Применение однозначных и многозначных слов при написании сочинений
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Применение однозначных и многозначных слов при написании сочинений"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Русский язык» для 4 класса
Тема: «Применение однозначных и многозначных слов при написании сочинений»
Автор: Рахова Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 21» НМР РТ
Цель: актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов; развивать внимание, образно мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся разъяснять значение слов; находить значение слов в словарях; объяснять переносное значение слов и словосочетаний; распознавать многозначные слова, употреблять их в речи.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1.Разминка
Начнем наш урок с подготовки пальчиков к письму. (Чётко проговариваем считалочку)
По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.)
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритме стихотворения.)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок
Молодцы, вот мы и разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво и аккуратно писать в тетради. Откройте тетради и запишите число, классная работа
2.Минутка чистописания
Сегодня будем повторять написание букв Кк, дайте характеристику звуку.
Показ и объяснение написания буквы К к.
- Заглавная буква К необычная, она состоит из 4 элементов: начальный элемент, наклонная прямая с петлёй, верхний элемент - короткое закругление, Отрываем руку, ставим ручку в точку пересечения линий, проводим горизонтальную линию вправо, поворот вниз, наклонная прямая с закруглением внизу.
-Строчная буква к, состоит из трёх элементов: наклонная прямая, верхний элемент и короткая наклонная прямая с закруглением вверху и внизу.
- Пропишите буквы, соблюдая правила каллиграфии.
3.Словарная работа.
КОРЗИНА ( проговариваем, ставим ударение, показываем б.гласную)
Разберём слово по составу, для этого подберите однокоренные, родственные слова.
КОРЗИНКА
КОРЗИНОЧКА
КОРЗИННЫЙ
3.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Какой предмет вы представляете, когда слышите это слово. Кто что представил?
КАРТИНКИ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ НА ДОСКУ: корзинка для сбора грибов, баскетбольная корзина, корзина для продуктов в супермаркетах, корзина для мусора, и даже в компьютерах есть корзина для удаленной информации.
- Итак, слово одно, а значений у него ( …..много)
- Вспомните, как называются такие слова? ( МНОГОЗНАЧНЫЕ)
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять лексическое значение слова, рассмотрим случаи употребления этих слов в различных значениях.
- Откройте учебники и прочитайте правило.
Работа с правилом.
_ Прочитайте правило, Сколько значений могут иметь многозначные слова?
(несколько) ПРИКРЕПИТЬ
- Найдите ответ на вопрос: В чем сходство многозначных слов?
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
- А как вы думаете, для чего нашей речи нужны многозначные слова? (Ответа нет, возможно на этот вопрос вы сможете ответить в конце урока на основе наблюдений)
4.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. РАБОТА В ПАРАХ с деформированными предложениями.
УПР. № 147.
- Рассмотрите картинки. На столе у вас есть слова, из которых надо составить предложения. Работать будете в парах.
- Каждая пара читает получившее предложение, а вы будете закрывать фишкой тот предмет, о котором идет речь.
ЗЕМЛЯ: Наша земля даёт богатый урожай пшеницы.
Наконец моряки увидели землю.
Земля из космоса кажется голубой планетой.
ЗВЕЗДА: Учёные окрыли новую звезду.
На груди командира красовался орден – Золотая Звезда Героя.
На песчаном дне лежит морская звезда.
Башня Кремля украшена рубиновой звездой.
- Какому предложению не хватило картинки. Прочитайте еще раз это предложение, вот так выглядит морская звезда.
(Морская звезда)
Запишите это лишнее предложение, Разберите его по членам предложения, выпишем словосочетания.
ФИЗМИНУТКА (Не забываем четко произносить слова)
Колокольчик зазвонил,
Отдыхать нас поманил. Шаги на месте.
На лужайку мы бежим,
Чтоб набраться много сил. Бег на месте.
Колокольчик там растет
Удивительно цветет. Руки вытягиваем вперед.
Мы не будем рвать цветы.
Не нарушим красоты. Наклоны вниз.
-Почему цветок назвали тем же словом, что и звонок? (Они похожи по форме).
Итак, является ли слово «колокольчик» - многозначным? (демонстрация рисунка «колокольчик»)
- Большинство многозначных слов появилось в результате переноса качеств одного предмета на другой.
- Внимание на экран.
Просмотр отрывка из мульфильма «Бобик в гостях у Барбоса»
- Почему Бобик не понимал Барбоса? ( Бобик воспринимал слова «ходят», «бьют» , буквально, как о механизме действия, а это прямое значение слов). (Слайд№1)
Подберите синонимы к этим словам:
ходить –шагать, бить – наносить удары,
Барбос употреблял эти слова совершенно в другом значении, а именно: ходят часы, значит отсчитывают время, т.е. часы, минуты, бить-значит, звонить. Это уже употребление слов в переносном значении.
Вот, почему Барбосу пришлось разъяснять значение слов: ходить, бить.
- Попробуйте и вы определить, какое из предложений указывает на прямое значение слова, переносное. (Слайд №2)
Волк воет. Вьюга в поле воет.
- А почему про вьюгу можно сказать, что она воет? (Во время вьюги мы слышим протяжный звук похожий на вой волка).
-Значит, когда мы говорим про вьюгу, слово «воет» употребляем в переносном значении.
-Сделайте вывод: как же могут употребляться многозначные слова?
(могут употребляться как в прямом, так и в переносном смысле). ПРИКРЕПИТЬ
- А когда звучит выразительнее вьюга воет или шумит? ( Слайд№3)
- Началась вьюга или засвистела вьюга за окном?
- Поэты, писатели часто в своих произведениях употребляют многозначные слова в переносном значении для обогащения текста, усиления выразительности и создания ярких образов.
( Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет…»)
- Рассмотрите пары слов. (Слайд №4)
- Определите, какое словосочетание имеет прямой смысл, а где - переносный.
- Запишите только те словосочетания, которые употреблены в переносном значении.
- Какие словосочетания вы выписали?
5.ВЫВОД
- Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
(Обобщение по составленному в ходе урока плану:
- Назовите тему урока.
- Что означает многозначное слово?
- Как могут употребляться многозначные слова? (прямом и переносном значении)
- В начале урока перед вами ставился вопрос «Для чего нашей речи нужны многозначные слова?» Кто может ответить?
- Значит, многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной, и служат украшением нашей речи. Давайте вспомним и прочтём наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром»:
Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона,
брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона…»
На данных примерах мы убедились, что слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько значений и употребляться в речи не только в прямом значении, но и в переносном.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- А по одному слову можно понять, что обозначает это многозначное слово? (Нет). (Это можно понять только по словосочетанию, предложению или картинке).
- Есть в русском языке и настоящие рекордсмены среди многозначных слов.
Например, у слова «Земля» около 10 значений (планета, почва, территория, синоним суши, стихия…)
Но еще больше у глагола «брать» – 20 значений, идти – 30 значений. (Слайд №5)
- Узнать, является слово однозначным или многозначным помогают толковые словари русского языка, в них толкуются, т.е. объясняются все слова.
7. РЕФЛЕКСИЯ.
Оцените свою включенность в урок нарисовав на полях рыбку одним из цветов: красный – я был активен весь урок, у меня все получилось, желтый – мне было сложно, но я справился, синий – я не уверен, что справился на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА
технологическая карта урока русский язык 1 класс....

Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи, по данной теме...
Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
Где писателям уют?Где их помнят, любят, ждутИ заносят в картотеки?Скажем, где?...
