Конспект урока по русскому на тему "Что обозначает глагол?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гусейнова Камилла Намиговна

Конспект урока по русскому на тему "Что обозначает глагол?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_rus._yaz_09.04.2025.docx144.98 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема урока: Что обозначает глагол?

Цель урока (для учителя): Сформировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять глаголы в речи.

Задачи урока:

Образовательные: повторить известные учащимся части речи (имя существительное); научить распознавать глаголы в тексте среди других частей речи; научить ставить вопрос к глаголу.

Развивающие: Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развивать умение формулировать свои мысли в устной и письменной форме; развивать интерес к русскому языку.

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, слушать и уважать мнение других.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое глагол; знать его постоянные и непостоянные признаки; уметь применять все свои знания о глаголах при выполнении упражнений.

Метапредметные: уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; уметь планировать свою деятельность на уроке.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и приемы: работа у доски, фронтальный опрос, беседа.

Понятия, формируемые на уроке: глагол.

Оборудование урока для учителя: презентация.

Оборудование урока для учащихся: презентация, раздаточный материал (карточки).

Оформление классной доски (представить рисунок классной доски с расположением заданий)

Презентация

        

План урока (с указанием времени на каждый этап урока)

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

(3 мин)

Создание благоприятной образовательной среды и психологической готовности учащихся к активной и продуктивной учебной деятельности на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Эмоциональный настрой на работу

Если есть труд - значит, будет и успех.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Правильно. А вы готовы трудиться?

- Тогда вперед к успеху!

Приветствуют учителя

 

Если постоянно прикладывать усилия, трудиться, то всегда будет результат.

Проверить готовность к уроку настроиться на урок.

Актуализация знаний

(5 мин)

Подготовка учащихся к восприятию нового материала путем восстановления в памяти ранее изученных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания новой темы и успешного решения учебных задач.

Словарно – орфографическая работа.

К..ртофель, ч…рный, р…бина, ж…лать, ж…лтый, ш…л.

- Прочитайте слова.

- Что вы о них можете сказать?

- На какие 3 группы можно разделить? (записать)

- Что можете сказать о словах каждого столбика?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что знаете об имени прилагательном?

- О части речи, слова которой записали в 3 столбик, мы поговорим чуть позже.

Отвечают на вопросы

Актуализация пройденного материала ранее

Самоопределение к деятельности

(5 мин)

Осознание учащимися необходимости изучения нового материала, постановке личных целей обучения и формировании внутренней готовности к активной учебной деятельности

Прочитайте текст.

Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.

- Понравился ли вам текст?

- Всё ли было понятно?

- Что следует сделать, чтобы понять содержание текста?

- Какие слова вы предлагаете поставить?

- Давайте восстановим текст.

- Чем похожи слова?

- Что обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Как называется часть речи?

- Определите тему урока?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Нет.

- Нет.

- Добавить действие.

- Глаголы: гремит, сверкает, льёт, бегут, шумят, поют.

- Окончаниями

- Действие

- Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

- Глагол

- Тема сегодняшнего урока: «Глагол»

- Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

Определение проблемы урока.

Изучение нового материала

(10 мин)

Познакомить обучающихся с понятием “Глагол”.

Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая … кровь языка. (А. Югов).

Гудят глаголы, как деревья,

Промёрзшие и в хлопьях птиц! В. Соснора

Почему писатели произносят похвальное слово глаголу?

Кто может рассказать всё, что он знает о глаголе?

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом напечатано в учебнике?

С. 101 (сведения об языке)

- Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника?

- У нас возникает проблема: а как отличить глагол от других частей речи?

- Давайте займёмся поисками решения этой проблемы

- Как будем действовать?

Откройте учебники на странице 100, упражнение 169. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Упражнение 169

Прочитайте

  1. Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.
  2. Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол.

Записываем предложения, разбираем предложение по членам.

Итак, каким членом предложения является глагол?

Теперь откройте страничку 101, посмотрите упражнение 171.

Упражнение 171

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенит. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин - забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.

Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся. Как забияка налетит – я его половником. Он очень половника боялся. Г.Снегирёв.

  • Объясните значение слова половник.
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

Отвечают на вопросы учителя

Потому что благодаря глаголу наша речь приобретает смысл.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И тд.

- Вспоминать информацию все вместе.

Упражнение 169

Записываем предложения, разбираем предложение по членам.

1.Художник рисует, строитель строит, доктор лечит, учитель учит, швея шьёт, маляр красит.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенит. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин - забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.

Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся. Г.Снегирёв.

  • Объясните значение слова половник (большая разливательная ложка с длинной ручкой.).
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина (бежал, налетел, вернулся, налетел, налетает, бьёт, клюёт, жил, поджидал, набрасывался, вцепит, налетит, боялся ). В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

 

Изучение нового материала.

Физминутка

(1 мин)

Снятие физического и умственного напряжения учащихся, восстановлении работоспособности и создании положительного эмоционального настроя для продолжения учебной деятельности.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)

Выполняют физминутку.

Снятия физического и психического перенапряжения.

Первичная проверка знаний

(4 мин)

Выявлении уровня усвоения учащимися основных понятий и представлений, полученных на этапе знакомства с новым материалом, а также в определении необходимых корректировок для дальнейшего обучения.

Сейчас предлагаю вам подобрать к существительному, как можно больше слов со значением действия.

Слова: птица, рыба, снег, вода, собака, учебник, книга, камень.

Запишите существительное и несколько слов действий.

Птица летает, прыгает, умирает.

Рыба плавает, дышит.

Снег выпадает, тает.

Вода разливается, грязнеет.

Собака бегает, играет.

Учебник лежит.

Книга оформляется.

Камень бросают, кидают.

Применить полученные знания на практике.

Самостоятельная работа

( 4 мин)

Активное применении полученных знаний и умений в индивидуальной деятельности.

Сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно.

Два человека работают у доски. Выполнившие первые подходят, чтобы получить отметку.

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

Б...гун, ру...кая, любить, н...родная, бегство, созд...вать, ра...казать, х...роший, ог...нек, б...жать, любо..., красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

БЕгун, руССкая, любить, нАродная, создАвать, раССказать, хОроший, огОнек, бЕжать, любоВЬ, красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Ночь (что делала?) торопилась

Она (что делала?) падала, уходила, дрогнула, погасла

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

Демонстрировать умение применять изученный материал для решения задач и упражнений.

Самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки (или осознавать их наличие и обратиться за помощью).

Адекватно оценивать свой уровень понимания материала.

Обобщение

и систематизация

(4 мин)

Обеспечение прочного и осознанного усвоения нового материала, формировании умений и навыков применения полученных знаний на практике, а также в выявлении и коррекции возможных пробелов в понимании темы.

- Ребята, какую цель и какие задачи мы ставили с вами в начале урока, давайте вспомним.

- Удалось ли их достичь?

Мы вспоминали, что такое глагол.

Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

Всех целей мы достигли

Закрепление изученного материала на уроке.

Рефлексия

(3 мин)

Учащиеся смогут осмыслить опыт обучения, который они получают.

Оценивают свою деятельность

Учащиеся смогли осмыслить опыт обучения, который они получили.

Домашняя работа

(1 мин)

Домашняя работа в электронном журнале

Слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Как обозначаются звуки ." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Как обозначаются звуки." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России". Тема: «Что обозначает глагол?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи; исп...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Повторение.Что обозначает глагол? (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Повторение. Что обозначает глагол?Цели деятельности:  закрепление представления о глаголе, о том как нужно его употреблять в речи....