Вся семья вместе – и душа на месте (сценарий тематического вечера для детей и родителей)
методическая разработка (2 класс) на тему

Сценарий посвящён окончанию 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaskevich_met.razrabotka.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Яскевич Е.И., Шалыгина О.В.

 КОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова», г.Тара

Вся семья вместе – и душа на месте

(сценарий тематического вечера для детей и родителей)

Цель: укрепление семейных взаимоотношений, усиление значимости семейных ценностей.

Задачи:

  1. Раскрыть смысл слова «семья».
  2. Пробуждать интерес членов семьи к изучению истории своего рода, сохранению семейных традиций.
  3. Способствовать осознанию участниками значимости семейных ценностей.

Сценарий вечера

 Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы собрались все вместе. И повод для этого прекрасный, мы прощаемся со 2 классом.

Ученик  1.

Мы сегодня очень рады

Видеть в нашем классе вас.

Вместе подведём итоги,        

Дружно вступим в третий класс.

Многое мы узнали за этот год, но многому нам предстоит ещё научиться. Но я уверена, что мы преодолеем все трудности на нашем пути по дороге Знаний, потому что рядом с нами дорогие, любимые, родные и близкие нам люди, то есть, наша семья.

Ученик  1.

Добрый день и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все родные.

Ученик  2.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в одной огромной,

Дружной, любящей   семье!

Учитель 1.

Дорогие ребята, родители, бабушки, дедушки и все родные! Сегодня мы посвящаем этот праздник вам.

Мы с вами тоже одна большая семья,  и так хочется, чтобы она была у нас дружной и сплочённой, чтобы в нашей семье царил мир, покой, и взаимопонимание, потому что «когда вся семья вместе, так и душа на месте». Поэтому сегодня мы вами поговорим о наших чувствах к родным, об истории своей семьи и родословной, семейных традициях и   увлечениях.

Сценка «Давным-давно…»

Автор:

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Ему не приходилось никому уступать, ни с кем делиться.  Но было ему очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый и очень мудрый.

Старик:

– Куда ты идёшь?

Мальчик:

– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

Старик:

– Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной.

Автор:

Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

Старик:

– Посмотри.  Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе помогаем друг другу. Оставайся!

Автор:

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

(Песня «Папа, мама, я»)

Учитель 2.

Все начинается с семьи...

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Все начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...

Все начинается с семьи...

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Все начинается с семьи...

(Песня «Моя семья»)

Учитель 1.

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем.

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, крепкими, добрыми. Вот и имена им давались такие, как, например, Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир. Имена давались при крещении, ребёнка называли в честь святого, который становился небесным покровителем человека на всю жизнь.

Скажите, пожалуйста, а что вы узнали о своем имени?

Выступления детей на тему: «Почему я дорожу своим именем?»

Учитель 2.

Любая семья начинается с главы семьи. Князь – ясно солнышко – так называли главу семейства у нас на Руси. А хранительницу домашнего очага величали княгиней, белой лебёдушкой. Издавна на Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную. Дворяне гордились своим происхождением: кому же не лестно быть потомком Кутузова или Суворова.

Сейчас традиция составления генеалогического древа возвращается в семьи, ведь за отдельными фамилиями и именами стоят судьбы близких людей, их жизнь, полная важных событий.

Рассказы детей и родителей о своих родословных.

Учитель 1.

На родовых древах мы видим корни, они питают каждого из нас, держат на земле. И тот род будет силен, что предков своих помнит и бережёт память о них.

(Песня «Бабушка-дедушка» поём все)

Учитель 1.

 Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом – начало всех начал.

Звучит песня «Родительский дом» и показ слайдов с рисунками «Моя семья»

Строительство дома

Учитель 2.

 Давайте и мы построим дом. А строительным материалом в нашем  доме будут те качества, которые необходимы для того, чтобы семья была крепкой и счастливой. Но сначала прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает сердце, душу. Что же нам необходимо, чтобы всем в доме было хорошо?

Ученик. Мне нужна любовь.

Учитель 1.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге. (Учитель размещает на доске первое «бревно», на котором написано «любовь»)

Учитель 2.

А сейчас давайте подарим теплые сердечные слова друг другу: родители – детям, дети – родителям. (Дети вручают родным сделанные своими руками цветы, на лепесточках которых написаны ласковые слова и пожелания.)

Ученик. Мне в семье нужна доброта.

Учитель 1.

 Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют наших детей, а плохие – ложатся на них тяжким бременем.

Ученик.

Доброта нужна всем людям,

Пусть дел добрых больше будет.

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье: «В добрый час!»

Доброта – она от века -

Украшенье человека.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Добавляем в нашем доме «бревно» - «доброта».

Песня «Дорога добра»

Ученик: А мне необходимо уважение.

Учитель 2.

