Главные вкладки

    План-конспект урока (3 класс) по теме:
    Викторина "Осень"

    Викторина для учеников 3 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osen_2.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход викторины

    -Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

    А начнем мы с разминки ума:

    «Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

    У избы помоет крышу.
    Отведет в берлогу Мишу,
    Труд крестьянский завершит,
    А потом листвой шуршит.
    Мы её тихонько спросим:
    - Кто ты? – И услышим? …(
    осень)

    Что за скрип? Что за хруст?
    Это что ещё за куст?
    Как же быть без хруста,
    Если я…(
    капуста)

    И зелен, и густ
    На грядке вырос куст.
    Покопай немножко:
    Под кустом… (картошка).
    Круглый бок, жёлтый бок,
    Сидит на грядке колобок.
    Врос в землю крепко.
    Что же это? (
    репка)

    Возле леса на опушке,
    Украшая темный бор,
    Вырос пестрый, как петрушка,
    Ядовитый … (
    мухомор).

    На грядке привалился на бочок
    Солидный, крутолобый… (
    кабачок)

    Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.

    -А сейчас мы превратимся в осенние листочки…проводится физкультминутка «Листья» на координацию речи и движения (Приложение 1)

    -Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

    -Скажите, а кто знает пословицы или поговорки об осени?

    -Ну, тогда выходите в середину зала (от каждой команды по несколько поговорок) и поделитесь с нами своими знаниями.

    Пословицы и поговорки об осени:

    1. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
    2. Сентябрь холоден, да сыт.
    3. Осенней озими в закром не сыплют.
    4. Осенняя муха больнее кусает.
    5. Осень - запасиха, зима - подбериха.
    6. Осенью и воробей богат.
    7. Осень не лето в листву одета.
    8. Осенью и у кошки пирог.
    9. Осень прикажет, а весна своё скажет.
    10. Осенью серенькое утро, красненький денёк.
    11. Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
    12. Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.
    13. Дождливое лето, хуже осени.
    14. Весна да осень, на дню погод восемь.
    15. Весна богата цветами, а осень снопами.
    16. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
    17. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.
    18. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
    19. Пчелка мала, да и та работает.
    20. Будет дождь, будут грибы.

    Ведущий: - Здорово! Получите свои заслуженные жетоны…

    -Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками), что это? ...Правильно - «овощи»

    -Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? ….Конечно же - поиграем!

    Игра: «Перевези с поля урожай»

    В одной стороне стоят три грузовика, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего трое играющих везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее и больше перевезет овощей.

    Игра: «Собери осенний букет»

    Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

    Игра: «Осенние листья»

    В зале на полу лежат осенние листья разных цветов листья (бардовый, желтый, красный, зелёный). Листья разных деревьев (осина, дуб, берёза, тополь, ива). Каждая группа делится на пять команд (по два человека) и на скорость собирают листья в букеты. Одна команда собирает осиновые, вторая дубовые, третья берёзовые, четвертая тополиные и пятая ивовые листья.

    Ведущий проводит блиц-опрос:

    1. Какие животные питаются грибами?
    2. Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
    3. Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)
    4. Какого жука называют - «опасным преступником»? (колорадского)
    5. Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
    6. Кого называют санитаром леса? (волка)
    7. Кого называют лесным доктором? (дятла)
    8. Из какого дерева делают спички? (осина)
    9. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
    10. Назвать второй осенний месяц.
    11. Перечислить перелетных птиц.
    12. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
    13. Почему осень золотая?
    14. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
    15. Перечислите съедобные грибы.

    Ведущий: - Молодцы, и с этим заданием справились отлично! (раздать жетоны тем группам, кто отвечал на вопросы правильно)

    -Ребята, кажется, дождик собирается!

