Неделя психологической разгрузки в начальной школе
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Булыкина Светлана Ивановна

Мне бы хотелось поделиться с вами опытом проведения Недели психологической разгрузки для обучающихся начальной школы под названием  «Разноцветная неделя».  Идею провести  такую Неделю я позаимствовала из газеты «Начальная школа» № 22 за 2008 год и решила апробировать её на базе наше­й школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_psihologicheskoy_razgruzki.rar2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Неделя психологической разгрузки в начальной школе

           Сохранение и укрепление здоровья учащихся является одной из наиболее значимых проблем современного образования. Учитывая негативное воздействие возрастающих физических и эмоциональных нагрузок на младших  школьников во время пребывания в учебном заведении, особого внимания требуют вопросы контроля состояния здоровья учащихся, профилактики заболеваний и здоровьесберегающей организации образовательного процесса.  

 Каждому взрослому человеку, который, так или иначе, соприкасается с детьми, будь то родитель, учитель или воспитатель, следует помнить, что здоровье ребёнка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. Поэтому очень важно сохранять не только физическое, но и психическое здоровье детей. А для этого каждый педагог должен  владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей, осваивать приёмы преодоления усталости, уныния, неудовлетворённости учащимися, стараться приводить в согласие желания и возможности учеников.   Доброжелательность  учителя, юмор, педагогическая интуиция способствуют сохранению психического здоровья каждого ребёнка.

           Мне бы хотелось поделиться с вами опытом проведения Недели психологической разгрузки для обучающихся начальной школы под названием  «Разноцветная неделя».  Идею провести  такую Неделю я позаимствовала из газеты «Начальная школа» № 22 за 2008 год и решила апробировать её на базе наше й школы. Из–за небольшого количества обучающихся было решено охватить всех детей начальных классов.

Основная цель проведения Недели - создание положитель ного эмоционального фона в начальной школе, гармонизация детско-родительских отношений, снятие психоэмоционального напряжения и усталости  у обучающихся.

             Разноцветная неделя  проводилась в начальной школе в середине февраля. Актуальность её проведения в это время подтверждается наблюдением у обучающихся  «синдрома третьей четверти», для которого характерны выраженная усталость, жалобы на плохое самочувствие, головные боли, сонливость, снижение внимания. В нашем регионе третья школьная четверть приходится на период холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия, усиления авитаминоза; одновременно она является периодом освоения основного, наиболее трудного  учебного материала.

         Как иногда хочется, чтобы такие дни пребывания в учебном заведении стали  для наших детей ярче, задорнее, эмоциональнее!

Мы читали и писали,

Так устали, просто чудо!

Разноцветную неделю

Мы устроим вам повсюду!

           Этим стихотворением  третьеклассники открыли « Разноцветную неделю» для учеников начальных классов. (Приложение 1) (Слайд 2)

           В первый день  все желающие участвовали в «Разноцветной викторине» (Слайд 3), вопросы которой включали в себя сведения из различных областей литературы, науки, связанные с каким – либо цветом.      

Например,

  1. Чашку какого цвета разбили герои рассказа Аркадия Гайдара?
  2. Какой цвет в радуге расположен между оранжевым и зелёным?
  3. Какое устройство содержит записи параметров полёта и разговоров экипажа самолёта?
  4. Что у белого медведя чёрное? и др.

 (Приложение 2)

           Следующие дни  были посвящены определённому цвету и назывались соответственно (Слайд 4): « Жёлто-оранжевый или солнечный», « Красный», « Синий», « Зелёный». (Приложение 3)

           Перед первым уроком все ученики собирались в одном классе. Ведущие объявляли цвет дня, сообщали интересные сведения о данном цвете. (Слайд 5) (Приложение 4) С утра проходил и парад цветных нарядов. Все ребята  приходили в яркой одежде, и не было в эти дни ни одного человека в школе, у которого не вызвало бы улыбку это «буйство»  красок в начальной школе.  

