Безопасность в быту
методическая разработка (1 класс) на тему

Баранова Татьяна Александровна

Данная методическая разработка содержит рекомендации по проведению игровой программы по безопасности поведения в быту детьми младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад № 5»

Безопасность в быту

(методическая разработка игровой программы в 1-4 классах)

Разработала: Баранова Татьяна Александровна,

                                                                                              учитель начальных классов

Юрга 2014

Цель: пропаганда и расширение знаний об опасностях в быту.

Задачи:

-   учить детей предвидеть опасность дома, видеть опасность со стороны самых обычных вещей;

- рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии;

-  развивать умения быстро и правильно действовать в чрезвычайных обстоятельствах.

Безопасность в быту.

Учитель: – Тили-бом! Тили-бом!
На полянке новый  дом.
Чтоб не случилась в нем беда,
Собрались мы все сюда.
Правилам зверят  учить!
Осторожными всем быть!

(играет лёгкая музыка)

        На столе лежит пила, нож, ведро,молоток бегают зверята, балуются. Зайчонок порезал лапу         ножиком, волчонок обжегся, медвежонок забыл закрутить кран и убежал, лисёнок баловался         пилкой и поранился. Зверята плачут, стонут.   

Входит домовёнок.

Кузя.– Кто это тут поселился? Ой-ой-ой!
А еще присматривай за ними! Ай-ай-ай!

Беда, беда, огорчение…..
Кран не закрутили! Ох!
Свет не выключили! Ах!
Нафаня! На помощь! Помоги! Так и до беды недалеко!

Входит Нафаня.

Нафаня– Кузя! Не волнуйся! Сейчас мы наведем порядок. Зверята! Подумайте, почему вы попали в такую беду? Как  нужно было правильно поступить?

Зайчонок:  Я хотел отрезать хлеб, порезал лапу.

Нафаня: Нужно следить, чтобы под лезвие не попали пальцы, резать всегда в направлении «от  себя».

Медвежонок: Я хотел воды набрать в ведро, заигрался и забыл закрутить кран. Затопило всю ванную.

Нафаня: Нужно было не уходить, пока не наберется ведро.

Лисёнок: Я поранился о брошенную пилу. Работал с инструментами и забыл убрать.

Нафаня: Нужно убирать на место опасные предметы.

Волчонок: Я обжегся о горячую кастрюлю.

Нафаня: Нужно было брать ее прихватками.

Кузя:  Спасибо, Нафаня, выручил. Помог разобраться.

Нафаня: Ребята, вы пришли с утра в этот дом – было тихо и спокойно. Зверята баловались, были неосторожны, возникли опасные ситуации. А что такое опасные ситуации?

- Это, когда жизни и здоровью человека есть угроза.

Нафаня: Какие опасные ситуации нас подстерегают в жизни?

Дети.– Упасть с дерева и сломать ногу.     – Наводнения, землетрясения.                     
– Гладил чужую собаку – укусила.    – Мокрыми руками взялся за провод – ударило током.
 

Учитель:Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают нас дома.

Кузя: Я приглашаю вас в гости. Мы совершим путешествие по Лесному дому, чтобы предотвратить эти последствия.

ГОСТИНАЯ

Кузя:– Прошу, проходите в гостиную, не стойте в дверях. Темновато здесь, включу-ка я свет, а вы, ребята, отгадайте  загадку:

Без ног бежит.
Без огня горит.
Без зубов, а кусается. 
(Электричество)

Нафаня: Что вы знаете об электричестве?

-  Электричество находится в проводах, которые подключают к телевизору, холодильнику, компьютеру.

Учитель: Да, электричество – это тоже «трубы», только по ним к нам в дом поступает энергия. И как вода находит дырочку в трубе, и случается авария, также и электроэнергия становится опасной, если неисправны провода.

