Технологическая карта урока обучение письму «Письмо строчной письменной буквы «Р» (УМК: Школа России 1 кл., 2ч.)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гиззатова Айназ Рафиловна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «р» и её элементов.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Учиться писать строчную и прописную букву «Рр».

2.Учиться писать строчную и прописную букву «Рр» в соединении с другими буквами.

3.Выполнять гигиенические навыки письма.

4.Учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

 

Личностные:
1.Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

 

2.Формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_obuchenie_pismu.doc849.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 15.10.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 1 «в»

Урок: 3

Время: 9.30-10.10 Кабинет: 214

Студент: Гиззатова Айназ Рафиловна

Группа: 45

Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

                                     Тема урока: «Письмо строчной и заглавной буквы «Рр»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной и заглавной буквы«Р» «р», соединениях с буквой «р», написанию слов с буквами «Р» и «р», умению писать и соединять строчную и прописную букву «Р» «р» с другими буквами.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с написанием строчной и прописной буквы «Р» «р».

2.Учить писать строчную и прописную букву «Р» «р» в соединении с другими буквами.

3.Формировать умение составлять и анализировать звуковую модель.

4.Развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1.Учиться писать строчную и прописную букву «Рр».

2.Учиться писать строчную и прописную букву «Рр» в соединении с другими буквами.

3.Выполнять гигиенические навыки письма.

4.Учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности.

2.Развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «л» в ходе выполнения упражнений

Личностные:

1.Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

2.Формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий.

Воспитательные:

1.Воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований.

2.Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь при изучении новой буквы.

УМК: «Школа России» Пропись: 1 кл., 2 ч./Горецкий В.Г., Федосова Н.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная.

Словесный: беседа

1.Приветствует учащихся.

2.Создает эмоциональный настрой.

3.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Айназ Рафиловна и сегодня я проведу у вас урок обучения письму.

- Сегодня на уроке мы побудем альпинистами и будем покорять гору Букв. На вершине горы уже есть буква, которую вы прошли, скажите, почему она с одной стороны синего цвета, а с другой- зеленая? Что это означает?

- Молодцы, сначала проверим, все ли у Вас готово для этого: прописи, ручки, карандаши? Молодцы! Тогда давайте начнем!

-Ребята, посмотрите на экран, скажите, правильно ли сидит мальчик за партой?

- А какие ошибки он допускает?

-Какие качества мы должны проявить на уроке при письме, чтобы у нас всё получилось?

-Отлично, у каждого из вас лежат листы- это карта наших остановок, пока мы будем подниматься на нашу гору. Вам необходимо после каждой ступени нарисовать человечка определенного цвета:

Зеленый: я все выполнил, у меня все получается;

Желтый: есть небольшие трудности;

Красный: у меня ничего не получается.

1.Приветствуют учителя

2.Настраиваются на работу.

3.Показывают готовность к уроку.

Что буква «Л» может быть и твердой и мягкой.

Этапы урока:

1) Постановка темы и цели урока;

2) Открытие «нового» знания;

3) Закрепление новых знаний;

4) Подведение итогов;

УУРД: самоопределение; личностное включение в учебную деятельность.

Учебная презентация,

слайд №

Актуализация знаний и мотивация

(3-4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Наглядный:

Ребус

Слого-звуковой анализ слов

Проблемная ситуация

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

2. Подводит к новому материалу.

- Ребята, вместе с вами на гору хочет подняться еще один альпинист. Он очень таинственный незнакомец, ведь подготовил для вас загадки, чтобы вы угадали его.

- Итак, 1 «в» класс, попробуем угадать таинственного незнакомца?

Загадки:

1. Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (Ракета).

2. Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

3. Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

 - Молодцы. Мы смогли разгадать загадки

- Вы заметили, что разгадав загадки, мы получили слова, которые начинаются на одну и ту же букву. Так кто же тот таинственный незнакомец?

- Правильно. Вот мы смогли определить букву, которая хочет с нами покорить гору.

– На что похожа буква р?

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоят слова?

-  Как мы на письме обозначаем звуки?

– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Воспринимают информацию.

- буква «р»

Буква «Р» похожа на трость, парус у парусной лодки, топор и т.д.

Из букв.

Буквами.

Букву «р».

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация, слайд №

Постановка учебной задачи
(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный: подводящий диалог

Моделирование

1.Предлагает сформулировать тему урока.

2.Помогает в формулировании целей урока.

3.Помогает в составлении плана урока.

- А сейчас обратите внимание на то, что в одном случае нам нужно писать заглавную букву «Р», а в другом строчную букву «р».

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Правильно, только говорят не большая и маленькая, а строчная и заглавная. Итак, тема нашего урока «Письмо строчной и заглавной буквы «Рр».

- Какие цели мы можем поставить?

- Используйте опоры:

Узнать,

Учиться…

- Отлично, нарисуйте на первой остановке нашей карты определенного цвета человечка. Мы прошли первую остановку под цифрой №1.

1.Формулируют тему урока.

2.Формулируют цели урока.

3.Составляют план урока.

Тема: Письмо строчной и заглавной буквы «Рр».

