Летние задания по русскому языку (переход в 3 класс)
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Семенова Альбина Бальжинимаевна

В тетради по русскому языку задания и упражнения на самые трудные темы с правилами, упражнениями и тестами для учащихся 2,3 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnie_zadaniya_semenova_a.b._v3_klass.docx283.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1371 «Крылатское»

Семенова А.Б., Кедрова Е.А.

ЛЕТНИЕ ЗАДАНИЯ

 по русскому языку  и

 по математике

 ( переход в 3 класс)

ФИ учащегося _____________________________

Дата проверки:

г. Москва, 2025

Здравствуй, дорогой друг!

         Перед тобой тетрадь с заданиями по русскому языку и по математике.  В ней много всего интересного и занимательного. Она предназначена для того, чтобы поддерживать  знания, которые ты получил в течение учебного года и не растерял, а сохранил их.

        В тетради по русскому языку тебе встретятся задания и упражнения на самые трудные темы с правилами, проверочными тестами и контрольными работами. Все задания нужно выполнить в срок. Даты   расставлены таким образом, чтобы у тебя было время и для отдыха (2 недели – работаешь, 1 неделю - отдыхаешь).

  В тетради по математике  даты подписывай сам (в те же дни, что и по русскому языку). Распредели нагрузку так, чтобы всё успеть!

       Для выполнения заданий по математике потребуются чертежные инструменты: линейка, циркуль, простой карандаш и ластик.

  • Будут задания для творчества. Выполняй их цветными карандашами.
  • Письменные вычисления выполняй при помощи решения в столбик.
  • Задачи записывай  по действиям и выражением. Обязательно указывай пояснение. Ответ -  полностью.

Желаю удачи!

Задания по русскому языку на лето.

Переход в 3 класс.

Дата

9 июня

1. Тема:  СОЧЕТАНИЯ ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ

  1. Выпиши слова в три столбика: в первый столбик — слова с одним слогом, во второй—с двумя слогами, в третий — с тремя слогами. Дели слова на слоги. Подчеркни жи, ши.

Пруж_на, ш_пящий, щ_вель,беж_т, жужж_т, ш_л, рощ_, ш_нель, ж_лет, ш_шка, ш_повник, ж_знь, ч_дак, верш_на, ж_ть, маш_на, ж_вопись, кувш_н, маш_нист, ж_раф, кувш_нка, ч_ща.

  1. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Подчеркни в словах жи, ши.

 Он весь рыжий. Рыжик любит играть с соседской кошкой Снежинкой. Хвост у него пушистый. У Даши Чижиковой живёт котёнок Рыжик.Лист в узкую линейку распечатать

Дата:

10 июня

  1. Измени слова по образцу.

 О б р а з е ц: пляж — пляжи.

 стриж —                       ёж —                                ландыш —                        

 ёрш —                           гараж —                          лужа —              

 корж —                         крыша  —                        малыш —              

 груша —                       карандаш —                    ухо —

 морж —                        лыжа —                            клавиша —

  1. Узнай слово по его лексическому значению. Используй слова

для справок.

1. Пастух, пасущий овец, —_______________________

2. Густой, труднопроходимый лес — _________________

3. Южный плод, близкий к сливе — __________________

4. Двенадцать штук — ____________________

5. Русская мера длины, равная 0,71 м, — _______________

6. Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец — _________________

7. Маленькая щука —______________________

8. Колючка на растении — ______________________

9. Кладовая — _______________________

10. Установленный порядок чего-нибудь —_________________

С л о в а д л я с п р а в о к: кольчуга, режим, пуща, щурёнок, алыча́, ар-

шин, чабан, чулан, дюжина, шип.

Дата:

11 июня

  1. Вставь слог ча или ща. Подчеркни букву а после ч, щ.

Саран ___    , пи ___     , калан  ___    ,  ___   щоба,  уго____ ет, защи ___ет,  пе____ тает, ___совой, ____вель,   сооб____ ет,   вол____ та,   отме___ ет,   сквор ___та,   кур____ вый, обе____ ет,  добы ____  ,  укро___ ет,  тыся___ ,  осве ____ет.

  1. Вставь,  пропущенные буквы. Подчеркни гласные после ж, ш, ч, щ.

1.В кувш…не стояли свеж…е душ…стые розы. 2. Журч…т весен-ние ручьи. 3. В гнезде громко крич…т  галч…та. 4. На детской пло -щ…дке играют малыш… . 5. Белка шелуш…т ш…шки. 6. Ж…раф — африканское ж…вотное. 7. Солнце освещ…ет землю. 8. Зайч…та грыз-ли коч…н. 9. В лесу рыщ…т волки. 10. Подчеркни оконч…ния в словах.

Выполни транскрипцию:

ужин  [                  ]    — ____слога, ____ букв,    _____звуков

чаща  [                  ]    — ____слога, ___ букв,    ____звуков

машина [                  ]    — ____слога, ___ букв,    ____звуков

Дата:

12 июня

Тема :   РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ  Ъ и Ь

           Прочитай правило:

  • Разделительный ь пишется перед буквами е, ё, и, ю, я, если после согласных звуков перед гласными слышится звук [й’]: портьеры, жнивьё, ульи, компьютер, бурьян

  • Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я: въезд, изъёрзать, предъюбилейный, объяснение

  1. Запиши в три столбика.

      Интерв_ю, п_ю_,  с_езд, Тат_яна ,  при_ езд, Куз_ма, об_яснение, ,ущел_е, , раз_яснить, сер_ёзный, брус_я, про_езд, пере_ ехать, ,тес_ма ,в_ехать,  с_есть.

Проверь: три слова не попали ни в один из столбцов.

