Технологическая карта урока. Тема: « Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Прямова Ольга Анатольевна

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока: создать условия для совершенствования умений различать однозначные и многозначные слова; слова в прямом и переносном значении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Прямова Ольга Анатольевна

ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса Калининского района Санкт- Петербурга

УМК “Школа России”

Предмет: русский язык

2 класс

Номинация: «Лучший урок русского языка»

Тема: « Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тип: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цель урока: создать условия для совершенствования умений различать однозначные и многозначные слова; слова в прямом и переносном значении.

Планируемые результаты

Предметные:

  • узнавать слово по его лексическому значению
  • распределять слова по тематическим группам, исходя из общего лексического значения
  • находить  с помощью словаря лексическое значение слов
  • распознавать многозначные слова
  • распознавать и объяснять слова в прямом и переносном значении

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель  урока вместе с учителем
  • работать в парах, соблюдать правила ведения диалога
  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий
  • работать с дополнительной информацией
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

  • уметь договариваться и приходить к единому мнению в совместной деятельности
  • проявлять активность во время работы на уроке
  • уметь проводить самопроверку по образцу
  •  оценивать свою работу по предложенным учителем критериям

Ресурсы урока: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. 2 класс, I часть

с.50- 51; «Толковый словарь русского языка.1-4 классы ФГОС»; раздаточный материал (карточки); презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Приветствует детей, настраивает на работу.

Сегодня на уроке мы узнаем секрет успеха.

Ребята, как вы понимаете пословицу «Повторение – мать ученья» (слайд 1)

Комментирует, приводит детей к мысли о том, что пословица означает: чтобы выучить и запомнить нужное, необходимо обязательно повторять, закреплять, так как с первого раза материал быстро забывается. И лишь  повторяя, можно навсегда  запомнить, а потом эти знания послужат в жизни и принесут успех.

Просит вспомнить, как называется раздел, который сейчас изучают и темы,  с которыми работали. Говорит, что не зря обсуждали пословицу и подводит к мысли о том, что будем повторять изученный материал. Подводит к цели урока и формулирует: «Научиться распознавать прямое и переносное значение слов».

Просит, используя карточку-подсказку определить,  чем будем заниматься на уроке.

Настраиваются на урок.

Высказывают свои мысли, определяют смысл «…мать ученья»

Называют название раздела «Слова, слова, слова..» Вспоминают темы.

С помощью карточки определяют задачи урока.

  1. Мы продолжим..
  2. Вспомним…
  3. Научимся различать..
  4. Будем совершенствовать..

Актуализация необходимых знаний

Организует игру (словарную работу) «Угадай, какое это слово» на основе лексического значения слова.

1.Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями (берёза).

2.Название первого осеннего месяца (сентябрь).

3.Домашняя птица с красным гребнем и шпорами на ногах (петух).

4. Фруктовое листопадное дерево с плодами округлой формы, сладкими или кисло-сладкими плодами (яблоня).

5.Птица с длинным хвостом и черным с белым оперением, издающая характерный крик - стрекотание, трещание (сорока).

6.Название двенадцатого месяца в году (декабрь)

Слушают лексическое значение слова, отгадывают словарное слово, записывают в тетрадь.

Комментируют написание слов, ставят ударение, подчёркивают  безударную гласную непроверяемую ударением.

Делают вывод: по лексическому значению можно определить слово.

Организация познавательной деятельности

Просит внимательно перечитать записанные слова. Разбить слова на тематические группы и дать общее название каждой группе.

Просит записать эти названия и подобрать к каждой группе ещё по два слова.
Подводит к выводу.

Просит вспомнить, что означают понятия однозначное слово и многозначное.

Организует работу в парах с толковым словарём. Просит найти в словаре лексическое значение слова сорока.

Прочитать толкование и выяснить,  каким является это слово, однозначным или многозначным.

Говорит, что в процессе подготовки к данному уроку, тоже сделал открытие и узнал ещё одно, другое слово сорока.

Предлагает познакомиться с лексическим значением другого слова СОРОКА (слайд 2)

Соро́ка - старинный русский головной убор замужних женщин или его часть.

Головной убор был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп карелов, вепсов, марийцев.  Соро́ка была самым богатым из женских головных уборов.

Объясняет, что слова имеют свойство родиться и устаревать. От этого меняется содержание толковых словарей.

Организует работу в парах. Предлагает рассмотреть рисунки  (Приложение).

C:\Users\Прямова\Pictures\d6980c4eec08fc65f602120e5cda3a73.jpg

Подумать какие многозначные слова они иллюстрируют,  подписать. Составить и записать предложения к любой паре. Организует проверку работы.

Проводит динамическую паузу.

Вы,  наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ну-ка, птички, полетели.

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли.

В стороны посмотрели.

Вновь за парту сели.

.

Просит вспомнить, что означает прямое и переносное значение слов. Открывает (слайд 3), в  котором  надо вставить пропущенные слова. Организует проверку работы по учебнику на с.50

Просит привести по одному своему примеру на каждое значение.

Организует работу на с.51 (учебника) Упр.67 .Разбирает с детьми задание (первой пары предложений).

Организует самопроверку по образцу. (слайд 4). Просит оценить свою работу.  При необходимости отвечает на вопросы.

Перечитывают слова, Подбирают общее название групп.

Записывают названия тематических групп, подбирают и записывают слова.

Деревья:

Птицы:

Месяца:

Делают вывод: лексическое значение может быть не только у слов, но и общее у групп слов.

Отвечают на поставленный вопрос (одно лексическое значение; два или много).

Находят в словарях толкование слова. Читают, обсуждают, доказывают его многозначность.

Рассматривают головной убор на слайде. Отмечают его красоту, трудоемкий труд мастериц (вышивку, ручную работу).

Рассматривают рисунки, думают, подписывают,  составляют предложения, записывают.

Выполняют движения, соответствующие словам физминутки.

Смотрят на слайд, вставляют слова (прямо, переносит). Открывают учебник на с.50 проверяют свою работу, читают определения. Приводят свои примеры.

Читают задание к упражнению. Разбирают с учителем 1-ю пару предложений. Доказывают правильность.  Самостоятельно выполняют 2-4.

Проверяют по образцу. Оценивают работу знаком «+», если нет ошибок, знаком «?» если ошибки есть.

Рефлексия деятельности

Какие понятия мы сегодня повторили  на уроке?

Можете ли вы теперь применить к себе пословицу, которую мы разбирали в начале урока: «Повторение - мать ученья»?

Удалось ли нам выполнить поставленные задачи?

Учитель благодарит детей за работу.

Объясняет домашнее задание- в тетради на печатной основе с. 19 выполнить Упр. №37.

Отвечают на поставленные вопросы. Проводят оценку своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи,  по данной теме...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка в 3 классе «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Урок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс) по теме «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова». Урок изучение нового, поможет организов...

Технологическая карта урока труда «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»,, 2 класс, "Школа России"

Тема урока: «Коробочка из бумажного листа в технике оригами»Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся умений складывания изделия в технике ориг...