«Птицы – наши друзья» внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
классный час (3 класс) по теме

Филиппова Елена Владимировна

 Методическая разработка урока по природоохранной деятельности  «Птицы – наши друзья».  Урок уточняет знания учащихся о многообразии  птиц и их значении для природы. Также совершенствуются умения учащихся узнавать птиц по их описанию. Урок способствует развитию памяти, внимания, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy-nashi_druzya.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»

I Открытый Всероссийский

эколого - краеведческий конкурс  «Природа родного края»

Номинация «Учим любить природу»

 (методическая разработка урока по природоохранной деятельности)

«Птицы – наши друзья»

внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

                                          Составитель

                                                                          Филиппова Елена Владимировна

                                                              заведующая библиотекой  

                                                                        I квалификационной категории

                                           Адрес: 652561

                                                        Кемеровская область,

                                          г. Полысаево,

                                                ул. Панферова,20

«Птицы - наши друзья»

(внеклассное мероприятие)

 Цель  мероприятия:

- экологическое воспитание обучающихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей.

 Оборудование:

Стенды «Птицы – наши друзья», карточки с изображением птиц; выставка рисунков, аппликаций, фотографий. Выставка кормушек.  Грамзапись «Голоса птиц».

Ход мероприятия

Учитель:  Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний  добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Сегодня,  мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

 Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались ее обитатели.

Птицы сидят кружком.

Давайте послушаем, о чем они говорят.

Звучит грамзапись "Голоса птиц ".

Ведущий 1. Первая птица, у которой я взял интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.

Мальчик, одетый в костюм дятла, встает и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Ведущий 2. Кто вы?

Дятел.

Хоть я не молоток –

По дереву стучу;

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

 И акробат прекрасный.

Ведущий 1. Кто же это, ребята? Вы догадались?

Дети. Это дятел.

Дятел. Правильно, ребята! Я дятел.

Ведущий 2. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел - лучший друг леса", вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки.

Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два - назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.

Ведущий 1. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.

Ведущий 2. А что вы еще знаете о дятлах?

Дети. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.

Дятел. А как можно найти эти "кузницы" в лесу?

Дети. Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.

 Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок, так или иначе, связано с пернатыми.

 Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

-Метил в тетерю, угодил в сук.

-Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.

-Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

-Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица)

А сейчас мы проведем с вами экологическую игру.

Игра «Экологическое лото»  

Участники получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и  назвать птицу.

1.Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Бегает от кошки,

Собирает крошки. (Воробей.)

2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

4.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

5.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)

7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри)

9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)

10.Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это? (У кукушки.)

11. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)

12. С прилета, каких птиц считают начало весны? (Грачи)

13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

14.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов)

15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест)

17.Пернатая кошка. (Сова)

18.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист)

19.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)

20.Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

Звучит запись голоса синицы.

Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"? И как будто повторяет, прислушайтесь...

Девочка, одетая в костюм синички, встает и говорит: "Скинь кафтан, скинь кафтан".

Ребята, вы ее узнали?

Дети. Это синица.

Синица. Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником - дятлом. Зимой охотно поедаю семе на ели, сосны и других растений.

Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и го родам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

 Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

 Кто это?

Ребенок, одетый в костюм снегиря, проходит по классу.

Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семе на ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: "жи-жи", вместе с тем я издаю и мягкие звуки: "фю-фю" ("фьи-фьи").

Игра «Прилетели птицы»
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, то нужно хлопать.
Начинаем: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Учитель: Что неправильно? Почему?
Муха - насекомое.
Продолжаем: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки,
макароны.
Начинаем снова: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы
Все, вы, молодцы!

Ребята! Не разоряйте птичьи гнезда. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам их могут отыскать хищники. Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к чему, сразу же уходите. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.

А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"

Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи - ненужные птицы? Нет, мы главные защитники - сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Эта птичка - клест.

Мальчик, одетый в костюм клеста, встает.

Клест. Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас не обычный клюв - с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот - отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы извлекаем семена. Но у молодых клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птенцов из гнезда он у них искривляется.

Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые.

Дятел. Помогайте нам пережить трудное зимнее время.

Воробей. Мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Дети вместе с классным руководителем выходят в  школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали корм в кормушки.

Нам надо запомнить одну истину: что не создано нами – не должно быть разрушено. Нужно любить свой дом, свой край, свою землю и оберегать от всех невзгод.

Список использованной литературы

      1. «Живой мир» энциклопедия Л. Ковин и Э. Спиэр М: «Росмэн» 2006.

      2. «Мир животных. Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся». И.    Акимушкин М:      «Мысль» 1989.

      3. «Мир вокруг нас: птицы России» М: «Оникс 21 век» 2002.

      4. «Птицы в городе» Михайлов К.Е. //Биология (приложение к «I сентябрю»).   №2 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша дружная семья». Утренник для учащихся начальной школы.

 "Наша дружная семья». Утренник для учащихся начальной школы....

"Секреты здорового питания"-внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

внеклассное мероприятие о пользе правильного питанияна этом занятии учащиеся познакомятся с витаминами, которые содержатся в овощах и фруктах , узнают об их пользе для организма человека, отгадают кро...

Методическая разработка 2класс на тему: «Знаменитая школа волшебства Хогвартс» -внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

На этом занитии учащиеся закрепляют знания полученные на уроках математике, русского языка, литературного чтения. Узнают для чего нужна математика и громатика. Отгадывают загадки,  кроссворды, ребусы,...

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "День осенних именинников"

Цели: сплотить коллектив начальной школы; поздравить именинников осени. Мероприятие проведено в 1-5 классах....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

Праздник, "Хорошая книга - твой друг!" для учащихся начальной школы. Праздник проведен в рамке Международного дня детской книги....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Здоровому каждый день - праздник"

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...