«Урок русского языка для детей мигрантов (билингвов и инофонов)»
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)
Методическая разработка подходит для детей третьих или четвертых классов. Материал представлен в виде конспекта от вопроса учителя до ответов учеников, и сами задания. Урок можно представить в игровой форме, зависит от креативности преподавателя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 174.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Захаренко Ирина Александровна
Педагог–психолог МБОУ СОШ №198 г.Новосибирска
Тема «Поиграем – почитаем»
Пояснительная записка
Актуальность:
В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» школа должна обеспечить гарантии на общедоступное и бесплатное образование всем гражданам РФ, в том числе, гражданам различных национальностей и мигрантов из разных государств СНГ.
В российских школах появляется все больше детей мигрантов, но детям, где бы они ни жили, надо учиться. И в школах образовались так называемые «этнические» вкрапления – дети, совсем не знающие русского языка или знающие его гораздо хуже своих российских сверстников, так как изменили их среду проживания, языковую среду. Они испытывают определенные сложности в социальной и психологической адаптации к новым привычкам, традициям, новым отношениям в коллективе.
Более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни. Это происходит из-за миграции семей. Дети всех возрастов подвергаются дезориентации, испытывают дискомфорт, переживают. Ведь многие дети имеют свой культурный опыт (манеры, привычки, акцент) социальной среды, частью которой они являются в прошлом.
Возрастная категория: 4 классы.
Продолжительность: 40 минут.
Цель:
Создание условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов к инокультурной среде, способствующих разностороннему развитию личности.
Задачи:
- Обучение детей мигрантов русскому языку с учетом уровня владения им, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации.
- Формировать умение расставлять ударение в словах.
- Совершенствовать речевую деятельность учащихся через формирование умений:
- читать текст, соблюдая нормы русского ударения, правила произношения;
- воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы по его содержанию;
- Развивать логическое мышление.
Оборудование: монитор, ноутбук, проектор, столы, стулья.
Атрибуты: раздаточный материал для работы, картонная коробочка, шариковые ручки для письма.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения русского языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты: предупреждение ошибок в русской речи.
Метапредметные результаты:
- комммуникативные (овладение нормами устной и письменной речи),
- познавательные (формирование мыслительных способностей),
- регулятивные (осуществление самоконтроля),
- личностные (осознание важности владения русским языком для самореализации и успешной социализации).
Содержание.
Педагог: Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно - певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Здравствуйте ребята!
Ребята: Здравствуйте!
Педагог: Сегодня мы с вами проведем не простой урок русского языка, мы сегодня поиграем! И наше занятие называется «Поиграем – почитаем».
Ребята: Здорово! А что мы будем делать?
Педагог: Скоро вы все узнаете. Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим и в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой!
Ребята: (поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Педагог: Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице. Посмотрите, у вас на столах лежат листы, это интересные задания с которыми мы будем работать. И первое задание похоже на судоку. Вы знаете что такое судоку?
Ребята: Нет.
Педагог: Судоку –это цифровая головоломка: надо найти место для цифр, а в нашем задании пустые клетки надо заполнять буквами. Перед нами таблица. В каждом ряду и в каждой колонке есть по одной букве Ш, по одной букве Ж, по одной букве З и С, по одной Щ и по одной букве Ч. В пустые клетки таблицы надо вписать какую-то из этих букв: Ш, Ж, З, С или Щ, или Ч. И в строчку и в столбик каждая буква повторяется только один раз. Ну что попробуем?
Ребята: Да!
Ответы детей.
Педагог: Ребята все поняли, все согласны?
Ребята: Да, интересное задание и немного сложное.
Педагог: Но вы справились, вы молодцы!
Ж | Щ | Ч | Ш | З | |
Ш | Ч | С | Щ | З | |
С | З | Ч | Ж | Щ | |
Ч | З | Ш | Щ | Ж | |
Ж | Щ | С | Ч | Ш | |
Щ | С | З | Ш | Ч |
Педагог: Ребята, у меня в руках волшебная коробочка, она помогает мне сделать ваши уроки и задания интересными.
Ребята: Что в ней лежит?
Педагог: А в ней второе задание. Кто хочет поучаствовать?
Ребята: (тянут руки и педагог протягивает коробочку, тот кто вытягивает бумажку с заданием - читает).
Вова: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Педагог: Что это, кто-нибудь знает?
Ребята: Да, это скороговорка.
Педагог: Ну конечно, ребята, вы такие догадливые! Скороговорка – это короткое стихотворение, которое трудно прочитать, правильно произнести или рассказать. Ещё труднее прочитать его быстро, скоро. Сегодня мы будем тренироваться. Вытягивайте и читайте.
Сережа: Волки рыщут, пищу ищут.
Аня: Щебетал щегол и щёлкал, раздувал, как шарик, щёки.
Оля: Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
Закария: Скворцы и синицы – весёлые птицы.
Лилия: Дима дарит дыни Дине. Дыни Дима дарит Дине.
Антон: На дворе трава, на траве дрова.
Ева: Не руби дрова на траве двора.
Зухра: Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Дима: Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.
Леша: Течёт речка, печёт печка.
Мадина: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Дилара: Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ира: Уголёк в уголок отнеси. Уголёк в уголке погаси.
Педагог: Здорово ребята, трудно читать, но вы все справляетесь. Продолжаем.
Искандер: У редьки и репки корень крепкий.
Ульяна: Что за колокольня без колоколов?
Витя: У ежа и ёлки иголки колки.
Педагог: Вы все справились! Переходим к следующему заданию. Переворачивайте страницу. Перед вами слова и таблица. Ее надо заполнить. Нужно разделить слова на единственное и множественное число. Посмотрим, как вы справитесь.
