Карточки для индивидуальной работы по теме «Однокоренные слова. Правописание однокоренных слов»
картотека по русскому языку (3 класс)
Карточки для индивидуальной работы по теме «Однокоренные слова. Правописание однокоренных слов»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карточки для индивидуальной работы по теме «Однокоренные слова. Правописание однокоренных слов»
Карточка №1
1. Прочитай. Спиши.
Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.
2. Подчеркни родственные слова. Выдели в них общую часть (корень).
Карточка № 2
1.Спишите. Выделите корень.
Воды, водяной, водица.
Море, моряк, морской.
Зимний, зима, зимовать.
Гора, гористый, горка.
Карточка № 3
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Образец: Дом, домик, домашний, домище.
Ком, гора, осинка, город, горка, городок, комок, осина, горный, городской, комковатый, осиновый.
Карточка № 4
Выпишите в один столбик однокоренные слова к слову «лиса», а в другой – к слову «леса».
Лесок, лисенок, лесной, лесник, лисий, лисица, лесочек.
Почему слова «лесок» и «лисенок» не однокоренные, а «лесной» и «лесник» однокоренные?
Карточка № 5
От названий предметов образуйте однокоренные слова – глаголы, отвечающие на вопрос «что делал?».
Дрожь – дрожал, пляска - …………, глотка - ………., дар - …………., воз - ………., звон - ………., спешка - ………., гость - ……….., работа - ………..
Карточка № 6
Подобрать к словам «жар» и «свет» однокоренные слова, обозначающие признаки предмета и действия предмета. Записать, выделить корень.
Карточка № 7
1. Замените выделенные слова однокоренными, которые обозначают признак предмета.
Образец: Сок березы – березовый сок.
Ветка ивы - …………, полено осины - ……….., лист клена - ………
2. Выделите корень.
Карточка № 8
1. Подберите и запишите однокоренные слова с корнем «вод» так, чтобы они обозначали:
- сказочное существо, которое живет в воде;
- работника водного транспорта;
- человека работающего под водой.
2. Выдели корень.
Карточка № 9
а) Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем:
1. Барабан.
- тот, кто играет на барабане;
- бить, стучать в барабан;
- маленький барабан.
2. Вар.
- ягоды сваренные в сахаре;
-тот кто готовит пищу.
3. Час.
- мастер по починке часов;
- солдат, стоящий на посту.
б) Выдели корень.
Карточка № 10
а) Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
Белить, беляк, побелка, белила, белый, белизна.
б) Выделите корень.
Карточка № 11
а) Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой строчке:
Борьба, борец, воевать.
Веселый, радость, веселье.
Седой, сиденье, седина.
Запугать, распутица, путь.
б) Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Карточка № 12
а) Спишите.
По берегу Белого моря живут люди. Они называют себя поморами. Поморы хорошие моряки. Они смело бороздят морские просторы.
б) Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Карточка № 13
а) Спишите.
Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник - пирог с рыбой.
б) Выберите однокоренные слова и выделите в них корень.
в) В первом предложении подчеркните главные члены.
Карточка № 14
а) Прочитайте:
Образец: Мыло – мыльница, аист – аистенок.
Сахар - ……….., гусь - ………., утка - ………., суп - ……….., хлеб - ………, тигр - ………, салат - ……….
б) Выделите корень.
Карточка № 15
а) Прочитайте. Спишите слова, рядом напишите однокоренные:
Каменщик - …………
Летчик - …………
Связист - …………
Пианист - …………
б) Выделите корень.
Карточка № 16
а) Прочитайте.
Покос, коса, косыночка, покосился, перекос, накосить, косарь, косой, косяк, косынка, косилка.
б) Сколько групп однокоренных слов вы видите? Каждую группу напишите с большой буквы.
Упражнение 1.
Найдите в словах общую часть. Определите, все ли слова родственные. Выделите группы родственных слов. Напишите эти слова в несколько столбиков, помещая в каждый только родственные.
Вода, водитесь, водяной, водный, перевод, водить, водительский, переводной, водица, переводчик, переводить.
Труд, трудиться, трудный, затруднение, трудность, натрудиться, трудноватый, трудовик.
Упражнение 2
Прочитайте. Попробуйте найти корень в этих словах. Скажите, в словах один и тот же корень или корни разные.
Замыкать, отмычка, замкнуть, отомкнуть, замок, замочный.
Собирать, соберу, собрал, собрание, сбор, перебираю.
Пить, запивал, пейте, запейте, напиток.
Петь, певец, запевала, песня, распевка, подпевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для проверочной работы по теме "Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением"
Карточки содержат по 3 задания разного уровня сложности и могут использоваться для закрепления или проверки знаний по теме "Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением"...

Карточки для индивидуальной работы по теме "Окончания имён существительных"
Материал содержит 6 вариантов с заданиями (вставь пропущенные окончания в именах существительных, определи падеж, склонение)....
Карточки для индивидуальной работы по теме "Словосочетание"
карточки "Словосочетание"...

"Индивидуальные карточки для работы по теме "Проверяемая безударная гласная в слове" 2 класс
Карточка может быть использована для проверки уменя подбирать проверочные слова в словах с проверяемой безударной гласной...

Карточка для индивидуальной работы по теме "Проверяемые безударные гласные в слове"
Карточка может быть использована при проверке умения подбирать проверочные слова к словам с проверяемой безударной гласной в слове...

Карточка для индивидуальной работы по теме "Имя существительное"
Карточка может быть использована как тренажёр по теме "Имя существительное"...
Карточка для индивидуальной работы по теме " Падежи имен существительных" 3 класс
Материал для организации работы на уроке, дома. Обобщение и проверка знаний по теме " Падежи имен существительных"...
