Наши проекты «И в шутку и всерьез»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Урок закрепления и отработки навыков, решения учебных задач, исследовательско- творческий проект |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
проектно–исследовательская технология
Дата: | 29.11.2022 г |
Учитель: | Медведко Людмила Петррвна |
Класс: | 2 а |
Предмет: | Русский язык |
Предметная программа и её автор | УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий |
Тип урока | Урок закрепления и отработки навыков, решения учебных задач, исследовательско- творческий проект |
Тема урока | Наши проекты «И в шутку и всерьез» |
Цели: | Деятельностная цель: создание творческого проекта с использованием логических заданий по русскому языку, формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. |
Оборудование для учителя: Оборудование для учащихся: | Компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки, дерево успеха учебник, деревья для проекта. |
Планируемые результаты:
1. Личностные:
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
научиться решать логические задачи по русскому языку
отбирать занимательный материал по предмету
строить сообщения в устной и письменной форме
2. Метапредметные:
регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
развитие умения различать буквы и звуки, гласные и согласные правильно употреблять их в речи, увидеть, что согласные «говорящие», уметь разгадывать кроссворды, шарады, ребусы
формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
Основные понятия: загадки, шарады, ребусы.
Формы работы: Групповая работа, коллективная работа, индивидуальная работа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Прозвенел уже звонок Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. ( метод стимулирования к обучению) Желаю всем нам хорошего настроения на весь урок, продуктивно работать и узнать много нового. -Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал. -Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум….. |
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) 2.1.Самоопределение к деятельности. | Учитель надевает бейдж с надписью «Корреспондент», берет в руки микрофон и идет по классу, задавая вопросы детям. - Я веду репортаж со 2 – А класса с урока русского языка. - Нравятся ли вам уроки русского языка ? –Ребята, в жизни нас окружает множество звуков? ( плеск воды, пение птиц, сигнал автомобиля). – Но какое отношение все это имеет к русскому языку? – Наша речь состоит из звуков, но это особые звуки- звуки речи. – На какие две группы делятся звуки речи? - Как обозначаем звуки на письме? – Какой раздел мы продолжаем изучать? (« Звуки и буквы») -Чего ждете от сегодняшнего урока ? - Какие цели и задачи поставим перед собой? - Откройте учебник, прочитайте тему урока. Определите, что вы будете сегодня делать? Предположите, какой будет урок? (Подводящий к теме диалог) -Почему вам предложили именно такой проект? - На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по данной теме? (Возникшие вопросы оформляются на доске. Составим план работы на уроке (Фиксация на доске) Желаю вам хорошо поработать на уроке! | Ответы детей. ( закреплять уже имеющиеся знания о звуках речи, отрабатывать умение проводить звуко – буквенный анализ слова, находить грамматическую основу предложения, продолжать учить обосновывать выбор безударного гласного; умение работать группами; помогать и договариваться друг с другом, воспитывать интерес к предмету, желание учиться, целеустремленность, чувство радости от успеха, развивать мышление, слуховую память, творческие способности, чувство рифмы, умение оценивать свою работу) Открывают учебник (с.119), читают: Наши проекты. И в шутку и всерьез. Будем работать над проектом. Интересный, необычный, познавательный. Изучили раздел «Буквы и звуки»
|
2.2.Повторение и систематизация знаний. Физминутка 3.Создание продукта проектной деятельности | -Сейчас мы свами разделимся на 4 группы. И работать будем по командам. - Чтобы работать в группе было интересно и плодотворно, какие правила мы должны соблюдать? Учитель берет первый листочек. На нем задание: а) подсчет в слове количества согласных звуков Слова перед тобой прочти И в них согласные звуки сочти. Запиши слова ты классно В порядке увеличения количества согласных! Блиц – опрос: - Какие звуки называем согласными? - У какого согласного звука есть своя тайна? - Где он может скрываться? Из конвертов, разложенных на партах, дети достают голубую карточку со словами: ПАУК ОНА МАНДАРИН ЯГОДА СТРИЖ - А теперь считаем согласные в словах. Слова записать нужно в порядке увеличения согласных . - Итак, какое слово первое, какое второе и т.д. Учитель открепляет второй листочек. На нем задание: Одинаковый согласный Вы в словах, друзья, найдите! Где он вы уж догадались? Поскорее назовите! Из конвертов на партах дети достают красную карточку. На ней слова: КЛЕЙ ЮЛА ЛЕЙКА МАЯК Если детям трудно можно прочитать подсказку: Звук волшебник – невидимка Прячется в Е Е Ю Я. Разберитесь и найдите Вы в словах его, друзья! Правильно, одинаковый согласный звук – это звук Й. - Давайте выполним звуко – буквенный анализ слова КЛЕЙ, ЛЕЙКА, МАЯК, ЮЛА( по одному ученику из группы, а остальные в тетрадях) или 1 слово- клей. Из конвертов на партах дети достают оранжевую карточку. На ней слова клей, лейка, маяк. Упражнение в употреблении и проверке безударных гласных. Учитель берет третий листочек и читает задание : О согласных говорили, А о гласных позабыли! Читать без них легко ли нам? Тут разобраться нужно вам! Блиц – опрос: - Какие звуки называются гласными? - Сколько гласных звуков? - Назовите их. - Сколько букв, обозначающих согласные звуки? - Назовите их.