            В первый  день – изобилие солнечного жёлтого цвета. (Слайд 6) Все детки в этот день были «окрашены»  позитивным лучистым настроением. Солнце «светило» у каждого на лице. В течение дня проходили конкурс историй собственного сочинения о Солнечном лучике и конкурс рисунков и поделок о Солнечном зайчике. (Слайд 7)

            Второй  день  загорелся  очень ярким, полным энергетики, красным цветом. Фантазии ребят не было границ! Красным, малиновым, розовым было всё – кофты, туфли, сумочки, колготки. (Слайд 8) Учителя тоже не остались в стороне от «высокоэмоционального» цвета: бордовые и коралловые костюмы доносили «красное» настроение до каждого ребёнка. (Слайд 9) В этот день ребята принимали активное участие в конкурсе рисунков «Красные дары природы» и в конкурсе историй о предметах красного цвета. (Слайд 10)

           Следующий день был окрашен цветом неба и воды – синим.

(Слайд 11) Множество различных проявлений синего цвета и всех его оттенков, тепло и радость, небесная чистота разливались в этот день по всей школе. (Слайд 12) А в конце Синего дня мы вспоминали  и пели песни, в словах которых встречается синий цвет.

            В пятницу  все ученики и преподаватели «зазеленели», это было воспоминанием об ушедшем лете. (Слайд 13) Все конкурсы были посвящены природе. (Слайд 14)

            Как вы уже поняли, ежедневно проводились  конкурсы  нарядов, историй, стихотворений собственного сочинения, рисунков, поделок. Огромную помощь наряду с учителями, педагогами дополнительного образования детям оказывали родители.  В конце дня  работы участников оценивались и помещались на выставку. (Слайд 15 - 16)

            В субботу состоялось внеклассное мероприятие « Разноцветное путешествие» (Слайд 17), в котором приняли участие 4 команды:

« Озорные матрёшки» (1класс), « Светлячки» (2 класс), « Разноцветные зонтики» (3 класс) и «Радуга» (4 класс). (Приложение 5) Учащиеся соревновались в различных конкурсах, выполняли творческие задания. (Слайд 18)  В последнем конкурсе  « Домашнее задание»  каждая команда исполнила разноцветную песенку. (Слайд 19)

            В этот же день состоялось закрытие « Разноцветной недели».

 (Слайд 20) Все ребята, победившие в «разноцветных конкурсах», были награждены дипломами и сладкими призами. В заключение  

« Разноцветной недели» все её участники  выпустили в небо пятьдесят цветных шаров. (Слайд 21)

            Неделя закончилась.  Каковы же её итоги? (Слайд 22) Во – первых, хорошее настроение, высокий эмоциональный подъём. Улыбки не сходили с лиц ребят. Во – вторых, разноцветная неделя дала  возможность проявить фантазию, индивидуальность и оригинальность каждому ребёнку. В- третьих,  шесть разноцветных дней стали днями психологической разгрузки и снятия эмоционального напряжения у детей. Общий позитивный настрой ребёнка на школу, на коллектив учащихся, на учителей даёт положительные результаты и во взаимоотношениях со сверстниками, и в учебной деятельности. Пусть воспоминания о начальной школе будут  яркими, радостными, счастливыми!

           Спасибо за внимание! Буду рада услышать вопросы, замечания, пожелания!

Приложение 1.

Разноцветная неделя. Открытие Недели.

- Мы читали и считали,

Так устали, просто чудо!

Разноцветную неделю

Мы устроим вам повсюду.

- Что же это за неделя?

Вы не знаете? Расскажем!

Это дело — не безделье.

Все цвета мы вам покажем.

- Этим стихотворением мы открываем "Разноцветную неделю".

- Что же это такое — разноцветная неделя? Это праздник каждый день, ведь каждый день — от понедельника до субботы — будет посвящен какому-то определенному цвету.

Сценка «Разговор красок».

Ведущий: Часто во время сильного снегопада ты сидишь у окна, смотришь и прислуши ваешься, и тебе кажется, что у всех вещей есть голоса, что все они разговари вают. И твои краски тоже. Слышите, говорит красный цвет?

1. Красный:            

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят.

Ярким, алым цветом те цветы горят.

Ведущий: Вслед за ним откликается оранжевый.

2. Оранжевый:      

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Ведущий: Желтый тоже не молчит!