    -физкультминутка «Дождик» для координации речи и движения (Приложение 1) 

    Ведущая: Скажите ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

    -А вот я сейчас проверю…

    Загадки об осенних явлениях:

    Неизвестно, где живёт.
    Налетит, деревья гнёт.
    Засвистит - по речке дрожь
    Озорник, а не уймёшь. (
    ветер)

    Бредут мешки дырявые,
    И бывает иногда
    Из мешков течёт вода.
    Спрячемся получше
    От дырявой …(
    тучи)

    Пришла без красок и без кисти,
    А перекрасила все листья. (
    осень)

    Прошла по лугам,
    По лесам, по полям,
    Припасы она заготовила нам,
    Упрятала их в погреба, в закрома,
    Сказала: «За мною нагрянет зима! (
    осень)

    Опустел в деревне сад,
    Паутинки вдаль летят,
    И на южный край земли
    Потянулись журавли.
    Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел? (
    сентябрь)

    Всё мрачней лицом природа:
    Почернели огороды, оголяются леса,
    Мокнут птичьи голоса,
    Мишка в спячку завалился.
    Что за месяц к нам явился? (
    октябрь)

    Поле черно – белым стало;
    Падает то дождь, то снег,
    А ещё похолодало –
    Льдом сковало воды рек.
    Мёрзнет в поле озимь ржи.
    Что за месяц, подскажи? (
    ноябрь)

    Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает.
    Когда это бывает? (
    осенью)

    Осень в сад
    К нам пришла.
    Красный факел
    Зажгла.
    Здесь дрозды,
    Скворцы снуют
    И, галдя, его клюют. (
    рябина) 

    Шёл долговяз,
    В землю увяз. (
    дождь)

    Ведущий: Здорово, и с этим заданием вы справились! Получайте свои жетоны. Группа, которая придумала свою загадку (домашнее задание), получает дополнительный жетон.

    -Ну, а теперь мы поиграем!

    Игра «Перепрыгни через лужи»

    Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

    Ведущий: У нас осталось последнее задание.

    Задания в конвертах (Приложение 4)

    Ведущий: А сейчас мы подсчитаем свои жетоны.

    -Победителем считается та команда, у которой больше всех жетонов.

    Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалям

    1. «Самые активные»
    2. «Самые дружные»
    3. «Самые внимательные »
    4. «Самые любознательные»

    Ведущий - Благодарит детей за отличную работу и дарит на память подарки-задания


    (слайд 2)Видеоклип «Золотая осень»
    Ведущий: - Сегодня у нас необычное мероприятие, сегодня у нас информационно-познавательный час «Есть в осени первоначальной…»
    Ученик:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора —
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера...
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле...
    Ведущий:
    - А начнут наш праздник победители школьного конкурса чтецов «Золотая осень»
    (победители читают стихи об осени)
    (слайд 3) Ведущий:
    - Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
    Осень - одно из прекрасных времён года. Многие художники рисовали осенние пейзажи. (Просмотр картин великих художников)
    (слайд 4)
    - Ярким примером передачи настроения красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников:
    «Золотая осень» Исаак Левита
    «Осень. Поместье» Исаак Левитан (слайд 5)
    «Золотая осень» Василий Поленов (слайд 6)
    «Осень» А.И. Куинджи (слайд 7)
    «Осень» Клод Моне (слайд 8)
    «Туман. Осень» Исаак Левитан (слайд 9)
    «Осень» Исаак Левитан (слайд 10)
    «Октябрь. Осень» Исаак Левитан (слайд 11)
    А также малоизвестных художников (слайд 12)
    Ведущий: - Какие осенние месяцы вы знаете? (слайд 13)
    - А известно ли вам, почему осенние месяцы называются именно сентябрь, октябрь, ноябрь? Сейчас нам об этом расскажут ребята.
    (выступление 4 «Б» и 2 «Б» - сентябрь)
    - Угадайте, о каком месяце пойдет речь? (слайд 14)
    Опустел колхозный сад,
    Паутинки вдаль летят,
    И на южный край земли
    Потянулись журавли.
    Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел?
    Сентябрь –вересень (цветет вереск), листопадник (слайд 15)
    Приметы
    • В сентябре лес реже и птичий голос тише.
    • В сентябре (октябре) одна ягода, да и та — горькая рябина.
    • Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.
    • Гром в сентябре – к теплой осени.