(Ребята заполняют таблицу самостоятельно).
Педагог: Ну что, ребята, теперь мы с вами вместе проверяем. Какие слова отнесли к единственному числу, а какие слова вы отнесли к множественному числу??
Ответы детей.
Педагог: И здесь вы отлично справились. Посмотрим, как справитесь с другими заданиями. Заинтересовала?
Ребята: Да!
РТЫ, ГЛАЗ, ЩЁКИ, ЗУБ ,ГЛАЗÁ, УХО, ЛОБ, НОСЫ, ЩЕКÁ, ЛБЫ, РОТ, УШИ, НОС, ЗУБЫ.
Единственное число | Множественное число |
Педагог: Следующее задание похоже. Только нужно слова разделить на мужской и женский род. Приступайте.
СОБАКА, ЗАЯЦ, КОЗА, БЫК, БАРАН, МАЛЬЧИК, КОШКА, КОТ, МЫШКА, ДЕВОЧКА, ДЕД, СТРЕКОЗА, ЖУК, МОРЖ, ВОЛК, ЛИСА.
Мужской род | Женский род |
Педагог: И так ребята, закончили и проверяем. Какие слова отнесли к женскому роду, а какие к мужскому?
Ответы детей.
Педагог: И здесь справились. Тогда со следующим заданием вы точно справитесь. Кто моложе? Кто старше?
СЕРЕЖЕ 10 ЛЕТ. ОЛЕЧКЕ – 12 ЛЕТ.
ВАНЕ – 4 ГОДА. АНЕ – 7 ЛЕТ.
Кто самый старший? __________________________
Кто старше Ани? _____________________________
Кто моложе Ани? _____________________________
Кто самый младший? __________________________
Ты старше или моложе Оли? ____________________
Ответы детей.
Педагог: Мне кажется сегодня я не смогу найти вам занятие, с которым вы не справитесь. Идем дальше. Вставьте букву в слова и прочитай скороговорки:
У М....ШАТ БЫЛ ВКУСН....Й С....Р. СГР....ЗЛИ М....ШИ С....Р ДО ДЫР.
Р....БУ ЛОВИТ Р....БОЛОВ В РЕКУ ВЕСЬ УШЁЛ УЛОВ.
УГОЛ....К В УГОЛ....К ПРИНЕСИ, В УГОЛКЕ УГОЛ....К ПОГАСИ!
Ответы детей.
Педагог: Здорово. Вы замечательно работаете с пословицами. Посмотрим, как справляетесь с филвордами. На следующей странице вы увидите вопросы про музыкальные инструменты, а ответы найдете в таблице.
Какие музыкальные инструменты нужны музыкантам?
- Какой музыкальный инструмент нужен скрипачу?
- Какой музыкальный инструмент нужен балалаечнику?
- Какой музыкальный инструмент у флейтистки?
- А у барабанщика?
- Какой музыкальный инструмент нужен гармонисту?
Р | И | П | К | А | Б |
К | А | Л | А | Л | А |
С | Й | Б | Ф | Л | Е |
А | К | А | А | Р | Й |
Б | А | Р | Г | М | Т |
А | Н | Ь | Н | О | А |
Педагог: Вы нашли ответы? Какие инструменты вы нашли?
Ответы детей.
Педагог: Да ребята, и здесь вы со всем справились. Теперь поиграем со словами, правильные ответы нужно соединить стрелкой. Начали.
Соедини слова линиями:
ДЕТЕНЫШИ У РЫБ
ПТЕНЦЫ У ЗВЕРЕЙ
МАЛЬКИ У ПТИЦ
Педагог: Что получилось?
Ответы детей.
Педагог: Да, правильно, следующее задание.
Соедини слова линией так, чтобы получились предложения:
МЫ ЧИТАЮ
ТЫ ЧИТАЕТЕ
ОНИ ЧИТАЕМ
ВЫ ЧИТАЮТ
Я ЧИТАЕТ
ОН ЧИТАЕШЬ
Педагог: Справились? Проверяем, что получилось.
Ответы детей.
Педагог: Вы молодцы. Теперь поработаем с окончаниями. В следующем задание у вас написаны фрукты, нужно определить название сока из этих фруктов и соединить стрелкой.
ИЗ АПЕЛЬСИНОВ ЯГОДНЫЙ
ИЗ ЯБЛОК АПЕЛЬСИНОВЫЙ
ИЗ ЯГОД ЯБЛОЧНЫЙ
ИЗ ПОМИДОРОВ ВИНОГРАДНЫЙ
ИЗ ВИНОГРАДА ТОМАТНЫЙ
Педагог: Какие соки вы сегодня будете пить?
Ответы детей.
Педагог: И последнее задание самое сложное. Посмотрим справитесь ли с ним вы?
Ребята: Да!
Педагог: Вам нужно прочитать пословицы, но написанные спиралью. Это сложно, но я уверенно вы справитесь.
Ответ ребят.
Педагог: Ребята, вы сегодня все хорошо справились со всеми заданиями.
Рефлексия:
Что понравилось больше всего?
Какое задание было самым сложным?
Какое настроение было в начале урока и какое сейчас?
Ответ ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс
2 класстема урока " Слова - антонимы "...

Дидактический материал к урокам русского языка для детей с ЗПР
Ссылки на электронные тренажёры по русскому языку для обучающихся с ЗПР....
Статья на тему: трудности урока русского языка для детей с овз
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Новый ФГОС учитыва...
Программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы...
Занятие кружка «В стране русского языка» для детей мигрантов.
Тема: Составление рассказа по теме «Осень»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «В мире русского языка» для детей мигрантов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире русского языка» для детей мигрантов начальной школы .Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельно...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа русского языка" (для детей-мигрантов)
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
