Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола»
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Изучение неопределённой формы глагола является важным этапом освоения грамматики русского языка, позволяющим лучше понимать структуру предложений и грамотно строить свою речь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола»
Цель: формирование умения распознавать глаголы в неопределённой форме
Задачи:
Образовательные - сформировать понятие «неопределённая форма глагола»; обобщить знания учащихся о глаголе; развить умения отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам.
Развивающие - способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности; развивать умение анализировать, делать выводы на основе выполнения учебных заданий; развивать мыслительные навыки, словарный запас на основе упражнений.
Воспитательные - воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания; воспитывать ответственное отношение к учению; воспитать у детей аккуратность, усидчивость, прилежность, наблюдательность и пытливость в процессе обучения.
Методы: объяснительно-иллюстративный
Приёмы: «мудрая фраза». Каждый этап урока начинается с пословицы/поговорки
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
На этапе урока мотивация к учебной деятельности создаю условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Начинаю урок с народной мудрости, параллельно спрашивая у учеников что это такое. (Народные слова, которые чему-то учат. Сюда входят пословицы, поговорки, крылатые выражения). Задаю вопрос чему учат пословицы и поговорки (трудолюбию, терпению, честности, вере в себя). На доске появляется первая пословица «Не стыдно не знать – стыдно не учиться». Прошу учащихся объяснить смысл пословицы. (Самое важное – учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в своем развитии и становится невеждой). Говорю напутственные слова, желаю успеха в работе.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с народной мудрости.
- Что такое народная мудрость? (Народные слова, которые чему-то учат. Сюда входят пословицы, поговорки, крылатые выражения)
- Чему учат пословицы, поговорки? (трудолюбию, терпению, честности, вере в себя)
- Эти личностные качества помогают нам и в учёбе.
Пословица «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».
- Как вы понимаете эти слова: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться»? (Самое важное – учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в своем развитии и становится невеждой.)
-Верно, желаю вам успехов в вашей работе. Вы умеете работать, как настоящие ученики, и поэтому у вас обязательно всё получится. А я вам в этом помогу.
Актуализация знаний
В начале этапа прошу учеников открыть тетрадь, записать число, классная работа. На доске появляется вторая пословица «Повторенье – мать учения». Учащиеся так же объясняют смысл пословицы. (Процесс обучения невозможен без повторения. Когда нужно что-то выучить или запомнить, то обязательно нужно что-то повторить. Это облегчит учение и поможет в дальнейшем). Далее 2 ученика разыгрывают сценку: у одной части речи телеканал взял интервью, в котором она рассказывает о себе. Учащиеся должны определить о какой части речи идёт речь. Приходят к выводу, что это глагол. Вспоминают определение глагола. Далее прописывают в тетради сочетания букв ть, ти, чь. Предупреждаю детей, что с данными буквосочетаниями на уроке мы еще встретимся. Задаю вопрос можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Ученики приводят примеры таких глаголов. На доске выводится следующее предложение «В небе чистом ярко светит серебристая луна». Задача детей списать, обозначить орфограммы, указать части речи. Задаю вопроса как определить части речи. (Части речи определяются с помощью вопроса.)
Открываем тетради и записываем число, классная работа. Сегодня 18 апреля. Не забываем про правило посадки. Сидим ровно.
Пословица «Повторенье – мать учения» (Смысл пословицы весьма ясен: процесс обучения невозможен без повторения. Когда нужно что-то выучить или запомнить, то обязательно нужно что-то повторить. Это облегчит учение и поможет в дальнейшем).
- Однажды у одной части речи телеканал взял интервью, в котором она рассказала о себе. Послушайте вопросы и ответы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
Дети разыгрывают сценку.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите
- Не люблю предлоги и известную частицу.
- Что бы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята на десятку знали.
-На письме и в разговоре меня употребляли.
-Что без меня предметы? Лишь названья.
-А я приду – все в действие придет.
-Летит ракета, люди строят здания
-Цветут сады и хлеб в полях растет.
- Какая часть речи будет главная на нашем уроке? (Глагол)
- С какого шага начнём урок открытия нового знания? ( с повторения)
- Верно! Давайте вспомним о чём мы говорили на предыдущем занятии.
-Что такое глагол? (Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что сделает?)
