Наши проекты «И в шутку и всерьез»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Медведко Людмила Петровна

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Урок закрепления и отработки навыков, решения учебных задач,  исследовательско- творческий проект

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_po_russkomu_yazyku.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

проектно–исследовательская технология

Дата:

29.11.2022 г

Учитель:

Медведко Людмила Петррвна

Класс:

2 а

Предмет:

Русский язык

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Тип урока

Урок закрепления и отработки навыков, решения учебных задач,  исследовательско- творческий проект

Тема урока

Наши проекты «И в шутку и всерьез»

Цели:

Деятельностная цель: создание творческого проекта с использованием логических заданий по русскому языку, формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Оборудование для учителя:

Оборудование для учащихся:  

Компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки, дерево успеха

учебник, деревья для проекта.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

научиться решать логические задачи по русскому языку

отбирать занимательный материал по предмету

строить сообщения в устной и письменной форме

2. Метапредметные:

регулятивные:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

оценивать правильность выполнения действия

коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

развитие умения различать буквы и звуки, гласные и согласные правильно употреблять их в речи, увидеть, что согласные «говорящие», уметь разгадывать кроссворды, шарады, ребусы

формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Основные понятия: загадки, шарады, ребусы.

Формы работы: Групповая работа, коллективная работа, индивидуальная работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

 ( метод стимулирования к обучению)

Желаю всем нам хорошего настроения на весь урок, продуктивно работать и узнать много нового.

-Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
- Что еще нам пригодится на уроке?

-Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..

2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

2.1.Самоопределение к деятельности.

Учитель надевает бейдж с надписью «Корреспондент», берет в руки микрофон и идет по классу, задавая вопросы детям.

- Я веду репортаж со 2 – А класса с урока русского языка.

- Нравятся ли вам уроки русского языка ?

–Ребята, в жизни нас окружает множество звуков? ( плеск воды, пение птиц, сигнал автомобиля).

 – Но какое отношение все это имеет к русскому языку?

– Наша речь состоит из звуков, но это особые звуки- звуки речи.

– На какие две группы делятся звуки речи?

- Как обозначаем звуки на письме? – Какой раздел мы продолжаем изучать? (« Звуки и буквы»)

-Чего ждете от сегодняшнего урока ?

- Какие цели и задачи поставим перед собой?

 - Откройте учебник, прочитайте тему урока. Определите, что вы будете сегодня делать?

Предположите, какой будет урок?

(Подводящий к теме диалог)

-Почему вам предложили именно такой проект?

- На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по данной теме?

(Возникшие вопросы оформляются на доске.

Составим план работы на уроке (Фиксация на доске)

Желаю вам хорошо поработать на уроке!

Ответы детей.

( закреплять уже имеющиеся знания о звуках речи, отрабатывать умение проводить звуко – буквенный анализ слова, находить грамматическую основу предложения, продолжать учить обосновывать выбор безударного гласного; умение работать группами; помогать и договариваться друг с другом, воспитывать интерес к предмету, желание учиться, целеустремленность, чувство радости от успеха, развивать мышление, слуховую память, творческие способности, чувство рифмы, умение оценивать свою работу)

Открывают учебник (с.119), читают:

Наши проекты. И в шутку и всерьез.

Будем работать над проектом.

Интересный, необычный, познавательный.

Изучили раздел «Буквы и звуки»

  1. Подготовка к проекту.
  2.  Создание проекта.
  3.  Защита проекта.
  4.  Оценка проекта.

2.2.Повторение и систематизация знаний.

Физминутка

3.Создание продукта проектной деятельности

-Сейчас мы свами разделимся на 4 группы. И работать будем по командам.

- Чтобы работать в группе было интересно и плодотворно, какие правила мы должны соблюдать?

Учитель берет первый листочек. На нем задание:

а) подсчет в слове количества согласных звуков

Слова перед тобой прочти

И в них согласные звуки сочти.

Запиши слова ты классно

В порядке увеличения количества согласных!

Блиц – опрос:

- Какие звуки называем согласными?

- У какого согласного звука есть своя тайна?

- Где он может скрываться?

Из конвертов, разложенных на партах, дети достают голубую карточку со словами:

ПАУК  ОНА МАНДАРИН  ЯГОДА СТРИЖ

- А теперь считаем согласные в словах. Слова записать нужно в порядке увеличения согласных .

- Итак, какое слово первое, какое второе и т.д.

Учитель открепляет второй листочек. На нем задание:

Одинаковый согласный

Вы в словах, друзья, найдите!

Где он вы уж догадались?

Поскорее назовите!

Из конвертов на партах дети достают красную карточку. На ней слова:

КЛЕЙ  ЮЛА  ЛЕЙКА  МАЯК

Если детям трудно можно прочитать подсказку:

Звук волшебник – невидимка

Прячется в Е Е Ю Я.

Разберитесь и найдите

Вы в словах его, друзья!

Правильно, одинаковый согласный звук – это звук Й.

- Давайте выполним звуко – буквенный анализ слова КЛЕЙ, ЛЕЙКА, МАЯК, ЮЛА( по одному ученику из группы, а остальные в тетрадях) или 1 слово- клей.

Из конвертов на партах дети достают оранжевую карточку. На ней слова клей, лейка, маяк.

Упражнение в употреблении и проверке безударных гласных.

Учитель берет третий листочек и читает задание :

О согласных говорили,

А о гласных позабыли!

Читать без них легко ли нам?

Тут разобраться нужно вам!

Блиц – опрос:

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков?

- Назовите их.

- Сколько букв, обозначающих согласные звуки?

- Назовите их.

        

Узнайте строки из детской песни, заполните пропуски, обоснуйте постановку гласного.

В Л-С- Р-Д-Л-СЬ -Л-ЧК-.