 

Цели:

1.Узнать, как пишутся буквы Р и р.

2.Учиться писать соединения, слова, предложения с буквами Р и р.

УУПД: самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Учебная презентация, слайд №

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: написание буквы

письмо в воздухе

1. Предлагает задания для выполнения.

2. Контролирует выполнение работы.

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- На какие две группы делятся письменные буквы?

- В какой строке пишутся строчные буквы?

- Мы смогли с вами узнать, кто пойдет с нами на вершину горы, но нужно подготовить букву «р». Для этого нам нужно научиться писать его аккуратно и красиво.

-Перед тем, как начать писать, давайте повторим, как правильно держать ручку?

-Верно. Теперь давайте вспомним правила посадки.

- Какое расстояние должно быть между вашим телом и партой?

- Хорошо. А как должна лежать тетрадь?

- Для начала рассмотрите и сравните строчную и заглавную букву «Рр». Чем они отличаются?

- А сейчас откройте прописи на стр. 21. Посмотрите в левый верхний угол. Какую букву вы видите?

- Верно. Посмотрите в правый верхний угол. Что изображено там?

- Из скольких элементов состоит буква?

- Давайте рассмотрим элементы. Как они называются?

- Сейчас я вам покажу, как пишется строчная буква «р». Внимательно следите за движением руки.

Письмо строчной буквы «р».

- Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до середины междустрочного пространства, не отрывая руки ведем вверх по написанному, доводим до середины рабочей строки и пишем второй элемент – ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз наклонную линию с закруглением внизу вправо.

- Каждый альпинист, прежде чем отправиться в путь, проходит физическую подготовку. Давайте и мы ее проведем. Приготовим наши пальцы для работы.

                      Пальчиковая гимнастика

Сделаем зарядку.

1. «Замок»

Раз! (Повертели замочком в разные стороны)

Два! (Открыли замочек)

2. «Птичка»

3. «Пальчики здороваются»

- закончили зарядку.

- Попробуйте написать букву в воздухе. Обведите в прописях элементы строчной буквы «р»

- Молодцы, теперь приступаем к написанию. Откройте пропись на страничке 23. Возьмите ручку, положите прописи правильно, выпрямите спину.

- Обведите 2 буквы «р» в прописи.

- Напишите букву в прописи до конца строки. Кто закончил - руку на локоток.

- А сейчас откройте пропись на странице 22, рассмотрите заглавную букву «Р» и назовите все знакомые элементы.

- Заглавная буква «Р» состоит из двух элементов: из плавной наклонной линии с закруглением внизу и полуовала, который расположен горизонтально.

- А теперь следите за доской, покажу, как правильно писать заглавную букву «Р».

- Начинаем писать немного выше середины междустрочного пространства. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и закругляем влево. Второй элемент пишем слева направо в виде округлой линии. 

- Отлично.

- Возьмите простой карандаш и подчеркните те буквы, которые получились лучше всего.

- А сейчас откройте страницу 22 и напишите заглавную букву «Р» до конца строки.

- Возьмите простой карандаш и подчеркните те буквы, которые получились лучше всего.

- Чему мы сейчас учились?

- Нарисуйте человечка определенного цвета на второй остановке «Новые знания» нашей карты.

1.Отвечают на вопросы.

2.Выполняют задания.

- Строчные и прописные.

- В рабочей (узкой).

- Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец.

- Сидеть прямо; ноги держать прямо, стопы на полу/подставке; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки на столе, опираются о край парты, а локти выступают за ее край.

- Кулачок

- Под наклоном.

- Печатную букву «Рр»

- Строчная буква «р»

-Из 2

- из прямой длинной наклонной линии и прямой короткой наклонной линии с закруглениями вверху и внизу.

Выполняют движения пальцами

Пишут элементы буквы в воздухе.

Пишут элементы буквы «р»

Пишут букву в воздухе.

Пишут букву.

Подчеркивают букву.

Ответы обучающихся

УУПД: подведение под понятие;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУКД: учитывать различные мнения при сотрудничестве

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Первичное закрепление
(7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивиду альная

парная

Словесный:

учебный

диалог

Практический:написание слогов и слов

Наглядный:

демонстрация.

1. Предлагает задания на закрепления новых знаний.

- После того, как мы научились писать букву «р».

- Чему будем учиться?

- Какие у них соединения?

- Почему?

- И сейчас я вам расскажу и покажу соединения на доске.

- А теперь напишите соединения в прописи на странице 23 по образцу.

- Сначала пишем строчную букву «р» под такт: раз-и-два-и-три. Затем пишем строчную букву «а». Обратите внимание, что соединение у этих букв верхнее.

- Обменяйтесь прописями. Если ваш сосед по парте написал правильно, аккуратно и без исправлений, то поставьте карандашом «+».

- Какой следующий шаг?

- Какие слова нам предлагают прописи?

- Прочитайте эти слова, сколько в них слогов?

- Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.

- Напишите эти слова.

- Какие соединения в этих словах?

- Обменяйтесь прописями. Если ваш сосед по парте написал правильно, аккуратно и без исправлений, то поставьте карандашом «+».