 Ребята, а вы знаете, как раньше жили? Семьи были большие, все друг другу помогали. Малыши старость уважали, старших почитали, а старые малых жалели. Посмотрим, есть ли уважение в семье героя следующей  истории.

Дети инсценируют сказку А.Барто «Медвежонок-невежа» (Приложение 1).

Учитель 1.

Помни мудрую заповедь:

«Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – значит: в детстве – их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. (Бревнышко – уважение)

Учитель 2.

Чувство надёжности, поддержки, уверенности у членов  семьи будет поддерживаться, если в доме живут мир и лад. Как говорится, не надобен и клад, коли в семье лад. Об этом сложено много пословиц.

Конкурс  «Все дороги ведут  к дому»

Задание семьям: составить в единое целое разрезанные на две части пословицы и поговорки о доме (кто быстрее).

  1. В гостях хорошо….           а дома лучше.
  2. Дома и …             стены помогают.
  3. Мой дом….           моя крепость.
  4. Дом вести…           не бородой трясти.
  5. Не нужен клад…                 когда в семье лад.
  6. Красна изба не углами,…    красна пирогами.
  7. В родной семье …               и каша гуще.
  8. Согласную семью и ……     горе не берет.
  9. Дружная семья и землю …..превращает в золото.
  10. Дети не в тягость, …           а в радость.

Добавляются брёвнышки - мир и лад.

Учитель 1.

 А я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя. На листе бумаги было написано 100 раз слово «понимание и терпение»!

Добавляются  бревна – понимание, терпение.

Посмотрим, понимаете  ли вы друг друга.

Игра «Пойми меня»

 Выбираются пары: родитель и ребёнок. Они по очереди передают друг другу сообщение без слов, пантомимой. Другой человек в паре угадывает.  

Типы сообщений:

Родитель:

 - Я ухожу в гости, никому не открывай.

- Опять двойка?!

- Я тебя очень люблю!

Ребёнок:

- Я никак не могу решить задачу. Пожалуйста, помоги мне.

- Можно пойти гулять с друзьями?

- Я тебя очень люблю!  

Учитель 2.

У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие. А ещё каждый в семье заботится о своих родных (прикрепляется брёвнышко «забота»).

Учитель 1.

Я хочу вам, ребята, подсказать, как ещё можно помочь родителям. У многих из вас есть младшие братишки и сестрёнки и, когда вы соглашаетесь с ними поводиться, то очень  помогаете своим родителям. А как это происходит, нам расскажет Миша. Сценка про Мишу (Приложение 2).

Учитель 2.

Ребята! У каждого человека есть мама, папа, бабушка, дедушка. У многих людей есть дети, братья, сестры. Все они вместе составляют семью. Как важно, чтобы все в семье жили дружно, друг другу помогали. И главное, что объединяет семью – это совместный  труд.

Добавляется брёвнышко – «труд».

Учитель 1.

А ведь есть семьи, в которых ремесло передаётся по наследству, есть целые трудовые династии. В нашем классе таким примером может служить семья Алены: бабушку и Алену объединяет любовь к творчеству и рукоделию.

Дети рассказывают о трудовых династиях своей семьи и  представляют семейные увлечения.

Учитель 2.

Родина берёт начало с отчего дома. Отчий - значит "отцовский" это слово того же корня, что и отечество - земля наших отцов. На мужских руках дом держится. Отцовское слово крепкое, нерушимое. Наши мужчины могут всё: и дом построить, и в трудную минуту встать на защиту Родины, и детям своим помочь всегда готовы.

Добавляется крыша с надписью – «защита».

Ученик. 
У могучей России у матери
Было много детей ее любящих
Было много защитников искренних,
Соколов легкокрылых, отважных
Охраняли покой материнский
Они верной службой тяжелою… 

Рассказы детей и родителей о папах, дедушках, прадедушках – участниках боевых действий.

Учитель 1

Наш дом не был бы крепким, если бы не было памяти о предках. Зачастую память о наших родственниках сохранилась лишь на фото. Пересмотрите дома семейный альбом, вглядитесь в лица ваших родных.

Рассказ родителей и детей о предках, которыми гордится род.

Учитель 2.

Бережно хранимыми вещами в семье являются не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии. Этой теме  посвящена выставка в нашем классе.

Рассказы детей и родителей о семейных реликвиях.

Учитель 1.

(показывая табличку с буквой Д).  Эту букву  вы хорошо знаете. В современном русском языке она называется просто – «дэ», в старославянском – «добро». А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом». Дом охраняет человека от всяких бед. Он даёт тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. Дом – это целый мир.

Дети

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь окно.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное –

Домой так и тянет меня.

Учитель 2.

 В народе говорят: «Пришла беда – бей в колокола, радость на пороге – бей в колокола!» У вас у всех есть колокольчики, давайте попробуем устроить праздничный замечательный благовест! Пусть каждому из вас приходят только благие вести, и пусть в вашем доме всегда будет вода, хлеб и доброе слово.

(Песня «Отчий дом»)

Учитель 2. Сегодня мы ещё раз убедились, что создать хорошую семью  нелегко, что крепкие семьи строятся на добрых отношениях. Спасибо всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мир вашему дому и  благополучие!

Приложение 1.

Агния Барто

Медвежонок-невежа

(Сказка для маленьких и больших)

Рассказчик

Был сынок у маменьки -

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою -

В медведицу бурую.

Уляжется медведица

Под деревом, в тени,

Сын рядом присоседится,

И так лежат они.

Он упадёт.

Мама

- Ах, бедненький! –

Рассказчик

Его жалеет мать.

Мама -

Умнее в заповеднике

Ребёнка не сыскать!

Рассказчик

Сыночек дисциплины

Совсем не признаёт!

Нашёл он мёд пчелиный -

И грязной лапой в мёд!

Мать твердит:

Мама

- Имей в виду -

Так нельзя

Хватать еду! –

Рассказчик

А он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шёрстку языком.

Родители беседуют -

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

Взрослого медведя!

Вчера пропал куда-то,

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый

Пришёл домой сынок

И заявляет маме:

Медвежонок

- А я валялся в яме.

Рассказчик

Ужасно он воспитан,

Всю ночь ревёт, не спит он!

Он мать изводит просто.

Тут разве хватит сил?

Пошёл сыночек в гости -

Хозяйку укусил,

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.

Медведица бурая

Три дня ходила хмурая,

Три дня горевала:

Мама

Сынка избаловала!

Рассказчик

Советоваться к мужу

Медведица пошла:

Мама

- Сынок-то наш всё хуже,

Не ладятся дела!

Не знает он приличий -

Он дом разрушил птичий,

Дерётся он в кустах,

В общественных местах!

Рассказчик

Заревел в ответ медведь:

Папа

- Я при чём тут, жёнка?

Это мать должна уметь

Влиять на медвежонка!

Сынок - забота ваша,

На то вы и мамаша.

Рассказчик

Но вот дошло и до того,

Что на медведя самого,

На родного папу,

Мишка поднял лапу!

Отец, сердито воя,

Отшлёпал сорванца.

(Задело за живое,

Как видно, и отца.)

А медведица скулит,

Сына трогать не велит:

Мама

- Бить детей недопустимо!

У меня душа болит...

Рассказчик

Нелады в семье

Медвежьей -

А сынок

Растёт невежей!

Я знаю понаслышке,

И люди говорят,

Что такие мишки

Есть среди ребят.

Приложение 2.

Миша:

Старший брат сестру качает:
– Баюшки-баю!
Унесём отсюда кукол,
Баюшки-баю!
Уговаривал девчушку:

– Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лёд.
– Баю-баюшки, не плачь!
Подарю футбольный мяч
Хочешь, будешь за судью
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
– Ну не купим мяч.
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ты не плачь, не будь упрямой,
Спать пора давно…
Ты пойми – я папу с мамой
Отпустил в кино.

Литература

  1. Истоковедение. Том 1. – М.: Издательский дом «Истоки», 2007.
  2. Истоковедение. Том 2. – М.: Издательский дом «Истоки», 2007.
  3. Истоковедение. Том 8. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009.
  4. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений – М.: «Истоки», 2007.
  5. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: комплексное решение проблемы. – М.: Планета, 2000.
  6. Просандеева Е.В. Всё о семье: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vse-o-seme
  7. Фаттахова И.А., Бирюкова Н.В.,  Кожевникова А.З. Когда семья вместе, так и душа на месте http://semyarossii.ru/konkurs-qsemya-osnova-gosudarstvaq/i-konkurs-2011/luchshie-raboty-v-avtorskoj-redakczii/item/258/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Вся семья вместе и душа на месте»

Классный руководитель: Л.Д. Борисова....

Внеклассное мероприятие на тему "Вся семья вместе и душа на месте"

Этот материал является сопровождением к слайдам. В ходе мероприятия разыгрываются конкурсы для детей и для родителей....

Тематический вечер для детей и родителей на тему: "Вся семья вместе - так и душа на месте"

Цель тематического вечера: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. Мероприятие, совместное с детьми и их родителями, воспитывает уважительное отношение к родным и близким,  способствует спл...

Внеклассное мероприятие "Когда семья вместе и душа на месте"

Задачи: - актуализировать знания и эмоциональный опыт учащихся о семье, о                  взаимоотношениях родственнико...

Конспект классного часа во 2 классе "Семья вместе - и душа на месте"

Цель деятельности учителя: формирование понимания важности семьи и роли семьи в жизни человека;Планируемые образовательные результаты:Предметные: -углубление в тему «семья»; -ознакомление ...

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"...

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте" (2 класс)

Цели деятельности учителя: осознание детьми значимости семьи.Планируемые образовательные результаты:Предметные:- Усвоение основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи;Личностные:- формиров...