  1. Вставь,  пропущенные буквы.

Яблоч…ное варен…е, солов…иная трел…, белен…кое плат…ице, охотнич…е руж…ё, вкус…ное кушан…е, чирикан…е вороб…ёв, реч…ное уст…е, уч…сь в трет…ем классе, под тен…ю берё…, ж…мчуж- ное кол…е, д…р…вянная скам…я, зв…риное чут…ё, су… с фасол…ю, лис…я н…ра.

Дата:

13 июня

  1. Раскрой скобки.

Федя посыпал хлеб (соль)   _________.

 2. Грядки засажены (морковь)  _____________________.

3. Мать склонилась над (колыбель)  ________________.

4. Над (степь) _______________парил орёл.

5. Стол покрыт синей (скатерть) ___________________.

  1. Когда пишется Ъ и Ь?  Вставь в слова нужные буквы.

         Лисичка, рыжик, волнушка, сыроежка — это с_едобные грибы, а бледная поганка и мухомор — нес_едобные. 2. Над полем кружит ворон_ё. 3. Бабушка испекла вкусное печен_е. 4. Ил_я и Соф_я занимаются горнолыжным спортом. 5. В гнезде сидели вз_ерошенные галчата. 6. Из густых зарослей выскочил раз_ярённый тигр. 7. Ноч_ю разыгралась сильная в_юга.  

   Выполни транскрипцию:

  зверь [               ] —     ____ слог,  _____ букв, ______ звуков

   печенье [               ] —     ____ слог,  _____ букв, ______ звуков

   въезд  [               ] —     ____ слог,  _____ букв, ______ звуков

Дата:

16 июня

ТЕСТ

ПРОВЕРЬ СВОИ СИЛЫ !   Выполни тест.

  1. Укажите слово, в котором пишется разделительный мягкий знак.

         Крыльцо, бульон, борьба,  Игорь

  1. Отметьте строку, все слова которой неверно разделены для переноса.

  Боль-ной,  ба-та-льон, стра-ни-ца

        За-йчо-нок,  ба-ллон, крыл-ья.

  1. Отметьте слово, в котором звуков меньше, чем букв.

холод                                   деревья

класс                                    облако

  1. Прочитайте слова, вставьте,  где нужно, пропущенный ь.

Звер…ки,   пес…ни,    мос…тик,    бор…ба,    друз…я.

  1. В каких слова нужно  писать  разделительный мягкий знак. Впишите.

Сер…ёзный,     в…юга,     скол…зкий.

  1. Прочитайте слова, проверьте, правильно ли они разделены для переноса.

Бра-тья,  дерев-ья, лис-тья, бо-рьба.  

  1. От этих слов  образуйте и запишите слова с разделительным мягким знаком.

волк  -  ______________________________

полю  -  _____________________________

Коля - ______________________________

елью [                  ]    — ______слога, _______ букв,    _______звуков

съезд [                  ]    — ______слога, _______ букв,    _______звуков

Списывание

       Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Определи в какой части находится пропущенная буква, Выдели орфограмму.

                                  Грамматические задания:

  1. Выпиши по 2 слова с разделительным мягким знаком и разделительным твердым знаком.
  2. Сделай фонетический разбор слова - семья

НОВОСЕЛЬЕ

         В воскр…сен…е   наша сем…я переезжала на новую кв…ртиру. Грузовая ма…ина с в…щами под…ехала к высокому дому. Вот и наш под…езд. Мы подн…лись на лифте на с…дьмой этаж.

       Скоро под…ехали и тележурналисты. Они в…ли с…ёмку и брали интерв…ю у счас…ливых новосёлов.

Новоселье

Дата:

17 июня

Тема:  БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

  • Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сова́ со́вы), или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне

сова́ -_со́вушка. 

  1. Проверь безударный гласный в корне путём изменения формы слова. Обозначь орфограмму. Выдели корень, поставь ударение, подчеркни гласную. 

О б р а з е ц: бобры́ бобр.

кроты —  ________________    пятно —  ______________________

шаги —                                        лиса —

листы —                                      трава —

следы —                                      змея —

ряды —                                        коза —

  1. Проверь безударный гласный в корне путём подбора однокоренного слова. Не забудь поставить ударение, выделить корень.

 О б р а з е ц: цари́ ца́рский

 ядро —                                        чижи —

 письмо —                                    князья —

 свеча —                                       скала —

 мосты —                                     гора —

 сады —                                        река —_________________

Дата:

18 июня

  • Слова, имеющие одинаковый корень и что-то общее по смыслу, называются родственными (или однокоренными):

рыжий, рыженький ,рыжик, порыжеть

  1. Выдели корни. В каждой строке зачеркни лишнее слово.

1) осинник, осина, осиный, осинка

2) голубенький, голубизна, голубой, голубок

3) шиповник, шиповый, шипучий, шипы

4) медок, медяк, медовый, мёд

  1. Выпиши слова в два столбика: в первый столбик — слова с непроверяемым безударным гласным в корне, во второй — с проверяемым безударным гласным в корне. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

      Кар…си, л…сной, в…сковой, пов…р, св…нина, …рех, р…сунок, …довитый, к…ртина, м…тро, х…лмистый, мес…ц, …льха, б…гаж, кв…ртира, меб…ль, з…ма, пл…довый, х…роший, …гурец, м…рковь, гр…бник, с…рень, стр…на.

Слова с непроверяемым безударным гласным в корне

Слова с проверяемым безударным гласным в корне

Дата:

19 июня

  1. Сначала напиши проверочное слово, а затем вставь букву.