- Пропишем красиво сочетания букв:
ть, ти, чь
- Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких? (делать, идти, печь)
- Сегодня эти буквосочетания нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.
- Прочитайте предложение.
В небе чистом ярко светит серебристая луна. (А.Плещеев).
- Спишите предложение. Обозначьте орфограммы. Укажите части речи.
-Как определяем части речи? (с помощью вопроса)
Постановка учебной задачи
На этапе постановки учебной задачи создаю проблемную ситуацию. На доске появляется 3 поговорка «Попытка – не пытка». Учащиеся объясняют смысл пословицы (Можно попробовать сделать, это не повредит, не помешает). На доске слова: выкопал, угрожает, выдержал, теплеет, оденется, сбегут, решить, беречь, привезти. Предлагаю распределить глаголы на 4 группы. Учащиеся делят глаголы на три группы по времени: настоящее, будущее, прошедшее. Затрудняются с группой глаголов решить, беречь, привезти. Не знаю в какую группу отнести. Предлагаю побыть учащимся в роли исследователей. Нужно исследовать эти глаголы в группах и заполнить таблицу.
Время | Число | Окончание | Вопрос | |
Выкопал | ||||
Угрожает | ||||
Выдержал | ||||
Теплеет | ||||
Оденется | ||||
Сбегут | ||||
Решить | ||||
Беречь | ||||
Привезти |
Выявляем трудности. Дети не могут определить время и число глаголов решить, беречь, привезти. Задаю вопрос ученикам как бы они назвали глагол, у которого ничего нельзя определить. На доске появляются слова: начальная форма, неопределённая форма, инфинитив. Прошу выбрать слово, которое больше подходит для названия таких глаголов. Объясняю, что все эти слова – это одно название для этих глаголов, имеет одно и то же значение. Рассказываю, что такое инфинитив (Инфинитив – в переводе означает – начальный, начальная форма). Предупреждаю, что с эти названием учащиеся встретятся в старших классах. На доске появляется 4 пословица «Вода камень точит». Дети объясняют смысл пословицы (Если постоянно на что-то воздействовать, то можно добиться существенных результатов). Далее ставим цель на урок и задачи. (Познакомиться с начальной формой глаголов; узнать, что такое начальная форма глагола; научиться различать глаголы в начальной форме). Вывожу на доску план, по которому будем работать.
1.Повторить, что такое глагол.
2.Познакомиться с неопределёнными глаголами.
3. Выполнить тренировочные задания.
4. Проверить свои знания.
У каждого ученика на столе лежит «карта успеха», в которой представлен данный план. Как только мы выполняем один из пунктов, учащиеся отмечают его галочкой. Отмечают галочкой первый пункт плана, т.к. мы его уже реализовали.
Решение учебной задачи
- Откройте учебники на стр. 106 и прочитайте тему урока.
- Посмотрите внимательно на эту схему.
Лаять
Пр. вр. Н..вр.
лаял лает
лаяла лают
-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?
-От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.
-Какой вывод можно сделать? (Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола)
Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица - производителя действия.
- Прочитайте правило на стр. 106
- Кто сможет рассказать данное правило
-Обратите внимание на следующие строки из данного стихотворения:
Если взять все эти лужи
И соединить в одну…
-Какие слова здесь стоят в неопределенной, т. е. начальной форме?
-На какой вопрос они отвечают? (Что сделать?). Вывод.
Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы
что делать? /что сделать?
Н.Ф.= неопр. ф.
Что делать? Что сделать?
- ть, -ти, -чь
-Отметьте второе окошко в карте успеха
-Сейчас давайте встанем и немного разомнемся.
Физкультминутка
Провожу физкультминутку, соответствующую теме урока. Зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов. Если глагол стоит в неопределённой форме, учащиеся поднимают- руки вверх, если глагол в других формах – руки вперёд, если слово не является глаголом – присед.
Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь, (бороться).
Закрепление
Этап закрепления сопровождает 5 пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (Ничего не получится, если ничего не делать). Учащиеся работают в парах, из упражнения в учебнике ищут пары, в которых слова отвечают на одинаковые вопросы. Приходят к выводу, что неопределённая форма глагола отвечает, как на вопрос что делать, так и на вопрос что сделать. Отмечают 3 окошечко в карте успеха. Далее выполняют следующие задания: глаголы данные в скобках заменить глаголами неопределенной формы и вписать в карточку на место пропусков. После выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и сверяют с доской. Отмечают в карте успеха 4 окошко.
- Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке?
Пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» (Ничего не получится, если ничего не делать.)
- Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового знания)
-Сейчас посмотрите на упр. 181. Прочитайте задание.
-Что нужно сделать?
Прочитаем по цепочке.
Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы. Это очень важный навык
-Прочитайте пары слов, найдите сходство и различия в значениях каждой пары глаголов (действие длится - действие совершено), опираясь на вопросы что делать? / что сделать?
Посоветуйтесь и вместе найдите пары, в которых слова отвечают на одинаковые вопросы. Решите, кто из вас будет отвечать?
Выполним это упр. Выборочно:
I ряд – пары №1, 2, 3.
II ряд - пары №4, 5, 6.
II ряд - пары №7, 8, 9.
- Запишем каждую пару слов с новой строки.
-Какие орфограммы встречаются в словах каждого ряда?
-Что общего у этих слов?
Вывод: неопред. форма глагола отвечает как на вопрос что делать?, так и на вопрос что сделать?
-Работаем в тетради. У вас есть 5 минут. Затем мы вместе проверим.
-Итак, время закончилось, кто хочет зачитать глаголы, которые он подчеркнул?
-Отметьте 3 окошко в карте успеха.
Мы реализовали 3 пункт плана.
- Глаголы данные в скобках замените глаголами неопределенной формы и впишите в карточку на место пропусков:
Когда просыпаешься, нельзя(лежу) в постели. Надо сразу(встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя(задерживаю) дыхание, надо(дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
Время закончилось, теперь обменяйтесь карточками с соседом и сверьте с доской.
-Поднимите руки, у кого нет ошибок?
-Вот мы реализовали последний пункт плана
-Отметьте в карте успеха 4 окошко.
Рефлексия
Учащиеся выполнили все пункты плана и подошли к завершающему этапу урока. Последняя 6 пословица «Корень учения горек, зато плод его сладок» (Учиться, познавать новое тяжело, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области) Задаю вопросы по пройденной теме:
-С какой формой глагола мы познакомились на уроке?
- Почему она называется неопределенной?
- На какие вопросы отвечает?
- На что оканчивается?
- Какое открытие мы сделали на уроке? (неопред. форма = начальная форма).
-Чем она отличается от других форм?
Предлагаю поставить глаголы в н.ф.
Сидим - сидеть
Смотрим - смотреть
Летят - лететь
Мокнут - мокнуть
Не хотят – не хотеть
Время | Число | Окончание | Вопрос | |
Выкопал | ||||
Угрожает | ||||
Выдержал | ||||
Теплеет | ||||
Оденется | ||||
Сбегут | ||||
Решить | ||||
Беречь | ||||
Привезти |
Время | Число | Окончание | Вопрос | |
Выкопал | ||||
Угрожает | ||||
Выдержал | ||||
Теплеет | ||||
Оденется | ||||
Сбегут | ||||
Решить | ||||
Беречь | ||||
Привезти | ||||
Время | Число | Окончание | Вопрос | |
Выкопал | ||||
Угрожает | ||||
Выдержал | ||||
Теплеет | ||||
Оденется | ||||
Сбегут | ||||
Решить | ||||
Беречь | ||||
Привезти | ||||
Время | Число | Окончание | Вопрос | |
Выкопал | ||||
Угрожает | ||||
Выдержал | ||||
Теплеет | ||||
Оденется | ||||
Сбегут | ||||
Решить | ||||
Беречь | ||||
Привезти | ||||
Время | Число | Окончание | Вопрос | |
Выкопал | ||||
Угрожает | ||||
Выдержал | ||||
Теплеет | ||||
Оденется | ||||
Сбегут | ||||
Решить | ||||
Беречь | ||||
Привезти |
Карта успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола.Планируемые результаты: Предметные:- уметь правильно ставить вопросы к глаголам неопределённой формы;- знать...

Конспект урока по русскому языку: Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТЕМА: «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по ли...

Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределённая форма глагола» Цели деятельности учителя:формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросам. Планируемы...

Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола" (УМК Школа России, 3 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые рез...
Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола" (Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросу. Планируемые результаты Предметные: - знать: определение «неопределенная форма глагола»; на что ока...
Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола"
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, став...






