Технологическая карта урока русского языка по теме "род глаголов в прошедшем времени", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об особенностях глаголов в прошедшем времени, о суффиксах, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
будущем времени.
будущем времен
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССОГО ЯЗЫКА
Дата: 10.05.2024 Школа: Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска Класс: 3 «Е» Урок: 4 Время: 10:45-11:25 Кабинет:209 | Студент: Останина Полина Андреевна Группа: 31 Учитель: Залялова Нейля Анатольевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Род глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об особенностях глаголов в прошедшем времени, о суффиксах, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
будущем времени.
будущем времен
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | 1. Приветствие и проверка готовности обучающихся к уроку. -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Полина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. -Посмотрите на экран, это волшебное колесо. Наша задача: продолжить фразу, которая нам попадется. 1. У меня хорошее настроение, потому что… 2. Я хочу получать новые знания, потому что… 3. Я рад/рада прийти сегодня на урок, потому что… 4. У меня всё получится, потому что… Слова М. Горького «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.» -Как вы понимаете фразу «хорошо им владеть»? - За вашу активную работу на уроке и за каждый правильный полный ответ, я буду выдавать вам наклейки. В конце урока, мы посчитаем их, и кто наберет наибольшее количество наклеек, получит оценку. - Давайте вспомним правила посадки. - Садимся красиво, спинки ровные. | 1. Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. 2. Отвечают на вопросы учителя. -Нужно грамотно писать и говорить. | УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. УУРД: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций. | Учебная презентация: слайд №1 слайд №2 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа, опрос Практическ ий: выполнение задания |
- Что такое глагол? -На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает? Как изменяется? -Что обозначают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени? -Сегодня мы продолжим изучать тему глагол и узнаем что-то новое. - Открываем тетради, записываем сегодняшнее число -Десятое мая, классная работа. - Сейчас я буду диктовать вам слова. Ваша задача: выписать, подписать род и выделить окончание. Кто выйдет к доске? - Свежий воздух, уютная комната, письменный стол, яркая звезда, верный друг, хищное животное, красивые пейзажи -Со словами какой части речи мы работали? -Отчего зависит род и число имён прилагательных? - Прочитайте следующие слова: скосить, сломать, посадить, отменить, сходил, полетать, списать -Слова какой части речи прочитали? -Что можете сказать про эти глаголы? -Найдите глагол, который отличается от других. -Какой суффикс есть у этого глагола? - Измените глаголы в неопределённой форме и запишите их через запятую в прошедшем времени. Какой суффикс есть во всех этих словах? | 1. Актуализируют знания по пройденному материалу. Ответы детей. - Свежий(м.р) воздух, уютная(ж.р) комната, письменный(м.р) стол, яркая(ж.р) звезда, верный(м.р) друг, хищное(ср.р) животное, красивые пейзажи - С именами прилагательными Ответы детей - глаголы - это глаголы неопределённой формы - -л- - СКОСИЛ, СЛОМАЛ,ПОСАДИЛ, ОТМЕНИЛ, СХОДИЛ, ПОЛЕТАЛ, СПИСАЛ - -л- | УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | Учебная презентация: слайд №3 слайд №4 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словестный: беседа. Наглядный: демонстрация |
-Кто может сформулировать тему нашего урока? - Какую мы можем поставить перед собой цель урока? - Составим план урока. -Наш план перепутался, поэтому давайте составим план в правильном порядке. 1) Выполним самостоятельную работу; 2) Подведём итоги; 3) Повторим времена глаголов; 4) Потренируемся определять времена глаголов. | 1. Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Выполняют задание. -«Род глаголов в прошедшем времени». - научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания. - определять род глаголов пр.вр; выделать окончания глаголов пр.вр.; изменять глаголы пр.вр.по родам - Закрепить изученные знания о временах глагола. - 1) Повторим времена глаголов; 2) Потренируемся определять времена глаголов; 3) Выполним самостоятельную работу; 4) Подведём итоги. | УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. УУКД: формулировать цели и задачи деятельности на уроке. |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, И Словесный: рассказ, беседа, работа с книгой. Наглядный: показ. Практический: упражнение. Приёмы: организация учебного общения, заполнение таблицы. Внешний контроль | 1. Открытие для детей новых сведений. - Запишите предложения - Открываем учебники на стр. 121, № 214 - Прочитайте стихотворение. - Определите время и число глаголов. - Поставьте к каждому глаголу вопрос. - Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. -Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? - Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. - Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов. Ребята, как определить род глагола? Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы? | Отвечают на вопрос учителя. Выполняют упражнение. Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела Точно- точно в положенный срок! Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч. Солнце (что делало?) грело. Дождик (что делал?) падал. Ветерок (что делал?) гулял. Малина (что сделала?) взяла, поспела. -суффикс Л Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Списывают упражнение. -По роду имени существительного, с которым он связан. Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. УУРД: контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебная презентация: слайд №10 Учебная презентация: слайд №11 Учебная презентация: слайд №12 Таймер Учебная презентация: слайд №13 Учебник Учебная презентация: слайд №14 |
