Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Румянцева Ирина Викторовна

Проект занятия, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования  цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova_2_klass.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования  цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС НОО

Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Румянцева Ирина Викторовна

Район

г.о. Саров

Место работы

МБОУ Школа №12

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Тема урока

Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.

Задачи

  • образовательные

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

  • развивающие

Обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных словах

  • воспитательные

Формировать у школьников взгляд на родной язык как национальное достояние

Планируемые результаты

  • личностные

Осознавать роль языка и речи в жизни людей, чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

  • предметные

Объяснять понятие корень, группировать однокоренные слова

  • метапредметные

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, формировать выполнение логических действий: анализа, сравнения, обобщения

  • регулятивные УУД

Оценивать результаты своей деятельности, делать выводы

  • познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Текущий контроль, работа с карточками https://uchi.ru/

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)

Очная

Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) 

Проблемное обучение

Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)        

Синхронное обучение

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

https://uchi.ru/

Необходимое оборудование

Интерактивная доска, толковый словарь, ЭОР.

Программное обеспечение

Системное ПО, прикладное ПО

Дидактическое обеспечение

 В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык ч.1, 2 класс, с.60-62, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, рабочая программа «Школа России»

Дополнительная литература

Словарь однокоренных слов

Интернет-ресурсы

Видеоролик по теме «Однокоренные слова» https://youtu.be/p5Zplrh-v3M

ЭОРы

https://resh.edu.ru/, https://learningapps.org/view5821372

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Название, содержание  этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап.

Организационный

момент.

Мотивирование

учащихся к учебной

деятельности

посредством

создания эмоцио-

нальной обстановки

- Предлагаю, чтобы сегодняшний урок

прошёл под девизом:

«Не страшны нам любые испытания, вперед друзья, открываем новые знания»

Действие

смыслообразования

Планирование

учебного сотрудничества с учителем и со

сверстниками

Проверяют уровень своей готовности к уроку

Волевая

саморегуляция

II этап.

Актуализация необходимых знаний.

Создание проблемной ситуации, фиксация новой проблемной задачи

- По каким признакам находят родственные слова?

Организует выполнение

 упр. 81 с.60. Определяет учебную задачу упражнения.

Организует фронтальное выполнение задания «Родственные слова»

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4218/train/201803/

- По какому признаку распределили слова по группам?

Формулирует проблемный вопрос:

- Как иначе можно назвать общую часть родственных слов?

Называют признаки родственных слов.

Читают задание доказывают, что слова каждый пары являются синонимами, а не родственными словами. Записывают группы родственных слов. Выделяют в них общую часть условным знаком.

Читают задание, определяют, доказывают, все ли слова являются родственными и распределяют их по группам (-лес-, -лис-, -лист, - лишнее слово)

Называют признаки родственных слов (Родственные слова – слова, близкие по смыслу, имеют общую часть, в которой заключено их общее лексическое значение

Высказывают предположения.

Отвечают на вопрос педагога. Уточняют ответы друг друга.

Задают уточняющие вопросы, осознанно строят речевые высказывания.

Умение слушать и понимать других, построение речевых высказываний

Контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов

Исследуют условия учебной задачи, обсуждаю способы ее решения

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

III этап.

Организация познавательной деятельности.

Поиск решения учебной задачи.

Предлагает обсудить значение многозначного слова корень. Организует работу с толковым словарем Ожегова.

Предлагает прочитать правило на с.61учебника, обращает внимание на выделенные слова.

Предлагает обсудить учебную задачу урока-что такое корень, что такое однокоренные слова

Предлагает посмотреть фрагмент электронного приложения (Тема «Однокоренные слова»)

Организует работу в парах по выполнению упр. 84 с.61

Умение извлекать информацию из текста

Читают определение, выделяют ключевые слова правила: корень, однокоренные, главная часть

Формулируют задачу урока

Знакомятся с содержанием видеофрагмента, соотносят его с правилом

Читают задание

Списывают родственные слова в тетрадь, выделяют корень условным знаком.

Высказывают свои суждения, слушают ответы одноклассников.

Высказываются по содержанию урока

Обсуждение написания слов

Умение делать выводы

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Овладевают основами логического мышления

Находят сходства и различия в лексическом значении родственных слов.

  Осуществляют взаимопроверку.

Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.

Умение выполнять устные и письменные задания.

IV этап.

Переход к этапу частного решения задач. Закрепление изученного материала.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Предлагает самостоятельно выполнить упражнение https://learningapps.org/view5821372

Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

- Какая часть слова в данных словах является корнем?

Организует работу в группах со словарем однокоренных слов, дополнить группу однокоренных слов из текста.

Выразительно читают текст, выписывают однокоренные слова, обозначают в однокоренных словах корень.

Дети формулируют ответ с помощью правила на стр. 61

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Строят рассуждения, понятные для собеседника, умеют использовать речь для регуляции своего действия

Осуществляют

Самоконтроль

Отрабатывают способ в целом. Используют приобретенные знания.

Самоопределение, самоусвоение знаний

V этап.

Рефлексия.

Анализ результатов учебной деятельности

Предлагает соотнести тему, задачу и результаты урока, уточнить, когда и где потребуются полученные знания.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Зачем нужно умение находить однокоренные слова?

- Это умение нам поможет писать грамотно? Как?

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Предлагает выполнить домашнее задание:

  1. Выучить правило на с.61 учебника

 

  1. На платформе выполнить набор карточек https://uchi.ru/

- выдели общую часть у слов

- найди слово, которое не является однокоренным к остальным словам

3. Дополнительный материал, видеоролик по теме «Однокоренные слова»

https://youtu.be/p5Zplrh-v3M

Высказывают мнение.

Называют основные тезисы усвоенного материала, включат новые знания в систему знаний

Проговаривают алгоритм работы на платформе

Формулируют результат работы на уроке

Комментируют порядок выполнения карточек

Соотносят достигнутые цели с поставленным результатом

Самооценка «Лесенка успеха»

Прогнозирование

Умение определять результативность образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....