    Ведущий:
    - А сейчас о каком месяце вы услышите? ( 3 «Г» - октябрь) (слайд 16)
    Все мрачней лицо природы:
    Почернели огороды,
    Оголяются леса,
    Молкнут птичьи голоса,
    Мишка в спячку завалился.
    Что за месяц к нам явился?
    Октябрь – грязник (слайд 17)
    Приметы
    • В октябре ни на колесах, ни на санях.
    • Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
    • Октябрь часто плачет в платок зари красной.
    • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
    • Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
    Ведущий:
    - И, наконец, последний осенний месяц. ( 4 «Д», 4«А» - ноябрь) презентация )
    (слайд 18)
    Поле черно-белым стало:
    Падает то дождь, то снег.
    А еще похолодало -
    Льдом сковало воды рек.
    Мерзнет в поле озимь ржи.
    Что за месяц, подскажи!

    Ноябрь - полузимник, бездорожник (слайд 19)
    Приметы
    • Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
    • Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
    • Ноябрь — сумерки года.
    • Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
    • Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы.

    Ведущий: - Послушайте и запомните ещё приметы осени:

    В кругу луна в октябре
    Говорит с небес тебе:
    - Летом будет сухо,
    Не напьётся муха.
    ***
    Много соломы кроты
    В норы свои натащили
    Ждите холодной зимы
    И утепляйте квартиры.
    ***

    Если орехов много в лесу,
    Но а грибочков нема,
    Ждите зиму суровую,
    Снега тоже сполна
    Гром раздавался в октябре,
    Знай, бесснежной быть зиме. ***
    Если лисья осыпаясь
    Лягут на изнанку,
    То зимы не опасайся,
    Будет она мягкой.
    ***
    Если ж листья осыпаясь
    Лягут лицевой сторонкой,
    То зимою будет зябко,
    Жди зимы холодной.
    ***
    Перелётные птицы летят
    Очень низко к земле,
    Это – к морозной зиме,
    Если птицы летят высоко от земли,
    То дождёшься ты теплой зимы
    ***
    Появился поздний грибок –
    Будет поздний снежок.
    ***
    Много рябины –
    Осень дождлива,
    Мало рябины –
    Сухо и мило.
    ***
    Полетели журавли –
    На Покров мороза жди.
    Улетели до Покрова,
    Зима будет, будь здорова!
    Бабье лето без дождей
    Будет сухо много дней.
    ***
    Птицы поздно улетают,
    Зиму теплую предвещают.
    ***
    Лето сырое,
    А осень тепла,
    Значит, холодной будет зима.
    ***
    Если поздний листопад,
    То никто ему не рад,
    Продолжительная зима
    Ожидается тогда.
    ***
    Если в осень лист опал
    С дуба и берёзы,
    Но не все листочки снял,
    Ожидай мороза.
    ***
    В сентябре гром гремит
    Осень тёплую сулит.
    ***


    Ведущий: - Осенних примет множество, но так же много и загадок об овощах, фруктах и грибах, которыми так щедра бывает осень. Отгадайте загадки:

