Технологическая карта урока русского языка «Число имени прилагательного» (УМК «Школа России», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятие о прилагательном как части речи, умение определять число имен прилагательных.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Учиться  распознавать в речи прилагательное по лексическому значению и грамматическим признакам;
2.Учиться определять число имени прилагательного;
3.Учиться составлять алгоритм и работать по алгоритму.
Личностные:
1.Стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;
2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка;
3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Число имени прилагательного»34.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

            Дата: 05.03.2024 г.

            Школа: МАОУ «СОШ №152»

            Класс:

            Урок:

            Время: 

            Кабинет: 209

Студент: Ефимова Татьяна Николаевна

Группа: 35

Учитель: Кузнецова Виктория Викторовна

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Число имени прилагательного»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятие о прилагательном как части речи, умение определять число имен прилагательных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Формировать понятие о прилагательном как часть речи;      

2  Формировать  умения определять число имени прилагательного.

3.Учить составлять алгоритм и работать по алгоритму.

 

Предметные:

1. Учиться  распознавать в речи прилагательное по лексическому значению и грамматическим признакам;

2.Учиться определять число имени прилагательного;

3.Учиться составлять алгоритм и работать по алгоритму.

Развивающие:

1.Развивать умение использовать прилагательное в устной и письменной речи;

2.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности.

Личностные:

1.Стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

 2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка

3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1.Воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела

 2. Воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна сегодня я проведу у вас уроки русского языка.

- -Ребята, вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать?

 - Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие вместе с паровозиком из Ромашково.  

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Ответы детей

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Что необходимо приобрести, чтобы отправиться в путешествие?

-Правильно ребята, билеты.

Для того чтобы нам получить билеты нужно выполнить задание.

На доске представлены имена прилагательные вы  к ним должны подобрать имена существительные по смыслу и записать получившиеся словосочетания.

(Проверяем что получилось)

- Билеты приобрели, паровозику понравилось, как вы работали, значит можно отправляться дальше.

1.Отвечают на вопросы учителя

 

Билеты

(Крепкая,настоящая…

Наливное,сладкое….

Увлекательное,интересное….

Солнечный, ясный…

Высотное,каменное…..

Широкая,глубокая…

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

- Ребята, паровозик не может сдвинутся с места ему на дороге попался камень и перекрыл ему весь путь, чтобы камень исчез, мы должны с вами выполнить задание.

-Прочитайте на доске слова.

-Что в них общего?

-Найдите лишнее слово?

-Давайте сформулируем тему нашего урока:

«Число имени прилагательного»

Давайте попробуем поставить цель?

-Ребята, подул сильный ветер и разбросал наш план урока давайте попробуем его восстановить.

-На ваших столах лежит лист самооценки,

Мы будем заполнять его в течение урока.

-Сейчас нарисуйте флажок в первом вагоне,

Зелёный-если у вас хорошее настроение и вы готовы работать,

Жёлтый-есть недопонимания,

Красный-ничего не понял.

-Ребята вы справились с заданием, мы можем ехать дальше.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Пушистый,весёлые,красная, спелое

Это имена прилагательные

(Весёлые, так как это имя обозначает признак нескольких предметов, а остальные признак одного)

Научимся определять число у имён прилагательных.

1.Знакомство с числом прилагательных

2.Работа по учебнику

3.Самостоятельная работа

4.Подведение итогов.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

-Мы, ребята, приехали с вами на станцию «Внимания»

-На доске представлены картинки предметов.

- Запишите воздушный шар- воздушные шары.

-Какие части речи вы использовали при записи?

-В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

-В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

Какой вывод можем сделать?

Прочитайте в учебнике на странице 78 правило 1 часть. Сравните, так ли мы сформулировали?

-Что нового вы узнали?

-Правильно,какой пункт плана мы выполнили?

-Возьмите лист самооценки и отметьте флажок первый вагон.

Зелёным-всё получается,

Жёлтым-есть недопонимания,

Красным- остались вопросы.

- А мы отправляемся с вами дальше, следующая станция

«Страна знаний»

-Что можете сказать о стране знаний?

Какая пословица подходит о стране знаний

-Открываем учебник на стр. 78, обратимся к номеру 135

Прочитайте выразительно стихотворения.

- Слова какой части речи помогли представить вам цветы?

- Объясните значение слов, данных в задании.

- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?

-Всё верно, давайте прочитаем ниже сведенья о языке

-Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)

-Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам и числам)

-Что нового узнали?

-Обратимся с вами к заданию№136, Прочитайте задание.

-Сейчас выходят по цепочке к доске пишут и объясняют.

- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?

- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?

- Запишите в тетради два любых словосочетания.

Последнее предложение вы делаете самостоятельном (обсудим вместе).

-Что у вас получилось? Объясните?

