Технологическая карта урока русского языка по теме "род глаголов в прошедшем времени", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об особенностях глаголов в прошедшем времени, о суффиксах, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

будущем времени.

будущем времен

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам;
  2. Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Предметные:

  1. Уметь находить суффикс - л -;
  2. Определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес, память, творческие способности учеников, чувство языка;
  2. Корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.

Личностные:

  1. Объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

 

Воспитательные:

  1. Воспитать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССОГО ЯЗЫКА

Дата: 10.05.2024

Школа: Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска

Класс: 3 «Е»

Урок: 4

Время: 10:45-11:25   Кабинет:209

Студент: Останина Полина Андреевна

Группа: 31

Учитель: Залялова Нейля Анатольевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Род глаголов в прошедшем времени»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об особенностях глаголов в прошедшем времени, о суффиксах, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

будущем времени.

будущем времен

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам;
  2. Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Предметные:

  1. Уметь находить суффикс - л -;
  2. Определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес, память, творческие способности учеников, чувство языка;
  2. Корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.

Личностные:

  1. Объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

  1. Воспитать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный:

беседа

1. Приветствие и проверка готовности обучающихся к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Полина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

-Посмотрите на экран, это волшебное колесо. Наша задача: продолжить фразу, которая нам попадется.

1. У меня хорошее настроение, потому что…

2. Я хочу получать новые знания, потому что…

3. Я рад/рада прийти сегодня на урок, потому что…

4. У меня всё получится, потому что…

Слова М. Горького «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.»

-Как вы понимаете фразу «хорошо им владеть»?

- За вашу активную работу на уроке и за каждый правильный полный ответ, я буду выдавать вам наклейки. В конце урока, мы посчитаем их, и кто наберет наибольшее количество наклеек, получит оценку.

- Давайте вспомним правила посадки.

- Садимся красиво, спинки ровные.

1. Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

2. Отвечают на вопросы учителя.

-Нужно грамотно писать и говорить.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

УУРД: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Учебная презентация:

слайд №1

слайд №2

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

  Ф

Словесный: беседа, опрос

Практическ ий:

 выполнение задания

  1. Повторение пройденного материала.

- Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает? Как изменяется?

-Что обозначают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени?

-Сегодня мы продолжим изучать тему глагол и узнаем что-то новое.

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число

-Десятое мая, классная работа.

- Сейчас я буду диктовать вам слова. Ваша задача: выписать, подписать род и выделить окончание. Кто выйдет к доске?

- Свежий воздух, уютная комната, письменный стол, яркая звезда, верный друг, хищное животное, красивые пейзажи

-Со словами какой части речи мы работали?

-Отчего зависит род и число имён прилагательных?

- Прочитайте следующие слова: скосить, сломать, посадить, отменить, сходил, полетать, списать

-Слова какой части речи прочитали?

-Что можете сказать про эти глаголы?

-Найдите глагол, который отличается от других.

-Какой суффикс есть у этого глагола?

- Измените глаголы в неопределённой форме и запишите их через запятую в прошедшем времени.

Какой суффикс есть во всех этих словах?

1. Актуализируют знания по пройденному материалу.

Ответы детей.

- Свежий(м.р) воздух, уютная(ж.р) комната, письменный(м.р) стол, яркая(ж.р) звезда, верный(м.р) друг, хищное(ср.р) животное, красивые пейзажи

- С именами прилагательными

Ответы детей

- глаголы

- это глаголы неопределённой формы

- -л-

- СКОСИЛ, СЛОМАЛ,ПОСАДИЛ, ОТМЕНИЛ, СХОДИЛ, ПОЛЕТАЛ, СПИСАЛ

- -л-

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация:

слайд №3

слайд №4

Постановка учебной задачи   (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения,

постановка цели урока

Ф

Словестный: беседа.

Наглядный:

демонстрация

  1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

- Какую мы можем поставить перед собой цель урока?

- Составим план урока.

-Наш план перепутался, поэтому давайте составим план в правильном порядке.

1) Выполним самостоятельную работу;

2) Подведём итоги;

3)  Повторим времена глаголов;

4)  Потренируемся определять времена глаголов.

1. Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Выполняют задание.

-«Род глаголов в прошедшем времени».

- научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.

- определять род глаголов пр.вр;

выделать окончания глаголов пр.вр.;

изменять глаголы пр.вр.по родам

- Закрепить изученные знания о временах глагола.

- 1) Повторим времена глаголов;

2)  Потренируемся определять времена глаголов;

3) Выполним самостоятельную работу;

4)  Подведём итоги.

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД: формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный: рассказ, беседа, работа с книгой.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: организация учебного общения, заполнение таблицы.

Внешний контроль

1. Открытие для детей новых сведений.

