Урок русского языка для 3 класса " Что такое фразеологизмы?"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Тимофеева Тамара Алексеевна

Урок, посвященный фразеологизмам, предполагает создание условий для ознакомления детей с этим уникальным языковым явлением. Учащиеся узнают, что фразеологизмы – это не просто слова, а устойчивые выражения, которые несут в себе определенный смысл. Важной частью урока является отработка умений замечать фразеологизмы в речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_24.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок
ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь, презентация

2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Оборудование

Проектор

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись задач темы, элементов букв


Основные понятия и термины

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте правильность написания слов в составленных словосочетаниях.

Демонстрируются словосочетания (Слайд 1):

Ракетная установка         Тетрадный лист

Ягодный кисель        Коровье молоко

Морковный сок         Земляничное варенье

Оленьи следы 

– Выполнить упр. 82 на
с. 48 в учеб-
нике.

Осуществляют взаимопро-
верку

Фрон-тальная.

Парная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей

Правиль-но выполненные
задания упраж-
нения

II. Постановка
учебной

Формулирование учебных задач

– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке  не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

– Что такое “сидеть, сложа руки”, “не успеешь оглянуться”? 

– «Слово
и словосочетание. Что такое

Фрон-тальная

П – извлекают
необходимую информацию


1

2

3

4

5

6

7

задачи

по названию темы

– Как вы ответите на этот вопрос?

(Это фразеологизмы).(Слайд 2)

– Какие задачи перед нами стоят сегодня на уроке:

1. Постараемся  ответить, что такое фразеологизмы.

2. Объяснять значения фразеологизмов.

3. Учиться правильно, употреблять их в речи. (Слайд 3)

фразеоло-
гизмы?».

Ответы уча-щихся

из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания»

III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

оро      оло

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных.

– Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это сочетание оро? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните оро.

– Заглавной
и строчной букв
 П, п.

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв

IV. Изучение нового мате-

Работа
над упражнением

– Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

Выполняют
задание.

Фрон-тальная.

П – используют различные способы поиска инфор-

Представ-ление
о фразео-


1

2

3

4

5

6

7

риала.

1. Работа
по учебнику, с. 49, упр. 83

с целью ознакомления с устойчивыми
сочетаниями слов
(фразеологизмами)

– Кого называют словом «тапи́р»?

– Что означает выражение «повесил нос»?

– Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

– Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык»

– Вернемся к нашим словарным словам. Знаете, в русском языке с этими словами тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает?

Белая ворона, считать воронТрещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку.

Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.

Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть. – Два фразеологизма, а смысл один и тот же.

– Тапир – животное, живущее в жарких странах и име-ющее вытянутые в хобот
губы и нос.

Ответы уча-щихся.

Внимательно слушают.

– «Ни свет
ни заря» озна-чает «очень
рано, до рас-света».

«Прикусил язык» имеет значение
«внезапно
замолчал»

Ответы уча-щихся. Объясняют значение с помощью словаря (Приложение 1)

Индиви-дуальная

мации, владеют
навыками смыслового чтения текстов (словарных
статей) в соответствии с учебной задачей.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения

логизмах


1

2

3

4

5

6

7

2. Работа
со словарем фразеологизмов: выполнение упр. 84, с. 49

Работа над упражнением с целью ознакомления со словарем фразеологизмов и работы
с ним.

Упражнения физкульт-
минутки

– Обратите внимание, что в учебнике на с. 157–158 тоже есть фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.

– Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84?

– Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.

Физкультминутка
Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места, продолжим урок.

Открывают
и рассматривают словарь.

– Брать на буксир, висеть
на телефоне.

– Брать на буксир – помогать отстающему. Висеть на телефоне – часто
и долго говорить по теле-фону.

Выполняют упражнения физкульт-
минутки

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска информации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.

Р – принимают
и сохраняют
задачи учебной
деятельности.

К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения

Работа со словарем фразеологизмов. Выполнение физкультминутки
(четко
следуя инструкции)

3. Работа
по учебнику, с. 50, упр. 85

Упражнение в объяснении значения фразеологизмов

– Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска информации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.

Объяснение значения фразеологизмов


1

2

3

4

5

6

7

Р – планируют, контролируют
и оценивают учебные действия

4. Самостоятельнаяработа

5. Работа у доски

Упражнение в объяснении значения фразеологизмов

Дифференцированные задания на карточках.

1 уровень:

– Допиши фразеологизм, подбери подходящее слово (вспомни повадки этих животных)

труслив…..как заяц
хитер….как лиса
трещит ….как сорока
голоден….как волк 
колюч…..как еж

Слова для справок:

2 уровень:

Выбрать и записать значения фразеологизмов:

1. “усердно, прилежно трудиться”– не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.

2. “бездельничать” – сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

3.  “мало”– с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.

3 уровень:

Фразеологизмы бывают противоположные по смыслу (антонимы).

-  Подобрать антонимы к фразеологическим оборотам (2 на выбор).

  1. ЗАВАРИТЬ КАШУ –
  2. ЗАСУЧИВ РУКАВА –
  3. ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ –
  4. С ЛЁГКИМ СЕРДЦЕМ –
  5. ЖИТЬ СВОИМ УМОМ –

Слова для справок: РУКОЙ ПОДАТЬ, ЖИТЬ ЧУЖИМ УМОМ, РАСХЛЁБЫВАТЬ КАШУ, С ТЯЖЁЛЫМ СЕРДЦЕМ, СПУСТЯ РУКАВА.

Дети выбирают задание (1, 2,3 по уровню сложности) подбирают и дописывают слова из подсказки

Выполняют
задание. Осуществляют
проверку  (Слайды 4, 5, 6)  

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска инфор-мации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.

Р –  принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия.

К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Объясне-ние значения фразеологизмов.

Правиль-ное написание слов


1

2

3

4

5

6

7

Л – стремятся
к приобретению
 новых знаний

V. Итог урока.

Рефлексия дея-тельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Какую роль выполняют в нашей речи фразеологизмы? Какие фразеологизмы вы слышали
в устной речи?

 Где можно посмотреть значение фразеологического оборота? 

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке? Выбери фразеологизм, который соответствует твоей работе на уроке.

            Работал в поте лица.

Работал спустя рукава.

Работал, не покладая рук.

           Заговаривал зубы соседу. 

                                               (Слайд 7)

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 30,
упр. 68; учебник, с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов
в разделе «Страничка для любознательных»)

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л –  проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению
 новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. Что такое антонимы?

Данный конспект и презентация посвещены теме "Антонимы"....

Урок русского языка. 2 класс. Что такое глагол.Презентация

Урок русского языка. 2 класс. Что такое глагол....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...

Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"

Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России"....

Урок русского языка, 2 класс, "Что такое главные члены предложения?" ("Школа России")

Представлена технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое главные члены предложения?" К карте сделаны приложения карточек, необходимых для проведения урока. Отде...

Урок русского языка 2 класс "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России". Учитель Булгаченко Н.В.

Открытый урок по теме:  "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России"....