Не забыты старины придания.
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Ковальская Наталия Анатольевна

 

Цели: создать условия для проявления познавательной активности учеников; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству; познакомить детей с русскими народными  традициями, обычаями и играми; знакомить детей с основными приемами работы с различными материалами (картон, сомоклейка, соленое тесто);

Задачи:     Воспитательная:

1.     Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству

2.     Увлечь ребят народными песнями и музыкой

3.     Воспитание осознанного отношения к народному творчеству

Обучающая:

1.     Умение эмоционально выразить душевное состояние через исполнение

2.     Показать значение народной музыки, как хранительницу человеческой культуры

Развивающая:

1.     Развивать способность самостоятельно мыслить, внимание, память; воспитывать дружелюбие, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_scenariy.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Не забыты старины придания.

(из истории русского народного творчества)

Цели: создать условия для проявления познавательной активности учеников; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству; познакомить детей с русскими народными  традициями, обычаями и играми; знакомить детей с основными приемами работы с различными материалами (картон, сомоклейка, соленое тесто);

Задачи:        Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству
  2. Увлечь ребят народными песнями и музыкой
  3. Воспитание осознанного отношения к народному творчеству

Обучающая:

  1. Умение эмоционально выразить душевное состояние через исполнение
  2. Показать значение народной музыки, как хранительницу человеческой культуры

Развивающая:

  1. Развивать способность самостоятельно мыслить, внимание, память; воспитывать дружелюбие, аккуратность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Оформление: классная комната оформлена в стиле русской избы, вдоль стен столы – за которыми будут сидеть учащиеся; на стене – полотенца, русские разноцветные платки.

Ход мероприятия

Учитель:

-Здравствуйте гости дорогие! (поклон)

-Здравствуйте, добры молодцы! (поклон)

- Здравствуйте, красны девицы! (поклон)

-По обычаям российским

От души поклон вам низкий.

-Приглашаю вас в путешествие по русскому народному творчеству.

А какие жанры русского народного творчества вы знаете? (сказки, потешки, загадки, художественное творчество, скороговорки, заклички, пословицы, поговорки).

-Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. Народное творчество отражает в себе многое: и историю, и народную фантазию, и размышление о том, каким должен быть человек. Сегодня мы с вами более подробно остановимся на некоторых из них.

Праздник всегда был неотъемлемой частью русского народа это и Святки, Рождество Христово, Крещение, Масленица, Благовещенье и т.д.

Главным православным праздником является праздник Святой Пасхи, который всегда отмечался с особым благовением, красивыми обрядами и традициями. Каким же традициями сопровождается празднование Пасхи?

(дети отвечают: в православных храмах, в этот торжественный день, проходит служба  верующие обнимают друг друга и приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» и в ответ говорят «Воистину воскресе!», и обмениваются яйцами как символом возникновения жизни (красный цвет яйца символизирует кровь Господню, также, яйца красят в различные цвета и рисуют на них красивые узоры).

Учитель:

- Ребята, правильно вы все сказали. Не будем отступать от традиций и украсим пасхальное яйцо. Вы сидите по парам, у каждой пары есть шаблон яйца, который вы должны украсить узором, элементы которого находятся в конверте.

 (украшаем яйца)

Учитель:

- Очень красивые яйца у вас получились. По традиции одно из раскрашенных яиц нужно хранить до следующей Пасхи.

- Давайте сделаем выставку ваших работ. Выйдите те, у кого яйцо имело красную основу, желтую, голубую. ( Дети выходят и образую команды)

- На Руси в Пасху любили играть с пасхальными яйцами. Это были очень популярные развлечения, в которых проявлялись ловкость и быстрота. Предлагаю поиграть в игру «Перенеси яйцо в ложке».

Учитель:

- Молодцы, вы все умелые красны девицы и добры молодцы.

-Ребята, а вы заметили в каких красивых ложках вы переносили яйца? Это ложки непростые, это ложки расписные.

-Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

-Какие русские народные промыслы вы знаете?