        Человек может случайно дотронуться голой рукой до провода, и его ударит током. Провода могут соединиться, и произойдет короткое замыкание (свет погаснет), или даже пожар. Поэтому, если увидите оголенный провод или неисправный выключатель, розетку, надо сразу сказать об этом взрослым! 

Нафаня: Правила безопасного обращения с электричеством.

Правило № 1. Уходя из дома и даже из комнаты, надо обязательно выключить телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило № 2. Никогда не тяни за электрический провод руками.

Правило № 3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам, не дотрагивайся до них.

Кузя:

Не суй в розетку пальчик –
Ни девочка, ни мальчик!
Прежде чем пойдете на свиданье, 
Чтоб навестить своих подруг, 
Сделайте домашнее задание
И не забудьте выключить утюг!

Вбегают зверята и хватаются за животы:

Медвежонок: Ой, у меня животик болит.

Волчонок: У меня голова кружится.

Зайка: Ой, меня тошнит.

Лисёнок: Ой, плохо, животик болит. Лапки не идут. Усы повисли (падают в обморок, рядом лежит пузырек из-под лекарства, Кузя бегает вокруг них и причитает)

Кузя: Ох, беда-беда, огорчение!

Нафаня: Ребята, что нужно делать?

– Нужно вызвать скорую по телефону 03.
– Привести в чувство.
– Промыть желудок, вызвать рвоту.

 «Звонок в скорую»

Нафаня дает Кузе  телефон:

– Звони.

Доктор: Да, Скорая слушает. Что случилось?

Кузя: Зверята отравились.

Доктор: Какие признаки говорят об отравлении? Чем отравились?

Кузя: Отравились лекарством, аспирином. У них болят животы, тошнота, головокружение.

Доктор: Что сделали, прежде, чем позвонить?

Кузя: Промыли желудок, вызвали рвоту.

Доктор: Ваш адрес?

Кузя: Ул. Осенняя, 54.

 Доктор: Ожидайте.

Доктор осматривает зверят.

Учитель: Все  запомните, что лекарство
Без врача принимать опасно!

Доктор: – Опасны также предметы бытовой химии: лаки, краски, растворители, уксусная кислота.
– Они ядовиты и взрывоопасны, должны храниться отдельно, например, в кладовке.
– На этикетках бутылок должна быть надпись «Опасно». Если вы будете соблюдать эти правила, помощь доктора вам не потребуется.

КУХНЯ

Кузя: Зверятам уже лучше, пойдемте на кухню пить чай.

Нафаня: Какая опасность невидимая и неслышимая живет на кухне? Если правильно с ней обращаться, то эта опасность готовит вкусные кушанья.

- Газ.

Учитель: Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, надо соблюдать следующие правила:

Нафаня:

1) Надо немедленно сказать об этом взрослым.
2) Следует сразу же открыть окно и проветрить комнату.
3) Проверить, закрыты ли краны у плиты на кухне.
4) Немедленно позвонить в экстренную службу газа.

Кузя:

Выключай в квартире газ, 
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните  –    04.

ВАННАЯ

Нафаня: Путь в эту комнату преграждает тайна, расшифруйте ее (ВОДА)

– Молодцы, ребята. Какие опасные ситуации могут возникнуть с водой?

 УЧ-СЯ:
Можно затопить не только свою квартиру, но и квартиры соседей.

Учитель: Да, когда вода затопляет квартиру, портятся не только домашние вещи, но и пол и потолок портятся тоже, а мебель раскисает и приходит в негодность. Еще опасно то, что из-за воды могут намокнуть электрические провода, и тогда может возникнуть вторая опасность – удар током или даже пожар.
        Ваша задача – остановить воду,  закрыть кран. Мы должны предупреждать опасность.

Чтобы починить кран после аварии, нам надо пройти в мастерскую, но вот беда – замок на мастерской с секретом. Отгадайте кроссворд – откроете замок. Загадки для вас загадают дети 1 класса.

