Классный час "Мы этой памяти верны"
методическая разработка (4 класс) на тему

Подготовка к проведению мероприятия проходит в системе классных часов, уроков Мужества, интегрированных уроков; своеобразным итогом проделанной в классе работы служит мероприятие, в подготовке и проведении которого принимают участие учащиеся 2-4 классов. За основу при разработке мероприятия принята форма поэтической композиции, ведущими которой становятся ученики. Представление дополняется показом выставок тематических работ учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………..стр.3-4

2.Классный час «Мы этой памяти верны»……………..стр.5-11

3.Литература……………………………………………..стр.12

4.Приложение ..………………………………………….стр.13-16

         

Пояснительная записка

Понимание значения Родины в основном формируется через погружение в родную культуру, историю, через поддерживаемую связь поколений. Требуется долгая и кропотливая работа с учащимися по разъяснению того, что нельзя стать патриотом в полном смысле этого слова, противопоставляя себя другим: нельзя возвышать себя, принижая других. Необходимо следить за тем, чтобы в процессе воспитания патриотизма интересы семьи органично соединялись с интересами страны. Сейчас важно воспитывать человека думающего, имеющего активную жизненную позицию, который осознает себя не просто гражданином – частью страны со всей ее историей, проблемами, но и ощущает личную ответственность за ее настоящее и будущее.

При системном подходе к подготовке и проведению внеклассных мероприятий внеклассная работа представляет собой единый комплекс мероприятий, связанных между собой тематически. Проводится комплекс мероприятий, посвященных службе Отечеству как в период исторических событий периода Великой Отечественной войны советского народа, так и в мирное время.

В данной работе представлена методическая разработка для проведения классного часа.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся, воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, поддержка преемственности поколений, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны.

Задачи:

Главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к знаниям и воспитание потребности получать и применять на практике эти знания.

  1. Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов.
  2. Формировать чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа.
  3. Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому
  4. Развивать творческие способности учащихся.
  5. Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в детской среде.
  6. Воспитывать у детей неприятие агрессии, насилия и войны.

Область применения

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 2 классов

Формы и методы реализации

Подготовка к проведению мероприятия проходит в системе классных часов, уроков Мужества, интегрированных уроков; своеобразным итогом проделанной в классе работы служит мероприятие, в подготовке и проведении которого принимают участие учащиеся 2-4 классов. За основу при разработке мероприятия принята форма поэтической композиции, ведущими которой становятся ученики. Представление дополняется показом выставок тематических работ учеников. Для  мероприятия готовится электронная презентация, которая объединяет итоговые тематические работы учащихся, иллюстративные материалы: фотоматериалы. Мероприятие проводится в оформленном кабинете, с использованием мультимедийного оборудования: компьютера, проектора, экрана, колонок.

На первом этапе в основном планируется проведение классного  часа, интегрированных уроков, отдельных тематических внеклассных занятий, посвященных данной теме.

На следующем этапе сценарии объединенных мероприятий разрабатываются и готовятся блоками (презентация, композиция, индивидуальные выступления, организация выставок.

Сценарии модифицируются непосредственно в процессе подготовки, с учетом особенностей учащихся. Непременным условием является использование большого числа различных источников – семейные воспоминания, художественная литература и мемуары, Интернет - ресурсы.

Ожидаемые результаты

Формирование познавательного интереса к истории своей семьи, своего народа, своей страны. Формирование нравственного качества – патриотизма, любви к родному краю, Родине, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны.

Расширение кругозора, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Развитие чувства национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России. Воспитание у детей неприятия агрессии, насилия и войны.

Классный час « Мы этой памяти верны…»

Цель: расширить исторические знания детей; рассказать учащимся о подвигах воинов, познакомить с судьбами некоторых из них;  воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Оборудование: мультимедиа, рисунок Вечного огня, портреты пионеров – героев, фотографии  памятников, выставка рисунков. (Приложение 1)

Ход классного часа

Никто не забыт,

И ничто не забыто.

Чтец (1):

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой  ночью

Начал эту страшную войну.

(Учащиеся исполняют песню «Давным-давно была война». Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева. Показ слайдов военной хроники)

Ведущий: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Чтец (2):

Прозрачны дали и ветра спокойны,

От ржавых мин очистилась земля,

Но, отступая, оставляют войны

Воспоминаний минные поля.

Чтец (3):

Я, как блиндаж партизанский,

                                  травою пророс.

