Гостиная сказочных героев (о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена)
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Жемаева Елена Леонидовна

Это внеклассное занятие в игровой форме поможет больше узнать о творчестве Г.Х. Андерсена..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostinaya_skazochnykh_geroev.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

ГОСТИНАЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

(о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена)

Цель:

- расширять знания детей о творчестве Г.Х.Андерсена;

- помочь учащимся понять, что такое справедливость, правда, красота, любовь;

- развивать связную речь учащихся.

                                Ход занятия

Ученик: Жаль, невозможно все книжки прочесть

     Про благородство, про верность, про честь.

      Еду на бал в золочёной карете,

      Где же мой принц, всех прекрасней на свете

     Я путешественник, я на Памире,

     В Лондоне хмуром и в знойном Алжире…

     Вот я скачу на горячем коне…

    Или всё это привиделось мне?

     Жаль, невозможно все книжки прочесть!

    Книги, спасибо за то, что вы есть!

Учитель: Книги учат нас жить, из книг мы узнаём о прошлом и настоящем  нашей Родины, о жизни людей, о природе, о Вселенной…Книги - открытые окна в мир. Автор стихотворения Л. Яхнин благодарит за это книги. В стихотворении Яхнина упоминается и о сказочных героях. О герое, какой сказки написаны строки «Еду на бал в золочёной карете…»?

        Сегодня у нас в гостях герои из сказок датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Сколько счастливых минут доставляют нам сказки Андерсена. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир сказочника.

Сказки Андерсена – это чудо, сотворённое гением.

        Сегодня к нам в гости пришел Оле-Лукойе, добрый волшебник-сказочник.

Оле – Лукойе

Вот и я. Вы меня наверняка узнали. Я Оле – Лукойе. Я Сказочник. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я никогда и ни к кому не прихожу по приказу или за деньги. Я рассказываю свои сказки, свои истории, похожие на сказки, только хорошим, добрым людям… Для вас я принёс очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королём не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.

Камер – юнкерская девочка.

Я камер – юнкерская дочка! Я « урождённая », а кто  «не урождённый», из того ничего не выйдет. Читай, старайся, учись, сколько хочешь, но если ты не урождённая толку не выйдет.

А уж из тех, чьё имя кончается на «сен» - никогда ничего путного не выйдет. Тут уж упрись руками в бока да держись подальше от всех этих «сенов».

Учитель: Грустно слушал из – за двери эти слова бедный мальчик, для которого огромным счастьем было хоть в щелку поглядеть на веселящихся детей. Его фамилия кончалась как раз на «сен», как у всех простых людей.

Через много лет он стал знаменитым скульптором. Это был датчанин Тордвальдсен. Таким мальчиком был и Ганс.

Оле – Лукойе.

Эта история напоминает и биографию самого Г.Х. Андерсена, ведь и ему часто в детстве внушали, что из такого бедняка, как он «ничего не выйдет». Но он стал великим сказочником. Имя его известно всему миру – Ганс Христиан Андерсен.

Учитель: Давайте познакомимся с героями сказок.

Стойкий Оловянный солдатик.

Я сын старой оловянной ложки. У меня 24 брата совершенно одинаковые, а я двадцать пятый не такой как все. Меня отливали последним, и олова немного не хватило, но и на одной ноге стоял я также твёрдо, как и другие на двух. Вот какая история со мной произошла.

Мальчик, которому нас подарили на день рождения, построил всех солдатиков на столе. И тут я увидел красавицу- танцовщицу, чтобы с ней познакомиться, я притаился за табакеркой. Утром,  проснувшись, дети  поставили меня на окно.  Вдруг окно распахнулось, и я полетел вниз головой. Мальчишки, которые меня нашли, сделали лодочку из старой газеты и пустили меня в плаванье, потом меня проглотила рыба, но рыбу поймали и она попала на кухне. Так я снова оказался в том же доме.  Вокруг были те же игрушки , картонный дворец, и на пороге его стояла красавица танцовщища.

Учитель: Оловянный солдатик погибнет, но не изменит своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Маленькое оловянное сердце стало символом верности долгу и любви, а сам оловянный солдатик – символом мужества и воли.

        Именно образ оловянного солдатика из сказки Г.Х. Андерсена лёг в основу песни «Бумажный солдат» известного поэта и певца Булата Окуджавы (прослушивание песни).

Учитель: А вот другой герой.

Принцесса на горошине.

Однажды вечером,  во время прогулки, поднялась сильная буря, засверкали молнии, загремел гром, а дождь полил как из ведра.

 Боже мой, на кого я была похожа. Вода ручьями стекала с моих волос и с платья прямо на туфельки. Я постучала в ворота дворца. Мне открыли, накормили, дали ночлег.

Но я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была! Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо! Почему же мне так плохо спалось?

Учитель. Какая принцесса в этой сказке? Сказочник высмеивает принцессу, которая не знала, что такое труд и была чрезмерно изнежена.

Снежная королева.(инсценировка отрывка)

Учитель. О каких качествах характера главной героини Герды рассказывает нам сказочник?

Учитель. Любовь, верность, дружба способны преодолеть самые, казалось бы непреодолимые преграды, и растопить лед.

Голый король

Я очень любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Устраивал парады, загородные прогулки, каждый день ходил в театры только для того,  чтобы показаться в новом наряде. Я переодевался каждый час и один наряд был лучше другого.

И вот однажды в столицу приехали двое ткачей. Ткачи говорили, что они умеют изготавливать такую чудесную ткань,  лучше которой ничего нельзя себе представить. Но кроме всего, эта ткань обладает чудесным свойством: её могут видеть только умные люди. Ни глупец, ни человек, который не годится для своей должности, этой прекрасной ткани не увидит.

 Я приказал им сейчас же приниматься за работу. Ткачи уселись за станки. Они с каждым днём требовали всё больше шёлку и золота. И вот, по словам,  мастеров, платье было готово. Все восхищались моим новым нарядом. Ни один человек не сознался, в том , что ничего не видит, никто не хотел прослыть глупцом. А кто сказал правду?

Учитель. В этой сказке Андерсен говорит нам о том, что все придворные вельможи, чтобы не прослыть глупцами, делали вид, что они видели то, чего на самом деле не было. Высмеивает ложь, лицемерие.

Учитель. Великий сказочник вполне серьёзно уверял, « что нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»

Иногда  даже цветы рассказывали ему самые невероятные истории.

Дюймовочка

Я – девочка, которая родилась из цветка…Я была такая маленькая…Скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеялом. Всё зто было так прелестно, так мило!

Но однажды ночью, когда я лежала в своей колыбельке, через разбитое окно пролезла жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и о…ужас! Она взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад. С той поры мне пришлось побывать в обществе жаб, майских жуков и полевой мыши, слепого крота и ласточки. Одни из них были мало симпатичными. Другие – добрыми,  отзывчивыми, приветливыми. Особенно благодарная ласточка, которой я помогла в страшную холодную зиму…

И теперь каждую весну, когда распускаются цветы, появляюсь и я…

Оле – Лукойе.  Сказки Г.Х.Андерсена учат нас разбираться в людях, помогают понять, что такое справедливость, правда, красота, любовь, учат ненавидеть ложь и несправедливость.

Конкурсы, задания

№1 Отгадывание кроссворда по сказке « Дюймовочка»

№ 2. ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ

О каких персонажах идёт речь?

                1 команда

« В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф. «Дюймовочка»)

«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; они писали на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – всё равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…» (Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди»)

«Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты.( Снежная королева)

                2 команда

«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ёё волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)

«Шёл солдат по дороге : раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой» ( Солдат, «Огниво»)

«Бедняжка стояла  в крестьянской избе и играла зелёным листочком – других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев» ( Элиза. «Дикие лебеди»)

№ 3 БЮРО НАХОДОК

Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернём их владельцам! Кому принадлежат эти предметы?

1 команда.

Зонтик (Оле- Лукойе)

Горошина ( Королеве «Принцесса на горошине»)

Санки (Каю, «Снежная Королева»)

2 команда

Бумажный кораблик ( Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)

Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Белая и красная розы ( Герде и Каю, «Снежная королева»)

№ 4  К КАКОЙ СКАЗКЕ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА

        1 команда

Солнце, снег, лампа, зеркало, утро, ворона, олень, дружба («Снежная Королева»)

Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода ( «Гадкий утёнок»)

Тюфяк, ливень, калоши, принцесса ( «Принцесса на горошине»)

        2 команда

Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)

Нора, полевая мышь, эльф, цветок, ласточка ( «Дюймовочка»)

Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса ( «Огниво»)

№ 5 В КАКОЙ СКАЗКЕ ГЕРОЙ:

Добывает себе счастье с помощью собак ( «Огниво»)

Спасает императора от смерти своей песней ( «Соловей»)

№ 6 КОНКУРС ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

Подведение итогов. Вручение книг Г.Х.Андерсена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная: «В гости к «Маленькому принцу» Тема мероприятия. Жизнь и творчество А.де Сент-Экзюпери.

Знакомство с творчеством  Антуан де Сент – Экзюпери      Акция: «Встал поутру, умылся, приведи себя и свою ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «В мире сказочных героев» (брейн-ринг) по сказкам Х.К.Андерсена.

Литературный конкурс, посвящённый творчеству Х.К.Андерсена, состоит из 5 раундов.Работа проходит в командах по 5 человек с использованием ИКТ....

Литературная гостиная "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Литературная гостина "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" является результатом проектной деятельности учащихся 4 класса. Это проект был посвящен 215-летию поэта....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина. Научить читать поэтические произведения, увидеть позицию автора и его лирического героя. Помочь увидеть переход одного вида искусства в друго...

Презентация "Жизнь и творчество Х. К. Андерсена".

Презентация биографии Х. К. Андерсена....

Литературно-музыкальная гостиная "Ольга Плотникова .Жизнь и творчество..."

Сообщить познавательные сведения о жизни и творчестве Ольги Плотниковой.Способствовать связи поколений через творчество О. Плотниковой.Воспитывать нравственность, патриотизм учащихся через призму твор...