           глаз     — гл…зной                                    — …стребиный

                       — …ичница                                   — в…сьмой

                       — зв…но                                        — скр…петь

                       — сл…нёнок                                 — д…вятка

                       — сп…на                                       — п…стух

                       — л…ства                                     — сл…варь

                       — р…бой                                      — в…терок

  • Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне подбирай два проверочных однокоренных слова:

голова́ го́ловы, голо́вка

  1. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

д…р…вянный —   __________________________________                              

 ст…р…жить — ___________________________________

к…м…нистый —   _________________________________                              

 з…рк…ла — _____________________________________

м…л…дёжь —  ___________________________________                                    

в…ч…рок — ______________________________________

п…м…гать —  ____________________________________                                  

 з…л…той -_______________________________________

Дата:

20 июня

  1. Вставь пропущенные буквы. Устно проверь их. Подбирая проверочное слово, обязательно учитывай его значение.

хитрая л…са — хвойные л…са

разв…ваются флаги — разв…вается спорт

сп…шу текст — сп…шу на вокзал

пол…скать котёнка — пол…скать бельё

резиновые м…чи — острые м…чи

сл…зать с дерева — сл…зать пенки с молока

 св…ла брови — св…ла гнездо

  1. Составь два предложения со словосочетаниями хитрая лиса и хвойные леса. О ком или о чём говорится в первом предложении? А во втором?

Лист в узкую линейку распечатать

  • Синонимы – это слова, отвечающие на один и тот же вопрос, и близкие по значению.

  1. Поберите синонимы к словам:

Дети - ______________________

Друг -_______________________

Метель-______________________

Сияют -_____________________

Дата:

30 июня

  1.  Вставьте безударные гласные. Устно, подбирая проверочные слова. Поставь ударение, выдели корень, подчеркни безударную гласную.

 

      Р.. зной, покр..снели,  зап…здалый, зап…х, уп..дёт, к..сяки, огл..нись, прол..вной, пот..желел,  з..л.. той,  к..р..шок,  ст..р.. на,  к..сяки, з..лёный

З..л..неть, д..р..гой, г..в..рит, г..л..сок, х..х..тать,  ст..б..лёк, тр..п..тать, г..л..ва,  п..л..са, ст..р..жить, б..р..жок,  пот..нуть,  к..л..сок, огл..нись, пот..желел, покр..снели, пож..лел.

 

  • Антонимы – это слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению.

2.Подберите антонимы  к словам :

Спрашивать -______________________

Подняться  -   ______________________

Покупать -    _______________________

Строить -       ______________________

 

Дата:

1июля

ТЕСТ

Тест

Тема: « Безударные гласные».

  1. Прочитайте слова и поставьте в них ударение.

  Глазки, кровать, ученик, голубка, свеча, цветок,  ведёрко.

  1. Подчеркните  буквы гласных в корне, написание которых нужно проверить.

Лесной, клевать, бежит, речной, травка, смолистый, глазки.

  1. Прочитайте слова. Подчеркните  проверочное слово.

Смола, смолистые, смоляные, смолы.

Светлячок, светит, засветило, светёлка.

  1. К проверочным словам подберите однокоренные слова с буквами гласных в корне, написание которых нужно проверить.

Глаз - ______________________________________________

Лист -_____________________________________________

  1.  Вставьте пропущенные буквы.

Св…тить, ст…нать, тр…пинка, в…дитель, вр…дитель, зв…нить.

  1.  Обозначьте ударение, подчеркните буквы безударных гласных.

Мосты, молчать, покатился, ведро, зелёный, вершина.

  1. Подчеркните слова, в которых написание безударных нужно запомнить.

Уч…ник, ст…лбы, л…тит,  ч…стота, н…род.

Яг…ды, ст…мнело, ов…щи, з…лёный, в…ршина.

  1.  Напиши три слова с безударной гласной.

…………………………………………………………………………

  1.   Распредели слова в две группы.

Лосёнок, сосны, мосты, Маша, мостик, коза, речка, банка, норы .

         

Дата:

2 июля

       

Списывание

          Спиши, вставляя пропущенные буквы.

                            Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова безударной гласной в корне слова. Подбери проверочное слово. Обозначь орфограмму.
  2. Сделай фонетический разбор слова – что.

БОБРЁНОК

       В_сной снег быстро растаял. В_да поднялась и зат_пила б_бровую хатку. Б_бры перет_щили б_брят на сухие листья. Но в_да подобралась ещё выше. Б_брятам пришлось расплываться в разные стор_ны. Самый маленький б_брёнок выб_лся из сил и стал т_нуть. Я заметил его и выт_щил из в_ды. Думал, в_дяная крыса, а потом вижу — хвост л_паточкой, и дог_дался, что это б_брёнок. Я взял м_лыша на руки и принёс его д_мой.

                                                   

Бобрёнок

Дата:

3 июля

Тема:  НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

 

          Прочитай правило:

  • Для проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится:

          властный — власть

  1. Сначала напиши проверочное слово, а затем вставь букву.

    ___________       — доблес…ный           __________    — извес…ный

                                — свис…нуть                                      — грус

                                 — поз…ний                                         — чес…ный    

                                 — аген…ство                                    — шес…надцать

                                 — гиган…ский                                    — пос…ный

    ЗАПОМНИ! В словах вкусный, интересный, напрасный, опасный, ужасный, чудесный       буква      т    н е     п и ш е т с я!

  1. Спиши, вставляя, где надо, пропущенные буквы

. Лес…ница, сверс…ники, ярос…ный, чу…ст- вовать, чудес…ный, искус…ный, праз…ник, радос…ный, прекрас…ный, прелес…ный, ред- кос…ный, жалос…ный, пас…бище, ровес…ники, безопас…ный.