- Запишите предложения

- Открываем учебники на стр. 121, № 214

- Прочитайте стихотворение.

- Определите время и число глаголов.

- Поставьте к каждому глаголу вопрос.

- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.

-Сделайте вывод: для чего служит суффикс л?

- Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.

- Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.

Ребята, как определить род глагола?

Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы?

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют упражнение.

Солнце грело, всё грело и грело.

Дождик падал, гулял ветерок.

И малина взяла да поспела

Точно- точно в положенный срок!

Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч.

Солнце (что делало?) грело.

Дождик (что делал?) падал.

Ветерок (что делал?) гулял.

Малина (что сделала?) взяла, поспела.

-суффикс Л

Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.

Списывают упражнение.

-По роду имени существительного, с которым он связан.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

УУПД:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.

УУРД:  контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать

учебные действия для преодоления ошибок.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

Учебная презентация: слайд №10

Учебная презентация: слайд №11

Учебная презентация: слайд №12

Таймер

Учебная презентация: слайд №13

Учебник

Учебная презентация: слайд №14

-  Давайте разберём слово «дождик» по составу.

Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121.

Прочитайте.

-Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.

Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул

-Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?

-Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания.

-Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.

- Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?

Вывод: такие окончания можно назвать родовыми. Перелистните страницу и прочитайте правило.

Были ли наши суждения правильными?  

нулевое окончание,

дождик — основа слова.

дожд — корень,

ик — суффикс.

что делал? блестел□, сиял□,  сверкал □.

что делала? блестела, сияла, сверкала. что делало? блестело, сияло, сверкало.

что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□.

Ответы детей.

что сделала? блеснула, засияла, сверкнула

-Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное

-Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.

Выполняют задание.

-Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в

единственном числе – по родам.

-Не изменяются по родам

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Ф

Словесный: работа с книгой, беседа.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

-  Выполняем упр№217, с.122

-Прочитайте.

-О чём стихотворение?

-Какое настроение вызывают эти строки?

- Какие слова передают такое настроение?

- Какое значение внесла в глаголы приставка за-?

- Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания.

Выполняют упражнение.

Что-то вдруг загрохотало!

И огнём заполыхало!

И берёза застонала

И руками замахала!

И осина!... И сосна!...

Верно, думали война…

-Это стихотворение о грозе.

-Тревожное настроение.

-Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала.

-Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия.

Выполняют упражнение письменно.

УУПД:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения.

УУРД:  контролировать процесс и результат выполнения задания.

Учебная презентация: слайд №20

Динамическая пауза

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Ф, И

Словесный: работа с книгой, объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: самостоятельная работа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний и взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- А теперь выполним самостоятельную работу. На данную работу даю вам 5 минут.

Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Выделите окончания и укажите род.

Лодка плывет -

Озеро замерзает -

Снег накрывает -

Напишите глаголы в прошедшем времени в женском роде. Выделите окончания.

Слышать - ____________________________

Смотреть - ____________________________

Мечтать - _____________________________

Тянуть - _____________________________

Держать - _____________________________

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют работы другу друга.

Поднимают руки.

Отвечают на вопрос учителя.

УУПД:  ориентироваться в изученных понятиях.

УУРД:  самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи

для получения результата.

Учебная презентация: слайд №21

Учебная презентация: слайд №22 (таймер)

Учебная презентация: слайд №23-24

Включение в систему знаний

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный: рассказ, объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: облако слов.

Внешний и взаимоконтроль

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-  Ребята, сейчас мы будем выполнять №218.

- Подбираем пары синонимов и антонимов глаголов. Запишем их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

Выполняют упражнение.

Думать, мыслить. Думал, мыслил.
Беспокоить, тревожить. Беспокоил, тревожил.

Молчать, говорить. Молчал, говорил.
Находить, терять. Находил, терял.

УУПД:  ориентироваться в изученных понятиях.

УУРД:  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по её достижению.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями.

Карточка

Учебная презентация: слайд №25

Учебная презентация: слайд №26

(таймер)

Учебная презентация: слайд №27

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

  Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы:   организация учебного общения, колесо фортуны.

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока.

-  Давайте подведём итоги.

- От чего зависит род глагола?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.?

- Кто сможет рассказать правило?

- Напомните, какая у нас была тема и цель?

- Все ли пункты плана мы выполнили?

- Отлично. Урок окончен.

-Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

-По родам, по числам.

-Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Ответы детей.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

УУРД:  адекватно принимать оценку своей работы.

Дневники

Учебная презентация: слайд №28-29

Учебная презентация: слайд №30

Учебная презентация: слайд №31

Лист успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...

Конспект урока русского языка. Тема: "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родамПланируемые результаты:Предметные: Знать как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе по р...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родам, умений изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка, тема: «Род глаголов в прошедшем времени», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Знакомство с особенностями глаголов в прошедшем времени, изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...