В Л-С- -Н- Р-СЛ-.

Ответ: В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

- Запишите, проверьте себя.

- Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

- Распространенное оно или нераспространенное?

- Кто меня видит кивните головой!

- Кто меня слышит потрите свои ушки!

- Кто торопился на сегодняшний урок потопайте ногами!

- Кто желает всем успеха похлопайте в ладошки!

Обо всём мы говорили, а о проектах позабыли.

Ты дружочек время не теряй,

А занимательные ребусы, шарады, игры со словами предлагай.

Изучите задание на стр. 119.

- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект?

- Что вам надо для проекта?

- Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок?

Команды решают, какие задания будут даны для других команд.

Ученик должен грамотно дать задание, на время стать ведущим игры( оценивается умение преподнести задачу и в разных ответах детей, услышать правильный вариант. Если такого ответа не было, надо суметь обьяснить свое задание и решение к нему.

(задания творческого характера, проблемно-поисковые методы)

По мере ответов детей я знакомлю с понятиями « Ребус», Шарада»

Ребусы.

Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.

Для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

Шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".

Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

Учитель берет последний листочек с заданием.

Последнее задание на 119 странице.

Дети работают с учебником.

Блиц – опрос:

- Какие словари бывают?

(орфоэпический, словарь однокоренных слов, орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов)

- Какой словарь нам поможет узнать лексическое значение слова?

( исследовательско-творческий проект)

Исследовательско-творческий проект — это вид проектной деятельности, в котором сочетаются элементы исследования и творчества.  

Исследование в таком проекте предполагает что-то находить и исследовать, а творчество — делать что-то новое. Одна из задач исследовательско-творческого проекта — найти информацию и творчески её преподнести.  

Групповая работа.

Высказывания детей.

Ответы детей

( Ответ: Она-1,паук-2, ягода-3, стриж-4, мандарин-5)

Предположения детей.

Ответы детей.

Работа в группах.

Учащиеся выполняют упражнения.

Коллективная работа

Ответы детей.

Работа в группах. 

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности.

Дети выбирают форму работы.  Приводят примеры.

Вспоминают изученные орфограммы, пользуются словарями:

«Большой энциклопедический словарь» Д. Н. Ушакова, В. И. Даля.

 «Словарь русского языка» в 4-х томах, под ред. А. П. Евгеньевой.

 «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений», под ред. Н. Абрамова.

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Швецовой.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Обращаемся к толковому словарю

4.Защита проекта

-Кто справился с проектом?

- Кто уже готов защитить свой проект?

- Как можно еще доработать проект?

(методы контроля и самоконтроля)

Желающие защищают свои проекты. Дети дают оценку своему проекту, каждому участнику своей группы и проектам одноклассников.

5.Итог урока.       Рефлексия.

- Подведём итог урока:  

- Наш урок прошел под девизом «И в шутку и всерьез». Почему?

 Да потому, что на нашем уроке, выполняя даже шуточные задания, мы говорили о серьезных вещах.

- Ребята, смогли мы достичь тех целей, которые мы поставили в начале урока: могут ли интересные задания помочь изучать русский язык?

- Что мы делали на уроке?

Ответы детей.

- Готовились к проекту.

- Создавали  проект.

- Защищали проект.

- Оценивали проект.

6.Домашнее задание

Придумайте сами 2-3 занимательных задания по русскому языку.

Записывают домашнее задание.

7. Дерево успеха

На доске большое дерево, но оно без листочков. Давайте украсим его. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Оцениваете свою работу и работу своей группы.

Зеленый листочек – было легко и все получилось

Желтый – не все получилось сразу

Красный – есть над чем поработать.

Маршрутный лист урока русского языка во 2а классе

Наши проекты «И в шутку и всерьез»»

Этапы

Прохождение маршрута

Количество правильных ответов

Макс. количество баллов

Мои баллы

1.Теоретический

Определить тему и цели урока. Дать определение гласным и согласным звукам.

2

2.Практический

Закреплять уже имеющиеся знания о звуках речи, отрабатывать умение проводить звуко – буквенный анализ слова, находить грамматическую основу предложения, продолжать учить обосновывать выбор безударного гласного.

2

2

3.Контрольный

Составить ребусы и шарады

Ученик должен грамотно дать задание, на время стать ведущим игры( оценивается умение преподнести задачу и в разных ответах детей, услышать правильный вариант. Если такого ответа не было, надо суметь обьяснить свое задание и решение к нему.

2

4.Представление проекта

Мое участие в проекте.

2

Итого

10

Перевод баллов в оценку

От  0 до 3  - необходимо повторить теоретический материал по теме

От 4 до 6 – оценка «3»

От 7 до 8 – оценка «4»

От 9 до 10 – оценка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И в шутку, и всерьез!"- вечер, посвященный Дню Защитников Отечества.

Весело, задорно проходят совместные семейные праздники, особенно 23 февраля, когда папы в соревнованиях со своими сыновьями "превращаются" в юных мальчиков и будто бы возвращаются в далекое детство, а...

ВЫПУСКНОЙ 1 КЛАССА "И в шутку, и всерьез"

Мероприятие посвящено окончанию  учащимися 1 класса. Учащиеся 1 класса устроили экзамен своим родителям: "Готовы ли они к переходу во 2 класс" - дети выступали в роли учителей. Получилось очень и...

Проект "И в шутку, и всерьез"

Проект "И в шутку, и всерьез" к уроку русского языка 2 класс...

Проект "И в шутку, и всерьез"

Проект "И в шутку, и всерьез" реализован в рамках урока русского языка...

проект по русскому языку "И в шутку и всерьез" 3 класс Маргарита Жирова

проект по русскому языку "И в шутку и всерьез" 3 класс Маргарита Жирова...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»).

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»)....