Методическая разработка "Где тепло, там и добро"
методическая разработка на тему

Светлана Александровна Сорокина

Методическая разработка предназначена для начальной школы. Материал занятия позволяет познакомить детей с крестьянским бытом, с устройством русской избы. Сопровождается мероприятие играми, песнями, фольклорными номерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_ulyanovskaya_sosh_gde_teplo_tam_i_dobro.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ульяновская СОШ

Фольклорная игровая программа

«Где тепло - там и добро»

                     Составила воспитатель

                               группы продлённого дня

                               Сорокина Светлана

                               Александровна  

Цель:

- Ознакомление детей с эпизодами из жизни наших предков, используя наглядность, ИКТ, игровые моменты и интересные задания.

-Воспитание уважения к русской культуре, к обычаям, быту простых крестьян.

-Развитие любознательности, чувства патриотизма, трудолюбия.

Задачи:

-Развивать познавательные интересы детей, кругозор, словарный запас; развивать творческие способности.

-Помочь учащимся осознать свою этническую принадлежность, формировать стремление перенимать исторические этнические традиции.

-Создавать условия для получения детьми положительного заряда радости, веселья, добра; способствовать укреплению психического и физического здоровья детей.

Оборудование:

 предметы декорации, напоминающие убранство деревенской избы (нарисованная печь, ухват, кочерга, рушники, чугунки и т. п.), костюмы участников, компьютер, презентация, раздаточный материал(для рефлексии).

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба! Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в русской избе зимой. За окном дедка Морзко  да бабушка Въюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Ох, хорошо!

 Девочка - ведущая: Прижмутся дети к тёплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся, да горницу освещают.

Учитель: Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей.

Девочка - ведущая: Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт для всей семьи, сдобные калачики для малых детушек. Печь избу согревает и освещает!

Голос из – за печки ворчливо: Сама – то печка добрая – всем найдёт кусочек пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, а мне ничего не оставить.

Учитель: Кто это из – за печки со мной разговаривает?

Голос: Это я – запечный житель!

Учитель: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из- за печки вылезешь, да с нами поговоришь?

Голос: Зовут меня известно как. Зовусь я -  Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Учитель: Слыхали, слыхали. Как ни слыхать! Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это?

Голос: Вот уж напраслина, хозяюшка, так я совсем обидеться могу.

Учитель: Обижаться не надо – уж очень мы хотим с ребятами на тебя посмотреть. Ребята, хочется вам увидеть настоящего домового?

Тогда давайте дружно позовём его все вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать: Домовой, домовой, приходи к нам домой!

Повторяйте вместе со мной! Дружно!  (Повторяем несколько раз )

Выходит домовой (мальчик, одетый в потёртую жилетку, валенки, шапку – колпак, у него приклеены усы и бородка): -  Здр-а-а-сьте! Это вы меня звали?

Учитель: Мы, мы, домовой! Как мы тебе рады! Наверное, каждый из нас впервые видит самого настоящего живого домового?!

Проходи сюда, к печке, здесь тебе будет уютнее.

Расскажи нам что-нибудь о себе!

 Домовой: Стихотворение! Вот! Слушайте!

Дед  хозяйственный такой-

Старый добрый домовой

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой

Чтобы мир был и лады

Охраняю от беды!

Учитель: Прекрасные стихи! Поблагодарим  Домового!

Учитель: Скажи пожалуйста домовой, значит  ты - запечный житель?

Домовой: Да, в каждом доме, где есть печка, должен  обязательно быть  Домовой! Он за печкою живет, сковородки серебрит, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.

Учитель: А я слышала, что домовые- проказники. Вот оставит  хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется - все съедено. Говорят - домовой доел. Потеряется  в доме какая-нибудь вещь - говорят, домовой утащил. Правда это?

Домовой: Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет - вспомнит, что сам ее вчера в угол забросил. Вот и запомнит - у каждой вещи в доме своё место должно быть, чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать. А насчет того, что  мы лакомки - это верно! Любим за хозяевами сковородки подчищать.

Учитель: Зато  говорят, никто лучше Домового  не знает домашнего хозяйства.

Домовой: Это верно! Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается!

Учитель: Домовой, а как ты думаешь, хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?

Домовой: Это мы проверим. Вот вам задание-загадку отгадать.

             Мать пузата,

             Сын - горяч,

             А внук - кучеряв.