Дата:

4 июля

 

  1. Вставьте, где необходимо согласные:

Чудес.. ный,  праз…ничный, поз.. но, интерес.. ный, вес.. ник, грус.. ный, прелес.. ный, радос.. ный, звёз.. ный, чес..ный, жалос.. ливый, ненас.. ный, чу…ство, капус..ный, влас..ный.

2. Сделай  транскрипцию 

устный   [                     ] —   ____ слога,      ____ б.,   _____зв.

счёты    [                     ] —      ____ слога,      ____ б.,   _____зв.

класс   [                     ] —   ____ слога,         ____ б.,   _____зв.

     

Проверь:

устный   [   усный   ] —   2 слога,      6 б.,   5зв.

счёты   [  щёты  ] —    2слога,      5 б.,   4 зв.

класс   [   клас  ] —   1  слог,      5 б.,   4 зв.

Дата:

7 июля

1.В каждой строке подчеркни проверочное слово. (Не забудь сначала поставить ударение)

1) ненастный, ненастье

2) несчастный, счастье, счастливый

3) уста, устно, устный

4) окрест, окрестный, окрестности

5) честно, честь, честный

2.Выпиши слова с непроизносимым согласным в корне. Напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

Грус…ные глаза, счас…ливая пора, мес…ные жители, небес…ный свод, живопис…ный вид, облас…ной город, яс…ный день, запас…ли-вый зверёк, голлан…ские тюльпаны, доброе сер…це, сухой трос…ник, интерес…ная книга, капус…ный пирог, скорос…ная трасса, отвес…-ная скала, совес…ливый человек.

Дата:

8 июля

Тест.

Тема: «Звонкие и глухие согласные в корне  слова».

  1. Отметьте два слова, на конце которых буквы не соответствуют звукам.

этаж                      стул                 голуб                        сноп.

  1. Отметьте два слова, в которых нужно писать букву з.

автобу...  (з-с)         моро…   (з-с)          голо…  (з-с)        гря…ь  (з-с)

  1. Отметьте слова,  в которых нужно писать буквы б.

сугроб…  (б-п)        шу…ка (б-п)        хле…   (б-п)            су…   (б-п)

  1. Отметьте слово, в котором нужно писать букву   ж.

руба…ка (ж-ш)       малы…  (ж-ш)       шала…  (ж-ш)         сторо… (ж-ш)

   5.   Отметьте слово, в котором нужно писать букву    т.

холо…  (д- т)            заво… (д-т)            порохо… (д-т)          бра….  (д-т)

  1. Выделите слова, в которых согласные звуки не соответствуют буквам, их обозначающим.  

Суп           кросс         глаз          голубь         колос        груз

Дата:

9 июля

Списывание

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

ОСЕНЬ

      Быстро прол_тела счас_ливая летняя п_ра. На дв_ре уже поз_няя осень. Д_вно отцв_ли прелес_ные георгины и астры. Обл_тели последние листья с д_ревьев. П_кинули р_дные края птицы. Со_нце всё реже осв_щает окрес_ные п_ля и луга. Ст_ит ненас_ная погода. Из-за этого на сер_це немного грус_но.

Грамматическое задание:

1.Выпиши из текста слова с непроизносимым согласным звуком, рядом запиши проверочное слово. Подчеркни непроизносимый согласный.

  1. Выполни разбор по составу:

Побелка, покраска, берёзка, въезд, моряк, капустное, перебежали, часовщик, подорожник, больница.

Осень

Дата:

10 июля

Тема:  ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Лента звуков и букв, гласные и согласные звуки - КосмоШкола

    Прочитай правило:

  • Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно слово изменить или подобрать к нему однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный:

остров — (нет) острова

          остров островок      

    (изменили слово подобрали однокоренное слово)

  1. Спиши, заменяя звук буквой. Напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму, выдели корень, подчеркни проверяемую букву.

  Предло[к], сюрпри[с], доро[ш]ка, скорлу[п]ка, башма[к], уло[ф], жира[ф], моло[д’]ба, шу[п]ка, моне[т]ка, бро[ф’], кра[с]ка, пле[т].

  1. Вставь, пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.

      Огоро…,   арбу…,   тра…ка,   гла…ки ,   заво…,   хала…,   ги…кий,   шу…ка ,   клю…,   хвос…, гвоз…ь,   ве…ка,    самолё…,    рука…,    сугро…,   гри… ,    площа…ь,    сне…,    сле…,

Дата:

11июля

  1. Запиши проверочные слова. Выдели орфограмму: выдели корень и подчеркни парную согласную.

Колобки -   колобок              

           отре…ки -   ____________овра…ки - ___________

          гри…ки - ______________ сне…ки- _____________

          пры…ки - __________       поса…ка -  _____________                  

          поря…ки-____________    зага…ка-_____________

          сапо…ки- __________      варе…ки -____________

          сколь …кий -______________

  1. Зачеркни ненужную букву.                  

жёлу(д, т)ь,  шля(б, п)ка , реди(з, с) ,   ло(в, ф)кий ,   обу(в, ф)ь ,   ука(з, с)ка , мане(ж, ш) , улы(б, п)ка .

Дата:

21 июля

  1. Выбери нужную букву. Напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

салю(д, т) —    ___________   пого(д, т)ка — _____________

шуру(б, п) — _____________ лепё(ж, ш)ка —  ___________

утю(г, к) —  _______________ сторо(ж, ш)ка — ___________

камы(ж, ш) — _____________  о(в, ф)ца — ______________

гер(б, п) — ______________    пры(д, т)кий — _____________

колхо(з, с) — ____________    ми(з, с)ка —________________

 шка(в, ф) — ____________     мя(г, к)ий — ______________

пау(г, к) — ______________   ло(г, к)ти —  ______________

ле(в, ф) — _____________      бин(д, т) —________________

  1. Выполни задание по образцу.