Молоток стук-стук –
Торчит в стене сук,
Постучу опять, –
Будет не видать.
 (Гвоздь)

Он на кухне – лучший друг.  

Без него мы – как без рук.   

Потому что без него   

Не отрезать ничего!   (Нож)

 Железная сестрица
Зубаста и остра:
Её и клён боится,
И тополь, и сосна...
 (Пила)

 Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)

Очень нужные сестрички –

Толще нитки, тоньше спички.

И у каждой у сестрички

Острый клювик, как у птички.

А головка – завиточек,

Круглый, маленький крючочек (булавка)

Два конца,

2 кольца,

Посередине гвоздик (Ножницы)

Тонка, длинна, одноуха, стройна,
Всему миру красна. 
(Иголка)

8. Вот железная плутовка:
Листы держит очень ловко,
Крепко вместе их сжимает,
Никогда не растеряет. 
(Скрепка)

Учитель: Какое слово получилось в выделенной колонке?

-Внимание. Оно нам нужно, чтобы не случались травмы.

Нафаня: Запомните! Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травму.

Кузя: Сколько лет живу, а научился только блины лопать, а как пользоваться этими инструментами – не знаю!

Учитель: Послушай внимательно, Кузя. Всех ребят  познакомят с правилами уч-ся 2 класса.

- Старайтесь работать в присутствии взрослых или посоветуйтесь с ними перед работой.

- Никогда не пользуйтесь незнакомыми инструментами.

- Работайте только острым, хорошо заточенным инструментом.

- Режьте всегда в направлении от себя.

- Не бросайте острые предметы без присмотра. 

Нафаня: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.

Учитель: Слушайте стихотворение и добавляйте по смыслу пропущенные слова:

ОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!  
И не открывайте тете, 
Если мама на …. работе.
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что … монтер. 
Или даже скажет он, 
Что пришел к вам …. почтальон.
Он покажет вам пакет
(А под мышкой … пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять …. гранат!
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомым ты не верь,
Закрывай покрепче … дверь!

         Каждый человек должен знать, куда он может обратиться за помощью в случае возникновения экстремальной ситуации. В квартире около телефона должны быть номера телефонов соседей, рабочие телефоны родителей и служб экстренной помощи города. Об этих службах вам расскажут учащиесяся 4 класса.

                                 01 – пожарная часть

Когда пожар, 
Рецепт один
– Звоните срочно 01

                                       02 – милиция,
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом. 
Двери держатся едва
– Позвони скорей «02»!

                                          03 – скорая медицинская помощь,
Если что-то в глаз попало, 
Поврежденный глаз не три,
Позови на помощь старших,
Пусть звонят скорей «03»!
                                               04 – газовая служба.
Газ, почувствовав в квартире, 
Звони скорее 04!

Учитель: Дорогие Нафаня и Кузя, ребята к классному часу сочиняли частушки. Участвовало в конкурсе …. человек.  Это: (награждение).

Лучшие частушки прозвучат сегодня.                  

Частушки

Кузя: Дорогие ребята, берегите себя!

Нафаня: Будьте внимательны, и с вами никогда не случится беда. До свидания. (убегают)

Литература:

festival.1september.ru/articles/579992/

festival.1september.ru/articles/501016/

pwpt.ru/presentation/obzh/

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/.../rabochaya-programma-po-predmetu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила противопожарной безопасности в быту"

Класс: 2-4  Цель: через  образные ассоциации формировать основы безопасности жизнедеятельности младших школьников при пожаре...

Памятка для учащихся "Правила пожарной безопасности в быту"

При профилактической работе с детьми по пожарной безопасности может использоваться данная памятка....

Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязанПожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан.

Цель классного часа: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре. Задачи классного часа: знать правила против...

Памятка для родителей правила пожарной безопасности в быту

Памятка для родителей правила пожарной безопасности в быту...

"Пожарная безопасность в быту"

Консультация для родителей...