Но, оглянувшись,

                           очень отчетливо вижу:

Падают мальчики,

                           запнувшись за мину, как за порог,

Наткнувшись на очередь,

                           будто на ленточку финиша.

Падают мальчики,

                           руки раскинув просторно,

На чернозем,

                      от безделья и крови жирный.

Падают мальчики,

                            на мягких ладонях которых-

Такие прекрасные,

                             такие длинные линии жизни.

Чтец (4):

Вновь прошлого кинолента раскручена предо мной-

Всего только три процента мальчишек пришло домой…

Да, раны врачует время, любой затухает взрыв.

Но все-таки как же с теми – невестами сороковых?

 Ведущий: В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали  на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. 20 000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков. Мы познакомимся с судьбами детей, проявивших мужество и стойкость, верность Родине и народу. Вот некоторые из них: Зина Портнова, Юта Бондаровская Вали Котик, Витя Хоменко, Леня Голиков, Марат Казей.(Приложение 2)
Чтец (5): Леня Голиков не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Однажды убил фашистского генерала и доставил в штаб важные документы. Погиб. Присвоено звание героя советского союза посмертно.
Чтец (6): Юта Бондаровская была связной и разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим собирала по деревням сведения о фашистах и передавала их в отряд. Погибла. Награждена медалью «Партизану Отечественной войны» и Орденом «Отечественной войны» посмертно.
Чтец (1): Марат Казей. Маму Марата повесили фашисты, мальчик стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и добывал важные сведения. Минировал железную дорогу, в неравном бою подорвал себя и врагов последней гранатой. Погиб. Удостоен звания героя советского союза посмертно.
Чтец (2): Зина Портнова участвовала в диверсиях и дерзких операциях против врага. Распространяла листовки, была выдана предателем. Её пытали, но Зина молчала. Во время зверского допроса схватила со стола пистолет и застрелила офицера. Погибла. Присвоено звание героя советского союза посмертно.
Чтец (3): Валя Котик доставлял в отряд ценные сведения о врагах. Однажды вывел карателей к засаде полицаев. Гитлеровцы, приняв их за партизан, открыли бешеный огонь и перебили всех полицаев. Сами понесли большие потери. Погиб. Награждён орденами Ленина и Красного знамени посмертно. Как могли помогали дети Родине: кто у станка, кто – на фронте или  в партизанском отряде. Многие из них стали  героями, многие погибли.

Разве погибнуть ты нам завещала

Родина?

Жизнь обещала. Любовь обещала

Родина.

Разве для смерти рождаются дети

Родина?

Пламя ударило в небо,

Родина!

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто выбор был у каждого…

Я или Родина!

Родина!

Пламя ударило в небо-

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь»

Родина.

(фонограмма  «Священная война»)

Чтец (7):

Была короткой ночь в июне,

И самым длинным был тот день,

Когда под утро мир подлунный

Накрыла вражеская тень.

И горстка воинов сражалась

У пограничной высоты,

А на фашистских самолетах

Чернели мрачные кресты.

Пришли тогда мы из запаса,

Не опаленные войной.

Мальчишки из десятых классов,

Мы стали силою стальной.

Чтец (8):

Сначала ровно тысячу дней,

Потом еще четыреста дней,

А после еще восемнадцать дней

(так подсчитано)

Шла война.

Невозможно было привыкнуть к ней,

Невозможно было не думать о ней,

Благословляла,

Крестила,

Казнила

И миловала она.

Чтец (9):

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних.

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних…

Все они опочили там.

(Фонограмма песни «Прощание» (муз. Г. Хренникова, сл. Ф. Кравченко). Инсценирование: выходят солдат, юноша, мальчик. Действие происходит в виде диалога.

Солдат:

И вот в свои семнадцать лет

Я встал в  солдатский строй…

У всех шинелей серый цвет,

У всех – один покрой…

… Иди в жару, иди в пургу.

   Ну что – не по плечу?..

Здесь нету слова «не могу»,

А пуще – «не хочу»

Юноша:

Был отец мой тихого нрава,

Но в огонь второй мировой

Он пошел. Хоть  ему  держава

И сказала: « Нестроевой!»

Только кто же отнимает право

Постоять за нее? И в бой –

Сердце слева, винтовка -  справа –

Так пошел  он, тихого нрава

Ополчения  рядовой.

Близорукий, очки носивший,

Взял  на  мушку  врагов  страны.

Грянул  выстрел  его неслышный

Среди  выстрелов  той  войны…

Да, в атаке он был нелишний.

