Программа ВД "Секреты каллиграфии"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В данной разработке представлена программа по внеурочной деятельности "Секреты каллиграфии"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
«Согласовано» Руководитель МО Кузнецова К.С..__________/ Протокол №1 от «30» августа 2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Певнева Я.В .____________/ «30»августа 2024 _г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 15» Хороших И.В._______/ Приказ № 409 от 30. 08. 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Секреты каллиграфии »
для обучающихся 1-4 классов
Автор программы,
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
Кабакова Татьяна Анатольевна
г.Ангарск, 2024 г.
Название программы: «Секреты каллиграфии»
Срок реализации: 1–4 классы (4 года)
Количество часов: 1 час в неделю (всего 135 часов за весь период обучения)
Возраст учащихся: 7–11 лет
Тип программы: Общеинтеллектуальное направление
Форма проведения занятий: Практические уроки, игровые мероприятия, творческие конкурсы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Секреты каллиграфии" создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и базируется на опыте работы Н.Г.Агарковой, чья программа "Графический навык. Каллиграфический почерк" (1-4 классы) является проверенной временем.
Эта программа задумана как расширение существующих школьных курсов, таких как "Обучение письму", "Русский язык" и "Изобразительное искусство". Рекомендуется проводить занятия в рамках внеурочной деятельности, например, в кружке "Каллиграфия". Развитие навыков письма в начальной школе имеет важное значение как для общества, так и для педагогики. Неаккуратный и трудночитаемый почерк затрудняет понимание текста, отнимает время и увеличивает вероятность ошибок при чтении. Владение каллиграфией воспитывает аккуратность и внимательность, что полезно при выполнении любых задач.
Обучение письму – неотъемлемая часть комплексной программы по русскому языку и не должно рассматриваться как самостоятельный предмет. Оно взаимосвязано с развитием навыков чтения, устной и письменной речи, правописания, а также с занятиями по изобразительному искусству и технологиям.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: воспитание красивой и аккуратной письменной речи, формирование устойчивого интереса к письму и развитию мелкой моторики, обеспечивающих комфортное овладение письмом в дальнейшем обучении.
Основные задачи:
- развить мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- сформировать устойчивые навыки точного воспроизведения письменных знаков;
- способствовать формированию позитивного отношения к процессу письма;
- познакомить учащихся с историей возникновения письменности и различными стилями каллиграфии;
- воспитать чувство прекрасного и эстетический вкус в оформлении записей.
Актуальность программы заключается в искусстве писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения.
Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.
Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.
Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется , приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.
Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.
Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во
время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.
Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства её конструкции для письма, должного уровня освещения рабочих мест, класса в целом и других.
Также необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических учебных материалов. Главное значение при соблюдении гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе – 5 минут, во 2 классе – 8 минут, в 3 классе – 12 минут, в 4 классе – 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ.
При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2 -3 физкультминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья рук.
Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.
Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:
- Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.
- Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
- Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
- Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
- Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы.
- Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Первый класс (33 часа)
- знакомство с основными элементами письма;
- изучение принципов соединения букв между собой;
- тренировки руки и пальчиковая гимнастика;
- первые попытки создания ровных строк и слогов.
Второй класс (34 часа)
- углубленное изучение техники соединения букв;
- введение понятий наклон и пропорция букв;
- создание композиций с применением геометрических фигур;
- развитие фантазии и творчества в написании небольших сообщений.
Третий класс (34 часа)
- работа над улучшением четкости и плавности линий;
- знакомство с разными видами шрифтов;
- выполнение декоративных надписей и украшений;
- проведение мини-конкурсов на лучшее оформление записок.
Четвертый класс (34 часа)
- формирование навыков быстрого и аккуратного письма;
- начало знакомства с искусством русской каллиграфии;
- конкурсная деятельность с выставкой лучших работ;
- итоговое занятие с подведением итогов и награждением победителей конкурса.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация занятий предусматривает чередование практической и игровой деятельности, включающей элементы игры, соревнования и творческой самореализации. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимыми материалами и инструментами: прописи, альбомы, кисти, чернила, трафареты и фломастеры.
