Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [д], [д’]. Буква «Д, д» (УМК "Школа России, 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [д], [д’] и буквах Д, д.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Познакомить обучающихся с новыми звуками [д], [д’], буквами Д, д.
2. Научить характеризовать звуки [д], [д’], отличать от других звуков.
Развивающие:
1. Развивать навык правильного чтения.
2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи.
2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Уметь различать согласные звуки: мягкие, твёрдые, звонкие, глухие.
2. Определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог.
3. Уметь различать слова и предложения; вычленять слова из предложения.
Личностные:
1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
2. Познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 3.12.2024 Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска» Класс: 1-8 Урок: 3 | Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна Группа: 43 Учитель: Лещева Ирина Геннадьевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 09:50-10:25 | Кабинет: 212 | |
Тема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква «Д, д»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [д], [д’] и буквах Д, д.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с новыми звуками [д], [д’], буквами Д, д. 2. Научить характеризовать звуки [д], [д’], отличать от других звуков. | Предметные: 1. Уметь различать согласные звуки: мягкие, твёрдые, звонкие, глухие. 2. Определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог. 3. Уметь различать слова и предложения; вычленять слова из предложения. |
Развивающие: 1. Развивать навык правильного чтения. 2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка. |
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Школа России», учебник «Азбука» В. Г. Горецкий: 1 кл., 1 ч., раздаточный материал: карточки с цветком-раскраской.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: слово учителя П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Григорьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. - Давайте подарим друг другу улыбку, чтобы наш урок прошел в хорошем настроении. - Можете занять свои места. - Сегодня нас ждет большая работа. С ней смогут справиться внимательные, трудолюбивые и дружные ребята, которые умеют работать сообща. Поднимите руку, кто готов сегодня хорошо работать на уроке. | Приветствуют учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Слайд №1: доброе утро |
Актуализация знаний и мотивация (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль | Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам. - Давайте вспомним, что такое речь? - Какая бывает речь? - Что такое устная речь? А письменная? - Ребята, а из чего состоит речь? А предложения? - А с помощью чего мы произносим слова? - Что такое звуки? - На какие группы делятся все звуки? - А как мы можем определить, что звуки гласные? - С какой новой буквой вы познакомились ранее? - Гласный или согласный звук обозначает буква «Б»? - 1 или 2 звука обозначает буква «Б»? Какие это звуки? - Произнесите звуки [б] и [б’]. - Назовите слова со звуком [б]. - Назовите слова со звуком [б’]. - Посмотрите на экран. Иллюстрация буквы «Д» - Знаете ли вы, как называется эта буква? - Верно, а умеем ли мы определять, какой звук означает эта буква? - Хотите научиться? | - Всё, что мы говорим – это речь. - Устная и письменная - Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим. Письменная речь – это речь, которая содержится в книгах, газетах, афишах. Мы читаем её и пишем. - Из предложений. Из слов - С помощью звуков - Звуки – это то, что мы слышим и произносим. - На согласные и гласные звуки - При произношении гл. зв. нет преград, во рту ничего не мешает. Когда произносим согл. зв., то есть преграды и шум. - Ранее мы познакомились с буквой «б» - Согласный. - при произнесении звука воздух встречает преграду. - 2 звука: [б], [б’] Произносят звуки [б] и [б’]. - буханка, булка, барбарис. - звуки [д], [д‘]. - Это буква «Б». - Нет. - Да. | П: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; Р: проявлять готовность выполнять указанные действия. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии К: слушать и понимать речь других. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Слайд №2: черный экран Слайд №3: буква Б Слайд №4: буква Д |
