Классный час "В гостях у самовара"
классный час (2 класс) по теме

Шумейко Надежда Александровна

Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к  русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, формирование культуры поведения и культуры труда. 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_samovara..doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: « В гостях у самовара»

Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к  русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, формирование культуры поведения и культуры труда.  

Учитель. У каждого народа существует много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все и взрослые и дети. И на первом месте -  это чаепитие.

Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола…(Смотреть презентацию).

Правильно. Это самовар. И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому самовару. Поговорить о вкусном и полезном напитке – чае, и, конечно же, об угощениях, которыми так славятся русские застолья.

 Только на Руси пили чай из самовара. Точное время и место появления первого самовара не установлено, но известно только, что их производство началось в Туле по велению Петра Великого.

 Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Делали их из латуни и меди, а дешёвые из жести.

 По заказам богатых людей производились серебряные самовары.

 Внутри каждый самовар лудили, иначе им нельзя было пользоваться.

 В самоваре идеально кипит вода и долго не остывает. В старину на самоваре грели бублики – завтрак того времени.

Самовару обязаны тем, что чай стал национальным русским напитком. Кстати, слов, соответствующих русскому слову «самовар», в европейских языках нет.

Его немецкий перевод звучит как «чайная машина»,  английский – «чайная урна», но чаще всего это слово не переводиться.

 Вы все видели самовар. А вот врядли кто-нибудь из вас был в музее самоваров. Да, существуют такие музеи. Первый такой музей был создан далеко от родины самовара – в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. Есть музей и в Туле, в Угличе, В Касимове.

Самовар видели все, но как он устроен, знают немногие. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Прошло много времени. В наши дни самовар заменил электрочайник. Но традиции собираться всей семьёй за чаепитием осталась.

Давайте как можно больше вспомнить о чаепитии.

  1. Ученик. Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы  и подъёмы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозелёного растения. Кто-то первый придумал заваривать эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем – чаем.
  2. Ученик. В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

  1. Ученик.  Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось как «чай для заварки».
  2. Ученик. Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали            возить его купцы из заморских стран в Россию. Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».

  1. Ученик. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключиться,

Чаем можете лечиться.

  1. Ученик. Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает

А в морозы согревает.

  1. Ученик. И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью - лучший друг.

Учитель.

В 1638 году боярин Василий Старков привёз в Московию цейлонский чай,  который ему преподнесли в Монголии.  Трудно предположить, какой бы оказалась бы судьба чая, если бы в 1665 году царь Алексей Михайлович  не занемог животом. Придворный врач Самойло Каллинос решил дать царю травку, ту самую травку из Монголии, которая к тому времени была уже указана в травнике. Чайная настойка сняла боль, после чего чай стал главным  и уважаемым напитком.

 Вообще целебные свойства чая просто уникальны.

Чай замедляет старение, снимает усталость, хорошо тонизирует.

В Англии пьют цейлонский чай, обязательно с молоком или со сливками.

  На Тибете пьют «Чай – суму», так называемый чайный напиток: берут сухой чай, воду, топлёное масло и соль и всё это хорошо взбивают, пока не получится однородный коктейль.

Монголы в чайный напиток помимо животного масла, кладут пережаренную муку, рис или пшено, верблюжье или коровье молоко, соль.

Калмыки к этому адскому набору добавляют лавровый лист, мускатный орех и гвоздику.

У японцев и китайцев пить чай – это целая церемония. Они пьют чай маленькими чашечками до еды, вовремя еды и после еды.

Назовите популярные у нас сорта чая? ( Дети называют сорта чая).

А кто может вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы скорее выздороветь?

(Ребята загадывают загадки). (Показ слайдов).

  1.             Есть корень кривой и рогатый,

  Целебною силой богатый,

  И, может, два века

  Он ждёт человека

  В чащобе лесной

  Под кедровой сосной.

  (Женьшень)

  1.             И в лесу, и в квасу,

                 И в конфетке, и в таблетке.

                 (Мята)

3.              Хороша трава –

                 Красная голова:

                 И медку подарит,

                 И чайку заварит.

                 (Иван – чай)

 4.              Весной растёт,

    Летом цветёт,

    Осенью осыпается,

    Зимой отсыпается.

    А цветок – на медок,

    Лечит от гриппа,

    Кашля и хрипа.

    (Липа)

  5.             В лесу на болоте

    Кустик вы найдёте.