Учитель: (помогает)

             Мать-печка,

             Сын-огонь в печке,

             Внук-дым из трубы…

Учитель:  Больно загадка трудная.

Домовой: Тогда ты загадывай сама.

Учитель задаёт вопросы: 1) Как  называется посуда, в которой варят кашу в печке?   ( чугунок)

2) Как называется предмет, которым переворачивают  дрова в печке? ( кочерга)

3) Как называлась обувь, сплетённая из коры деревьев? ( лапти )

4) Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка «Курочка с носком – всякому поклон»?  ( рукомойник )

5) В одной русской сказке солдат варил кашу. Из чего? (Из топора)

6)А эта загадка про что? По сеням и так и сяк, а в избу никак. Что это? ( дверь)

7) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. ( веник)

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо знаете домашнее хозяйство не хуже Домового!

Домовой: Правда хорошо отгадывали!

Учитель, обращаясь к Домовому и гостям:

Много есть у нас талантов –

И певцов и музыкантов

Любим пляску удалую

И частушку огневую!

Будет вам сейчас гармошка

 Полтора часа играть.

Наши парни и девчата

Вам частушки напевать.

Частушки исполняют дети.

1 Девочка: Балалайка заиграла,

                   И пустились ноги в пляс,

                   Мы весёлые частушки

                   Пропоём для вас сейчас!

2 Девочка: Истоплю я жарко печку,

                    Испеку блиночков,

                    На вечёрку позову

                    Милого дружочка.

1 Мальчик: Эх, выйду плясать

                      Ножками задрыгаю,

                      Печь, кастрюли и ухват

                      По полу запрыгают.

3 Девочка: До чего ж я хороша!

                      До чего ж пригожа!

                       Ведь фигурою своею

                       Я на печь похожа.

2 Мальчик: Мне не надо винегрет,

                      Мне не надо лечо,

                      Лучше дайте на обед

                      Щи из русской печки!

1 Девочка: Лежит Прошка на печи

                     Ковыряет кирпичи

                     Ты вставай - ка, Прошка,

                     Попляши немножко!

2 Девочка: Как у нашего Ивана

                     Поселились тараканы

                     В тёпленьком местечке

                     В валенках на печке.

1 Мальчик: Эх, раз, полтора,

                     Бежит печка со двора

                     А за нею чашки

                     От грязнули – Машки.

3 Девочка: Как у нашего Егора

                      Пузо стало как пригорок.

                      Целый день он на печи

                      Уплетает калачи.

Учитель: (обращаясь к Домовому) Ну как понравились тебе частушки?

Домовой: Да, очень -  очень понравились. Молодцы, ребята! Спасибо. Уж давно меня никто так не веселил.

Рассказ об элементах печки.

-Ребята, посмотрите-ка на нашу печку! У неё как и у других печек есть:

ЧЕЛО, ШЕСТОК, УСТЬЕ, ПОДПЕЧЕК, ЗАСЛОНКА, ЛЕЖАНКА, ТОПКА.

Учитель: А теперь следующее испытание для ребят. У русского народа есть не только частушки, в которых упоминается русская печка. А сейчас мы вспомним сказки. Но не все, а только те, в которых упоминается русская печка.

И наш следующий конкурс называется «Отгадай сказку».

Учитель: Я буду зачитывать небольшой отрывок из сказки, а вы должны вспомнить её название. За каждый правильный ответ я даю жетончик.

  1. «Бежала девочка, бежала: видит – стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу».

                                                         («Гуси – лебеди»)  

  1. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!», а она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».

                                                          («Лиса и заяц»)

  1. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю».

                                                                  («По щучьему велению»)

  1. «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи».            

                                                                                 («Царевна – лягушка»)

  1. « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: «Возьмите меня с собой».

                                                            («Сивка – бурка»)

  1. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен».

                                                            («Колобок»)

- Молодцы ребята Хорошо отгадывали!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:  

Следующее  задание «Работа русской печки».

Есть такая пословица у русского народа «Хороши щи из русской печи». Но в печи не только готовили еду.

Внимание вопрос! Для чего ещё служила русская печь?

- пекли хлеб

- сушили грибы, ягоды, травы

- на печке грелись и этим лечили простуду

- готовили настои трав, отвары

- на печи спали

- сушили одежду, обувь

- хранили лук

- в печи мылись

- сжигали мелкий хлам

- обогревали избу- главное предназначение печки

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо отвечали на вопросы.

