Сценарий литературного праздника, посвященного Ивану Андреевичу Крылову.
материал (4 класс) по теме

Чучупал Татьяна Николаевна

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. В этом году ему исполняется 245 лет со дня рождения. Наш литературный праздник посвящён  этой дате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного праздника, посвященного Ивану Андреевичу Крылову.

Цель:   расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Оборудование: компьютер, костюмы, презентация, кроссворды, зеркало, виноград, жёлуди, сыр –картинки,  очки, ноты, шкатулка, сумка, халат, колпак, перо, тетрадь.

Вступительное слово учителя:

   -  В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. В этом году ему исполняется 245 лет со дня рождения. Наш литературный праздник посвящён  этой дате.

(просмотр фильма «Сундучок баснописца».

Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):  

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность –

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

- Иван  Андрееевич, мы предлагаем вам посмотреть ваши произведения в исполнении  наших артистов.

Сценарий по мотивам басни И.А. Крылова "Свинья под дубом"                                                                                       Сцена оформлена в виде лесной полянки. Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”. Дети в костюмах цветов и грибов исполняют танец.                                                                                                                  Первый ведущий: Взгляните-ка, друзья, какой чудесный вид!                                                                                                 Полянка и грибы, могучий дуб стоит.                                                                                                                                      Второй ведущий: Но стоит здесь у нас невежде появиться,                                                                                         как может всё тут в прах оборотиться.                                                                                                                                                Грибы: Растоптаны цветы, испорчены грибницы,                                                                                                      удастся ли опять нам снова возродиться?                                                                                                                         Первый ведущий: Уж сколько раз твердили миру, что в баснях есть мораль, но только все не впрок. Невеждам мы хотим преподнести урок.                                                                                                                 Второй ведущий:  И в этом деле нам уже помочь готова                                                                                                 “Свинья под дубом” дедушки Крылова.                                                                                                                       Третий ведущий: Свинья под Дубом вековым                                                                                                                     Наелась желудей до сыта, до отвала;                                                                                                                                    Наевшись, выспалась под ним;                                                                                                                                                                                                           Потом глаза продравши, встала                                                                                                                                                                                               И рылом подрывать у Дуба корни стала.                                                                                                                      (Ребенок в костюме Свиньи изображает то, что говорит ведущий.)                                                                   Ворон: Ведь это дереву вредит, -                                                                                                                                Третий ведущий: Ей с дуба ворон говорит, -                                                                                                             Ворон: “Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.                                                                                 Свинья: “Пусть сохнет                                                                                                                                                      Ничуть меня то не тревожит;                                                                                                                                                           В нем мало проку вижу я;                                                                                                                                                             Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,                                                                                                                     Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.                                                                                                        Дуб: “Неблагодарная !                                                                                                                                                Когда бы вверх могла поднять ты рыло,                                                                                                                           Тебе бы видно было,                                                                                                                                                                     Что эти желуди на мне растут”.                                                                                                                            Первый ведущий: Невежда также в ослепленье                                                                                                              Бранит науку и ученье,                                                                                                                                                            И все ученые труды,                                                                                                                                                                         Не чувствуя, что он вкушает их плоды.                                                                                                                      Грибы: Невежды верно басен не читают,                                                                                                                                         И, потому, морали сей не знают.                                                                                                                           Плюют в колодец, хоть он может пригодиться,                                                                                                              Когда придет пора воды напиться.                                                                                                                        Второй ведущий: Невежды рубят сук, хотя на нём сидят.                                                                                  Учителей бранят, учиться не хотят.                                                                                                                     Третий ведущий: Не стоит нам, друзья, такими быть ,                                                                                                                      как эта неблагодарная и глупая свинья.                                                                                                             Хором все участники: Спасибо за мораль любимому поэту!                                                                                 И вас благодарим за всё ,учителя!

(инсценировка  басни « Кукушка и петух »)

Действующие лица: Кукушка, Петух,Воробей

На первом плане слева забор, справа куст. На втором плане поле и лес вдалеке. Кукушка садится на куст и громко кукует. На заборе появляется Петух и громко кукарекает.

Кукушка (восторженно)  : Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!

Петух (ласково) :А ты, Кукушечка, мой свет,                                                                                                                     Как тянешь плавно и протяжно:                                                                                                                                           Во всем лесу у нас такой певицы нет!                                                                                                                    Кукушка : Тебя, мой куманек, век слушать я готова!                                                                                                         Петух: А ты, красавица, божусь,                                                                                                                                      Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,                                                                                                             Чтоб начала ты снова –                                                                                                                                                              Отколь такой берется голосок?                                                                                                                                                           И чист, и нежен, и высок!

Да вы уж родом так: собою невелички,                                                                                                                                           А песни, что твой соловей!                                                                                                                                                            Кукушка  : Спасибо, кум; зато, по совести моей,                                                                                                             Поешь ты лучше райской птички,                                                                                                                                        На всех ссылаюсь в этом я!                                                                                                                                                                 На сцену влетает Воробей и садится между кустом и забором.                                                                        Кукушка (самоуверенно)   : И Воробей вот подтвердит!                                                                                               Воробей:  Друзья!                                                                                                                                                                            Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –                                                                                                                           Всё ваша музыка плоха!                                                                                                                                                    Петух :А как же похвала?                                                                                                                                          Воробей :  Ха-ха! Кукушка хвалит Петуха                                                                                                                             За то, что хвалит он Кукушку!                                                                                                                                            Учитель:    - А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова.                                                    ВИКТОРИНА                                                                                                                                                                                                             1.Кому принадлежат слова?

«Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»)

«Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)

«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)

«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)                      2.Вспомните пропущенное слово                                                                                                                                           1.«Лисица и... (виноград)».                                                                                                                                                2.«Стрекоза и... (Муравей)».                                                                                                                                               3.«Осел и... (Соловей)».                                                                                                                                                            4.«Кот и... (Повар)».                                                                                                                                                                            5. «Волки и... (Овцы)».                                                                                                                                                                   6. «Мартышка и… (зеркало)».                                                                                                                                                  7.Мартышка и….(очки).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 8.Кушка и…(петух)».                                                                                                                                                                     3.«Мораль сей басни такова»   - В какой басне была такая мораль?                                                                            1. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

 («Ворона и Лисица».)

2. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

3. «К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.»(  Мартышка и очки)

4. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.» ( Квартет)

5. «Избави бог и нас от этаких судей.» (Осёл и соловей)

4. «Крылатые фразы.»                                                                                                                                                            Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:                                                                          1.«Видит око, да зуб неймёт»                                                                                                                                           2.«Попрыгунья стрекоза»                                                                                                                                           3«А ларчик просто открывался»                                                                                                                                             4.«А Васька слушает, да ест»                                                                                                                                                     5.«Да только воз и ныне там»                                                                                                                                                                 6. "Чем кумушек считать трудиться,                                                                                                                                                      Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"                                                                                                                                         5. Закончить цитату из басни Крылова. Как она называется?

1. Сыр выпал –   /с ним была плутовка такова/       «Ворона и Лисица».

2. У сильного –     / всегда бессильный виноват/      «Волк и Ягненок».

3. Когда в товарищах согласья нет –    /на лад их дело не пойдет     «Лебедь, Рак и Щука».

4. Ты в се пела? Это дело –   /Так поди же попляши/     «Стрекоза и Муравей».

5. Ай, Моська! Знать она сильна –    /Что лает на слона/     «Слон и Моська».

6. А вы, друзья, как ни садитесь –    /Все в музыканты не годитесь/       «Квартет»

6. Конкурс кроссвордов. 1 Кроссворд :«Иван Крылов»

По вертикали:                                                                                                                                                                      1.Писатель, сочиняющий басни (басно­писец).                                                                                                            2.Город, с которым связано детство Кры­лова (Тверь)

3.Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканце­лярист)

4.Французский поэт-баснописец, его бас­ни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)

5.Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)

6.Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)

7.Произведения для театра, которые пи­сал Крылов (пьесы)

8.Профессия, в которой Крылов прорабо­тал 30 лет (библиотекарь)

9.и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)

2 Кроссворд «И.А Крылов»

По вертикали:

1.  «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса).                                                                                                                        2.  «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да ко­солапый Мишка затеяли сыграть ...» (квартет).

3.  «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська).

4.  «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона).

5.   «Вороне где-то Бог послал кусочек...» (сыру).

6.  «По улицам ... водили, как видно, напоказ» (Слона).

7.  «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).

8.  «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью на­питься; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал ...» Кто? (Волк).

7. «Сумка с потерянными и найденными вещами».                                                                                          Определить, кому принадлежат вещи.

1.            Виноград. («Лиса и виноград»)

2.        Ноты  («Квартет»)

3.        Зеркало  («Зеркало и Обезьяна»)

4.        Очки  («Мартышка и очки»)

5.        Шкатулка  («Ларчик»)

6.        Сыр  («Ворона и Лисица»)

7.          Жёлуди («Свинья под дубом»)

 8. Узнайте басню по иллюстрации (на слайдах презентации)

9. «Угадай персонажа»

1. Что это там за рожа?

   Какие у нее ужимки и прыжки!

   Я удавилась бы с тоски,

   Когда бы на нее хоть чуть была похожа. («Зеркало и Обезьяна» мартышка )

2. "Ведь это дереву вредит,»(«Свинья под дубом» ворон)

3. Погодите!

   Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. («Квартет» мартышка)

4. "Послушай-ка, дружище!

   Ты, сказывают, петь великий мастерище.

   Хотел бы очень я

   Сам посудить, твое услышав пенье,

   Велико ль подлинно твое уменье?"(«Осёл и соловей» осёл)

5. "Ты все пела? Это дело:

   Так поди же, попляши!" («Стрекоза и муравей» муравей)

6. "Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

   Кто слушает людских всех врак» («Мартышка и очки» мартышка)

Учитель:                                                                                                                                                                                                               - Сегодня  вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и читал замечательно!

 Чтец.        

     А вот какое стихотворение посвятил Крылову поэт Михаил Исаковский.

          Кто не слыхал его живого слова?

          Кто в жизни с ним не встретился своей?

          Бессмертные творения Крылова

          Мы с каждым годом любим всё сильней.

          Всё знал и видел ум певца пытливый,

          Всего сильней желая одного,

          Чтоб жили жизнью вольной и красивой

          Народ его и родина его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника посвященного восьмидесятилетию Гражданской обороны «Стихия спасателя»

Сценарий спортивного праздника "Стихия спасателя" преназначен для проведения внеклассного мероприятия для детей начальной школы (в виде весёлых стартов)....

Сценарий проведения праздника посвященного 8 марта.

Подробный сценарий проведения праздника 8 марта во втором классе....

сценарий проведения праздника, посвященного дню матери

В теплой дружественной обстановке дети и мамы узнают историю появления чая на Руси, ближе познакомятся с семейными традициями....

Сценарий классного праздника, посвященного Дню Знаний «Путешествие в страну Знаний»

Это праздник для первоклассников. Первый классный час в школе.День рождения класса и классного коллектива....

Сценарий общешкольного праздника посвященного Международному женскому дню 8 Марта « Мамин праздник»

Сценарий праздника, посвященного женскому празднику 8 марта, с использованием народного фольклора и приобщением к русской национальной культуре....