Рекомендуемая частота занятий — один раз в неделю продолжительностью 30 минут для первоклассников и 40 минут для остальных классов.
КРИТЕРИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Оценивается:
- наличие устойчивых навыков чистого и аккуратного письма;
- аккуратность исполнения прописей и рисунков;
- творческий подход к оформлению страниц;
- активность и регулярность посещения занятий.
Формы контроля: проверка выполненных домашних заданий, регулярные показательные выставки детских работ, поощрение лучших образцов оформления сочинений и писем.
Планируемые результаты
Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1- й класс
Личностные результаты:
- Задает познавательные вопросы учителю. Под руководством учителя находит способы решения новой задачи.
- Принимает и ориентируется на предложения и оценки учителей.
Дает нравственную оценку своим поступкам и поступкам других людей под руководством учителя. Соблюдает элементарные правила этикета и поведения обучающихся.
- Договаривается со сверстниками о нормах поведения в ролевой игре и выполняет их.
- Выражает свои эмоции в творческих работах, участвует в творческих мероприятиях под руководством учителя.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Приходит к одному результату, решая задачу разными способами (группировка, счет, сравнение, предметов, их преобразование)
- Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку под руководством взрослого учиться высказывать
- Следует алгоритму контроля решения задачи под руководством учителя
Познавательные УУД:
Находит в тексте ответ на поставленный вопрос, слово в словарике учебника или в словаре. Находит книгу, иллюстрацию и фотографию по теме (возможно, с помощью взрослого).
- Наблюдает объект (включая его иллюстрацию) под руководством учителя
- Анализирует задачу под руководством учителя;
Коммуникативные УУД:
- Высказывает простые суждения по поводу прослушанного текста без обоснования
- Правильно выстраивает простое предложение в устной форме под руководством учителя Работает в паре под руководством учителя
-
Личностные результаты:
- 2-й класс
- Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести под руководством взрослого
- Оценивает совместно со сверстниками свои поступки и поступки других людей, ориентируясь на нормы поведения. Выполняет нормы поведения в ролевой игре. Соблюдает элементарные правила этикета и поведения на улице;
- Выражает свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства по наводящим вопросам
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале под руководством учителя. Осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному плану (алгоритму) совместно с одноклассниками (в парах и группах) в сопровождении учителя.
- Анализирует учебную задачу, следует последовательности её решения под руководством учителя.
- Осуществляет по алгоритму пошаговый и итоговый контроль, проговаривая выполняемые учебные действия под руководством учителя.
Познавательные УУД:
Находит в тексте ответ на поставленный вопрос.
- Находит необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого.
- Выделяет совместно с одноклассниками части задачи. Решает задачи по алгоритму.
- Анализирует объекты: отграничивает объекты, определяет их составляющие части и отношения друг с другом (под руководством учителя)
- Устанавливает разницу между тем, что хотел сделать, и тем, что получилось.
Коммуникативные УУД:
- Правильно выстраивает сложное предложение в устной и письменной форме под руководством учителя.
- Внимательно слушает чтение учителем и детьми рассказов, стихов, статей, приближенных к жизненным ситуациям ребенка.
- Выделяет в услышанном тексте-описании понятное и непонятное. Задает вопросы к услышанному по описанию.
- Выслушивает точки зрения других и предлагает свою -договариваться с
- Работает в паре, в группе по заданному алгоритму. Принимает цель совместной работы, распределяет роли, последовательность действий между участниками учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
- Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять.
- Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в других общественных местах.
- Договаривается со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях.
Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- Адекватно оценивает свои возможности
-Регулирует свое эмоциональное состояние. Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести. Понимает чувства других людей, оказывает помощь
- Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях художественной культуры. Разрабатывает творческие мероприятия совместно со сверстниками
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Формулирует познавательную цель. В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще им не известно. Преобразует практическую задачу в познавательную
- Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению
- Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения задачи
- Адекватно определяет причины успешности и неспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности
- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами.
Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним.
Познавательные УУД:
- Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом.
- Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты - --- Устанавливает аспект анализа (точку зрения, с которой определяются или будут определяться существенные признаки изучаемого объекта)
- Осуществляет поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
- Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами. Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним.
- Строит рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства).
- Формулирует собственное мнение и позицию. Обосновывает и отстаивает собственную точку зрения.
-Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в т. ч. в ситуации столкновения интересов. Продуктивно содействует разрешению конфликтов.
- Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия. Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия.
Предметные результаты:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- конкурсы;
- выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Календарно-тематическое планирование
(по годам обучения, всего 135 часов)
1 класс (33 часа)
1 четверть (9 недель × 1 ч = 9 часов)
- История появления письма и возникновение алфавитов (беседа + демонстрация иллюстраций).
- Основные понятия: буква, линия, штрих, нажим (теория + практика).
- Правильная посадка, положение ручки, бумаги (демонстрация и упражнение).
- Упражнения для улучшения координации движений руки (рисование кружков, волнистых линий).
- Шаговая разметка страницы (строчки, клеточки).
- Простейшие элементы букв: палочки, крючки, петли (упражнения в прописях).
- Соединение простейших элементов в линии и фигуры.
- Повторение пройденного материала (подведение итогов четверти).
- Конкурс на лучшую первую строку (создание композиции из изученных элементов).
2 четверть (7 недель × 1 ч = 7 часов)
10. Первые печатные буквы: прямая и наклонная ориентация.
11. Порядок написания первых гласных букв.
12. Правила соединения вертикальных и горизонтальных элементов букв.
13. Изучение первой группы строчных букв (без соединяющих элементов)
14. Тренировка плавности и уверенности движения руки (штриховка, рисование орнаментов).
15. Первичные этапы проработки второй группы букв (со сложными соединениями).
16. Итоговое занятие четверти: выставка лучших работ учащихся.
3 четверть (10 недель × 1 ч = 10 часов)
17. Особенности написания заглавных букв (анализ примеров, разбор структуры)
18. Письмо крупных букв с опорой на схему-образец.
19. Оформление текста крупным шрифтом: поздравительная открытка.
20. Построение ритма и равномерности письма.
21. Упражнения на выработку одинакового размера букв и расстояния между ними.
22. Основы рисунка буквы как элемента декоративного украшения.
23. Творческое задание: придумывание необычных вариантов написания своего имени.
24. Закрепление ранее изученных навыков письма и художественных приемов.
25. Работа над проектом: коллективное украшение стенгазеты.
26. Рефлексия достижений за квартал.
4 четверть (8 недель × 1 ч = 8 часов)
27. Принцип единства графики и содержательности письма.
28. Проработка сложности написания отдельных сложных букв (особенно букв с дополнительными элементами).
29. Комплексное ознакомление с правописанием русских букв и написанием иностранных аналогов.
30. Начертание цифровых символов в сопоставлении с буквенными формами.
31. Проверочное задание: индивидуальные тесты на проверку правильности написания букв.
32. Завершение полугодового проекта: разработка индивидуальной подписи.
33. Отчетная презентация лучших работ, выявление лидеров по итогам года.
2 класс (34 часа)
1 четверть (9 недель × 1 ч = 9 часов)
- Коррекционная работа над выявленными ошибками предыдущего года.
- Подробное рассмотрение видов соединений букв.
- Техника соединения букв с нижним и верхним перекрещиванием.
- Пишем быстрее и точнее: приемы автоматизации письма.
- Буквы с полуциркулярными движениями (особенности написания и взаимосвязи).
- Понятие "красивая страница": понятие центра и края.
- Психологическая подготовка: игра "Каллиграфическая сказка".
- Графический диктант: быстрое исполнение простых схем.
- Итоговое занятие: проверка навыков письма в режиме скорописи.
2 четверть (7 недель × 1 ч = 7 часов)
10. Основные трудности и способы их преодоления (закругления, завитки, симметрия).