- Прочитайте сведения о языке на стр. 79.

-Расскажите в парах друг другу.

(Спрашиваю обучающихся)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

-Вы большие молодцы, продолжаем открывать новое выполним задание под №137 вы будете выполнять его в парах,

Прочитайте задание.

Как поняли?

Образец выполнения

(Выделить окончание в ед.ч,, мнж.ч)

(проверим его вместе)

-Над чем работали?

-Что нового узнали ?

-Поставьте себе на полях отметку зелёный смайлик если всё получило,

-Жёлтый 2-3 ошибки,

-Красный 3 и более.

-Посмотрите на слово, давайте прочитаем его Орфоэпически,

Орфографически,

 -Кто знает кто такой поэт?

Записываем в тетрадь 2 раза в строчку, выделим орфограмму.

Составьте

словосочетание и допишите строчку

-Возьмите свой лист самооценки и нарисуйте смайлик во 2 вагоне.

(большой мяч - большие мячи, воздушный шар-воздушные шары)

Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)

Друг познаётся в беде;

Знание трудом добывается;

Не то  золото,  что  блестит.

Голубой -  цвет.

Голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.

Голубой и темно-голубой (оттенки цветов).

Сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет).

Известный поэт,

известные поэты

Поэт

6-8 слайды презентации

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Мы отправляемся дальше наша станция «Солнечная»

У вас на столах выданы карточки, вы работаете в парах.

Вверху над словосочетаниями укажите число имён прилагательных.

(Обсудим что у вас получилось )

Проверка по эталону

-Кто допустили ошибки?

-Какие? Объясните.

-Над чем работали?

Оцените свою работу

Давайте попробуем составить алгоритм

Алгоритм определение числа:

1.Прочитать словосочетание сущ+прил.

2.Поставить вопрос, определить род.

3.Выделить окончание.

4.Определить число

(звонкий колокольчик)

Паровозик очень доволен вашей работой, поэтому вместе с вами решил отдохнуть.

- Широкая дорога,  душистый ландыш, солнечные дни, голубые колокольчики, летнее утро, желтый одуванчик, нежные незабудки.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-Давайте все дружно встанем и отдохнём. Проверим вашу внимательность.

Игра называется «3,13,33»

"3" - руки вперёд, на счёт "13" – в стороны , на счёт "33" - вверх. Сначала всё по правилам, а потом путаете ребят.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Внешний контроль

-Какой пункт плана мы с вами закончили?

-Правильно мы приехали на станцию «Самостоятельная»

- На столах у вас лежат карточки, вы должны списать предложения. Подчеркнуть имена прилагательные.  Определить число.

   Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат весёлые воробьи.

(Сдаём учителю)

-Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик в 3 вагоне

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- А мы отправляемся дальше.

 Станция «по требованию»

Паровозик ехал так быстро что нечаянно из его вагончика выпали словосочетания.

-Давайте поможем вернуть все слова на свои места, не забываем определять число.

(Образец ответа)

(Работаем в слух)

большой                река

глубокая              астры

красные              ребята

 веселая            крокодил

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Вот мы и приехали

Станция «Конечная»

-Как изменяется имя прилагательное?

На какой вопрос отвечает прилагательное во множественном числе?

Достигли цели?

А я нашла в вагончике записку, кто-то обронил её. В неё столько ошибок,

-Ребята исправьте ошибки, подбирая правильное число имени прилагательного.

 Нарисуйте флажок в последнем вагоне.

Паровозик прощается с вами. Он очень доволен вашей работой.

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

По числам

Какие?

Глубокое лужи,

Большая слон,

Высокая деревья,

Яркие бабочка.

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Число имен прилагательных" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

quot;Школа России" презентация к уроку №122 русского языка  "Число имен прилагательных"    УМК «Школа России»  Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 клас...

Конспект урока русского языка "Число имен прилагательных" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения определять число имен прилагательных; отработка умения составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».Планируемые результат...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления об имени прилагательном как части речи, его значении и употреблении в речи.Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока русского языка "Число имен прилагательных"(УМК"Школа России",3 класс)

Тема урока «Число имен прилагательных» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умений определять число имён прилагательных и отработать умение с...

Технологическая карта урока русского языка "Роль имени прилагательного в тексте", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: «Роль имени прилагательного в тексте».Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роли имени прилагательного в тексте.Задачи урока Ди...

Технологическая карта урока русского языка «Род имён прилагательных» (УМК "Школа России", 3 кл., 1ч.)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: ознакомление детей с родом имен прилагательных.Обучающие:Познавательные:анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признак...

Технологическая карта урока русского языка «Род имени прилагательных» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: Формирование представления обучающихся об определении рода имени прилагательного. Задачи урока:Дидактические:1.  Сформировать умение определять род имён прилагательных.2. Со...