Сценарий встречи жителей старого Рыбацкого "Нас сравняла теперь седина"
материал (2 класс) по теме

Сценарий выступления младших школьников перед ветеранами жителями блокадного Ленинграда. В сценарий вошли воспоминания, стихи жителей блокадного Рыбацкого, а также стихи, частушки и песни военных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_k_dnyu_pobedy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий, посвященный встрече жителей старого села Рыбацкое «Нас сравняла теперь седина».

Дети выходят под песню «В далеком, тревожном, военном году…»

Читают чтецы:

Как часто в мыслях возвращаюсь

В зеленый дом на берегу,

Во сне я там лишь обитаю,                        

Сменить прописку не могу.

Высокий берег с тополями,

Невы прохладная волна,

Где вместе с белыми ночами,                

Кружила головы весна!

Вокруг сады благоухали

И для девчонок дорогих

Сирень безжалостно ломали

Мальчишки, что любили их.

Там, где душе было приятно,

Вокруг все близкие, друзья.

Хочу в Рыбацкое обратно,

Туда, где молодость моя.

Здравствуйте, уважаемые ветераны!

Вас пришли приветствовать ученики младших классов 571 школы. Этот праздник мы начали готовить очень давно. Много лет прошло с окончания войны. За это время много раз переписывались учебники истории и литературы. Но нельзя, не получается забыть или изменить события 68 летней давности. Во многих семьях остались фотографии, письма,  другие реликвии – свидетельства того времени. В городах и селах множество больших и маленьких музеев, рассказывающих о событиях тех лет. Но самая главная ценность – это вы, ветераны, дети войны, дети блокады – свидетели тех событий. Мы очень рады встрече с вами. Ребята очень старались, нам много помогали родители, которые, узнав о нашей встрече всячески помогали в организации этого праздника. Еще раз,  огромное спасибо вам за мужество, героизм. Мы – учителя – очень рады, что  наши воспитанники сегодня встречаются с людьми, свидетелями важнейшего исторического события нашей страны.

Для ребят, да и для нас это прекрасный урок. Дадим слово детям.

Ведущие:

- Что такое война?

- Я знаю, что это страшное время, когда гибнут люди, рушатся города, сгорают хлеба на полях.

- А кто побеждает в войне?

- Тот кто прав, кто не хочет воевать, кто умеет все проблемы решать мирно!

- Мы с тобой живем в маленьком микрорайоне большого города – в Рыбацком. А что здесь было во время Великой Отечественной войны?

- В годы блокады Ленинграда около двух с половиной лет тут располагались штаб, политотдел и частично госпиталь 55-й армии Ленинградского фронта. Эта армия была сформирована под командованием генерал-майора Ивана Гавриловича Лазарева 31 августа 1941 года для обороны юго-восточных рубежей Ленинграда. Ее части сражались на значительном по протяженности фронте от Невы до южного берега Финского залива, участвовали во всех операциях по прорыву блокады и в боях за освобождение Ленинграда от блокады. Песню «И не раз,  и не два» любили петь бойцы 55-ой армии.

Звучит песня

И не раз, и не два.

Муз.Б.Фомин, сл.Г.Гридов

На родных полях завыли ураганы,
Тучи полегли над самою землей.
Огневым дождем встречать гостей незваных
Пробил час, товарищ боевой!


Припев:

Мы не раз и не два недруга учили:
Обходить стороной русские луга.
И не раз, и не два мы в поход ходили
И не раз, и не два били мы врага!


Пронесли в боях мы предков наших славу,
Не согнула нас свинцовая гроза,
Встали в ряд один: Бородино, Полтава,
Перекоп и финские леса.


Припев.
За разбой и кровь пощады нет фашистам,
Нас на бой священный Родина зовет.
Не померкнет солнце в нашем небе чистом.
Наш огонь врага в бою сметет.


Припев.
Родину беречь нам завещали деды,
Жизни не щадя, в атаку шли отцы.
Выпал час и нам сражаться до победы -
В бой! Вперед! За Родину, бойцы!
Припев.

- А жители Рыбацкого?

- Многие жители Рыбацкого всю блокаду оставались здесь. Они работали на заводах, которые выпускали военную продукцию. Внутри блокадного кольца осталось много детей. Они делили со взрослыми всю тяготу блокадных дней. Чтобы сохранить жизнь маленькому мальчику Гере Мясникову, дедушка с бабушкой, отдавали паек. Жертвуя своей жизнью.

- Герман Ильич вспоминает:

«Во время блокады был голод. Мы выжили благодаря тому, что мама делила продукты, полученные по карточкам, на несколько дней. Те люди, которые, получив продукты съедали все сразу, потом голодали, ослабевали и не могли выжить. Съев положенную порцию, мы оставались голодными собирали со стола даже мелкие оставшиеся крошки. У меня от голода начали опухать ноги. Меня отправили к бабушке и дедушке (маминым родителям), которые жили недалеко, здесь же в Рыбацком. Им было примерно лет по 60 – 65. они меня подкормили, но сами блокаду не пережили. В то время я не понимал, что они ради меня жертвовали собой».