11. Разбор типичных ошибок письма: анализ проблемных зон.
12. Композиционное расположение текста на странице (пространственное воображение).
13. Художественная сторона письма: красота, гармония, пропорции.
14. Эстетика письма: сравнение стилей письма разных эпох.
15. Проведение конкурса "Красота моей странички".
16. Заключительное занятие квартала: итоги и рекомендации.
3 четверть (10 недель × 1 ч = 10 часов)
17. Скорость письма и влияние стресса на качество письма.
18. Полноценное письмо с соблюдением размеров и расстояний.
19. Преодоление страха перед неудачей и боязнь ошибки.
20. Работа над проектами индивидуального характера: визитка, логотип.
21. Украшение праздничных карточек красивым стилем письма.
22. Способы передачи настроения в письме (эмоциональные акценты).
23. Индивидуальный стиль: разработка личного почерка.
24. Испытание сил: совместная работа по созданию единого текста.
25. Коллективная защита творческих проектов.
26. Оценка собственного прогресса за треть года.
4 четверть (8 недель × 1 ч = 8 часов)
27. История каллиграфии: русская вязь, древнерусская азбука.
28. Исторические корни современной кириллицы и латиницы.
29. Копируем образцы старинных документов.
30. Узоры в старославянском письме.
31. Традиционный шрифт: понимание традиций и связи поколений.
32. Мини-проект: собственный герб семьи или фамилии.
33. Открытая выставка работ учеников.
34. Оценка достижений второго года обучения.
3 класс (34 часа)
1 четверть (9 недель × 1 ч = 9 часов)
- Повторение и коррекция навыков письма прошлых годов.
- Интервал и расстояние между словами и абзацами.
- Создание декоративной рамки вокруг текста.
- Рисуем простым текстом и украшаем сложное письмо.
- Соотношение высоты и ширины букв.
- Проект "Книга нашего детства": дизайн обложки и титульного листа.
- Работа с шаблонами: адаптация чужих дизайнерских решений.
- Анализ преимуществ стандартного почерка.
- Итоговое занятие: проект-презентация по книге.
2 четверть (7 недель × 1 ч = 7 часов)
10. Переход к быстрому стилю письма: скорость и ясность.
11. Красивый и быстрый почерк: возможные компромиссы.
12. Управление вниманием при быстром письме.
13. Приемлемость вариативности письма: личный опыт известных деятелей.
14. Решение конфликтных ситуаций: кто виноват и что делать.
15. Игра "Кто быстрее напишет самое красивое слово?".
16. Подведение итогов четверти: диагностика достигнутых целей.
3 четверть (10 недель × 1 ч = 10 часов)
17. Путешествие в мир книгописцев прошлого века.
18. Демонстрация образцов средневековых манускриптов.
19. Опыт каллиграфического писания с особым наклоном пера.
20. Пробуем разные виды инструментов для письма: гусиное перо, кисть.
21. Креативные задания: письмо левой рукой.
22. Декорированная копия исторического документа.
23. Изготовление простого сертификата с личной подписью.
24. Работа над комплексным проектом: полное оформление альбома.
25. Совместная защита работ: отчетный концерт.
26. Анализ полученных навыков и выводов за третью четверть.
4 четверть (8 недель × 1 ч = 8 часов)
27. Тайны заглавных букв: искусство их создания.
28. Научитесь создавать красивую подпись: практика.
29. Символика подписи: значение для личности человека.
30. Семейная роспись: наследственность почерка.
31. Мастер-класс: научитесь подписываться красиво и аккуратно.
32. Итоговая оценка достижения третьей ступени обучения.
33. Поздравительная открытка с уникальным дизайном.
34. Открытие выставки лучших работ учащихся третьего класса.
4 класс (34 часа)
1 четверть (9 недель × 1 ч = 9 часов)
- Повторение ранее изученных этапов письма.
- Свободное сочетание стилей и индивидуальных черт.
- Темп письма и воздействие скорости на внешний вид письма.
