Технологическая карта урока русского языка «Наш проект: В словари -за частями речи!» (УМК: "Школа России", 2 кл., 2ч.)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гиззатова Айназ Рафиловна

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: формировать понятие о словарях, видах словарей, систематизация знаний о правописаниях слов с использованием словарей.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) учиться определять виды словарей;

2) учиться работать со словарями;

Личностные:

1) осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

2) осознавать пользу словарей для своего личностного роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tochny_variant.docx703.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 07.05. 2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 2 «г»

Урок: 4

Время: 16:40-17:20       Кабинет:         

Студент: Гиззатова А.Р.

Группа: 35

Учитель: Рязанова Н.В.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Наш проект: В словари -за частями речи!»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: формировать понятие о словарях, видах словарей, систематизация знаний о правописаниях слов с использованием словарей.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о видах словарей;

2) учить находить нужную информацию в словаре по определенным правилам.

Предметные:

1) учиться определять виды словарей;

2) учиться работать со словарями;

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) развивать коммуникативные качества обучающихся

3) развивать умение обобщать изучаемые факты

Личностные:

1) осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

2) осознавать пользу словарей для своего личностного роста.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу

УМК: «Школа России» учебник русский язык 2 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образ

ва-тельная цель этапа урока

1Формы организации учебной деятельности, 2методы и 3приемы, 4 формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф, И

Словесный: 

беседа

Практический:

работа с раздаточным материалом

Внешний контроль

 Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Айназ Рафиловна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Пока я шла к вам на урок, подул такой сильный

ветер, что я уронила свою сумку и план урока

полностью перепутался, ребята, помогите, пожалуйста, составить его в правильном порядке.

-Вы такие молодцы! Перед каждым из вас лежит лестница успеха. Ваша задача- после каждого этапа нарисовать на ступеньках человечка.

Приветствие учителя.

1) Постановка темы и цель урока;

2) Открытие новых знаний

3) Выполнение упражнений

4) Подведение итогов

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: выстраивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

опрос, беседа.

Внешний контроль

Повторение пройденного материала.

Отгадайте загадку:

По улице не ходит,

В окно не глядит,

Никого не спрашивает,

Но все знает.

Кто его открывает- тот все понимает.

 - Ребята, Вы знаете, сколько всего слов есть в русском языке?

-На самом деле, ученые предполагают, что в русском языке более 600 тыс. слов!  А как Вы думаете, могут ли люди знать значения всех слов, уметь правильно их писать, знать грамматические признаки, подбирать к ним антонимы и синонимы?

- А где люди могут найти ответы на вопросы?

- Совершенно верно, в словарях! Словари- это наши верные помощники.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем

 

 

Словарь

Нет

В словарях

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные:

-повторение теоретических сведений; осуществление связи нового материала с ранее изученным

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

опрос, беседа.

Внешний контроль

Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Как Вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Чтобы поставить цель на этот урок, продолжите слово

«Будем учиться…»

- Молодцы! Мы определили тему урока и цель, нарисуйте первого человечка на первой ступени.

Отвечают на вопросы, 

поставленные учителем.

Тема: Наш проект: В словари- за частями речи!

Цель: Будем учиться   выполнять упражнения, используя словари.

Познавательные:

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях

умение  ориентироваться  в  своей  системе  знаний:

отличать  новое  от  уже  известного  с  помощью  учителя

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке

Слайд

1-4

Открытие новых знаний

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический:

Составление загадок

Внешний контроль

Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 600 000 слов. Вряд ли можно найти человека, в лексиконе которого было бы столько слов. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас.

Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней. А словарь, как вместилище и классификатор этих понятий, может считаться вселенной в мини-варианте.

-Что же такое «Книги-справочники»? Книги-справочники-это книги, дающие краткий, но точный ответ на любой вопрос.

Книги-справочники делится на 3 классификации: справочники, энциклопедии, словари.

- Словарь- собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводами на другой язык. (С.И.Ожегов)

- Орфографический словарь- это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.

- Толковый словарь-  объясняет значения слов, иллюстрирует их употребление.

- Ребята, назовите словари, с которыми Вы работали на уроках русского языка.

- Вы знаете для чего служит каждый вид словарей. Учебник русского языка предлагает множество упражнений с использованием словарей. А Вы использовали на уроках сразу несколько словарей? А сегодня мы будем использовать все 6 видов словарей и выполним проект «В словари-за частями речи», используя несколько видов словарей одновременно.  

- Сегодня на протяжении урока Вы будете работать в парах, поэтому давайте вспомним правила работы. 1 группа будет работать с Толковым словарем; 2 группа- с орфографическим словарем; 3 группа- со словарем синонимов; 4 группа со словарем антонимов, 5 группа- с орфоэпическим словарем; 6 группа со словарем однокоренных слов. Сперва 3 минуты Вы работаете в парах, далее я дам 3 минуты для обсуждения в группах, так как это творческая работа за 3 минуты вы должны оформить листы и защитить ваши проекты.

-Откройте учебники на странице 114, перед вами 6 видов заданий по 6 видам словарей. Посмотрите на экран и найдите страницу, необходимая для вашей группы.

- Но перед этим давайте отдохнем и выполним физминутку. Встаньте, задвиньте стулья для вашей безопасности. Я буду показывать Вам движения, а Вы повторяйте за мной.

Физминутка

Правила работы в парах:

- Слушать внимательно партнера;

-Работать должна оба;

-Свое несогласие выражать вежливо;

-Работать тихо, не мешая другим.

-Нет

Правила работы в группах:

1) Соблюдать тишину;

2) Уважать чужое мнение;

3) Пока один говорит- другие слушают.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

читать и слушать, отбирая нужную информацию;

развивать логическое мышление учащихся

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

И, Г

Практический:

 Выполнение заданий

Внешний контроль

https://sun9-72.userapi.com/impg/vgqSWrQ_QrAspyCwIY1NO374LAhqeFerZ4jX_Q/BLFoEILvKaI.jpg?size=1280x747&quality=95&sign=c3be369a78c618e47bf1905b85f43033&type=album

https://sun9-79.userapi.com/impg/G9iwiSMRI8kWB3fhEkVWzCF4eX5LPFPu_d-gxA/4460FxjC97U.jpg?size=1280x1053&quality=95&sign=be7521b88cec28146c5697709c7bf9b8&type=album

https://sun9-80.userapi.com/impg/X2bYoRGPDOUDt42NAw0RcrnY0LOsaGRfEcdgkA/QrWysXpO3-8.jpg?size=1280x726&quality=95&sign=fb14b58e3b311ac099a3eefdeb98441a&type=album

Отвечают на вопросы, поставленные учителем

Регулятивные:

коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять

роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесный:

беседа, опрос

Практический:

Заполнение волшебной коробки

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

 - Итак, какая была тема нашего урока?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что вспомнили про словари?

-Оцените свою работу на уроке, закрасив лепестки в

соответствующий цвет: Голубой- все поняли, не было трудностей;

Желтый- все выполнила, но были трудности;

Красный- Ничего не понял\а.

Рефлексия своей деятельности

- В словари- за частями речи

-Да

Регулятивные:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания, слушать других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...

Конспект урока русского языка «Наши проекты. В словари за частями речи» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика дисграфии, связанной с нарушен...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Задачи урокаДидактические:1)  формировать умения определять...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "В словари-за частями речи!" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Задачи урокаДидактические:1) формировать умение...

Конспект урока русского языка «Наши проекты. В словари за частями речи», УМК «Школа России», 2 класс

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Планируемые результаты:  Предметные:знать: что такое словарь, виды слова...