«Выжить в самое голодное время нам помогли еще военные, которых к нам подселили на некоторое время. Это были водители, которые возили на автомобилях военные грузы. Они нам иногда помогали кое-чем из продуктов, хотя сами обеспечивались очень скудно. Летом в пищу использовали траву (крапиву, лебеду и другую). Родители перебирали довоенные хозяйственные запасы, и что могли, использовали для питания. Был найден какой-то залежавшийся клей, который оказался съедобным. В сарае, в земле отец нашел полусгнившую коровью шкуру, из которой мать варила что-то похожее на студень. Сначала его испытывал на себе отец, поел и не отравился. Потом ели все».

Военный ел картошку

из черного котелка.

Надежно сжимала ложку

Его большущая рука.

Картошка была с консервами.

Лавровый стоял аромат!

У нас на постое в резерве

На стенке висел автомат.

Мне так захотелось картошки

Слюной исходил как щенок.

Вот дяденька вытер ложку,

Сказал мне: «Покушай, сынок».

Запомнилось - как было вкусно.

Я ел, задыхаясь, взахлеб.

Военный сидел очень грустный,

Руками сжимая лоб.

Стоял на дворе сорок третий ,

Блокадный, суровый год.

Забыть про минуты эти

Мне память моя не дает.

- Ни голод, ни холод, ни бомбежки не лишили жителей города желания жить и бороться. Сколько хороших песен появилось в годы войны! Пели в землянках, в перерывах между боями, в госпиталях. Песня поднимала дух, напоминала о мирной жизни, о родных. А еще звучала на фронте задорная частушка.

Исполняются частушки:

За советскую границу

Будем биться до конца.

От границы ключ хранится

В сердце каждого бойца.

Распроклятые фашисты

Мирну жизнь нарушили.

Осквернили нашу землю,

Города разрушили.

Партизанская тропа

Не бывает узкая.

Сколько Гитлер не воюй,

А победа русская!

Гитлер вздумал угоститься,

Чаю русского напиться.

Зря, дурак, позарился –

Кипятком ошпарился.

У московских у ворот

Удивляется народ –

Немцы ходят в наступленье

Только задом наперед.

Зададим фашистам баню,

Ох, и баню жаркую.

Не бывать нашей земле

Под фашистской маркою.

- Ленинград жил: работали заводы, театры, дети ходили в школу. Нина Павловна Косцова вспоминает, что они учились в бараке на берегу Невы. Учительница придумала для детей отметки: если получить тройку – уничтожил три фашиста, если 4 – четверых, если 5 – уничтожил пять фашистов. Всем детям хотелось, чтобы война скорее окончилась война, и они старались помогать бойцам на фронте хорошими оценками. А еще в школе они пели песню о тульских самоварах. Оказывается песня «Самовары – самопалы» была популярной в годы войны. Эта забытая песня понравилась и нам. Пожалуйста, пойте с нами.

Звучит песня

Музыка А.Новикова

Слова С.Алымова

«Самовары – самопалы»

Никогда не умирала

Слава тульских кузнецов ,

Самовары-самопалы

Смастерили для бойцов.

В этом хитром самоваре

Кран особый, боевой,

За версту врага ошпарит

Кипяточек огневой.

Припев.

Ой, горяч в тебе кипяточек,

Самовар-самопал, дружочек!

Пышут жаром небывалым

Самовары-самопалы.

Вот так самовары.

Тульский чай совсем несладкий

Для непрошенных гостей –

И вприкуску, и в накладку

Прожигает до костей.

Подается чай с припаркой

И горячим леденцом,

Самовары тульской марки

Пышут жаром и свинцом!

Нина Павловна Косцова вспоминает:

«Очень хотелось есть. Я и сестра свой хлеб быстро съедали, маленькая сестра берегла. Мы, старшие,  придумали такую игру. Кусочек хлеба сестренки разрезали на маленькие кубики, положили на кирпич дощечку (это были весы), и сестренка взвешивала нам кусочки хлеба. Мы приходили в «магазин», и просили– «мне одну буханку хлеба», а «мне две буханки». Дом наш был новый, и на чердаке оставалось немного столярного клея, для склеивания древесины, из него мама варила кисель».

«А как-то к Новому году на заводе дали изюм. Мама положила в пол-литровую банку этот изюм, закрыла крышкой, и поставила в деревянный шкафчик, который висел в коридоре. Шкафчик закрыла на ключ. Она хотела сохранить изюм до Нового года.

Старшая сестра сказала, что она знает, где лежит ключ. Мы открыли, поели немного, стали в банку складывать, а там полбанки, как ни рыхлили, не хватает. Тогда сестра придумала, в углу шкафчика сделала дырку,  напильником её поцарапала. Банку с остатками изюма опрокинули и закрыли шкафчик. Ключ положили на место.