    Шло по грядке вдоль забора
    Войско храброе дозором.
    Держат пики сотни рук,
    Подрастает горький … (лук)
    ***
    Летом в огороде свежие, зелёные,
    А зимою в бочке жёлтые, солёные.
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас …? (огурцы)
    ***
    Круглый год с зелёной крышей,
    С каждым днём круглей и выше.
    Он без окон и дверей,
    И живут в нём сто друзей.
    Сто весёлых карапузов,
    А зовётся дом … (арбузом)
    ***
    Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели, да хвалили? (картофель)
    ***
    Выросло из зёрнышка
    Золотое солнышко. (подсолнух)
    ***
    Лето целое старалась:
    Одевалась, одевалась,
    А как осень подошла,
    Все наряды отдала –
    Сотню одежонок
    Сложили мы в бочонок. (капуста)
    ***
    Он круглый и красный,
    Как глаз светофора,
    Среди овощей нет
    Сочней … (помидора)
    ***
    Овощ сладкий первоклассный
    В цвет окрасит темно-красный
    Борщ, салат и винегрет.
    Конкурентов ему нет! (свёкла)
    ***
    Полюбуйся алой шапкой
    С белой россыпью накрапкой.
    Попадётся – погляди,
    Но в лукошко не клади. (мухомор)
    ***
    Круглая, а не солнце,
    Жёлтая, а не масло,
    Сладкая, а не сахар,
    С хвостиком, а не мышь. (репа)
    ***
    Десять мальчиков
    Живут в зелёных чуланчиках. (горох)
    ***
    На сучках висят шары,
    Посинели от жары. (слива)
    ***
    Повстречался старый дед.
    Дед совсем ещё не сед,
    Стал средь листьев и травы –
    В шляпе, но без головы. (гриб)
    ***
    Круглый, зрелый, загорелый
    Попадался на зубок,
    Расколоться не мог,
    А попал под молоток,
    Хрустнул раз и треснул бок. (орех)
    ***
    Сидит – зеленеет,
    Падает – желтеет,
    Лежит – чернеет. (лист)
    ***

    Ведущий: - Молодцы с заданием справились!
    - А сейчас мы проведём викторину среди классов и посмотрим, какой класс был самым внимательным.
    Викторина «Что мы знаем об осени»
    1. Когда по народному календарю наступает осень? (14 сентября)
    2. Почему осень птицы улетают в тёплые края? Как называются эти птицы? (перелётные), (уменьшается количество корма, труднее его найти)
    3. Сколько дней длится «бабье лето»? (с 14 по 21 сентября)
    4. Что происходит каждый год 23 сентября? (день осеннего равноденствия)
    5. Какого числа заканчивается лето? (24 сентября, когда продолжительность светового времени суток становится меньше продолжительности темного времени суток)
    6. Какие три поры мы различаем у осени? (сентябрь – первоцветенье, октябрь – глубокая осень, ноябрь – предзимье)
    7. На какую пору осени обычно приходится листопад? (на первую половину октября)
    8. У каких деревьев мы наблюдаем самый поздний листопад? (дуб, осина)

    9. Листья каких деревьев осень краснеют? (рябина, клён, осина)
    10. О каком месяце в народе говорят, что он – сын октября, внук сентября и родной батюшка зиме? (ноябрь)
    11. - Кто автор этих строк?

    (слайд 20)
    Славная осень!
    Здоровый. Ядрёный
    Воздух усталые силы бодрит.
    Н.А.Некрасов
    ***
    (слайд 21)
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день…
    - Кто автор этих строк?
    А.С. Пушкин
    ***
    (слайд 22)
    Меж редеющих верхушек
    Показалась синева.
    Зашумела у опушек
    Ярко-желтая листва.
    А. Твардовский. "Лес осенью "
    ***
    (слайд 23)
    Лес точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    И. Бунин. «Осень»
    ***
    (слайд 24)
    Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтевшие по ветру летят;

    Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
    Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой
    ***
    (слайд 25)
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась.
    А.С. Пушкин
    ***
    (слайд 26)
    Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее,
    И от птичьего крика
    В сердце стало грустнее
    К. Бальмонт
    ***
    (слайд 27)
    Ясным утром сентября
    Хлеб молотят села,
    Мчатся птицы за моря,
    И открылась школа
    С.Я. Маршак
    ***
    (слайд 28)
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле
    Ф. Тютчев

    ***
    12. Назовите Русских художников, написавших в разное время картины с одним и тем же названием «Золотая осень» (И.С. Остроухов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан)

    Ведущий: - Поработали вы на славу. В викторине победил ____ класс! Молодцы! Много узнали интересного и нового об осени. На этом наш информационный час подошёл к концу. Всего вам хорошего!

    Осень: Вы, ребята, настоящие знатоки! Ни разу не ошиблись! А вот эту загадку ни за что не угадаете:

    *Что копали из земли, жарили, варили.
    Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)(ответы детей)

    Правильно, картофель! Послушайте, в награду за смекалку стихотвореньице о картошке.