Этот  тихий  комок огня…

…Грохот пули,  его свалившей,

Навсегда  оглушил  меня!

Мальчик:  

О, детство!

Нет, я  в детстве не был,

Я сразу  в мужество шагнул,

Я молча  ненавидел небо

За  черный  крест,

За черный  гул.

И  тем блокадным днем кровавым

Мне  желтый  ивовый  листок

Казался  лишь  осколком  ржавым,

Вонзившимся у  самых ног.

И если  неожиданный налет.

А  если  в  расписаньи  мой   черед.

То, с  кона взяв  поставленный  пятак,

Я шел  с  противогазом  на  чердак.

А было  мне  всего  13 лет.

Я даже  не  дружинник,  просто – шкет.

Но « зажигалку»  я щипцами  мог

Схватить за хвост и окружить в песок.

Солдат:

Быть  может, этот бой последний,

У безымянной высоты…

Тебе  мой сын и мой наследник.

Посланье-это и мечты.

Тебе навечно презентую.

И по-другому не могу!

Любовь к Отечеству святую,

Святую ненависть к врагу.

Мы жили просто, как умели,

Без выкрутасов и затей…

Привыкли видеть в каждом деле

Накал умов – борьбу идей…

Не пресмыкались, не ловчили,

Не обходили стороной…

Открыто жили,  как учили,-

Не прячась за чужой спиной…  

Мальчик:

Письмо на этом оборвалось,

Написано не до конца…

И это – все, что мне осталось

Навек в наследство от отца.

Вполне проверенное средство,

В него я верю до конца…

Мое бесценное богатство,-

Последнее письмо отца!

(Фонограмма «У деревни Крюково» (муз. М. Фрадкина, сл. С. Острового)

Чтец (10):

Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождалась в каждом человеке

Одна великая весна.

Не перекликом журавлиным

Она была от нас близка,-

Гремел апрель, и шли к Берлину

Смертельно храбрые войска. (Приложение 3)

Чтец (11):

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Ведущий: Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько продолжалась Великая Отечественная война. Мы с вами должны беречь мирное небо, бороться за спокойную жизнь, творя добро на нашей земле. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино, величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла.

Люди, победившие войну. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны. 8 мая 1945 года в городе Потсдам был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

 (фонограмма «День Победы»)

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить. (Приложение 4)

Ведущий: В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания. Минута молчания.

    За все, что есть сейчас у нас,

    За каждый наш счастливый час,

    За то, что солнце светит нам,

    Спасибо доблестным солдатам,

    Что отстояли мир когда-то.

Ведущий: Наш классный час подошел к завершению. Сегодня мы с вами испытали чувство прикосновения к подвигу, совершенному вашими сверстниками – мальчишками и девчонками сороковых годов .65 лет назад закончились бои Великой Отечественной. Наш народ победил. Низкий поклон всем тем, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой.

Литература

  1. «Идет война народная…» сост. Н. И. Горбачев,-М: Дет.лит.,2002
  2. Друнина, Ю. Избранное в 2 т.- М: Худож. Литература-М:1981
  3. Великая Отечественная война в лирике и прозе в 2 т. (сост.С. Леонов и др.- М: Дрофа, 2002
  4. Интернет – сайт://http//soviet/narod.ru

Приложение 1

  

   

 

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

город Салехард, 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия «Мы этой памяти верны», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

углубление знаний учащихся, родителей в области истории войны 1941 - 1945 года; показ живой связи поколений; воспитание патриотизма....

Внеклассное мероприятие Мы этой памяти верны... МБОУ СОШ № 16

Тема:  «Мы этой памяти верны»Цели:  1.- сформировать представление о героизме, о величии духа людей военного поколения,  об их вере в торжество справедливости и правды , об их вере в По...

Мы этой памяти верны.

Проект- исследование об участнике боёв за Селижаровский район Козлове Андрее Андреевиче, погибшем возле деревни Черногубово....

Мы этой памяти верны.

Конспект внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне....

Классный час « Мы этой памяти верны»,

Углубление знаний учащихся, родителей в области истории войны 1941 - 1945 года; показ живой связи поколений; воспитание патриотизма....

Классный час "Мы этой памяти верны"

Этот классный час посвящен 70-летию победы над фашистской Германией., целью углубления знаний учащихся об истории страны....

Классный час "Мы этой памяти верны"

Классный час "Мы этой памяти верны"...