Постановка учебной задачи (2мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися. - Кто догадался, какова тема нашего урока? - Давайте проверим ваши предположения. Тема нашего сегодняшнего урока – «Звуки [д], [д‘]. Буква Д, д» - Ребята, чему вы бы хотели научиться на сегодняшнем уроке? Давайте поставим цель. На экране у вас есть слово-помощник Познакомиться….. - Отлично! Я вам предлагаю вот такую цель на урок: - Познакомиться со звуками [д], [д‘], с буквой Д, д. - Я предлагаю на сегодняшнем уроке вырастить настоящий цветок. - Для начала подготовим горшочек. на нём надпись – новые звуки. Что мы можем сделать с новыми звуками? - Далее насыпать землю. На пакете земли была надпись «Научимся характеризовать». Что мы можем научиться характеризовать? - Мы посадим семечко, и у нас появятся листочки. На листочках надпись: Выполним работу. Какую работу мы можем выполнить? - Верно. И в итоге, у нас вырастет цветок. Что мы можем сделать? - Вы составили отличный план! Обратите внимание, у вас на столах лежат листы с изображением цветка. Но он не раскрашен. Раскрашивайте части цветка по ходу урока в зелёный цвет, если вы отлично справляетесь с заданиями, желтым, если у вас возникают трудности, и красным, если вы совсем не справляетесь. | - звуки [д], [д‘]. Буква Д, д - Познакомиться со звуками [д], [д‘], с буквой Д, д. - Познакомимся с новыми звуками; - Научимся характеризовать новые звуки; - Выполним самостоятельную работу; - Подведём итоги урока. | П: формулировать с помощью учителя цель К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Слайд №5: тема урока Слайд №6: слово-подсказка Слайд №7: цель Слайд №8: горшочек Слайд №9: пакетик земли Слайд №10: листочки Слайд №11: цветок Раздатка: раскраска с цветком в горшке |
«Открытие» детьми нового знания (6 мин) | Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: Языковой анализ П: Звукобуквенный анализ Самоконтроль Самоконтроль Ф М: Языковой анализ П: Графический анализ | Организовывает работу обучающихся, подводит к «открытию» нового знания. - Посмотрите на экран. Что изображено на иллюстрации? - Произнесем это слово на 3-4. - Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове. Посчитаем их хлопками на счет 3-4. - Как еще можно посчитать количество слогов в слове? - Определим, на какой слог падает ударение. Для этого позовем слово: Доро-о-ога. На какой слог падает ударение? - Какой 1-ый звук в этом слове? - Произнесем его хором на счет 3-4. - Что вы можете сказать об этом звуке? - Легко ли проходил воздух при произношении звука? Встречали ли вы преграды при произношении? - В виде чего встретились преграды? - Значит, какой это звук? Гласный или согласный? - Звонкий этот звук или глухой? Приложите ладонь к шее и ещё раз произнесите этот звук. - Что вы почувствовали? - Значит, какой это звук? - Каким он является в слове дорога: твёрдым или мягким? - Почему? - Как обозначим этот слог на схеме? Каким цветом? - Давайте повторим характеристику звука [д]. Кто сможет повторить? - Зарисуйте схему этого слова у себя в тетрадях. Проверьте себя по эталону на экране. - А сейчас вновь посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? - Произнесем это слово на 3-4. - Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове. Посчитаем их хлопками на счет 3-4. - Определим, на какой слог падает ударение. Для этого позовем слово: Дива-а-ан. На какой слог падает ударение? - Какой 1-ый звук в этом слове? - Произнесем его хором на счет 3-4. - Что вы можете сказать об этом звуке? - Каким он является в слове диван: твёрдым или мягким? - Почему? - Как обозначим этот слог на схеме? Каким цветом? - Зарисуйте звуковую схему этого слова у себя в тетради. После проверьте себя по эталону. - Давайте повторим характеристику звука [д’]. Кто сможет повторить? - Как вы думаете, какой буквой обозначается звуки [д] и [д’]? - Что вам напоминает буква «Д»? На что она похожа? - Откройте учебники на странице 105. - Посмотрите, согласные звуки [д], [д‘] записывается буквой, которая называется – буква Д (дэ). - Вы уже знаете, что на письме используются заглавная и строчная буквы. Похожи ли эти буквы друг на друга? - Когда мы пишем слово с заглавной буквы? - А когда используется строчная буква? - Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква Д? | - Дорога. 3 слога. - По количеству гласных. - На второй слог. - Звук [д]. Ответы детей. - Нет, имеются преграды. - Язык упирается в верхние зубы. - Согласный. Прикладывают ладонь. - Вибрацию. - Звонкий. - Твёрдым. - Здесь после буквы «Д» идёт буква «О», а с ней есть правило: Буква «О» обозначает твёрдость предыдущего согласного. - Синим. - Согласный, твёрдый, звонкий. - Диван. - 2 слога. - На второй слог. - [д’]. - Он согласный и звонкий. - Мягким. - Здесь после буквы «Д» стоит буква «И», а она всегда показывает мягкость предыдущего согласного. - Зелёным. - Согласный, звонкий, мягкий. - Буквой д. Ответы детей. - Да, похожи. - Когда пишем имена, названия городов, стран. - Когда называем предметы, явления и прочее. - Диана, Дания, Днепр, Дон. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: анализировать графическую информацию — модели звукиового состава слова П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом П: определять существенный признак для классификации языковых единиц П: характеризовать звукии по заданным признакам | Слайд №12: дорога Слайд №13: слово дорога Слайд №14: правильная схема слова Слайд №15: диван Слайд №16: слово диван Слайд №17: правильная схема слова Слайд №18: на что похожа буква Д Учебник, страница 105, буква Д в рамочке |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём. Слушайте меня внимательно: А сейчас, а сейчас, Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, (закрыть глаза) Дружно вместе открываем. (открыть глаза) Снова крепко закрываем (закрыть глаза) И опять их открываем. (открыть глаза) Смело можем показать, Как умеем мы моргать. (активное моргание глазами) Головою не верти, Влево посмотри, (глаза смотрят влево) Вправо погляди. (глаза смотрят вправо) Глаза влево, глаза вправо - Упражнение на славу. Глаза вверх, глаза вниз, (глаза смотрят вверх, вниз) Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. (круговые движения глазами) Прямо, ровно посидите. | Выполняют упражнения динамической паузы. | Слайд №19: черный экран | |||
Первичное закрепление (7 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М: языковой анализ П: звукобуквенный аналих Внешний контроль Ф М: работа с книгой П: чтение слов, пословиц Внешний контроль | - Ребята, сейчас я хочу выполнить с вами упражнение и проверить, насколько вы внимательны. - Я буду читать вам слова, а ваша задача – поднять синий карандаш, если слышите звук [д], и зелёный карандаш, если слышите звук [д’] в слове. Дерево, два, ведро, диета, машина, деревня, динамика, долина, друг, подруга, одежда. - Вижу вы отлично умеете искать нужные звуки в словах! - Сейчас откройте ваши учебники на странице 105, и обратите внимание на слова в верхней части страницы. Давайте прочитаем их хором, по слогам, читайте вместе со мной. - Замечательно! А сейчас так же хором прочитаем эти слова полностью. - Ребята, а вы заметили, что у этих слов есть что-то общее. Что в них такого? - Абсолютно верно. - А сейчас мы поработаем с пословицами, которые даны внизу на странице 104. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. - Давайте прочтём первую пословицу. (Прошу одного человека прочесть пословицу). - А что значит слово «Лесть»? Расскажите мне, что оно значит. - А что значит «Честь»? - Вы верно определили значение слов! А кто сможет рассказать наим, что же значит эта пословца? - Какие слова с буквой «Д» встретились нам в этой пословице? Сила птицы – в крыльях, а человека – в дружбе. - Давайте прочтём вторую пословицу. (Прошу одного человека прочесть пословицу). - Кто сможет рассказть, что же значит эта пословица? - Какие слова с буквой «Д» вы услышали в этой пословице? «Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут. - Давайте прочтём третью пословицу. (Прошу одного прочесть пословицу). - А что значит слово «Авось»? - Кто сможет рассказать нам смысл этой пословицы? | Хлопки на слова: дерево, два, ведро, дюймовочка. Читают слова по слогам хором, вместе с учителем. Читают слова полностью. - У них есть повторяющиеся части слова, и они имеют схожие значения. Читает пословицу. - Лесть – хвалить кого-то с выгодой для себя. - Порядочность, добросовестность. - Она значит, что в дружбе нужно быть честным с другом, иначе его можно потерять. - Дружба, правдой. Читает пословицу. - Человек становится сильнее, когда имеет верного друга. - Дружбе. Читает пословицу. - Наугад. - Если делать всё как попало, а не как полагается, хорошего можно не ждать. | Р: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе П: сравнивать различные языковые единицы (звукии, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. | Учебник, стр. 105, слова Учебник, стр. 104, пословицы |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем, Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмет быстрее? | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф слово учителя П: инструктаж И М: языковой анализ П: звукобуквенный Самоконтроль | Организует самостоятельную работу. - Теперь проверим, как вы были внимательны во время изучения темы. Вам предстоит самостоятельно выполнить задание. - На экране будут выписаны слова. Вам необходимо составить к ним звукобуквенные схемы у себя в тетрадях. Вода, диван, два. - У вас есть 3 минуты на выполнение этого задания. - Время закончилось. Посмотрите на экран и сверьте свои ответы. Если у вас все верно, поставьте себе «+». Поднимите руку, у кого нет ошибок. Поднимите руку, у кого 1 ошибка/2 ошибки. Спасибо! | Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу. Вода: Диван: Два: Выполняют самопроверку. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников Р: корректировать свои учебные действия | Слайд №20: слова для схем Слайд №21: ответы Слайд №22: чёрный экран |
Включение в систему знаний, повторение (6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | П М: работа с книгой П: иллюстрация Внешний контроль П М: Продуктивный П: Составление рассказа Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Рассмотрите с другом рисунок на стр. 104. Что на нем изображено? - Кого и что вы видите на рисунке? - Какое название вы бы дали этому рисунку? - Сейчас мы поработаем в парах. Но сначала вспомним правила при работе со своим соседом. Знаете ли вы какие-нибудь? - Отлично, вижу вы знаете, как нужно работать в парах. - Сейчас вам вместе с вашим соседом по парте нужно придумать рассказ на тему «Клад найден», опираясь на иллюстрацию в учебнике. На составление рассказа у вас будет 3 минуты, и после этого мы послушаем ваши рассказы. - Сейчас я спрошу несколько пар, а все остальные послушают рассказы ваших одноклассников. | - Подводный мир. - Водолазов, осьминога, рыб, сундук. - Подводные сокровища. Ответы детей. Составляют рассказы в парах. | К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога П: устанавливать основания для сравнения К: готовить небольшие публичные выступления | Учебник, стр. 104, рисунок |
Рефлексия деятельности (по продукту) (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока. - Кто всем повторит характеристику звуков [д], [д‘]? Какой это звуки? Как согласные слышатся со звукиом [д], [д‘]? - Какую цель мы поставили на урок? - Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли целей. - Сейчас приготовьте ваши цветные карандаши. Поднимите зелёный карандаш, если считаете, что продуктивно поработали на уроке. Поднимите жёлтый карандаш, если у вас возникли трудности. И красный карандаш, если вы совсем ничего не запомнили. - Вы сегодня отлично поработали! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | Отвечают на вопросы. - звуки [д], [д‘], буква Д, д. - Звуки [д], [д‘] – согласные, т.к. при произношении струя воздуха встречает преграды. - Познакомиться со звуками [д], [д‘], с буквой Д, д. - Научиться характеризовать звуки [д], [д‘] и отличать его от других звуков. Оценивают свою деятельность. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. | Слайд №23: тема урока Слайд №24: цель урока Слайд №25: черный экран |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [р][р\'], буква Р» ( УМК «Перспектива» , 1 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления учащих с согласными звуками [р][р'] и буквой Р.Задачи урокаДидактические:Познакомить с буквой «Р»Познакомить с признаками согласных звуков...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)
Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звукЗадачи урока:Дидакти...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [м], [м’], буква «М, м». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить умение харак...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [н], [н`], буквы Нн" (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [н], [н,] и буквах Нн. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Познакомить с согласными звуками [н], ...

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с\'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горе...
Технологическая карта урока обучение грамоте "Звук [Б], [б\']. Буква Б,б. Закрепление" (1 класс, УМК Школа России)
Цель: систематизирование знаний у обучающихся о букве Б, б.Задачи: Дидактические: Закрепить умение характеризовать звуки [Б], [б'] и читать слова, предложения с буквой Б, б.Формировать у...