    Ученица: Знают о картошке все на свете:
    Богачи и те, кто не богат.
    Всяк ее по-своему готовит,
    Каждый на столе картошке рад:
    И кто жарит, и кто парит, кто печет и кто толчет,
    Но едят ее повсюду. Ей и слава, и почет.

    Осень: А вы, ребята, любите картошку? А убирать картошку помогали? Сейчас проверим!

    Эстафета»Посади и собери урожай» Оборудование: 3 обруча, 3 ведерка, 12 картофелин, 3 лейки, 3 команды по 8 человек.
    Первые участники пашут землю - кладут по обручу.
    2,3,4,5 участники кладут картошку (по четыре) в обруч – посадка.
    6-ые участники поливают лейкой.
    7-ой, 8-ой собирают урожай. Чья команда быстрее.

    Эстафета «Перенеси картошку ложкой» Вот – картошка, а вот – ложка, только двигаться назад!

    Игра на внимание «Копёшка, тропинка, картошка.» Копёшка-стоя, поднять руки вверх. Тропинка- приседаем. Картошка- приседаем и прячем голову в колени. Когда дети движения запомнили, осень начинает путать детей. Тех, кто ошибся приглашают в круг для произвольного исполнения танца осенних листьев.
      

    «По Стране Осени»

     

    (праздник-путешествие для учащихся 1-5 класса)

     

    Цель: создание единого представления об осени.

    Обучающая: умение выразить свое впечатление о музыкальном произведении, стихотворении в форме высказывания.

    Развивающая: развитие коммуникативных свойств речи; умение посмотреть на предмет высказывания с разных точек зрения.

    Воспитывающая: привитие уважения к природе, понимание единства человека и природы, их взаимосвязи.

    Оборудование:- репродукции картин на тему «Осень»;

    -выставка овощей и фруктов «Дары осени»;

    -медиапроектор; слайды с зарисовками об осени, портретами поэтов, художников, композиторов;

    -караоке, магнитофон, фонограмма песни из репертуара группы «ДДТ» «Что такое осень»

    Подготовительная работа: - украшение зала, сцены;

    -выставка овощей и фруктов;

    -разучивание стихотворений, песен, запись фонограмм.

    Реквизит: бутафорские грибы из картона (мухоморы и подберезовики), корзины, шишки, ложки, платки для завязывания глаз, игрушечные машинки. Текст песни «Что такое осень»

     

     

    (Слайд №1 «Осенний альбом»)

     

    Ведущая: Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день.

    Лесов таинственная сень...

    Эти строки замечательного русского поэта А.С.Пушкина стали эпиграфом нашей встречи Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте! Устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами совершим путешествие по Стране Осени, перелистаем страницы осеннего альбома. Согласны?

    ...Осень-самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная. Одна-радостная, пышно убранная. Расписанная золотыми и багряными красками. «Золотая осень». А другая-грустная, дождливая, увядающая. Поздняя осень. Многие поэты воспевали осень в своих произведениях, восхищались ею. Она осталась в нашей памяти и сердце благодаря стихам А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, С.А.Есенина.

    И первая страница нашего альбома называется «Осень в поэзии»

     

    (Слайд №2 «Осень в поэзии»)

     

    Ведущая: Ребята подготовили для праздника стихи и сейчас они их нам прочтут. Давайте попросим! (Чтение стихотворений об осени. Приложение 1)

    Ведущая: Ребята, какой показана осень в этих стихотворениях? Какое настроение они создают? Почему человеку особенно грустно именно осенью? (ответы детей).

    Холодной осенней порой родился русский поэт, гордость нашего Отечества-Сергей Есенин. Стихи Есенина очень напевны и мелодичны, многие из них стали романсами

    (звучит романс Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении солистки группы «Радуга»).