    А на нём синеет гвоздь –

    Кисло – сладких ягод гроздь.

    (Черника)

  1.            Есть и украшение,

    Есть и устрашение;

    Гляди да любуйся,

    А руками не суйся!

    (Шиповник)

     7.          На лугу и в поле

    Мы её встречали,

    Листочки белые

    Мы на ней считали.

    (Ромашка)

               

  1. Ученик. К чаю, хозяйки готовили угощение. Пекли много всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже её приготовили. Вся она на этом столе, но только чтобы её отведать, нужно назвать, с чем любят пить чай.   (Блины, пироги, калачи, ватрушки, баранки, бублики, плюшки и т. д.)

  1. Ученик.       Он бывает с толокном,

                     С рисом, мясом и пшеном,

                     С вишней сладкою бывает.

                     В печь сперва его сажают,

                     А как выйдет он оттуда,

                     То кладут его на блюдо.

                     (Пирог)

Учитель.

                  Пирог -  от слова «пир», когда – то «праздничный хлеб».

                  Пироги были открытые и закрытые, с разными начинками,    разной формы.

                  В старину на Руси именинница пекла пироги и разносила  их родственникам и знакомым. В семье именинника за праздничным столом над  его головой разламывали пирог, и когда из него сыпалась начинка, приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

                 Калач – название круглого печёного хлеба. Пекари утверждали, что калачи можно печь только в Москве, и на воде из Москвы – реки. Раньше московские пекари отправляли калачи обозами не только в Петербург, но и в далёкую Сибирь. Их замораживали особым способом – горячими, прямо из печи, а перед едой отогревали в тёплых сырых  полотенцах. И в далёкой Сибири эти калачи были не менее вкусны, чем в Москве « с пылу, с жару».

                   Каравай – особый вид пирога. Слово «каравай» известно во всех славянских языках. С XV века караваи стали выпекать с разными начинками. В наши дни каравай считается праздничным пирогом, его пекут на свадьбу.

                               

  1. Ученик.       Кольцо непростое – кольцо золотое,

                     Блестящее, хрустящее,

                     Всем на загляденье…

                     Ну и объедение!

                     (Бублик)

     

  1. Ученик.       Отгадать легко и просто:

                     Мягкий, пышный и душистый,

                     Он и чёрный, он и белый,

                     А бывает подгорелый.

                     Дети читают стихи о хлебе.

  1. Ученик.       Пышный, мягкий, пропечённый,

                     Подрумяненный слегка,

                     Хлеб с горбушкой золочёной

                     Шёл к тебе из далека.

  1. Ученик.       В каждый дом, на каждый стол

                    Он пожаловал, пришёл,

                     В нём здоровье, наша сила,

                     В нём чудесное тепло

                     Сколько рук его растило,

                      Сохраняло, берегло!

  1. Ученик.        В нём земли родимой соки,

                      Солнца свет весёлый в нём,

                      Уплетай за обе щёки,

                      Вырастай богатырём!

  1. Ученик.        Есть ещё одно угощение, без которого не обходился не   один праздник на русской земле, а особенно много их готовили на     праздник прощания с матушкой Зимой. Это блины. ( Показ слайдов).

Учитель.                                                                                                                      

                              Вот, дороги гости и заканчивается наш праздник. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.    

(Дети в национальных русских костюмах приглашают гостей праздника к столу).

  1.    Ученик.     Всех гостей мы угощаем

                      Ароматным крепким чаем.

                      Тех, кто чай с охотой пьёт,

                      Стол, накрытый, давно ждёт.

  1.     Ученик.   Для всех вас, взрослые и детишки:

                          Калачи, ватрушки, пышки.

                          Наливайте, не стесняйтесь,

                          Сладким чаем забавляйтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "В гостях у самовара"

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся  с целебными свойствами чая, расширяет кругозор учащихся, прививает навыки этикета. является итоговым мероприятием работы над коллективным проектом "В го...

Классный час "В гости к самовару"

Цель данного классного часа:  - познакомить с историей возникновения самоваров на Руси,                          ...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Презентация к внеклассному мероприятию "В гостях у самовара"

Яркая, красочная презентация позволит не только продемонстрировать  учащимся богатство росписи и разнообразие самоваров, но и расскажет о его истории, а также познакомит с самыми разными необычны...

Классный час "В гостях у самовара"

Русские народные традиции для учащихся начальной школы...