-Да, это и расписные русские самовары и матрешки, и Павлово-Пасадские платки, Вологодские кружева и конечно же ложки.

Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и  культурных традиций. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. Расписные деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент (звучит музыка, входит баянист  с девочками из музыкального колледжа)

Учитель:

- Знакомьтесь, наши гости, коллектив музыкального колледжа.

1-ая девочка:

-Ложки оловянные, ложки деревянные!

Ложками стучи-бренчи, музыку веди.

Ложки оловянные, ложки деревянные!

Сердца буди!

2-ая девочка:

-Праздники на Руси сопровождались играми, гуляньями, частушками которые пели «под ложки». Предлагаем вам сопровождать исполнение частушек игрой на ложках.

Частушки:

  1. Велика Россия наша,

И талантлив наш (народ)
О Руси родной умельцах
На весь мир молва 
(идет!)

    2.   Я куплю себе свистульку,
        Буду трели выводить,
        Мастеров из славной Дымки
        Никогда нам не 
(забыть).

   3. Наша русская матрешка
      Не стареет сотню 
(лет),
      В красоте, в таланте русском
      Весь находится 
(секрет).

  4.  Ты играй, моя (гармошка,)
      Ты, подруга, подпевай,
      Мастеров Руси великой
      Во весь голос 
(прославляй)!

1-ая девочка:

- Ой, вы, люди добрые.

В деле славные и хоробрые.

Продолжаем пляски хороводные.

Продолжаем игрища народные!

- Не для дела, не для славы

Продолжаются забавы.

Выходи играть!

2-ая девочка:

-Давайте поиграем с вами в русскую народную игру «Тетёра».

Учитель:

-Молодцы ребята, садитесь. Вот так русские люди играли, пели, веселились, отмечали православные праздники.

-В старые времена был обычай на Руси, когда люди заканчивали работу, они устраивали посиделки: молодежь пела, танцевала, кто за вышивкой сидел, кто росписью занимался.

- На посиделках велись и серьезные разговоры: говорили о непобедимости Руси, о том, что есть такие люди, которые всегда защитят свой народ. О таких людях слагались былины и сказания.

-Ребята, каких героев былин вы знаете? (богатырей)

- Как звали этих богатырей? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец).

- Верный помощник богатыря – его конь. Богатырь, как правило, обращается к коню ласково, подчеркивая его силу.

-Сейчас мы вылепим из соленого теста верного друга богатыря – коня. А поможет нам руководитель кружка «Соленое тесто» Детского Дома Творчества, Чуева Маргарита Евгеньевна.

(лепим коня)

---------

Маргарита Евгеньевна:

- Богатырский конь под стать своему хозяину и по воинской доблести, и по силе. Он помощник ему на боевом поле.

Учитель:

-Вы хорошо потрудились. Народная пословица гласит: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

-А вы знаете, что пословицы и поговорки являются элементами народного творчества.

-Какие жанры народного творчества мы встретили в нашем путешествии? (праздники, игры, народные промыслы, устное народное творчество)

(переворачиваем на доске листы и получается пословица: «Делу- время, потехе –час»

- Прочитайте высказывание, которое получилось у нас на доске.

К какому жанру народного творчества оно относится? (К устному народному творчеству, это пословица).

-Час наших потех подошел к концу.

Учитель:

-Не потухнет, не погаснет,

Самый светлый, самый ясный

Встречи нашей русский дух.

- Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси.

Это русские картинки

Жизни нашей на Руси.

-Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая.

Это наша сторона.

-Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Очень русская, земная

ВСЕ: В мире лучшая страна.

Поблагодарить участников мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мужества Ничто не забыто ,никто не забыт

Воспитывать чувства любви, уважения к    ...

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает  свой цвет, отвечает на вопрос. К...

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....

Старину мы помним, старину мы чтим.

Внеклассное мероприятие с приглашением бабушек и дедушек.Для гостей дети подготовили песни, прибаутками, танцы, чаепитие, соревновательные элементы....

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим". 4 класс.Это мероприятие направлено на приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, в процессе игры...