3. Желтый:             

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья с деревьев летят.

 Ведущий: Тут и зеленый заговорил.

4. Зеленый:          

 У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые,

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых

Из листиков кленовых.

Ведущий: А голубой восклицает.

5. Голубой:            

 Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз,

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Ведущий: И синий не отстает.

 6. Синий:                

В синем море островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок -

Синий-синий василек.

1-й чтец:            

Вот перед вами различные  краски,

С ними, друзья отправляемся в сказку,

Ты полюбуйся - какие цвета!

Цветная неделя! Игра! Красота!

Вед: - Ну что ж, друзья начинаем нашу разноцветную неделю. Сегодня  состоится разноцветная викторина. Каждый желающий может принять в ней участие. А,  начиная с завтрашнего дня, вы соревнуетесь между собой в различных цветных конкурсах. Получите план этих мероприятий.

Приложение 2.

Разноцветная викторина

1. Чашку какого цвета разбили герои рассказа Аркадия Гайдара?

2. Какого цвета был домик у Карлсона?

3. Какой цвет в радуге расположен между оранжевым и зелёным?

4.  Вставьте нужный цвет в название сказки «... птица».

5. Какой цвет присутствует в названии стихотворения  Н.А. Некрасова

«... шум»?

6. Какого цвета икра у горбуши?

7. Какой цвет приписывают ужасной тоске или скуке?

8. Наши зелёные друзья - это... Кто?

9. Какого цвета кровь у скорпионов?

10. Какой цвет кожи у мультипликационного героя Шрека?

11. Какого цвета карточку показывает судья провинившемуся игроку в ходе футбольного матча?

12. Подскажите «цветное» название гриба боровика.

13.  Борода какого необычного цвета в сказке Шарля Перро была у знаменитого злодея?

14. Какого цвета должен быть футбольный мяч для игры на заснеженной площадке?

15.  Какого цвета спелые плоды айвы?

16.  Какого цвета стрелка компаса, указывающая на юг?

17. Шарик какого цвета Винни-Пух выбрал для полёта за мёдом?

18.  Какое устройство содержит записи параметров полёта и разговоров экипажа самолёта?

19.  Какой цвет в радуге соседствует с красным?

20. Злой волшебницей какой страны была в сказке «Волшебник Изумрудного города» Бастинда?

21.  Какого цвета был гусь Мартин в сказке о путешествии Нильса?

22.  Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?

23.  Кашу из какой крупы на Руси называли чёрной кашей?

24.  Красную или зелёную краску можно получить из цветков зверобоя?

25.  Какой цвет не относится к основным цветам радуги?

а) Оранжевый;

б) Зелёный;

в) Фиолетовый;

г) Розовый.

26. Какой цвет получается при смешении синего и красного?

а) Коричневый;

б) Фиолетовый;

в) Зелёный.

27.  Какого цвета волосы у Мальвины из «Золотого ключика»?

28.  Цветы какого из этих растений не голубого цвета?

а) Василёк;

б) Незабудка;

в) Лютик;

29. Какой лентой принято перевязывать конверт с новорождённым мальчиком?

а) Красной;

б) Голубой;

в) Жёлтой;

 

30.  Каким цветом окрашиваются линии, делящие хоккейную площадку на зоны?

а) Зелёный;

б) Красный;

в) Чёрный;

г) Синий.

31. У какого из этих грибов красная шляпка?

а) Подберёзовик;

б) Боровик;

в) Подосиновик;

г) Груздь

32.  Как называют первую строку абзаца?

а) Белая;

б) Синяя;

в) Красная;

г) Чёрная.

 33.  Какого цвета минерал малахит?

а) Зелёный;

б) Синий;

в) Чёрный;

г) Красный.

34. Что у белого медведя чёрное?

а) Уши;

б) Хвост;

в) Нос.

Приложение 3.

План проведения

Разноцветной недели.

1 день – Открытие Разноцветной недели. Разноцветная викторина.

2 день – Жёлто-оранжевый или «солнечный» день.

Конкурсы:

- нарядов;

- историй, сказок, стихов собственного сочинения о Солнечном лучике или зайчике;

- рисунков, поделок на тему « Солнечный зайчик» (или лучик).

