ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Наумова Ксения Сергеевна

Цель урока: формирование развития интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ- описание по картине.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о  том, что такое текст-описание, его структура;

2) формировать умение анализировать и описывать картину;

3)формирование умения составлять текст-описание по картине.

 

Предметные:

  1. научить правильно писать сочинения, опираясь на знания полученные на уроке;
  2.  использовать

 

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) воспитывать желание изучать русский язык;

2) воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;

3) воспитывать аккуратность и бережное отношение к учебнику и книгам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_sochinenie.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Школа:

Класс:

Урок: 3

Время:    Кабинет:212

Студент:

Группа: 45

Учитель: Зайнитдинова А.Ф

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование развития интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ- описание по картине.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о  том, что такое текст-описание, его структура;

2) формировать умение анализировать и описывать картину;

3)формирование умения составлять текст-описание по картине.

Предметные:

  1. научить правильно писать сочинения, опираясь на знания полученные на уроке;
  2.  использовать

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) воспитывать желание изучать русский язык;

2) воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;

3) воспитывать аккуратность и бережное отношение к учебнику и книгам.

УМК: УМК Школа России, тетрадь по письму: 1 класс: в 4 ч./В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова – Ч 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок Начинается урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. -Садитесь. -Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа»

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Назовите части речи, которые мы изучили?

 -Назовите существительные (на картине)

-Назовите глаголы.

 -Назовите прилагательные.

 -Какие местоимения можно использовать при рассказе?

-Вывод: Все изученные части речи будут нашими помощниками при составлении рассказа по картине.

 -Посмотрите внимательно на картину, что можете о ней рассказать?

-Картину «Утро в сосновом лесу» написал Иван Шишкин. Иван Иванович Шишкин — один из самых выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века. Невыразимую любовь к родной природе он перенес на свои полотна, воспевая в каждой картине красоту и величие бескрайних русских полей и лесов, восхищался не только могучими дубравами, но и обычными полевыми цветами. Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А.

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-Существительное, глагол, прилагательное, местоимение, предлог

 Называют

Называют

 Называют

Перечисляют Рассказывают

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

Вы назвали только отдельные слова по картине. А старшеклассник составил рассказ, послушайте. - У вас на столах листочки, во время чтения вы можете записать понравившиеся слова (разных частей речи), отдельные словосочетания, предложения, которые вам понравились. Передо мной картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Эту картину можно назвать самым известным шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый знает ее. Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Великаны-сосны приветствуют первые солнечные лучи. Теплые золотистые оттенки и угрюмый лес завораживают, создается образ таинственного бора. В центре картины изображены главные герои, без которых картина потеряла бы свое очарование. Медведица и трое ее медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи. Художник с заботой и нежностью нарисовал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку.

 -Вам понравился рассказ старшеклассника? Чем?

-Прочитайте записи с листочка

 -Подумайте и скажите, а вы сможете составить такой или похожий рассказ?

 -Давайте попробуем? В этом заключается проблема нашего урока.

-Какая тема урока?

-Какова цель урока?

-Назовите последовательно, что для этого нужно, чтобы у нас тоже получился текст?

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

-

Высказывают свое мнение Зачитывают.

 -Да Предполагают

-Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

-Написать сочинение по картине.

-Рассказать, что на переднем плане картины, что расположен дальше….высказать свое отношение к происходящему. Записать составленный рассказ в свою тетрадь

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

1. Организовывает работу обучающихся.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.

.

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу с моделью высказывания.

Из каких частей состоит традиционно текст? -Давайте составим план сочинения.

Для начала нам нужно сказать об авторе и его картине. -Далее мы должны описать то, что происходит в середине картины. -Потом то, что находится на заднем плане. -И последнее, как изобразил художник эту картину, с какими чувствами. -Первая часть – это вступление, первый абзац. Вторая и третья часть – это основная часть, второй абзац. Заключение – четвертая часть, последний абзац. -Посмотрите на слова и словосочетания на слайде, попробуйте составить с ними предложения . -Сейчас рассказ прочтем на слайде и выберем слова – опоры по вашему желанию, выпишем на доску для каждого из трех абзацев.

Картина помещена в учебнике (вкладка), откройте. -А сейчас, учитывая рекомендации, воплотив свои идеи, запишите в тетрадь свой рассказ. -Завершаем работу! Прочитайте еще раз написанное вами сочинение и проверьте не допустили ли вы ошибки. -Кто желает прочитать? -А все остальные внимательно слушают и анализируют все ли описано?

  1. Работают с моделью высказывания.

Вступление. 2. Основная часть. 3. Концовка. -1. Утро в сосновом лесу.

В центре картины. 3. Красивый лес. 4. Художник изобразил…. -Передо мной картина…. -Бравые медвежата… -Медведица… Красивый лес… Чудесная природа … Прохладный воздух … Сосны - великаны … Художник изобразил…. словно в русских сказках. -Чудесное. Озорные. Поваленное. Хулиганы. Воспитывает. Великаны. Приветствуют. Прорисовал. Таинственный.

Приступают к сочинению по картине

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цели урока?

- На ваших столах лежат листы бумаги, нужно нарисовать смайлик, который соответствует

вашему впечатлению об уроке.

Зеленый смайлик – научились писать букву «и»; «И».

Желтый смайлик –  вам понравился урок, но у вас не очень получилось  красиво и правильно написать букву «и»; «И».

Красный смайлик – вам не понравился урок, и вы ничего не усвоили и у вас ничего не получилось.

-Поднимите руки те, кто нарисовал зеленый смайлик.

-А кто нарисовал желтый смайлик?

-А кто красный?

-Отлично!

 

-Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы!

-Но больше всего мне понравилось, как работали.

И я вам вручаю..

Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

-Да.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:  развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине.Планируемые результаты: Предметные:- знать понятие ...

Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»»Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...