А теперь немного отдохнём и посмотрим сценку.

(Действующие лица: молодой парень Тит, его старушка – мать, его отец, все одеты в простую крестьянскую одежду).

Тит лежит на печке, спит, к нему подходят мать и отец и обращаются:

Дед:    Эй, вставай – ка с печки, Тит,

 Помоги нам молотить.

( В ответ – храп)

Слышишь, парень, полно спать,

Видишь, как устала мать!

Баба:   Видишь, как устал

  Да проснись же, наконец!

( В ответ – храп)

Дед:   Нелегка в полях работа

Молотили мы до пота.

А сынок наш спит, да спит

Да проснись же, Тит, а Тит!

(Тит просыпается, зевает во весь рот)

Тит:   Э – э – э – х! С утра так сладко спится!

Дед:   Стыдно, парень, так лениться!

Травки козам накоси,

Воду в кадку наноси.

Баба:   Поработай, хоть немножко!

Тит:    Где моя большая ложка?

Верно, скоро уж обед?

Где же ложка?

Ложки нет!

Дед:   Накорми сперва скотину!

Тит:   Накормил бы – больно спину.

Баба:   Накорми хотя – бы киску.

Тит:   Где моя большая миска?

Сам не емши я с утра.

Есть давно уже пора.

Ой, живот болит опять,

Надо мне ещё поспать!

(Кряхтя и охая, уходит. Дед и баба, качая головами, уходят за Титом).

Учитель: Последний  конкурс «Пословицы и поговорки, в которых упоминается печь»

Я приглашаю  тех ребят, которые сегодня ещё не выходили к доске. Наша задача – восстановить пословицы и поговорки, чтобы было правильно.

«Хочешь есть калачи -                                …и печь холодна»

«Съел бы пирог -                                         …так не сиди                                  «На печи не храбрись -                               …а руки»

«Без работы

 «Из одной печи -                                    …а в поле не трусь»

«Не печь кормит -                                       …да не одни калачи»

                                                                      …да в печи сжёг»

 РЕФЛЕКСИЯ раскрашиваем пирожки и вывешиваем их на доску в «тарелку»            

Учитель: Ну вот и подходит к концу наша игра. Я уверена, что вы сегодня узнали много нового о жизни наших предков, об их быте. Но конечно больше всего мы сегодня говорили о русской печке. Мы и отгадывали загадки, и вспоминали сказки, и говорили о работе русской печи, вспоминали пословицы. Вы сегодня очень хорошо работали. Молодцы!

                

Литература

Власова М. Н. Русские суеверия. СПб.: Азбука – классика, 2001.

Давыдова М. А., Агапова И. А. Праздник в школе. М.: Айрис – пресс, 2005.

Русский фольклор / Сост. В. А. Аникин. М.: Художественная литература, 1986.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю. Г. Круглов, М.: Просвещение, 1990.

Пашнина В. М. А у нас – перепляс. Ярославль: Академия развития, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный дню матери "При солнышке тепло, при матушке - добро"

Цель:способствовать улучшению взаимоотношений в семье, укрепить в душе учащегося любовь к матери, уважение  к женщине. Расширение кругозора ребёнка, совершенствование его творческих способностей,...

Открытый классный час. ТЕМА: «При солнышке тепло - при матери добро».

Открытое мероприятие, посвященное Дню Матери. Данное мероприятие несет в себе воспитательный характер. а также развитие культурного восприятия праздников такого характера, а также ставит цель показать...

Где тепло, там и добро. Литературный турнир (по русским народным сказкам).

Цели:Повторить и закрепить в игровой форме у учащихся знаний о содержании русских народных сказок.Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.Развивать у родителей интер...

При солнышке тепло, при матери добро.

Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК " Школа России" ( Канакина).Тема :перенос слов.(закрепление пройденного)...

Классный час "При солнышке -тепло, при матушке добро"

Сценарий классного часа, посвященного Дню Матери. Цель: воспитание любви и уважения к матери. Задачи: сплочение коллектива родителей и учащихся; воспитание духовно – нравственных качеств личности, ч...

Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"

Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....

Классный час, посвященный дню матери "При солнышке тепло, при матушке - добро".

Классный час посвященный дню матери " При солнышке тепло, при матушке-добро". Цель классного часа: воспитать у младшего школьников чувства  уважения и любви к самому близкому, верному человеку-ма...