3 день – Красный день.

Конкурсы:

- нарядов;

- красных историй, сказок, стихов собственного сочинения;

- рисунков, поделок на тему « Красные дары земли».

4 день – Синий день.

Конкурсы:

- нарядов;

- синих историй, сказок, стихов собственного сочинения;

- синих рисунков, поделок;

- синих песен ( написать строчки из песен, в которых встречается синий или голубой цвет, как можно больше).

5 день -  Зелёный день.

Конкурсы:

- нарядов;

- рисунков на тему « Зелёная планета»;

- зелёных поделок;

- историй, сказок, стихов собственного сочинения, приключившихся с зелёными героями.

6 день – Закрытие Разноцветной недели.

Приглашаем все классы в «Разноцветное путешествие»! Придумайте название своей команде, девиз, соответственно теме. Разучите цветную песенку. Принесите по одному цветному шарику.

Удачи всем!!!

Приложение 4.

1 день – Жёлтый или оранжевый день

Великолепный чистый желтый цвет, напоминает солнечный свет. Символизирует как богатство, так и предательство, измену. Открыт и легок. Повышает остроту зрения, аппетит, побуждает к активной деятельности, помогает правильно выражать мысли, создаёт ощущение радости, счастья, веселья и праздничности.

Оранжевый цвет - пылкий и блестящий, как огонь и солнце. Он согревает, создаёт ощущение комфорта, веселья, радости, благополучия, усиливает жизнерадостность, трудоспособность, укрепляет волю человека, делает его терпимым по отношению к другим, приносит успех и удачу.

В природе не так много оранжевого цвета, поэтому его часто используют, чтобы привлечь внимание. Оранжевые куртки дорожных рабочих хорошо видны издали. Такие куртки помогают избежать аварий. Костюмы первых космонавтов были оранжевого цвета, что значительно облегчало их поиск после приземления.

- Отгадайте, о чём пословица.

1. Доброе, хорошее, на всех глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

- Правильно, это солнышко. Пусть сегодня в жёлто-оранжевый день, вместе с вашими яркими нарядами, солнечными рисунками и историями придёт к нам маленький кусочек солнца – солнечный лучик или солнечный зайчик.

2 день – Красный день.

Вот – красный, яркий, гордый цвет.

Прекрасней цвета в мире нет!

Цвет маков, праздничных знамен…

В любую пору нужен он:

Восход всегда бывает красен,

Багровый вечером закат,

Там ягоды в траве пестрят,

И красный цвет к этому причастен.

-  Ребята, вы ведь знаете, что красный – это праздничный цвет. Воздушные шары и флажки красного цвета создают праздничное настроение.

Красный цвет выражает торжественность, означает уважение и почет, его еще называют королевским цветом. Красный цвет символизирует любовь, поэтому любимым дарят красные розы и рисуют красное сердце в знак любви.

3 день – Синий день

Синий спокойный цвет, всегда сосредоточен на себе. Даже обладает гипнотическим действием – не зря люди любят смотреть в синее небо или на море. Для русских это – символ веры. Он уменьшает чувство боли, снимает напряжение в мышцах. Иногда  создаёт таинственную атмосферу.

4 день – Зелёный день.

Зеленый цвет гордится тем,

Что нужен он всегда и всем.

В лугах зеленая трава,

Деревьев зелена листва,

У леса зелена опушка,

В болоте зелена лягушка,

В траве стрекочущий кузнец,

А в огороде – огурец.

- Зеленый цвет – символ юности, возрождения и обновления. Как трогательно выглядят тоненькие зеленые ростки, наперекор всему вырастающие на пепелище или пробивающиеся сквозь асфальт!

Это самый уравновешенный из всех цветов спектра. Зелёный - цвет самой природы, цвет жизни. Он имеет множество оттенков – от изумрудно-зеленого до салатового и бирюзового. Он повышает тонус и успокаивает, создаёт ощущение отдыха, надолго повышает работоспособность. Лучше всего он действует на нормальных здоровых людей, увеличивает остроту зрения и концентрацию внимания.

Приложение 5.

