.

- Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [б] и [б,]?

- Ребята, звуки [б] и [б,] обозначаются одной буквой Бб.

- Внимательно рассмотрите букву Бб.

- Как вы думаете, почему их 2?

- Первая буква Б – печатная заглавная, вторая б – печатная строчная.

- Какие слова начинаются с заглавной буквы?

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- Сказка о царе Салтане.

- Александр Сергеевич Пушкин.

- Белка.

- Белка.

- Изображена схема слова.

- 2 слога, потому что в слове 2 гласных звука.

- На 1 слог.

- Бе. 2 звука: 1-ый [б]- согл., зв., мяг., 2-ой [е]-гл., уд.

- Звук [б,] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, т.к. спинка языка приподнимается к верхнему нёбу.

- Изображена схема слова.

- 2, так как 2 гласных звука.

- Бар. 3 звука: 1-ый [б]-согл., зв., тв., 2-ой [а]-гл., безуд., 3-ий [р]- согл., зв., тв.

- Звук [б] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; твердый, т.к. спинка языка не приподнимается к верхнему нёбу.

- [б]

- Звук [б].

- Звук [б’].

- Оба звука -согласные и звонкие.

- Звук [б] – твердый, звук [б,] – мягкий.

- Бант, бусы, бочка, банка, бублик, баранка. 

- Бинт, берёза, билет, бисер, бигуди, бинокль, белка.

- Звуки [б] и [б,] обозначаются буквой Б.

- Имена собственные; названия рек, озёр, гор; если слово стоит в начале предложения и начинается с буквы (Б).

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Давайте вслух еще раз произнесем 1-ый звук.

- С каким новым звуком мы познакомились?

- Кто еще раз сможет дать характеристику новых звуков? (2 ученик)

- Давайте откроем учебники на стр. 97.

- Посмотрите на букву Бб в верхнем правом уголке. Как вы думаете, на что она похожа?

- Из каких элементов она состоит?

- На стр. 97 в красной рамке читаем слоги.

- Сейчас вы будете работать в парах сначала за партами, выходите к доске парами и ставите карточку со звуковой моделью к слогам на лесенку.

(ба, бо, бу, бы, бе, би)

- Какие это слоги (Согласные/Гласные)?

- Произнесем только те слоги, в которых буква Бб обозначает твёрдый звук. Почему?

- А теперь произнесем слоги, в которых буква Бб обозначает мягкий звук. Почему?

- Составьте с этими слогами слова.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

- Со звуком [б].

- Кто-то пузатый в кепке. 

- Заглавная: петля с закруглением и крышечкой.

Строчная: овал и наклонная линия с закруглением.

- Слоги слияния.

- ба, бо, бу, бы. После него – гласный, обозначающий твердость предыдущего согласного.

- би, бе. После него – гласный, обозначающий мягкость предыдущего согласного.

- Барабан, бобр, буква, бык, билет, береза.

П: умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.
  3. Организует работу со звуковой моделью.

- Кто изображен в красной рамке под буквой «Бб»?

- Давайте произнесем слово «зебра» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам «зеб-ра».

- Сколько слогов в этом слове и почему? Произнесем вслух с ударением «зЕб-ра».

- На какой слог падает ударение?

- Прочитаем первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

- Кто изображен на следующем рисунке?

- Давайте произнесем слово «голуби» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам «го-лу-би».

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «гО-лу-би». На какой слог падает ударение?

- Произнесем последний слог. Сколько звуков в этом слоге?

  1. Выполняют самостоятельную работу.
  2. Работают со звуковой моделью.

- Зебра.

- 2, так как 2 гласных звука.

- На 1.

- Зеб. 3 звука: 1-ый [з]-согл., зв., мяг., 2-ой [е]-гл., удар., 3-ий [б]-согл., зв., тв.

- Голуби.

- 3, так как 3 гласных звука. На 1.

- Би. 2 звука: 1-ый [б]-согл., зв., мяг., 2-ой [и]-гл., безуд.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу с моделью высказывания.

- Сейчас давайте прочитаем на стр. 97 последовательно по слогам, с ударением каждое слово.

- Сейчас я буду читать текст на стр. 97, ваша задача слушать внимательно и ответить потом на вопросы по тексту.

- Какие деревья растут в парке?

- Кого встретили ребята?

- Что брала белка?

- Кто из вас видел белку? Расскажите о ней.

- Теперь текст будете читать вы (2 раза).

- Прочитаете слова, которые начинаются на букву БЭ.

  1. Работают с моделью высказывания.

- Липы и сосны.

- Белку.

- Баранки из рук.

- Были, белка, брала, баранки.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

- Достигли ли мы цель урока?

- На ваших столах лежат листы бумаги, нужно нарисовать смайлик, который соответствует

вашему впечатлению о уроке.

(НА СЛАЙДЕ)

- Поднимите руки те, кто нарисовал зеленый смайлик.

- А кто нарисовал желтый смайлик?

- А кто красный?

- Отлично!

- Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы!

- Но больше всего мне понравилось, как работали … (назвать детей)

- Спасибо за работу, урок окончен.

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте “Звуки [л], [л`], буква Лл” (УМК “Школа XXI века”, 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [л], [л`] и букве Лл.Дидактические:Познакомить обучающихся со звуками [л] и [л`].Дать представление о том,  какой буквой об...

Технологическая карта урока обучению письму "Заглавная и строчная буква Яя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Цель урока: формирование каллиграфически правильного графического навыка: обучение написанию заглавной и строчной буквы «я» и её элементов.Задачи урока:Дидактические: 1) обобщить поня...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звукЗадачи урока:Дидакти...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [м], [м’], буква «М, м». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить умение харак...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной прописной буквы «И» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «И» и её элементов.Дидактические задачи урока:1. Познакомить с каллиграфически правильным н...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [н], [н`], буквы Нн" (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [н], [н,] и буквах Нн. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Познакомить с согласными звуками [н], ...