Мама очень сокрушалась, что шкафчик прогрызли мыши и съели полбанки изюма. В том, что это были за мыши – мы признались только после блокады. Вместе долго смеялись над нашей хитростью».

Я выйду на широкую аллею

И с грустью к обелиску подойду

О детстве без отца я пожалею,

О маме, что не вынесла беду.

 

Когда зловещей силой похоронка

Сразила нашу маму наповал,

Я взял на руки младшую сестренку

И горько, безутешно зарыдал

 

Я вспомнил, как отец, прощаясь с нами,

По очереди всех к себе прижал

И, напоследок, обращаясь к маме,

Он ласково и тихо ей сказал:

 

«Моя родная, что бы ни случилось,

 Ты жди меня и береги детей.

Я оставляю вас на Божью милость,

На веру в жизнь и доброту людей.

 

И ты, сынок, для мамы будь опорой.

Мужчина в доме только ты один,

А я вернусь назад с победой скоро

Ведь воин наш никем не победим».

 

Мне было 5, сестренке 2 от рода,

Но я каким-то чудом осознал

Все три тяжелых и голодных года

Отца с войны я не по-детски ждал

 

Нам было нелегко, мы голодали,

Трудились мамы, не смыкая глаз,

Но когда письма с фронта получали

Тот день был самым радостным для нас.

 

Он подтверждал - родные наши живы,

Крушат и гонят подлого врага,

Чтоб мы опять смогли зажить счастливо

Под мирным небом в белых облаках.

 

Мечтали мы о светлом дне Победы,

Когда отцы вернутся в орденах,

Закончатся тогда все наши беды

И снова жизнь засветится в глазах.

 

Не все вернулись, бронью обелисков

Земля одета вот уж много лет.

Шумят березки, кланяясь им низко

Здесь оборвался многих жизней след.

 

Здесь сердце опечалится порою,

Боясь собой нарушить тишину.

Лежат в земле советские герои-

Солдаты, победившие войну.

- Война и блокадное детство – это суровая школа жизни. Об этом стихотворение Владимира Костромского, жителя Рыбацкого, ветерана труда, проработавшего много лет на заводе «Звезда».

Нас учили не так, как сегодня,

Мы суровую школу прошли.

С малолетства росли в огороде,

на кино получая гроши.

На природной подошве скакали,

Целый день от зари дотемна.

Мы лопатами землю взрывали

И бросали в нее семена.

Вам такое во сне не приснится,

Что пришлось пережить наяву.

Вам не видеть, как «юнкерс» кружится

И валяются люди во рву.

Вам не видеть блокадного хлеба,

Ни познать ни на вес, ни на вкус.

Подсмотреть, как в разорванном небе

Самолеты друг друга грызут.

Мы суровые дети блокады-

Помним это, как страшные сны.

Удостоены высшей награды-

Торжеством Сорок Пятой Весны.

- Для ленинградцев дорога к Победе прошла через Ладожское озеро, по которому в Ленинград везли машины хлеб, а обратно – людей. Дорога эта названа Дорогой Жизни. И для нас «родней дороги этой не найти!»

Звучит песня

ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ

Слова П. Богданова

Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-
Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.

Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

Зимой машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал,-
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.

Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

И знаем мы, кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень:
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!

Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ вздохнёт и песню с силой новой
Споёт о Ладоге родной.

Читают чтецы:

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк  взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.  (все вместе)

- В этот день гремят не взрывы, а салюты!

- Ветераны ходят в красивых нарядах с медалями на груди.  

- В крупных городах проходят парады Победы.

- К памятникам возлагают цветы.

- У Вечного огня стоят почетные караулы.

- И все это для вас, дорогие ветераны.

Звучит вальс. Дети вручают цветы и открытки.

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда! – (все вместе)

Дети уходят под фонограмму песни «Солнечный круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника посвящения в первоклассники «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

Воспитательное мероприятие «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» для учащихся 1-х классов, является частью системной работы, направленной на формирование межгрупповых отношений в параллели пе...

Встречи со старичком Лесвичком

На этом мероприятии в гости приходит Старичок - Лесовичок, он предлагает отправится в лес, где знакомит детей с дикими животными. Детям прививается любовь и забота о животных...

Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

1.На этапе актуализации знаний была проведена проверка повторения прошлого материала урока, тем самым  мотивировала  детей на деятельность.Результат проверки  показал, что у...

Сценарий для 1-го класса "Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики".

Методическая разработка "Мы теперь не просто дети, мы теперь-ученики", разработана для учителей начальной школы. В разработке представлены игровые моменты. встречи с героями литературных про...

Сценарий классного часа: «Старые люди: бабушки и дедушки»

Формирование у детей чувства уважения к дедушкам и бабушкам,  сплочение коллектива взрослых и детей. Вовлечь всех детей в проведение мероприятия, раскрыть (по возможности) способности каждог...