Разноцветное путешествие

Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы, разноцветные кружки, магниты, ручки, шкатулка с вопросами.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный день

« Разноцветной недели». Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по стране красок! Оценивать сегодняшнее путешествие будет жюри в составе:……..

- Итак, мы начинаем. Слово для представления своей команды я предоставляю 4 ( 3, 2, 1) классу. Жюри, внимание! Оцениваем!

Представление команд

1 конкурс « Разминка». 

- Я буду читать сказку, а вы – находить нужный цвет среди ваших цветных карандашей,  показывать его жюри и не нарушая очерёдности, раскладывать их на столе.

А теперь, глядя на карандаши, перескажите сказку. Начнём с первого класса.

2 конкурс « Рисунок». 

- Слушайте стихотворение и рисуйте то, о чём в нём говорится.

3 конкурс «Творческое задание «Красные шапочки». 

- Представь, что вы «Красные шапочки». У вас есть  4 предмета красного цвета: яблоко, кофта, магнитофон и мяч. Как с помощью этих предметов вы поможете бабушке? Например, красное яблоко накормит бабушку, красный мячик поможет ей стать спортсменкой, а красная кофта ... ?

4 конкурс « Самый внимательный».

- От каждого класса я приглашаю по 1 участнику.

На магнитной доске вы видите несколько кружков разного цвета. Запомните их. После того, как вы закроете глаза, я уберу 1 из них, а вы должны будете назвать, какой кружок исчез.

5 конкурс «Что на земле жёлтого и оранжевого цвета». 

- За 5 минут нужно написать, как можно больше овощей и фруктов, которые имеют жёлтый или оранжевый цвет.

6 конкурс « Домашнее задание».

-  Каждая команда приготовила к празднику номер худ. самодеятельности. Приглашаем на сцену уч-ся 3 (4, 2, 1)  класса.

7 конкурс « Отгадай». 

- По очереди каждая команда вытянет из шкатулки вопрос, на который быстро нужно дать ответ.

1. Как звали девочку, которая пела « Если долго-долго-долго»?

2. Какого цвета шляпа у Незнайки?

3.Я чёрный, красный, жёлтый, синий,

С начинкой твёрдой в древесине.

Я с острым ножиком дружу

И, что хочу, изображу.

4.Белая морковка зимой растёт

5. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.

6. Золотой он, словно мёд, но нещадно ранку жжёт.

7. Какой цвет получится, если смешать синий и жёлтый?

8. Какого цвета доллары?

9. Назовите цветок синего цвета.

10. Какого цвета гуси жили у бабуси из песенки?

11. Какого цвета волосы у Мальвины?

12. Назовите все цвета радуги по порядку.

13.  Как называется сказка В. Катаева про волшебный цветок?

- Подошло к концу разноцветное путешествие. Слово жюри для оглашения результатов.

Вот и закончилась « Разноцветная неделя». Подошли к концу увлекательные разноцветные конкурсы. Вам понравилось, ребята? Хочу отметить, что все вы нас просто поразили своей фантазией, очень трудно было выбрать жюри лучших среди лучших. Но настала пора подвести итоги. Разрешите вручить грамоты и призы.

( Вручение грамот и призов)

- Удачи всем в последующих конкурсах. А сейчас мы все выйдем на улицу и выпустим в небо ваши разноцветные шарики, пусть у людей, которым они встретятся,  поднимется настроение, а мы в это время почувствуем себя счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации психологической диагностики в начальной школе

формы организации диагностики, обзор методик по проведению диагностических мероприятий...

Тесты для проведения психологической диагностики в начальной школе и ДОУ

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Данный материал взят из книги А.Л. Венгер " Психологические рисуночные тесты"...

Состояние психологической диагностики в начальной школе

žРезультаты готовности детей к школе представляются педагогам, с которыми проводятся индивидуальные и групповые консультации. Целью, которых становится разбор индивидуальных особенностей, актуальных в...

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальскв условиях психолого-педагогического сопровождения...

Темы занятий по психологическому просвещению педагогов начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Данный материал является основой, планом создания программы по психологическому просвещению педагогов начальной школы, содержт основные положения программы, показывает логику работы по теме экзистенци...

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять...