Поэтическая гостиная "Наш А.С. Пушкин".
методическая разработка на тему

Знакомство с биографией А.С. Пушкина и его стихами. Викторина по сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_a.s.pushkin.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Наш А.С. Пушкин».

Конкурс стихов.  Викторина.

                                   составила и провела

                                                               воспитатель школы-интернат VIII вида

                                                                 Грицук Надежда Евгеньевна

   Цели:  - знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина;

               - прививать интерес к стихам А.С.Пушкина , к литературе;

               - развивать память, внимание, расширять кругозор

               - воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес  

                детей к классическим произведениям;

               - в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие

                ценности и идеалы.      

        Гении в мир приходят незаметно. А с Пушкиным было иначе. В день его рождения, 6 июня 1799 года, по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «ура». Делалось это не в его честь. В один день с Пушкиным родилась внучка императора Павла 1. По этому случаю и был торжественный колокольный звон.

        Мальчика с глазами цвета морской волны крестили, назвав его Александром. Отец его Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего крестьянского рода. Мать, Надежда Осиповна, - внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него была сестра и два брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, сам немного писал стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года. Шестилетнего мальчика впервые привезли на лето к бабушке Марии Алексеевне в Захарово. А потом в течение пяти лет ежегодно он проводил лето здесь. – на зелённых российских просторах, впитывая краски живой природы, её звуки, её воздух. Вопреки французскому воспитанию в семье родителей, здесь бабушка учила его говорить и писать по-русски. Няня Арина Родионовна и добрейший дядька Никита долгими зимними вечерами рассказывали маленькому Саше сказки, которые запали в поэтическую душу мальчика на всю жизнь. Няня пела русские народные песни.

        Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей. В лицее Пушкин увлекся литературой. Уже в эти годы написал он немало стихов. Весной 1817 года он закончил лицей. Здесь Пушкин усилено записывал русские народные сказки: о Бабе Яге, Кощее, о русалках, о леших. Здесь он написал поэму «Руслан и Людмила». Она вышла в свет в 1820 году. Ко второму изданию он пишет пролог, который начинается строками «У лукоморья дуб зелёный …».

      (Ученик читает отрывок).

     Пушкин живёт в Петербурге. Поэт поступил на службу, но большую часть времени он отдаёт поэзии. Некоторые его стихи направлены против царя. Пушкин стал опасным противником царя. В мае 1820 года он сослан на юг России в Кишинёв. В августе 1824 года царь приказал выехать на новое место ссылки в Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. Только няня Арина Родионовна, разделяла с ним тяжёлые годы изгнания. В 1825 году он написал одно из самых грустных своих стихотворений «Зимний вечер».

    (Чтение стихотворения «Зимний вечер».)

     В 1825 году он пишет стихотворение «Уж небо осенью дышало».

     В сентябре 1826 года царь освобождает поэта из ссылки. Пушкин возвращается в Москву. Он скучал и  беспокоится о няне, она осталась в Михайловском одна. Поэт посвящает ей  стихотворение «Няне».

             (Читают стихотворение «Няне».)

Осень 1830 года Пушкин провёл в Болдино. Осенью он лучше всего много писал. Послушайте строки «Унылая пора!»(читает ученик). В Болдино же была написана всем вам известная «Сказка о попе и работнике его балде».

       Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближённых усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену поэта, первую красавицу Наталью Николаевну. Пушкин,  защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля  недалеко от Петербурга. Пушкин был смертельно ранен и в тяжёлых страданиях 10 февраля 1837 года скончался.

       Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие из его произведений особенно дороги и близки каждому из нас.

       ( Конкурс стихов.)

         Викторина.

       С самых ранних лет мы слышим волшебные сказки А.С. Пушкина.

      -А кто пробудил в маленьком Саше интерес к сказкам?

       Да, именно Ирина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки. Удивительные сказки писал Пушкин: весёлые, добрые, они полны красоты и вдохновения. Они вселяли в душу каждого, что добро всегда победит зло.

      Я думаю, вы большие знатоки сказок  А.С. Пушкина и все примите активное участие в викторине по сказкам великого поэта.

      Слушайте начало самой большой сказки Пушкина. Послушайте и назовите её.

          У лукоморья дуб зелёный;

          Златая цепь на дубе том:

          И днём и ночью кот учёный

          Всё ходит по цепи кругом…  («Руслан и Людмила».)

 Жил старик со своей старухой

 У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.     («Сказка о рыбаке и о золотой рыбке»)

       

           Три девицы под окном

         Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)

 

  Царь с царицею простился,

 В путь-дорогу снарядился.

 И царица у окна

 Села ждать его одна.  

           «Свет мой, зеркальце! Скажи

             Да всю правду доложи:

             Я льна свете всех милее,

             Всех румяней и белее?»

-А сейчас представьте, что вы попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать?

    Живёт он в поповом доме,                      Говорят, царевна есть,

    Спит себе на соломе,                               Что не можно глаз отвесть.

    Ест за четверых,                                       Днём свет божий затмевает,

    Работает за семерых.                               Ночью землю освещает.

 

 Чуть опасность где видна.                         Все красавцы молодые,  

 Верный сторож, как во сне,                       Великаны удалые,

 Шевельнётся, встрепенётся,                      Все равны как на подбор,

 К той сторонке обернётся.                         С ними дядька Черномор.    

 Парчовая на маковке кичка,

 Жемчуги огрузили шею,

 На руках золотые перстни,

 На ногах красны сапожки.

   -Вот и вспомнили мы самые известные сказки А.С.Пушкина.

     Прошло два столетия, но творчество Пушкина не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей России. Михаил Алексеев писал: «…не только в России но и на всей земле: читает Америка, читает Африка, читает Эфиопия, помня, что в русском гении струилась её, Эфиопии, капелька горячей крови. Читают все. Ибо Пушкин принадлежит всему человечеству. Потому-то Он и бессмертен. Потому-то время и не властно над ним». Мы говорим Пушкину «До скорого свидания». Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтёте его стихи о дружбе, о любви к родной Отчизне, его повести, романы.

      (Звучит фонограмма песни Е. Крылатова «Куда уходит детство», на её фоне звучит текст).

      Надеюсь, что вам захочется ещё и ещё раз перечитать сказки Пушкина, быть похожими на положительных героев. А когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, на которой выросло не одно поколение.  

Литература: М.Алексеев «Пушкин в моей жизни»,

                     Журналы «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)

На уроке ученики знакомятся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени; материал урока способствует воспитанию  любви к русской культуре через музыкальные ...

Поэтическая сказка А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

Занимательный материал по литературе (3-4 классы)....

Летописи, как памятники древнерусской культуры. Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа

Интегрированный урок в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI век».Тема урока по Окружающему миру в 4 классе "Что такое культура. Как возникла письменность. Летопись – рукописная ...

Поэтический марафон "Читаем сказку Пушкина А.С. "О царе Салтане".

Ученицы 4-го класса приняли участие в поэтическом марафоне "Читаем сказку Пушкина А.С. "О царе Салтане" ....

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Методическая разработка к уроку литературное чтение во 2 классе...