Классный час по теме: "Дети и война".
классный час (3 класс) на тему

Ивченко Ирина Викторовна

Классный час, посвященный подвигам детей в годы ВОВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petya_klypa.doc471.5 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_deti_i_voyna.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петя Клыпа

Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. Но он был маленького роста, худенький и щуплый и потому казался двенадцати-тринадцатилетним подростком. Очень живой, сообразительный, смелый паренек, он, по рассказам, был замечательным товарищем - добрым и отзывчивым, всегда готовым поделиться с друзьями последним. Обо всех этих событиях субботнего вечера Петя Клыпа рассказал старшине Игнатюку уже позже, когда они встретились в казармах во время боев в крепости, а Игнатюк теперь, спустя много лет,
передал мне его рассказ.
Петя не говорил при этом, что пережил он в первые минуты войны, проснувшись среди грохочущих взрывов, видя вокруг себя кровь и смерть, глядя на убитых и раненых товарищей. Но старшина помнил, что мальчик, вскочив с постели и еще не успев одеться, был отброшен близким взрывом в сторону и сильно ударился головой о стену. Несколько минут он пролежал без сознания, а потом
кое-как поднялся на ноги и мало-помалу пришел в себя. И тогда он первым делом кинулся к пирамидам и схватил винтовку.
Среди взрослых бойцов были такие, что растерялись, поддались в первый момент панике.
Командир - молодой лейтенант, вскоре появившийся здесь, - ставил им в пример этого мальчика, который сохранил полное самообладание и, едва опомнившись от контузии, ошеломленный и наполовину глухой, сейчас же взялся за оружие и приготовился встретить врага. И его пример помогал малодушным взять себя в руки и справиться со страхом.
Огонь врага усиливался, здание казарм горело и рушилось, и уцелевшие бойцы, неся с собой раненых, спустились в массивные сводчатые подвалы, протянувшиеся под всем домом.
Там, у подвальных окон, были расставлены пулеметчики и стрелки.
Но нужно было, чтобы кто-то поднялся наверх, на второй этаж здания - наблюдать оттуда и вовремя доложить о появлении врага. Наблюдателю грозила опасность - верхний этаж дома особенно сильно кромсали вражеские снаряды. Командир вызвал добровольцев, и первым на его зов отозвался тот же Петя Клыпа.
А потом мальчик стал ходить в разведку по крепости, выполняя поручения командиров. Для него не было запретных мест - он отважно и ловко пробирался на самые опасные участки, пролезал буквально всюду и приносил ценные сведения о противнике.
На второй день у бойцов 333-го полка подошли к концу боеприпасы. Казалось, сопротивление на этом участке будет неминуемо сломлено. В это самое время Петя Клыпа и Коля Новиков, отправившись в очередную разведку, обнаружили в одном из помещений казарм еще не поврежденный бомбами и снарядами противника небольшой склад боеприпасов. Мальчики сообщили об этом командирам и вместе с другими бойцами тут же, под огнем врага, принялись таскать патроны и гранаты к зданию, где оборонялись их товарищи. Благодаря им защитники крепости, сражавшиеся на этом участке, смогли продолжать сопротивление еще много дней, нанося врагу большой урон.
Петя Клыпа показал себя таким храбрым, смышленым и находчивым бойцом, что старший лейтенант, принявший в первые часы войны командование над бойцами 333-го полка, вскоре сделал его своим связным, и Петя пулей носился по подвалам и полуразрушенным лестницам здания, выполняя его поручения. Впрочем, это назначение имело и другой, неизвестный ему смысл. Командир, сделав мальчика связным при штабе, надеялся отвлечь его от прямого участия в
боях и сберечь его жизнь.
Но Петя успевал и выполнять поручения командиров, и воевать вместе с бойцами. Он метко стрелял, и не один гитлеровец нашел свой конец там, в крепости, от его пуль. Он даже ходил в штыковые атаки с винтовкой, которая была больше его, или с маленьким пистолетом, добытым в обнаруженном им складе. Бойцы тоже берегли своего юного товарища и, заметив, что он идет вместе с ними в атаку, прогоняли его назад, в казармы, но Петя, чуть приотстав, тотчас же присоединялся к другой группе атакующих. А когда его упрекали в излишнем удальстве, он говорил,
что должен отомстить за брата: кто-то по ошибке сказал ему, что лейтенанта Николая Клыпу фашисты убили у входных ворот крепости. И мальчик дрался бок о бок со взрослыми, не уступая им ни в смелости, ни в упорстве, ни в ненависти к врагу.
 
...Не оказалось медикаментов, бинтов, и раненых нечем было перевязывать и лечить. Люди стали умирать от ран. Их выручил тот же Петя Клыпа. Он отправился на поиски, нашел в одном месте полуразрушенный склад какой-то санитарной части и под огнем врага принялся копаться в этих развалинах. Отыскав под камнями и перевязочный материал, и кое-какие лекарства, он принес все
это в подвалы казарм. Тем самым многие раненые были спасены от смерти.
Не было воды. Жажда мучила раненых, плакали дети, просили пить. Не многие храбрецы отваживались под перекрестным огнем немецких пулеметов подползти с котелком или фляжкой к берегу Буга. Оттуда редко удавалось вернуться. Но рассказывают, что стоило только раненому застонать и попросить воды, как Петя обращался к командиру: "Разрешите сходить на Буг? "
Много раз отправлялся он на эти вылазки за водой. Он умел найти наименее рискованный путь к берегу, ужом проползти между камнями к реке и всегда возвращался благополучно - с наполненной флягой.
Особенно трогательно заботился он о детях. Бывало, последний кусок сухаря, последний глоток воды, оставленный для себя, Петя отдавал измученным малышам. Однажды, когда детям совсем нечего было есть, он разыскал в развалинах продуктового склада всякую снедь и оделял голодных ребятишек кусочками раздобытого там шоколада, пока не роздал все до крошки.
Многие женщины, застигнутые войной в постели, прибежали в подвал полуголыми, не успев одеться. Им нечего было надеть, нечем прикрыть наготу детей. И снова Петя Клыпа пришел им на помощь. Он помнил, где находился ларек Военторга, уже разрушенный бомбами и снарядами врага, и, хотя этот участок был под очень сильным обстрелом, мальчик пробрался туда. Час спустя он вернулся в подвалы, волоча за собой целую штуку материи, и тут же поделил ее между раздетыми женщинами и детьми.
Ежечасно рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал какую-то песенку, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы.
Потом положение на участке 333-го полка стало безнадежным, и защитники казарм поняли, что им остается только погибнуть или попасть в руки врага. И тогда командование решило отправить в плен женщин и детей, находившихся в подвалах. Пете, как подростку, тоже предложили идти в плен
вместе с ними. Но мальчик был до глубины души оскорблен этим предложением.
 "Разве я не красноармеец?" - с негодованием спросил он командира.
Он заявил, что должен остаться и будет драться до конца вместе с товарищами, каков бы ни был этот конец. И старший лейтенант, тронутый и восхищенный мужеством мальчика, разрешил ему остаться. Петя принимал участие во всех дальнейших боях.
Игнатюк рассказывал, что после этого драться им пришлось уже недолго. В первых числах июля боеприпасы были почти истрачены. Тогда командиры задумали сделать последнюю отчаянную попытку прорыва. Решили прорываться не на север, где противник ожидал атак и держал наготове крупные силы, а на юг, в сторону Западного острова, с тем, чтобы потом повернуть к востоку, переплыть рукав Буга и мимо госпиталя на Южном острове пробраться в окрестности Бреста.
Этот прорыв окончился неудачей - большинство его участников погибло или было захвачено в плен.
В числе пленных оказался и Михаил Игнатюк. Его пригнали в лагерь Бяла Подляска, и там он два дня спустя снова встретился с Петей Клыпой, который ходил весь избитый, в синяках, но по-прежнему был бодр и неутомим.
Мальчик рассказал старшине, что он переплыл рукав Буга и с несколькими товарищами сумел прорваться сквозь кольцо немцев. Целый день и всю ночь они бродили по лесу, пробираясь к Южному военному городку Бреста, а наутро их окружили и взяли в плен гитлеровцы.
Их пристроили к большой колонне военнопленных, которую под сильным конвоем вели за Буг. По дороге навстречу колонне попалась машина, на которой ехали с аппаратурой немецкие кинооператоры. Видно, они снимали фронтовую кинохронику и, увидев наших пленных, принялись крутить свой аппарат. Машина медленно подъезжала все ближе. И вдруг весь черный от пыли и пороховой копоти, полураздетый и окровавленный мальчик, шедший в первом ряду колонны, поднял кулак и погрозил прямо в объектив кинокамеры. Этот мальчик был Петя Клыпа.
Операторы возмущенно закричали. Фашистские конвоиры дружно набросились на мальчика, осыпая его ударами. Он упал на дорогу и лишился сознания. Его, конечно, пристрелили бы, если бы не какой-то врач - капитан медицинской службы, шагавший в соседней шеренге пленных. Сам до предела измученный, он поднял на руки бесчувственного мальчика и донес его до лагеря. Уже на
другой день Петя снова деловито шнырял среди пленных бойцов, разыскивая товарищей по крепости.
Со слезами на глазах рассказывал мне Игнатюк, как там, в лагере, Петя спасал его от голодной смерти. В Бяла Подляске пленных кормили раз в день какой-то грязной баландой, к которой полагалась маленькая порция эрзац-хлеба. Но даже и эту баланду нелегко было получить - лагерная охрана устраивала около кухни толчею и беспорядки, чтобы потом выстрелами разогнать голодных пленных. Люди теряли последние силы, и многие умирали.
Игнатюку, грузному, тучному человеку, было особенно трудно обходиться положенной жалкой порцией пищи. К тому же ему редко удавалось добраться до кухни - гитлеровцы, охранявшие ее, не могли поверить, что этот полный лысый человек всего только старшина, и считали его переодетым комиссаром.
Если бы не Петя, Игнатюк вряд ли сумел бы выжить. Мальчик каждый день старался достать ему что-нибудь съестное и, хотя сам голодал, неуклонно приносил все добытое старшине.
 "Дядя Миша, вот я вам принес!.. - радостно сообщал он, прибегая с котелком, где плескалась порция баланды, или доставая из-за пазухи кусок жесткого, с опилками хлеба. - Вы кушайте, я уже обедал".
 - Я знаю, что он иногда и свое недоедал, а приносил мне, - рассказывал Игнатюк. - У этого парня была золотая душа.
Там, в лагере, Петя встретил своего друга Колю Новикова и еще троих таких же, как он, мальчиков - воспитанников из других полков. Почти все эти ребята были старше его, но Петя показал себя самым смелым, ловким и решительным. Мальчики стали готовить побег и уже вскоре исчезли из лагеря. С тех пор Игнатюк ничего не знал о Пете Клыпе.
Но зато его рассказ могла дополнить Валентина Сачковская. После падения крепости она жила в
Бресте вместе с матерью и другими женами и детьми командиров и хорошо помнила, как однажды
поздним летом в их дворе появилась знакомая маленькая и быстрая фигурка. Петя Клыпа со
своими четырьмя друзьями, успешно бежав из Бяла Подляски, снова пришел в Брест.
Мальчики прожили в городе больше месяца, и Петя, такой же деятельный и энергичный, постоянно
уходил что-то разведывать и высматривать у немцев. Как-то он не выдержал и по секрету сказал
Вале, что они готовятся взорвать немецкий склад боеприпасов. Но в эти дни брестское гестапо
начало облавы, выискивая бывших советских военнослужащих, и Пете пришлось уходить из города,
где многие его хорошо знали. Он ушел вместе с теми же мальчиками, и Валя помнила, что потом
кто-то ей рассказывал, будто ребят этих видели в деревне Саки около местечка Жабинки, где они
жили и работали у крестьян. Больше она не слышала о Пете никогда.
Я поехал в деревню Саки, находившуюся в 30 километрах от Бреста, и там нашел колхозницу
Матрену Загуличную, у которой в 1941 году жил и работал Петя Клыпа. Загуличная хорошо помнила
мальчика и его друзей. Она рассказывала, что Петя все время уговаривал своих товарищей идти на
восток, к линии фронта. Он мечтал перейти фронт и снова вступить в ряды Красной Армии.
Наконец один из мальчиков, Володя Казьмин, согласился идти вместе с Петей. Они ушли уже
осенью в далекий путь, протянувшийся на сотни километров через леса и болота Белоруссии. На
прощание, поблагодарив Матрену Загуличную, Петя оставил ей целую пачку бог весть как
сохранившихся у него фотографий, обещая вернуться за ними после войны. К сожалению, эти фото
не уцелели. Загуличная, так и не дождавшись возвращения мальчика, за два или три года до моего
приезда уничтожила фотографии.
Следы Пети Клыпы на этом пока обрывались. Было неизвестно, удалось ли этому Гаврошу
Брестской крепости дойти до фронта или он погиб во время своего трудного путешествия.
 
...Для поисков Пети Клыпы у меня оставалась одна-единственная нить - его брат Николай Клыпа,
который, по слухам, теперь был майором. И я, вернувшись в Москву из этой поездки, решил искать
майора Николая Клыпу. Я позвонил к тому же "всемогущему" полковнику И. М. Конопихину в Главное
управление кадров Министерства обороны. К сожалению, я мог ему дать на этот раз только очень
скудные сведения об интересовавшем меня человеке, что, конечно, затрудняло его поиски. Но я
рассчитывал на то, что фамилия Клыпа - мало распространенная, и, возможно, благодаря этому и
удастся найти в списках офицеров майора Николая Клыпу.
 Действительно, уже на другой день, когда я позвонил Ивану Михайловичу, он мне сказал:
 - Берите карандаш и записывайте! Майор Николай Сергеевич Клыпа, тысяча девятьсот
пятнадцатого года рождения; в настоящее время является военным комиссаром Маслянского
района Тюменской области в Сибири.
 Обрадованный этой удачей, я тотчас же написал майору Николаю Клыпе (впрочем, оказалось, что
не так давно он уже стал подполковником) и вскоре получил от него ответ. Н. С. Клыпа писал мне,
что его младший брат действительно был участником обороны Брестской крепости, после войны
вернулся домой живым и здоровым, но, к сожалению, в последние годы связь между братьями
оборвалась, и он сейчас не знает адреса Петра. Однако он тут же сообщал, что в Москве живет их
сестра, у которой я и могу узнать теперешнее местонахождение Петра Клыпы.
Я поехал на Дмитровское шоссе по указанному мне адресу, застал дома мужа сестры, и от него я
неожиданно узнал, что Петр Клыпа отбывает заключение в Магаданской области, осужденный за
соучастие в уголовном преступлении.



Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа

«Дети и война (пионеры-герои Великой Отечественной войны)»

Быть светлым лучом для других,

вот высшее счастье для человека.

Ф.Э.Дзержинский

Цель:  

        1. Способствовать воспитанию чувства гордости за подвиг детей в  годы Великой Отечественной войны.

  1. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств  обучающихся через приобщение к одной из страниц Великой Отечественной войны.

Оборудование: мультимедиа проектор, записи песен военных лет.

Ход классного часа.

1 слайд

Слово классного воспитателя.  Наш классный час посвящен одной из страниц Великой Отечественной войны. Нашей целью является знакомство с пионерами-героями, детьми этой войны, их подвигом.  Дети военной поры  быстро взрослели, принимая на свои плечи все тяготы военного времени. Не случайно, эпиграфом взяты слова Дзержинского: «Быть светлым лучом для других, вот высшее счастье для человека». Дети войны, как маленькие лучики, светили, освещали дорогу, давали надежду на будущее.

2 слайд

1 вед. «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

2 вед.  Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним  о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям.

        Часто – в ту военную пору – это были дети – маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали в партизанских отрядах, в тылу врага, трудились на оборонных предприятиях. Многие погибли.

3 слайд

3 вед. Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа.

Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. Но он был маленького роста, худенький и щуплый и потому казался двенадцати-тринадцатилетним подростком. Он, по рассказам, был замечательным товарищем - добрым и отзывчивым, всегда готовым поделиться с друзьями последним.

Мальчик всегда и везде был первым: и в атаке, и в разведке. А если раненым нужна была вода или медикаменты, Петя тут же выполнял поручение командира.

        До последнего держались защитники Брестской крепости, но, когда силы были на исходе пришлось либо погибать, либо сдаваться. Петя с друзьями бежал из крепости, но попал в немецкий плен.

        Их пристроили к большой колонне военнопленных, которую под сильным конвоем вели за Буг. По дороге навстречу колонне попалась машина, на которой ехали с аппаратурой немецкие кинооператоры. Видно, они снимали фронтовую кинохронику и, увидев наших пленных, принялись крутить свой аппарат. Машина медленно подъезжала все ближе. И вдруг весь черный от пыли и пороховой копоти, полураздетый и окровавленный мальчик, шедший в первом ряду колонны, поднял кулак и погрозил прямо в объектив кинокамеры. Этот мальчик был Петя Клыпа.

        Фашисты избили Петю, и он едва не погиб. Но, благодаря поддержке товарищей по- несчастью, он остался жив.

        В лагере Петя был всеобщим любимцем. Как мог, помогал выжить друзьям. Вскоре ему  удалось бежать из лагеря. Отправился  в Брест. А оттуда, перейдя линию фронта, в Красную Армию.

        Петя прошел всю войну, уцелел, женился, у него двое детей. Имя Петра Клыпы навечно занесено в книгу защитников Брестской крепости.

Многие пионеры воевали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.  Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»)

4 слайд

4 вед. ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

5 слайд.

5 вед.  Леня рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

6 слайд

6 вед. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

7 слайд

7 вед. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

8 слайд

8 вед. Совсем юные герои, они удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза посмертно. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было лет?  Двенадцать-четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете… Но не все погибли. Есть и те, кто выжил. Среди них и Надя Богданова.        

9 слайд

9 вед. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

10 вед. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Мы были серыми, как соль.

А соль на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой,

И золотой ее запас. (Л.Щасная)

10 слайд

11 вед. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.

        Сражались повсюду. На море, как Борис Кулешин. В небе, как Аркадий Каманин. В партизанском отряде, как Леонид Голиков. В Брестской крепости, как Валентина Зенкина. В керченских катакомбах, как Владимир Дубинин.

        И ни на миг не дрогнули их юные сердца!

        Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых на защиту Родины.

        «Никто не забыт, ничто не забыто…» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и нашей с вами жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу Великую Родину.

11 слайд (ребята встают, зачитывая текст с мест и  остаются стоять)

12 вед. Боря Цариков, выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, уничтожил 70 танков.

13 вед.  Володя Казначеев в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минер.

14 вед. Вася Коробко, вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.

15 вед. Костя Кравчук. Отступающие солдаты, отдали ему на хранение полковое знамя. Более двух лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берег знамя.

16 вед. Саша Филинов. По его добытым сведениям, были уничтожены несколько фашистских штабов.

17 вед. Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.

18 вед. Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети!

(Далее колокольный звон, все остальные присоединяются к тем, кто уже стоит)

19 вед. Война вошла в мальчишество мое

Сперва без дыма, крови и тревоги,

А как заходят путники в жилье

Передохнуть,  испить воды с дороги. (Г.Еремеев)

Звучит музыка, идет видеоряд.

Заключение. Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

        «Мы - дети Великой Отечественной войны, мы – это зеленые, еще не крепкие побеги на древке Знамени Победы, водруженного над рейхстагом», - именно так написал поэт Е.Евтушенко о себе и своем поколении.

 

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"...

Классный час на тему "Дети войны"

Дети смогут увидеть страшное время войны глазами своих сверстников, на долю которых выпали эти тяжкие страдания: дети-герои, сыны полка, узники концлагерей, дети блокадного Ленинграда......

Классный час на тему: "Дети и война"

Ход занятия. 1. Вступительное слово. - Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем - дихими, злыми и голодными  годами. Тяжело достались они всему наше...

Классный час по теме "Дети и Великая Отечественная война"

Ребята, 9 мая наша страна отмечает 64 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Побе...

Классный час по теме « Дети и Великая Отечественная война»

Данный классный час поможет изучить историю своей страны, своего народа. Формировать патриотические чувства. Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны. Развивать коммуникативные качест...

Классный час на тему: «Дети и война»

Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны....