Урок русский язык 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3 склонения. Несклоняемые имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3 склонения. Несклоняемые имена существительные. Цель: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи. Задачи: учить правильному употреблению их в речи; учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; развивать орфографическую зоркость. Оборудование: иллюстрации, карточки. Ход учебного занятия 1. Орг. этап: Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Сергеевна, настройтесь на работу и улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение. 2. Проверка домашнего задания. Ребята, что вам задали? Давайте проверим.  3. Актуализация знаний. ‌Минутка чистописания (Слова: шоссе, быстрый, метро.) - Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении: Асфальтовое, новое, Через леса сосновые, Через луга медовые, Через поля пшеничные, Полянки земляничные, Во всей своей красе, Дождём умыто, росами, Укатано колёсами, Раскинулось ( шоссе) -Правильно, синоним к слову дорога – шоссе -О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс) (Составить устно с данными словами предложения.) -Какой частью речи является эти слова? Какое слово лишнее из 3? (Быстрый). Правильно. 4. Подведение к теме, повторение: -Ребята, вы уже знаете, как определить первое, второе и третье склонение. Давайте с вами повторим, какие признаки у каждого склонения?(>1-е склонение: Окончания: -а, -я. Род: мужской и женский. Примеры: мама, папа, земля, дядя, вода. 2-е склонение: Окончания: -о, -е или нулевое окончание. Род: мужской и средний. Примеры: стол, конь, окно, море, домишко, сараишко. 3-е склонение: Окончание: нулевое (мягкий знак). Род: женский. Примеры: ночь, мышь, дочь, лошадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3 склонения. Несклоняемые имена существительные.

Цель: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи.

Задачи:

учить правильному употреблению их в речи;

учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: иллюстрации, карточки.

Ход учебного занятия

1. Орг. этап:

Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Сергеевна, настройтесь на работу и улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, что вам задали?

Давайте проверим.

3. Актуализация знаний.

‌Минутка чистописания

(Слова: шоссе, быстрый, метро.)

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении:

Асфальтовое, новое,

Через леса сосновые,

Через луга медовые,

Через поля пшеничные,

Полянки земляничные,

Во всей своей красе,

Дождём умыто, росами,

Укатано колёсами,

Раскинулось ( шоссе)

-Правильно, синоним к слову дорога – шоссе

-О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)

(Составить устно с данными словами предложения.)

-Какой частью речи является эти слова?

Какое слово лишнее из 3? (Быстрый). Правильно.

4. Подведение к теме, повторение:

-Ребята, вы уже знаете, как определить первое, второе и третье склонение. Давайте с вами повторим, какие признаки у каждого склонения?(>1-е склонение:

Окончания: -а, -я.

Род: мужской и женский.

Примеры: мама, папа, земля, дядя, вода.

2-е склонение:

Окончания: -о, -е или нулевое окончание.

Род: мужской и средний.

Примеры: стол, конь, окно, море, домишко, сараишко.

3-е склонение:

Окончание: нулевое (мягкий знак).

Род: женский.

Примеры: ночь, мышь, дочь, лошадь.<)

-Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы. Вот, у меня есть карточки с падежами и вопросами к ним.

-Ой, кто-то испортил карточки. Давайте в парах выполним задание и сопоставим стрелочками верно.

(И.п. кем? чем?

Р.п. кому? чему?

Д.п. о ком? о чём?

В.п. кого? что?

Т. п. кого? чего?

П.п. кто? Что?)

-Молодцы, справились.

5. Новая тема

Проблемная ситуация ( вызываю ученика просклонять слово пальто)

- А кто хочет сейчас просклонять по падежам слово, которое я загадаю и определить его склонение?

- Ребята, какая особенность этого слова? Оно не изменится. То есть, не склоняется и окончание его не меняется.

Существительные

‌Работа с правилом

- А сейчас откроем 65 страницу и прочитаем правило.

- Чаще всего, слова, которые не склоняются, — иноязычные, то есть их позаимствовали из других стран и пошли они из другого языка.

Например, такси происходит от французского "счётчик цены"

жюри — тоже от французского "дать клятву".

суши — происходит от японского слова, означающего «кислый» или «маринованный».

колье — произошло от французского слова collier, что означает "ошейник" (демонстрация изображений).

Обратите внимание, что много слов пошло из французского. Это потому, что раньше французский считался международным языком дипломатии, культуры и моды. И во времена великих писателей было модно говорить на французском, и в Российской империи были даже специальные учителя на дом, которые учили детей французскому.

6. Физкультминутка (видео фрагмент)

‌Работа по учебнику.

-Сейчас поработаем с упражнениямина той же странице.

7. Информация о домашнем задании.

Ребята, домашние задания с. 66 упр. 118. Прочитайте, что нужно сделать.

8. Итоги урока.

Ребята, о чём мы с вами говорили?

А что такое существительное? Какие существительные не склоняются?

9. Рефлексия. (Шкала настроения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...

Технологическая карта + презентация к уроку русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные."

Данная технологическая карта и презентация подойдут для урока русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные." УМК ...

Урок русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных "3 класс

Урок по теме «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных» в системе уроков по теме (разделу) «Правописание» .Урок ориентирован на формирование новых обра...

Урок-исследование по русскому языку Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» 4 класс

Предметные результаты:1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, сове...

Презентация и Технологическая карта урока русского языка Тема «Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.Класс: 4 класс, в условиях инклюзивной образовательной среды с обучающимся с ОВЗ.  УМК «Школа России»...