    Ведущая: Ребята, а сейчас давайте вспомним приметы осени, которые люди знали с давних пор. (Ответы детей: бабье лето ненастно-осень сухая. Осенью тихая вода-хорошая зима, шумная-морозы, метели. Если журавли полетят на Покров,будет мороз. Комары в ноябре-быть теплой зиме).

    Ведущая: Ребята, а что происходит с птицами и зверями поздней осенью? (Ответы детей: птицы улетают в теплые края, некоторые звери впадают в зимнюю спячку).

    Следующая страничка нашего «Осеннего альбома»- «Звери осенью»

    (Слайд №3 « Звери осенью»)

     

    Ведущая: Собрались и полетели

    Утки в дальнюю дорогу,

    Под корнями старой ели

    Мастерит медведь берлогу.

    Рыщут волки ночью темной

    За добычей по лесам

    Меж кустов к тетерке сонной

    Пробирается лиса,

    Прячет на зиму кедровка

    В старый мох орехи ловка,

    Хвою щиплют глухари,

    Зимовать к нам прилетели

    Северяне-снегири.

    Осенью линяют зайцы, белки. Барсук чистит нору, натаскивает сухих веток и залегает на зимнюю спячку. Еж, наломав на иголки листья, тоже несет их к себе в нору, готовит мягкий матрац на зиму. Совсем не видно медведя. Что с ним? (Ответы детей: он залег спать до весны).

    А сейчас давайте проведем игру, которая называется «Помоги белке собрать шишки». (дети делятся на 2 команды. Задача: ложкой перенести шишки в корзинки. Чья команда быстрее?)

    Ведущая: Вы, конечно, ловкачи! Белочке помогли. А сейчас «Осенняя викторина». Ее участником может стать любой из вас. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Сохраняйте жетоны до конца нашей программы.

    Итак следующая страница альбома «Осенняя викторина»

     

    (Слайд №4 «Осенняя викторина»)

     

    Ведущая: Прекрасно справились с вопросами викторины. Очень хорошо знаете животных, их повадки. Давайте сейчас отправимся в осенний лес за грибами!

     

    (Слайд №5 «За грибами в осенний лес)

     

    Очень красиво осенью в лесу. Червонное золото листвы украшает стройные березки, горят багрянцем осинки, а еще осень щедра на грибы. Посмотрите сколько вокруг грибов! Настоящее грибное царство! А для грибника главная цель-набрать побольше грибов. Это-подберезовики, а это-мухоморы. Для сорок и лосей мухоморы-это лекарство. Сейчас мы проведем игру «По грибы».

    (Двое играющих берут по корзинке и с завязанными глазами собирают грибы)

    Ведущая: Сколько же грибов вы набрали? Ребята, давайте, проверим, съедобные они или нет. Я показываю гриб, если он съедобный, то вы хлопаете в ладоши, а если несъедобный, топаете ногами. Игрок, набравший наибольшее количество съедобных грибов, получает жетон.

    А теперь я хочу проверить какие вы сообразительные. Перелеснем страничку нашего альбома.

     

    (Слайд №6 «Богатый урожай»)

     

    Ведущая:(загадывает загадки, по мере их отгадывания на слайде открываются овощи-отгадки).

    Загадки «Богатый урожай»:

    1. Какие овощи усатые? (горох, фасоль)
    2. У какого овоща есть глазки? (картофель)
    3. Какого Петрушку не кладут в щи? (игрушечного)
    4. Какой овощ мешал принцессе спать? (горох)
    5. У каких овощей красный нос? (редис, морковь, свекла)
    6. Круглая, как луна, листья, как ель, а хвостик, как у мышки? (репа)

    Правильно-это репа. Раньше репу ели каждый день, пекли с нею пироги, варили кашу, ели нарезанную с медом. Народ не забыл репу и в своих сказках. Давайте сейчас проинсценируем эту сказку. (Дети надевают маски и инсценируют сказку «Репка»).

    Ведущая: А давайте проверим какие вы внимательные. Это очень просто. На любой мой вопрос вы будете отвечать: картошка. Я могу задать вопрос всем, а иногда спросить кого-то одного.