- Давайте разберём слово «дождик» по составу. Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121. Прочитайте. -Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул -Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? -Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания. -Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени. - Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? Вывод: такие окончания можно назвать родовыми. Перелистните страницу и прочитайте правило. Были ли наши суждения правильными? | нулевое окончание, дождик — основа слова. дожд — корень, ик — суффикс. что делал? блестел□, сиял□, сверкал □. что делала? блестела, сияла, сверкала. что делало? блестело, сияло, сверкало. что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□. Ответы детей. что сделала? блеснула, засияла, сверкнула -Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное -Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось. Выполняют задание. -Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. -Не изменяются по родам Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | |||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Ф Словесный: работа с книгой, беседа. Наглядный: показ. Практический: упражнение. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Выполняем упр№217, с.122 -Прочитайте. -О чём стихотворение? -Какое настроение вызывают эти строки? - Какие слова передают такое настроение? - Какое значение внесла в глаголы приставка за-? - Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания. | Выполняют упражнение. Что-то вдруг загрохотало! И огнём заполыхало! И берёза застонала И руками замахала! И осина!... И сосна!... Верно, думали война… -Это стихотворение о грозе. -Тревожное настроение. -Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала. -Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия. Выполняют упражнение письменно. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. УУКД: воспринимать и формулировать суждения. УУРД: контролировать процесс и результат выполнения задания. | Учебная презентация: слайд №20 | |
Динамическая пауза | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Ф, И Словесный: работа с книгой, объяснение. Наглядный: показ. Практический: самостоятельная работа. Приёмы: организация учебного общения. Внешний и взаимоконтроль | 1.Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. - А теперь выполним самостоятельную работу. На данную работу даю вам 5 минут. Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Выделите окончания и укажите род. Лодка плывет - Озеро замерзает - Снег накрывает - Напишите глаголы в прошедшем времени в женском роде. Выделите окончания. Слышать - ____________________________ Смотреть - ____________________________ Мечтать - _____________________________ Тянуть - _____________________________ Держать - _____________________________ Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2» | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют работы другу друга. Поднимают руки. Отвечают на вопрос учителя. | УУПД: ориентироваться в изученных понятиях. УУРД: самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Учебная презентация: слайд №21 Учебная презентация: слайд №22 (таймер) Учебная презентация: слайд №23-24 |
Включение в систему знаний (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: рассказ, объяснение. Наглядный: показ. Практический: упражнение. Приёмы: облако слов. Внешний и взаимоконтроль | 1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Ребята, сейчас мы будем выполнять №218. - Подбираем пары синонимов и антонимов глаголов. Запишем их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа. | Выполняют упражнение. Думать, мыслить. Думал, мыслил. Молчать, говорить. Молчал, говорил. | УУПД: ориентироваться в изученных понятиях. УУРД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями. | Карточка Учебная презентация: слайд №25 Учебная презентация: слайд №26 (таймер) Учебная презентация: слайд №27 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: организация учебного общения, колесо фортуны. Внешний контроль | 1. Организует подведение итога урока. - Давайте подведём итоги. - От чего зависит род глагола? - Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.? - Кто сможет рассказать правило? - Напомните, какая у нас была тема и цель? - Все ли пункты плана мы выполнили? - Отлично. Урок окончен. | -Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. -По родам, по числам. -Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. Ответы детей. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУРД: адекватно принимать оценку своей работы. | Дневники Учебная презентация: слайд №28-29 Учебная презентация: слайд №30 Учебная презентация: слайд №31 Лист успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание глаголов прошедшего времени.
Дата:06.05.2020...

Конспект урока русского языка. Тема: "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родамПланируемые результаты:Предметные: Знать как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе по р...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родам, умений изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка, тема: «Род глаголов в прошедшем времени», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Знакомство с особенностями глаголов в прошедшем времени, изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...