- Оцените этот этап на нашей карте, а именно на 3 остановке «Закрепление новых знаний»

Проводит динамическую паузу

- Мы прошли уже половину пути и нужно хорошенько отдохнуть. Встаем, задвигаем стулья для вашей безопасности.

1.Выполняют задания.

- Мы будем учиться писать ее с соединением

Пишут слоги в прописях.

Проверяют написанное в парах по критериям.

- Следующий шаг- написание слов.

- «ранка» и «рис», предложение «у Иры ранка».

- В слове «ранка» 2 слога. В слове «рис» 1 слог.

- Сколько гласных, столько и слогов.

Смотрят на написание слов.

Пишут слова.

Проверяют написанное в парах по критериям.

УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУКД: учитывать различные мнения при сотрудничестве

УУПД: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

УУПД: структурирование знания;

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Словесный: слово учителя

Индивидуальная

Парная

Взаимопроверка

1. Предлагает выполнить задание самостоятельно.

2.Организует проверку выполненных заданий.

- Буква «Р» вместе с вами учиться писать своей имя в словах. но кажется она допустила ошибки. Найдите их и исправьте.

Слова на листочках:

ри(с), Ра(к), ра(й)

- Скажите, какую ошибку допустила при письме этих слов?

- Правильно, он в место прописных букв написал печатные.

- Исправьте и напишите у себя в тетрадях правильно, используя все буквы прописные.

- Обменяйтесь листочками в парах и поставьте + если правильно исправили ошибку.

1.Выполняют самостоятельную работу.

- Он перепутал печатные буквы с прописными буквами.

Исправляют ошибку и записывают у себя в тетрадях правильно.

2.Проверяют и оценивают выполненные задания в парах.

Ответы обучающихся

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУРД: контроль, коррекция, оценка.

Учебная презентация, слайд №

Карточки

 

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Индивидуальная:

написание предложения по контуру

1. Предлагает выполнить задания на закрепление пройденного материала.

- Посмотрите на предложение в прописи, прочитайте его.

- Как вы поняли, что это предложение?

- О чем в нем говорится?

- Назовите слово (слова) с буквой «л».

- Сколько слов в предложении? Составляем модель.

 

- Какое первое слово?

- Напишем это слово под мою диктовку.

- Какое второе слово? Произнесем по слогам вместе

- Напишем вместе под диктовку

- Какое третье слово?

- Напишем вместе.

- Давайте поработаем со словом «ранка». Сколько в нём слогов, и на какой слог падает ударение?

- Разделите слово на слоги, поставьте ударение. Под каждой буквой поставьте зелёную точку, если звук согласный мягкий, синюю – если согласный твёрдый, красную – если гласный.

- Обменяйтесь прописями. Если ваш сосед по парте написал правильно, аккуратно и без исправлений, правильно выполнил задание, то поставьте карандашом «+».

1. Записывают предложение.

- У Иры ранка

- Есть законченная мысль, первое слово начинается с прописной буквы «У», в конце ставим точку.

- О том, что у Иры ранка.

- Иры, ранка.

- 3 слова

Пишут

- Иры, И-ры

Пишут

- ранка, ран-ка

- 2 слога. Ударение падает на 1 слог.

             

- р`ан| ка

Выполняют задание

Проверяют написанное в парах по критериям.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУПД: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия.

УУПД: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности,

осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа

1. Организует беседу по уточнению понимания темы, целей деятельности урока.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Давайте подведем итоги нашего урока.

- Какую букву мы сегодня изучали?

- Какие элементы содержит в себе строчная и заглавная буква «Рр»?

- Какие звуки обозначаются буквой «р»?

- Какие слоги, слова и предложение мы сегодня научились писать?

- Мы с вами поднялись до вершины горы и поэтому нарисуйте  человечка определенного цвета на листе самооценивания и оцените свою работу на уроке.

  • зеленый – отлично;
  • желтый – неплохо;
  • красный – плохо.

- Спасибо за урок. До свидания!

1.Отвечают на вопросы.

2.Анализируют свою работу на уроке.

- Мы сегодня изучали строчную и заглавную букву «Рр».

- Состоит из прямой длинной наклонной линии и прямой короткой наклонной линии с закруглениями вверху и внизу.

- [р] и [р’] (твердый и мягкий).

Ра, ри, ру, ры, ранка, рис, «У Иры ранка»

УУПД: контроль и оценка процесса и результатов

действия; УУЛД: Самооценка;

Учебная презентация, слайд №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте “Звуки [л], [л`], буква Лл” (УМК “Школа XXI века”, 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [л], [л`] и букве Лл.Дидактические:Познакомить обучающихся со звуками [л] и [л`].Дать представление о том,  какой буквой об...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Чтение слов с буквой М" (УМК "Школа России", Азбука: 1 кл.: Учебник: в 2ч./ В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2018.-Ч.1.)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о согласных звуках [м], [м`] и букве М. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Закрепить знания о звуках [м],[м`] и буквой...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [н], [н`], буквы Нн" (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [н], [н,] и буквах Нн. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Познакомить с согласными звуками [н], ...

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с\'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горе...