Конспект урока. Тема. Союз как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Валиуллина Зульфия Рафаиловна

Цель: Знакомство со служебными частями речи-союзами. Определение роли союзов в русском языке,  в предложении и в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuz.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Тема: Союз как часть речи.

Цель: Знакомство со служебными частями речи-союзами. Определение роли союзов в русском языке, в предложении и в речи.

Задачи:

  • Знакомить со служебной частью речисоюз; формировать представление о способах соединения однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного; умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
  • Учиться самостоятельно думать, анализировать и рассуждать, делать выводы;
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты

  • Предметные: знать: понятие «союз», уметь: видеть отличия в употреблении союзов между частями высказывания и самостоятельным высказыванием, находить союзы в текстах и предложениях
  • Личностные: уметь проводить самоанализ выполненной работы, создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации.
  • Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать!

2. Актуализация знаний. Добрый день! Я желаю больших успехов

на уроке! (слайд1 )

- Из каких частей речи составлено пожелание? (местоимение, глагол, имя прилагательное, предлог, имя существительное). На какие две группы можно поделить части речи? (самостоятельные , служебные) Заполним кластер.

Picture background

имя существительное предлог

имя прилагательное

глагол

местоимение

Давайте подготовим тетради к работе. Запишем. Семнадцатое октября. Классная работа.

3. Постановка учебной задачи. Упражнение по чистописанию. а по в от с но и. Это задание подведет нас к теме урока. К каким частям речи относятся эти маленькие слова?

(Тема урока: Союз как часть речи. Цель урока: Знакомство со служебными частями речи-союзами. Определение роли союзов в русском языке, в предложении и в речи. Формулируются задачи урока. Данная информация выкладывается на доске.)

Тема:

Цель:

Задачи урока: Познакомимся:

Научимся:

Воспитывать:

4. Работа по теме урока. Задание. (Слайд 2.) Восстановить предложение, записать его указывая части речи. (Свила, клестов, гнездо, семья, и, птенцов, вывела)

Семья клестов свила гнездо и вывела птенцов.

- Назовите союз в предложении?

Задание. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. Дать характеристику предложения. (Предложение простое с однородными сказуемыми)

- Какую роль в этом предложении играет союз и? (союз и соединяет однородные сказуемые). Составить схему предложения. (Перед союзом и запятая не ставится.)

Задание. (Ученики выполняют задания по рядам в паре): 1) Изменить предложение и заменить союз и на союз а. 2) Изменить предложение и заменить союз и на союз но. Записать предложения. Составить схему предложения.

Семья клестов свила гнездо, а потом вывела птенцов. Семья клестов свила гнездо, но птенцов не вывела. (Перед союзами а и но ставится запятая.)

Вывод: Союзэто служебная часть речи, служит для связи однородных членов предложение. Перед союзом и запятая не ставится. Перед союзами а, но запятая ставится.

Познакомимся с определением (Слайд 3). Союз- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного предложения.

5. Первичное закрепление. Задание по карточке (групповая работа) Дописать пропущенные союзы и поставить знаки препинания.

Не лает не кусает ____ в дом не пускает.

В октябре берёзы __ орешник стали золотыми.

Вода в реке была тёплая ___ очень мутная.

Дождик вымочит ____ солнце высушит.

- Какое предложение «лишнее»? По какому признаку отличается?

(Дождик вымочит, а солнце высушит.)

Вывод: Союз а связывает части сложного предложения.

6.Включение в систему знаний. Работа с пословицами ( догадайся, допиши вторую половину пословицы)

Перо пишет, а…….

В чужом глазу соринку видим, а …..

Медный кувшин падает и не разбивается, но …….

7. Итог урока.

- Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

8.Рефлексия деятельности.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

На сегодняшнем уроке я понял (а)…

Я узнал (а) …

Я похвалил (а) бы себя за то, что….

После урока мне захотелось

Теперь я могу

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс

Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Части речи".

Конспект урока по русскому языку на тему " Части речи"....

Конспект урока "Имя существительное как часть речи" 4 класс

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном....

Конспект урока " Определение глагола как части речи"

Открытый урок русского языка на тему " Определение глагола как части речи" проведен в рамках РМО. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по океану Знаний, вызывают на интеллектуальный б...

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...