Образец: настой (тра́вы) — настой трав

аромат (розы) —  __________________________________

урожай (груши) — _________________________________

фонтан (брызги) —_________________________________

 вязанка (дрова) — _________________________________

несколько (фразы) — _______________________________

пара (сапоги) — ___________________________________

семь (сливы) — ___________________________________

вручение (награды) — _____________________________

косяк (рыбы) — ___________________________________

тысячи (дороги) — ________________________________

стадо (ко зы) —___________________________________

 ряд (буквы) — __________________________________

чтение (книги) —_________________________________

 сияние (глаза ) — ___________________________________________

море (слёзы) — __________________________________________

посадка (берёзы) — _________________________________________

Дата:

22 июля

ТЕСТ

Тест

Тема: «Звонкие и глухие согласные в корне  слова».

Вариант -1.

  1. Отметьте два слова, на конце которых буквы не соответствуют звукам.

шалаш                     стол                    дуб                    грязь

  1. Отметьте два слова, в которых нужно писать букву  з.

ле...  (з-с)           колхо…   (з-с)            пару…  (з-с)              замёр… (з-с)

  1. Отметьте слова,  в которых нужно писать буквы б.

гри…  (б-п)            шу…ка (б-п)          сно…   (б-п)           сугро…   (б-п)

  1. Отметьте слово, в котором нужно писать букву   ж.

варе…ка  (ж-ш)        каранда…   (ж-ш)        ёр…   (ж-ш)         но…  (ж-ш)

  1. Отметьте слово, в котором нужно писать букву    т.

медве… ь  (д-т)        тру…  (д-т)       гвоз…ь  (д-т)        пило….      (д-т)

  1. Выделите слова, в которых согласные звуки не соответствуют буквам, их обозначающим.

суп         класс          колхоз           сугроб           парус          мороз

Дата:

30июля

     

Тема: Двойные согласные

  1. Спиши слова, разделяя их для переноса.

      Хоккей, бассейн, ванная, массаж, тоннель, суффикс, русский, кас-сир, шоссе, Анна, дрожжи, пицца, сумма, жужжать, группа, рассвет, перрон, теннис, рассказ, аллея.

  1. Запиши имена с двойными согласными в алфавитном порядке.

       Филипп, Алла, Иннокентий, Жанна, Эмма, Геннадий, Инна, Кирилл, Анна, Элла, Римма.

 

  1. Напиши по одному слову с данными двойными согласными.

Бб

нн

жж

пп

кк

Сс

рр

фф

мм

Дата:

23 июля

  1. Запиши слова в соответствующий столбик таблицы. Подчеркни орфограммы.

      Металл, возрастной, кристалл, невод, нарцисс, голубка, звёздный, канавка, аттракцион, ненавистный, зыбкий, пассажир, страж, иллю- страция, чувство, творог, массив, иллюминатор, конфетка, здравствуй, лестница, лев, праздник, грипп, скользкий, миллион, бумажка, неиз- вестный, частный, тростник.

Двойные согласные

Парные согласные

Непроизносимые согласные

     Сделай фонетический разбор слова: праздник [празник].

Обрати внимание: в слове непроизносимая согласная.

Дата:

25 июля

Списывание

        Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни удвоенные согласные. Определи, в какой части слова они находятся.

Грамматические задания:

  1. Выпиши из текста все слова с проверяемой безударной гласной в корне, напиши проверочное слово, обозначь орфограмму.
  2.  Разбери по составу слова: осенний, лунный.

                 На землю опустился осе__ий туман. От нашего ко__еджа протянулась дли__ая тень и ми__ионами крапинок ра__ыпалась по дубовой а__ее. С неба лился таинстве__ый лу__ый свет. Мерцали криста__ы звёзд. От такой торжественной красоты захватывало дух.

Дата:

28 июля

Тема: Сложные слова

  • Слова, в которых два корня, называются сложными:

лесостепь, оленевод

  1.  Выпиши только сложные слова. Выдели корни и подчеркни соединительную гласную.

      Самолёт, вертолёт, паровоз, вертится, пешеход, парник, птицефабрика, ледокол, пешка, рыболов, птичница, рыбёшка, рыболовный, леденцы, сомнение, пароход.

  1. Образуй сложные слова и запиши их. Выдели корни и подчеркни соединительную гласную.

овцы, водить  -

овцевод

 сам, летать -

лёд, ходить -

мышь, ловить -

огонь, тушить -

буря, ломать -

каша, варить -

кофе, варить -

кони, водить -

зерно, хранить -

2. Допиши сложные слова.

  1. птица с красной грудью (к а к а я?) —_________________
  2. мальчик с голубыми глазами (к а к о й?) —_______________
  3. девочка с рыжими волосами (к а к а я?) —_______________
  4. конь с чёрной гривой (к а к о й?) —____________________
  5. человек с бледным лицом (к а к о й?) —__________________
  6. бабочка с жёлтыми крыльями (к а к а я?) —______________
  7. юноша высокого роста (к а к о й?) —___________________
  8. мужчина с широкими плечами (к а к о й?) —_____________
  9. ленты разного цвета (к а к и е?) — _____________________
  10.  60. ______________________________

Дата:

29 июля

  1.  Спиши слова. Подчеркни в них все известные тебе орфограммы. Где требуется, напиши проверочные слова.

        Водолаз, полевод, Коля Самолётов, белоручка, корнеплод.