    -Что вы кушали на завтрак?

    -Что бы вы хотели купить в магазине?

    -Что у тебя на этом месте (на носу)?

    -А кто это сидит на стуле?

    -Что хотите подарить маме?

    -О чем вы мечтаете ночью?

    -Что у тебя в портфеле?

    -Что осенью вы копаете на огороде?

    А какие овощи вы еще убираете на огороде?(дети перечисляют). Посмотрите на нашу выставку, какой удивительный урожай овощей и фруктов вы собрали. Давайте определим победителя и вручим ему приз (набор овощей для винегрета).

    А сейчас проведем эстафету «Уборка урожая». (Дети делятся на несколько команд. Задание-за 1 минуту перевезти на игрушечных машинках овощи в гараж. Каждый участник берет по одному овощу и везет его в кузове до отметки, где мелом нарисован гараж, выгружает овощ и передает машинку следующему игроку. Чья команда перевезет больше овощей за 1 минуту, та и победит. Звучит веселая музыка).

    Ведущая: Теперь немного передохнем и откроем следующую страницу нашего альбома «Музыка осени». У каждого времени года своя музыка. Она сначала праздничная и величавая, но пролетают дни за днями и щедрый гимн урожая сменяют грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва и задумчивой становится мелодия осени. Многие композиторы изображали осень в своих произведениях. Их музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души.

     

    (Слайд №7 «Музыка Осени»)

     

    Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде свою красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыкальном альбоме «Времена года». Послушаем его «Осеннюю песнь» (Звучит «Осенняя песнь. Октябрь.» П.И.Чайковского)

    Ведущая: Ребята, какое настроение вызывает у вас эта музыка? (Ответы детей). Я открою вам тайну, цикл «Времена года» есть и у итальянского композитора Антонио Вивальди. Музыка Вивальди узнается почти мгновенно. Сейчас вы услышите как свои осенние впечатления выразил в своих произведениях Антонио Вивальди (Звучит «Осень» Антонио Вивальди)

    Какое впечатление произвела на вас музыка, звуки, какое настроение она несет с собой?

    Ребята, а какие современные песни об осени вы знаете? Я предлагаю спеть песню из репертуара группы ДДТ «Что такое осень».

    Следующая страница нашего альбома «Осенины-именины»

     

    (Слайд №8 «Осенины-именины»)

     

    Ведущая: Осенью отмечают свой день рождения многие люди. А знаете ли вы имена, которыми раньше нарекали людей, родившихся осенью? (Ребята называют имена и сообщают, что они обозначают. За правильные ответы им вручают жетоны. Вот некоторые имена: Маргарита-древнеримское слово, означает «жемчужина». Мария-древнееврейское, означает «госпожа». Максим-древнеримское, означает «самый крупный». Михаил-древнееврейское слово, означает «подобный богу». Николай-древнегреческое слово, означает «победитель народов».

    И сегодня в этом праздничном зале мы поздравляем всех тех, кто родился осенью. Примите в подарок наше пожелание:

    Будьте здоровыми, будьте счастливыми,

    Будьте, как солнышко, красивыми,

    Будьте, как звонкие ручьи,

    Будьте, как бабочки игривыми,

    Будьте всегда трудолюбивыми,

    Никогда не ссорьтесь с мамой, папой, бабушкой, друзьями и растите большими, большими! Вот такими!!!

    Громче музыка, играй

    Для друзей своих сегодня испечем мы каравай (проводится игра «Каравай»)

    Ведущая: Вот и закрылась последняя страничка нашего «Осеннего альбома». Давайте подведем итоги конкурсов (Подведение итогов, подсчет жетонов, вручение призов. Ведущая всех ребят угощает яблоками)... Осень: «очей очарованье»... И в этом ее прелесть и неповторимость. Мы прощаемся с ней до следующего года, и она будет обязательно новая, непредсказуемая, потому что и мы будем другие-на год взрослее и старше... Всем большое спасибо за путешествие в Страну Осени!