Узнайте строки из детской песни, заполните пропуски, обоснуйте постановку гласного. В Л-С- Р-Д-Л-СЬ -Л-ЧК-. В Л-С- -Н- Р-СЛ-. Ответ: В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла. - Запишите, проверьте себя. - Подчеркните грамматическую основу первого предложения. - Распространенное оно или нераспространенное? - Кто меня видит кивните головой! - Кто меня слышит потрите свои ушки! - Кто торопился на сегодняшний урок потопайте ногами! - Кто желает всем успеха похлопайте в ладошки! Обо всём мы говорили, а о проектах позабыли. Ты дружочек время не теряй, А занимательные ребусы, шарады, игры со словами предлагай. Изучите задание на стр. 119. - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? - Что вам надо для проекта? - Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? Команды решают, какие задания будут даны для других команд. Ученик должен грамотно дать задание, на время стать ведущим игры( оценивается умение преподнести задачу и в разных ответах детей, услышать правильный вариант. Если такого ответа не было, надо суметь обьяснить свое задание и решение к нему. (задания творческого характера, проблемно-поисковые методы) По мере ответов детей я знакомлю с понятиями « Ребус», Шарада» Ребусы. Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика. Для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже. Шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни". Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово. Учитель берет последний листочек с заданием. Последнее задание на 119 странице. Дети работают с учебником. Блиц – опрос: - Какие словари бывают? (орфоэпический, словарь однокоренных слов, орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов) - Какой словарь нам поможет узнать лексическое значение слова? ( исследовательско-творческий проект) Исследовательско-творческий проект — это вид проектной деятельности, в котором сочетаются элементы исследования и творчества. Исследование в таком проекте предполагает что-то находить и исследовать, а творчество — делать что-то новое. Одна из задач исследовательско-творческого проекта — найти информацию и творчески её преподнести. | Групповая работа. Высказывания детей. Ответы детей ( Ответ: Она-1,паук-2, ягода-3, стриж-4, мандарин-5) Предположения детей. Ответы детей. Работа в группах. Учащиеся выполняют упражнения. Коллективная работа Ответы детей. Работа в группах. Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности. Дети выбирают форму работы. Приводят примеры. Вспоминают изученные орфограммы, пользуются словарями: «Большой энциклопедический словарь» Д. Н. Ушакова, В. И. Даля. «Словарь русского языка» в 4-х томах, под ред. А. П. Евгеньевой. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений», под ред. Н. Абрамова. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Швецовой. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Обращаемся к толковому словарю |
4.Защита проекта | -Кто справился с проектом? - Кто уже готов защитить свой проект? - Как можно еще доработать проект? (методы контроля и самоконтроля) | Желающие защищают свои проекты. Дети дают оценку своему проекту, каждому участнику своей группы и проектам одноклассников. |
5.Итог урока. Рефлексия. | - Подведём итог урока: - Наш урок прошел под девизом «И в шутку и всерьез». Почему? Да потому, что на нашем уроке, выполняя даже шуточные задания, мы говорили о серьезных вещах. - Ребята, смогли мы достичь тех целей, которые мы поставили в начале урока: могут ли интересные задания помочь изучать русский язык? - Что мы делали на уроке? | Ответы детей. - Готовились к проекту. - Создавали проект. - Защищали проект. - Оценивали проект. |
6.Домашнее задание | Придумайте сами 2-3 занимательных задания по русскому языку. | Записывают домашнее задание. |
7. Дерево успеха | На доске большое дерево, но оно без листочков. Давайте украсим его. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Оцениваете свою работу и работу своей группы. Зеленый листочек – было легко и все получилось Желтый – не все получилось сразу Красный – есть над чем поработать. |
Маршрутный лист урока русского языка во 2а классе
Наши проекты «И в шутку и всерьез»»
Этапы | Прохождение маршрута | Количество правильных ответов | |
Макс. количество баллов | Мои баллы | ||
1.Теоретический | Определить тему и цели урока. Дать определение гласным и согласным звукам. | 2 | |
2.Практический | Закреплять уже имеющиеся знания о звуках речи, отрабатывать умение проводить звуко – буквенный анализ слова, находить грамматическую основу предложения, продолжать учить обосновывать выбор безударного гласного. | 2 | |
2 | |||
3.Контрольный | Составить ребусы и шарады | ||
Ученик должен грамотно дать задание, на время стать ведущим игры( оценивается умение преподнести задачу и в разных ответах детей, услышать правильный вариант. Если такого ответа не было, надо суметь обьяснить свое задание и решение к нему. | 2 | ||
4.Представление проекта | Мое участие в проекте. | 2 | |
Итого | 10 | ||
Перевод баллов в оценку
От 0 до 3 - необходимо повторить теоретический материал по теме
От 4 до 6 – оценка «3»
От 7 до 8 – оценка «4»
От 9 до 10 – оценка «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И в шутку, и всерьез!"- вечер, посвященный Дню Защитников Отечества.
Весело, задорно проходят совместные семейные праздники, особенно 23 февраля, когда папы в соревнованиях со своими сыновьями "превращаются" в юных мальчиков и будто бы возвращаются в далекое детство, а...
ВЫПУСКНОЙ 1 КЛАССА "И в шутку, и всерьез"
Мероприятие посвящено окончанию учащимися 1 класса. Учащиеся 1 класса устроили экзамен своим родителям: "Готовы ли они к переходу во 2 класс" - дети выступали в роли учителей. Получилось очень и...
Проект "И в шутку, и всерьез"
Проект "И в шутку, и всерьез" к уроку русского языка 2 класс...

Проект "И в шутку, и всерьез"
Проект "И в шутку, и всерьез" реализован в рамках урока русского языка...

проект по русскому языку "И в шутку и всерьез" 3 класс Маргарита Жирова
проект по русскому языку "И в шутку и всерьез" 3 класс Маргарита Жирова...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»).
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»)....

