Урок русского языка для 3 класса " Что такое фразеологизмы?"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Урок, посвященный фразеологизмам, предполагает создание условий для ознакомления детей с этим уникальным языковым явлением. Учащиеся узнают, что фразеологизмы – это не просто слова, а устойчивые выражения, которые несут в себе определенный смысл. Важной частью урока является отработка умений замечать фразеологизмы в речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?
Цели деятель- | Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь, презентация 2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
Оборудование | Проектор |
Наглядно- | Запись задач темы, элементов букв |
Основные понятия и термины | Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения | – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте правильность написания слов в составленных словосочетаниях. Демонстрируются словосочетания (Слайд 1): Ракетная установка Тетрадный лист Ягодный кисель Коровье молоко Морковный сок Земляничное варенье Оленьи следы | – Выполнить упр. 82 на Осуществляют взаимопро- | Фрон-тальная. Парная | Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии | Правиль-но выполненные |
II. Постановка | Формулирование учебных задач | – Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок. – Что такое “сидеть, сложа руки”, “не успеешь оглянуться”? | – «Слово | Фрон-тальная | П – извлекают |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
задачи | по названию темы | – Как вы ответите на этот вопрос? (Это фразеологизмы).(Слайд 2) – Какие задачи перед нами стоят сегодня на уроке: 1. Постараемся ответить, что такое фразеологизмы. 2. Объяснять значения фразеологизмов. 3. Учиться правильно, употреблять их в речи. (Слайд 3) | фразеоло- Ответы уча-щихся | из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р – осознают Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» | ||
III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта- | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв оро оло Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые – Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это сочетание оро? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните оро. | – Заглавной Выполняют | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают | Написание элементов букв |
IV. Изучение нового мате- | Работа | – Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок. | Выполняют | Фрон-тальная. | П – используют различные способы поиска инфор- | Представ-ление |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
риала. 1. Работа | с целью ознакомления с устойчивыми | – Кого называют словом «тапи́р»? – Что означает выражение «повесил нос»? – Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. – Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык» – Вернемся к нашим словарным словам. Знаете, в русском языке с этими словами тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает? Белая ворона, считать ворон. Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку. Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие. Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть. – Два фразеологизма, а смысл один и тот же. | – Тапир – животное, живущее в жарких странах и име-ющее вытянутые в хобот Ответы уча-щихся. Внимательно слушают. – «Ни свет «Прикусил язык» имеет значение Ответы уча-щихся. Объясняют значение с помощью словаря (Приложение 1) | Индиви-дуальная | мации, владеют Р – принимают К – слушают | логизмах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Работа | Работа над упражнением с целью ознакомления со словарем фразеологизмов и работы Упражнения физкульт- | – Обратите внимание, что в учебнике на с. 157–158 тоже есть фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов. – Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84? – Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова. Физкультминутка -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. Но в ногах правды нет, занимайте свои места, продолжим урок. | Открывают – Брать на буксир, висеть – Брать на буксир – помогать отстающему. Висеть на телефоне – часто Выполняют упражнения физкульт- | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют различные способы поиска информации; владеют Р – принимают К – слушают | Работа со словарем фразеологизмов. Выполнение физкультминутки |
3. Работа | Упражнение в объяснении значения фразеологизмов | – Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю. – Выполните письменное задание упражнения | Выполняют | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют различные способы поиска информации; владеют | Объяснение значения фразеологизмов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Р – планируют, контролируют | ||||||
4. Самостоятельнаяработа 5. Работа у доски | Упражнение в объяснении значения фразеологизмов | Дифференцированные задания на карточках. 1 уровень: – Допиши фразеологизм, подбери подходящее слово (вспомни повадки этих животных) труслив…..как заяц Слова для справок: 2 уровень: Выбрать и записать значения фразеологизмов: 1. “усердно, прилежно трудиться”– не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица. 2. “бездельничать” – сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух. 3. “мало”– с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал. 3 уровень: Фразеологизмы бывают противоположные по смыслу (антонимы). - Подобрать антонимы к фразеологическим оборотам (2 на выбор).
Слова для справок: РУКОЙ ПОДАТЬ, ЖИТЬ ЧУЖИМ УМОМ, РАСХЛЁБЫВАТЬ КАШУ, С ТЯЖЁЛЫМ СЕРДЦЕМ, СПУСТЯ РУКАВА. | Дети выбирают задание (1, 2,3 по уровню сложности) подбирают и дописывают слова из подсказки Выполняют | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют различные способы поиска инфор-мации; владеют Р – принимают К – слушают | Объясне-ние значения фразеологизмов. Правиль-ное написание слов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Л – стремятся | ||||||
V. Итог урока. Рефлексия дея-тельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Над какой темой работали на уроке? – Какую роль выполняют в нашей речи фразеологизмы? Какие фразеологизмы вы слышали – Где можно посмотреть значение фразеологического оборота? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Выбери фразеологизм, который соответствует твоей работе на уроке. Работал в поте лица. Работал спустя рукава. Работал, не покладая рук. Заговаривал зубы соседу. (Слайд 7) Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 30, | Отвечают | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к пред- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Что такое глагол?
Русский язык 2 класс. Что такое глагол?...
Урок русского языка. 2 класс. Что такое антонимы?
Данный конспект и презентация посвещены теме "Антонимы"....

Урок русского языка. 2 класс. Что такое глагол.Презентация
Урок русского языка. 2 класс. Что такое глагол....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...

Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"
Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России"....
Урок русского языка, 2 класс, "Что такое главные члены предложения?" ("Школа России")
Представлена технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое главные члены предложения?" К карте сделаны приложения карточек, необходимых для проведения урока. Отде...
Урок русского языка 2 класс "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России". Учитель Булгаченко Н.В.
Открытый урок по теме: "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России"....