2.Разбери по составу слова полевод, белоручка.

Дата:

30 июля

Списывание

        Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Выпиши из текста по одному слов. Обозначь орфограмму:

  1. на безударную гласную в корне
  2. на парную согласную в корне
  3. на непроизносимую согласную

         М_я мама очень любит цв_ты. Она — цв_т_вод. Летом мы ж_вём в заг_р_дном доме. У нас б_льшой сад. Сейчас в нём цв_тут синеокие незабу_ки, алые тюльпаны, желт_глазые и рисы. Скоро ра_пустятся бел_снежные лилии. А ближе к ос_ни полн_влас_ными х_зяйками сада станут разн_цветные астры.

Дата:

31 июля

Тема: СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН

  • Сочетания чк, чн, чт, щн пишутся без мягкого знака: кочка, наконечник, почта, хищник
  1. Выпиши из текста слова с сочетанием чк. Подчеркни его.

 Прыгает серая белочка,

Скачет-поскачет по веточке…

Заинька плачет под ёлочкой,

Лапками слёзки стираючи… Спи, моя девочка, —

Баюшки-баюшки-бай!

  1. Спиши, вставляя, где надо, ь.

      Жаркий полден…, кирпич…ный дом, тонен…кие косич…ки, чер- нич…ный кисел…, мул…типликационный фил…м, старен…кий поч…тал…он, овощ…ное рагу, пёстрен…кая куроч…ка, мален…кие меч…татели, синен…кое блюдеч…ко, молоч…ный коктейл…, жёл- тен…кие цветоч…ки.

Лист в узкую линейку распечатать

Дата:

1

августа

ЗАПОМНИ!  В данных словах сочетание чн произносится как шн.

  1. Напиши слова.

скворе[шн]ик — _____________________

яи[шн]ица — ________________________

коне[шн]о — _______________________

наро[шн]о — _______________________

ску[шн]о — _______________________

  1. Прочитай загадки. Найди подчеркни слова с сочетаниями

      чк и чн.  Напиши отгадки.

  1. Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой.               ( ________________)

  1. Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижёт пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос.        ( __________________)

  • ЗАПОМНИ!В данных словах сочетание чн произносится как шн.

Дата:

11

августа

  1. Выполни задание по образцу.

Образец: полить розу — полить розочку.

пришить пуговицу —  _____________________________

заплести косу —_________________________________

разбить вазу — _________________________________

надеть кофту —__________________________________

переплыть реку —_________________________________

кормить собаку —________________________________

съесть яблоко —_________________________________

сорвать ветку —__________________________________

  1.  С одним из словосочетаний составь и напиши предложение. Подчеркни в нём главные и второстепенные члены.

Лист в узкую линейку распечатать

Дата:

12

августа

Письмо по памяти

    Выучи стихотворение.  Напиши по памяти. (Закрой текст листочком)

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

 (А. Барто)

Дата:

13

августа

Тема: БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ

  • Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, сёл и деревень, морей, рек и озёр, площадей, про-спектов и улиц пишутся с большой буквы:

Агния Львовна Барто, черепаха Машка, страна Япония, город Москва, село Васильково, деревня Дубки,Чёрное море, река Амур, Ладожское озеро, Красная площадь,  проспект Мира,Тверская улица.

  1. Напиши полные имена.

Варя Варвара                                Стёпа Степан,

Вика — _____________                     Лёва — ________________

Таня —_____________                       Витя — ______________

Ксюша —____________                     Алёша — _____________

Даша —______________                    Ваня — ______________

Лена — _____________                      Вася — _____________

Маша — _____________                    Коля — _____________

Оля — _______________                    Боря — _____________

2. Соедини стрелкой фамилию писателя с его именем и отчеством. Крылов                                       Александр Сергеевич

Чехов                                          Михаил Юрьевич

Пушкин                                       Иван Андреевич

Лермонтов                                 Лев Николаевич

Толстой                                       Антон Павлович

Дата:

14 августа

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни названия улиц.

Пройду по Абр…косовой,

Сверну на В…ноградную

И на Т…нистой ул…це

Я постою в т…ни.(И. Шаферан)

• А как называется улица, на которой живёшь ты? Напиши.

________________________________________

  1. Напиши имена собственные.

страна   _________________

      город     _________________

село        _________________

деревня  _________________

река   ____________________

озеро   ____________________

Дата:

15

августа

Списывание

        Спиши, выделяя большую букву зеленым цветом. Найди в тексте по одному слову с безударной гласной  и парной согласной в корне слова. Выпиши. Подбери проверочное слово. Обозначь орфограмму.

В деревне

         Летом Катя Снегирёва гостила у бабушки и дедушки. Её бабушка Вера Николаевна и дедушка Григорий Иванович живут в деревне Яблоновке. Рядом протекает маленькая речка Каменка. У бабушки с

дедушкой много домашних животных: корова Пеструха, конь Воронок, поросёнок Борька, коза Беляночка, кот Черныш. И всех их охраняет верный пёс Буран.

Дата:

18 августа

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

  • Суффиксы существительных -ик, -ек: если при изменении слова гласный в суффиксе сохраняется, то нужно писать букву и (кустик нет кустика), а если гласный «убегает» из суффикса, то нужно писать букву е (платочек нет платочка). _
  •  Суффиксы существительных -ок, -ек: в этих суффиксах после шипящих под ударением пишется бук- ва о (пирож о к), без ударения — буква е (поро́ж ек).
  1. Вставь пропущенные буквы. Выдели суффиксы.

И или Е? О или Е?

горош…к                   башмач…к

огурч…к                    петуш…к

бант…к                      веноч…к

человеч…к                пауч…к

букет…к                    овраж…к

фартуч…к                 пуш…к

нос…к                       круж…к

  1. Выпиши слова в два столбика: в первый столбик — слова с суффик-сом -ок, во второй — с суффиксом -ек. Вставь пропущенные буквы.

     Творож…к, крючоч…к, бараш…к, козлёноч…к, снеж…к, гребе -ш…к, колпач…к, садоч…к, луж…к, свисточ…к, звоноч…к, молоточ…к, шаж…к, кружоч…к, пуш…к, каблуч…к.

  1. Выполни задание по образцу.

О б р а з е ц: рот ротик, комок комочек.

корабль — ___________        уголок — ________________

прут — ______________        нос — _______________

мешок — _____________      столб — ______________

денёк — _____________        замок — ________________

хвост —______________       слон — _____________

куплет — _____________      жакет —

дубок — _______________    карман —

Дата:

19 августа

1. Выполни фонетический разбор слова: ясная

Списывание

         Спиши. Обозначь суффиксы. Выпиши из текста все слова на безударную гласную в корне. Выполни  фонетический разбор слова:     зелёненький.

         Митя посадил во дворе жёлудоч_к. Скоро из земли показался мо- лод_нький зелён_нький росточек. Мальч_к стал поливать его, чтобы кореш_к пил воду. Расти поскорей, дубоч_к!

Лист в узкую линейку распечатать

           

     

Дата:

20 августа

ПР0ВЕРЬ СВОИ СИЛЫ1

Контрольная работа №1

1. Запиши при помощи транскрипции [   ]:

    первый звук в слове мяч

    второй звук в слове лето

    третий звук в слове ряд

2. Запиши правильную характеристику первого звука в слове бочка

     [ б ] - согласный, звонкий, мягкий

     [ б ] - согласный, глухой, твёрдый

     [ б ] - согласный, звонкий, твёрдый

3. Выпиши слова, называющие предметы (имена существительные)

яркий, ваза, стеклянный, карандаш, трамвай, быстрый, цветной

_______________________________________________________

4. Выпиши вопросительное предложение

Я очень люблю лето!

Какие ягоды ты любишь?

Мы сегодня едем в театр.

_____________________________________________________________

5. Обозначь окончания в словах.

Ветка,   о грибах,   к реке,   под сосной,   о солнце,  (вижу)  звезду,   птицы

6. Выпиши неизменяемые слова.

озеро,   метро,   окно,   зёрнышко,   пальто,   радио

Дата: 22.08.25

Контрольная работа №2.

1. Запиши слова в два столбика: в первый — однокоренные слова, во второй — формы одного и того же слова. Обозначь корни.

     Светлый,  свет,  светлому,  светильник,  свеча,  светить, светлым.

Однокоренные слова                                          

Формы слова

                 

2. Все ли слова однокоренные?  Запиши только лишнее слово.

Дивный,  диванный,  удивлённый,  дивиться.

___________________________________________

3. Подбери однокоренные слова, которые называют профессию человека.

Музыкальный - ____________________

Лётный - _____________________

Журнальный - ___________________

4. Выпиши слова, в которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение. Обозначь суффиксы.

Книжечка,  сказка,  кармашек,  грибок,  ложка,  синенький,  собака._________________________________________________

5. Выпиши слова с суффиксом -ек-

Аптека,  порожек,  протекать,  замочек,  орешек

_____________________________________________________

6. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом.

Мудрый человек - ____________________________

Приготовленный из яблок - ________________________

Берёзовая роща  - ___________________________________________

Сделанный из кирпича - __________________________

Констатирующая контрольная работа за первое полугодие.

1. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова.

Скамья

[ скам я ]             [ скм й а ]             [ скам а ]

2. Раздели слова на три группы по количеству слогов.

Скамейка,  яркий,  строгий,  мой,  конфета,  парк,  пень,  окно,  яблоня.

3. Подчеркни только ту группу слов, в которой все слова однокоренные..

гроза,  грозовой,  гроздь,  грозный

минута,  секунда,  час,  месяц

напиток,  пить,  сопит,  пью

пух,  пушистый,  пушок,  пуховик

4. Укажи номер строчки с ошибочным толкованием слова.

1) Дворник — человек, который  убирает  двор.

2) Печник — человек,  который  кладёт  печь.

3) Сырник — человек,  который  делает  сыр.

5.     Обозначь суффикс в словах.

         глубина,  северяне,  быстренький,  сероватый,  стрельба.

6. Найди среди данных слов только родственные слову оса. Запиши эти слова. Обозначь корни.  

Осинка,  осиновый,  осиный,  ослиный,  осы,  осинник,  ослик,  подосиновик,  ослица, осадок,  ослёнок,  осень.

Дата:

25 августа

Контрольная работа №3 (тест)

1. Выпиши номера слов, в которых есть суффикс -к-.

1) лапка

2) горка

3) избушка

4) стирка

5) срок

2. Выпиши номера слов, у которых корень совпадает  с основой

1) столбик

2) сокол

3) загадка

4) забор

5) конфета

3. Выпиши номер названия части слова, которая изменяет форму слова.

1) суффикс

2) корень

3) приставка

4) окончание

5) основа

4. Выпиши номера слов, в которых первая буква о является частью корня.

1) осина

2) осмотреть

3) овраг

4) ослабить

5) олень

5. Выпиши номера слов, которые соответствуют схеме:  

1) хвосты

2) ягодка

3) рассада

4) зимний

5) облака

6. Выпиши номера однокоренных слов.

1) прудик

2) запруда

3) прутик

4) закрутить

5) пруд

7. Выпиши номера слов, в которых есть приставка под-.

1) подвиг

2) подписать

3) подгореть

4) полить

5) подберёзовик

8. Выпиши номера слов, которые являются синонимами к слову друг.

1) противник

2) сосед

3) товарищ

4) ученик

5) приятель

9. Отметь номер слова, которое является антонимом к слову огромный.

1) громадный

2) маленький

3) большой

4) горный

5) высокий

10. Выпиши номера предложений, в которых слово уснуть употреблено в прямом значении.

1) Уснула ёлочка, укрывшись снегом.

2) Уснул малыш в своей кроватке.

3) На коврике уснул щенок.

4) Уснула река под толщей льда.

5) До весны уснули поля.

11. Выпиши  номер слова, которое соответствует толкованию: «дерево с плодами в виде пучка жёлто-красных ягод, а  также сами эти ягоды».

1) крыжовник

2) рябина

3) малина

4) смородина

5) осина

12. Выпиши номер определения пары слов новый — старый.

1) многозначные

2) синонимы

3) антонимы

4) неизменяемые

5) однокоренные

13. Выпиши номер слова, близкого по значению выделенному: свежая рубашка

1) любимая

2) хлопковая

3) голубая

4) чистая

5) праздничная

14. Выпиши номер приставки, которая придаст слову налить противоположное значение.

1) под-

2) в-

3) за-

4) вы-

5) пере-

Дата:

26 августа

Контрольная работа №4

1. Поставь ударение в парах слов так, чтобы получились разные слова.

Пироги — пироги

Гвоздики — гвоздики

Дорога — дорога

Попадать — попадать

2. Закончи предложения заимствованными словами. Запиши только номера предложений и эти слова.

1) Судно для перевозки грузов - это ….

2) Коллекция засушенных растений — это ….

3) Участок земли в саду или в парке, засеянный травой,  — это ...

Слова для справок: газон,  баржа,  гербарий.

3.  Прочитай предложение. Выпиши устаревшее слово, которое имеет значение «сумка для стрел».

Взял Иванушка отцовский колчан, положил в него острые стрелы, отыскал тугой лук и отправился в путь.

4. Исправь ошибки в значении фразеологизмов. Запиши правильный вариант.

Плевать в потолок - бездельничать

Семи пядей во лбу — очень похожи

На одно лицо — очень умный

5. Составь  предложение с фразеологизмом обвести  вокруг  пальца,  что значит «обмануть».

6. Замените каждый фразеологизм одним словом (глаголом). Запиши.

Путаться под ногами - ….

Пропустить мимо ушей - …..

Водить за нос - ….

Падать с ног - ….

Дата:

27 августа

Контрольная работа №5 (тест)

1. Выпиши номера слов, в которых после ш пишется и.

1) ш...рик

2) ерш...

3) душ...стый

4) ш...мный

5) ш...шка

2. Выпиши номера слов с проверяемой безударной гласной  е  в корне.

1) декабрь

2) лесной

3) звезда

4) летать

5) герой

3. Выпиши номер слова с ошибкой

1) берега

2) дожди

3) наваднение

4) катить

5) морской

4. Выпиши номера слов, в которых после ч пишется а.

1) ч...деса

2) ч...йка

3) ч...лан

4) галч...та

5) ч...ж

5. Отметь номера слов, в корне которых пишется буква д.

1) мё[т]

2) кро[т]

3) огоро[т]

4) тор[т]

5) мос[т]

6. Выпиши номера слов, в корне которых пропущена буква о.

1) с...довник

2) д...ждливый

3) стр...на

4) под...рить

5) тр...пинка

7. Выпиши номера слов, в корне которых пишется буква ж.

1) доро[ш]ка

2) бро[ш]ка

3) варе[ш]ка

4) ча[ш]ка

5) малы[ш]ка

8. Отметь номера слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова».

1) радостный

2) весёлый

3) холодный

4) поздний

5) гибкий

9. Отметь номер слова с ошибкой.

1) наехал

2) вьюн

3) сёжились

4) объявление

5) подъём

10. Отметь номера слов, где в приставках пишется буква о.

1) н...лететь

2) п...бежать

3) п...дплыть

4) з...крыть

5) н...дрезать

11. Выпиши номер слова с ошибочным написанием суффикса.

1) львёнок

2) бельчёнок

3) арбузик

4) кармашек

5) радость

12. Выпиши номера слов с раздельным написанием.

1) (на)певать

2) (у)летать

3) (на)берегу

4) (у)крыльца

5) (не)жный

13. Выпиши номера слов, в котрых нужно писать ь.

1) солов...и

2) сквореч...ник

3) хищ...ник

4) грибоч...ки

5) воз...му

14. Выпиши номера слов, которые нельзя разделить на слоги для переноса.

1) лебеди

2) клён

3) ёлка

4) юла

5) сосна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс

Материал предназначне для учеников 2 класса. Подходит к любому УМК....

летние задания по русскому языку 3 класс 2часть

для самостоятельной работы по русскому языкуза курс 3 класса...

летние задания по русскому языку 3 класс 1 часть

для самостоятельной работы по русскому языку за курс 3 класса...

Летние задания по русскому языку и математике 1 класс

Занимательные задания по русскому языку и математике после окончания 1 класса для повторения изученного за год материала...

Летние задания по русскому языку и математике 2 класс

Занимательные задания по русскому языку и математике после окончания 2 класса для повторения изученного за год материала...

Летние задания по русскому языку 3 класс

Занимательные задания по русскому языку после окончания 3 класса для повторения изученного за год материала...

Летние задания по русскому языку 1 класс

Задания на лето для закрепления изученного материала по русскому языку 1 класс...