- Использование компьютерной печати для сравнения со своим почерком.
- Перевод чертежей в реальный объект (графическое моделирование).
- Творческий подход к написанию заголовков и лозунгов.
- Редакция своего почерка: удачные и неудачные моменты.
- Продуктивное использование свободного пространства листа.
- Эксперимент с разным размером бумаги и формата письма.
2 четверть (7 недель × 1 ч = 7 часов)
10. Понимание важности собственной подписи: исторические свидетельства.
11. Почерк выдающихся писателей и художников.
12. Исследовательская работа: почему различаются почерки.
13. Как избежать усталости при длительном письме.
14. Примеры изменения почерка с возрастом: детская и взрослая версия.
15. Экспертиза почерка: определение эмоционального состояния человека.
16. Итоговое занятие: детальное представление проделанной работы.
3 четверть (10 недель × 1 ч = 10 часов)
17. Различия письма правой и левой рукой: научные исследования.
18. Опыт написания красивых списков и перечней.
19. Чем отличается почерк мужчины и женщины.
20. Проект "История моего почерка": отслеживаем изменение.
21. Текст для плаката: крупные красивые буквы.
22. Раскрашивание картин красками с изображением рукописных букв.
23. Рассматриваем знаменитые подписи великих деятелей науки и искусства.
24. Анализ школьных дневников знаменитых людей.
25. Проект на выпускной класс: оформить подарок однокласснику.
26. Подведение итогов третьей четверти: анализ результатов.
4 четверть (8 недель × 1 ч = 8 часов)
27. Презентация "Моя любимая книга": красивая обложка и оглавление.
28. Сложные тексты и необычные рисунки в сочетании с каллиграфией.
29. Последний проект: личное послание самому себе через десять лет.
30. Четыре секрета хорошего почерка: выводы и советы экспертов.
31. Праздник каллиграфии: открытое мероприятие для родителей и гостей.
32. Просмотр фильма о мастерах письма и создателях шрифтов.
33. Итоговая выставка лучшего дизайна письма и его композиционного размещения.
34. Завершение курса: торжественный диплом вручается лучшим ученикам.
Программа носит интегрированный характер и сочетает развитие практических навыков письма с историческими знаниями, творчеством и психологией. Ее реализация обеспечит эффективную подготовку ребёнка к полноценной школьной жизни и повысит привлекательность учебы, сделав процесс увлекательным и интересным.
Программа внеурочной деятельности «Секреты каллиграфии» предназначена для комплексного развития мелкой моторики рук, графической точности и эстетического вкуса у учащихся 1–4 классов. Программа ориентирована на поэтапное освоение основ красивого написания букв, цифр и символов. Она рассчитана на четыре года обучения, начиная с первого класса, и соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
- Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2019
- Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.
- Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.Дрофа.
- Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).
- Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.
- Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).
- Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.
- Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.
- Линейки – трафареты с геометрическими фигурами.
- Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).
- Доска.
- Цветные мелки для учителя.
- Цветные карандаши для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса «Секреты каллиграфии»
Цели: овладение перьевым нажимным письмом, формирование каллиграфического правильного почерка, позитивного отношения к процессу письма....
Программа внеурочной деятельности "Уроки каллиграфии"
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, восп...

Программа по каллиграфии 2 класс
Полная программа по каллиграфии для 2 класса, можно адаптировать до 4 класса...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по каллиграфии 1-4 класс
Каллиграфия — это творчество, она подразумевает создание индивидуального стиля письма, придания знакам эмоциональности. Ведь задача каллиграфа не просто оформить текст с эстетической точки зрени...

Рабочая программа кружок "Каллиграфия" 1 класс
Каллиграфия - это не только красивое письмо, это также и способ помочь первоклашкам поставить руку, овладеть плавным и свободным письмом. Это практические уроки для развития мелкой моторики и нейронны...

Дополнительная общеобразовательная программа по каллиграфии «ПИШУ КРАСИВО»
Дополнительная общеобразовательная программа по каллиграфии«ПИШУ КРАСИВО»...

