Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»
методическая разработка на тему

Чебаненко Ольга Анатольевна

Цели:
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3.Развивать внимание, память.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevenskie_posidelki.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Сценарий детского фольклорного праздника

«Деревенские посиделки»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О.А.


Цели:
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3.Развивать внимание, память.

Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
(Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.)

Иван Т.Ф.: "Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Словно мы попали в деревенский домик, деревянную избу, не хватает только большой русской печки, такой как  в сказке «По щучьему велению». Такие печки были в каждой русской избе.

Марья О.А.: Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают).

Иван Т.Ф.: Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. Вот и  у нас сегодня будут деревенские посиделки.


        Звучит русская народная песня «Русская зима».

Ребенок  1.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок   2.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

 Ребенок 3.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Ребенок 4.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ребенок 5.

Отдых-это не безделки-

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все вместе:

Для друзей и для гостей.


Марья О.А.:"Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило
 ?"


Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"


Иван Т.Ф.:"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку.".

Ну-ка сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот какие…

(Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:)


Девочка: - Федул, что губы надул?
Мальчик: - Кафтан прожег.
Девочка:- Можно зашить.
Мальчик: - Иглы нет.
Девочка:- А велика ли дыра?
Мальчик:- Да один ворот остался.

Марья О.А.:"Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое для вас прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его.

Иван Т.Ф.: Поговорим еще о таких незнакомых старинных  словах:

 Рубель. Предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

Марья О.А.: Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.

Иван Т.Ф.: Трещотка представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент используется в быстрых плясовых песнях для четкого ритма.

Марья О.А.: Деревянная коробочка - очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый,  кленовый брусок. Звук извлекают барабанными  палочками. Коробочкой подчеркивают стук каблучков в танцах.

Иван Т.Ф.:А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".

Девочка:- Фома, что из леса не идешь?
Мальчик:- Да медведя поймал!
Девочка:- Так веди сюда!
Мальчик:- Да он не идет!
Девочка:- Так сам иди!
Мальчик:- Да он не пускает!

Девочка:- Сынок, сходи за водицей на речку!
Мальчик:- Брюхо болит!
Девочка:- Сынок, иди кашу есть!
Мальчик:- Что ж, раз мать велит - надо идти.

Марья О.А.: А сейчас наши девушки и парни споют для вас русскую народную песню «Посею лебеду на берегу».

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Марья О.А.: А мы продолжаем слушать небылицы в лицах.


Мальчик 1:- Что ваши девчата делают?
Мальчик 2:- Шьют да поют!
Мальчик 1:- А матушки?
Мальчик 2:- Порют да плачут.

Мальчик 1:- Фома, у тебя в избе тепло?
Мальчик 2:- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

Иван Т.Ф.:"Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!"

Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)

Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Парни:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Парни:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Парни:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Марья О.А.: А сейчас наши девчушки-веселушки исполнят для вас частушки:

Девочка 1:      -Начинаем петь частушки,

                          Просим не смеяться.

                          Тут народу очень много,

                           Можем растеряться.

Девочка 2:    - Мой дружочек, ох хороший,

                         Да росточком очень мал.

                         Проводил меня до дому…

                         Я чихнула – он упал!

Девочка 3:   – Шире круг, шире круг,
                     Дайте круг пошире.
                     Не одна иду плясать,
                     Нас идет четыре.

Девочка 4:  – Не хотела я плясать
                     Стояла и стеснялася,
                     А гармошка заиграла
                     Я не удержалася.

Девочка 5:   – А у нас во дворе
                     Квакали лягушки,
                     А я с печки босиком,
                     Думала подружки.

Девочка 1:    – По деревне я пошла
                      И Ванюшку видела,
                      Под кустом сидел и плакал,
                      Курица обидела.

Девочка 2:   – Я плясала в три ноги,
                      Потеряла сапоги,
                      Оглянулася назад
                      Сапоги мои лежат.

Девочка 3:  – Балалаечка – гудок
                     Свое дело знает,
                     Она в Ваниных руках
                     Хорошо играет.

Девочка 4:  – Сидит ежик на березе-
                     Белая рубашка.
                     На головке- сапожок,
                     На ноге- фуражка.

Девочка 5:  – Если б не было воды,
                     Не было б и кружки,
                     Если б не было девчат,
                     Кто бы пел частушки.
Марья О.А.: А после такого веселья пора узнать, чем же заняты были люди вечерами.

(Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.)

1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка:
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."

Иван Т.Ф.:"Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле- сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки."

Мальчик:
– Акуля, что шьешь не оттуля?
1 девочка:
– А я, батюшка, еще пороть буду.

Марья О.А.: "Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"(угощает гостей конфетами).


Сейчас наши самые маленькие ребята познакомят вас с несколькими песнями-закличками.

Ребенок 1:  Дождик, дождик, лей, лей, лей

                    На меня и на людей!

                    Поливай мои бобы,

                    В лесу ягоды грибы!         

Ребенок 2: Радуга – дуга!

                   Перебей дождя,

                   Дай нам солнышко,

                   Красно ведрышко.

Ребенок 3: Гром, гром!

                  Не бей в наш дом.

                  А бей в колоду,

                  В холодную воду.         

Ребенок 4: Радуга-дуга!

                  Не давай дождя!

                  Давай солнышко,

                 Под оконышко.

Ребенок 5:  Ветер-ветерцо!

                   Не дуй в лицо,

                   А дуй мне в спину,

                   Чтобы идти было в силу.

Марья О.А.: Подошло время увидеть, как же наши девушки-красавицы умеют танцевать, себя женихам показать.


(Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
Слова и музыка народные. Девочки одеты в платья похожие на русских красавиц –берез.)


– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.


Марья О.А.: После такой красоты никто не устоит.


Иван Т.Ф.:"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"

Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.

Две девочки:
1:
– На улице две курицы
2: С петухом дерутся.
1: – Две девицы-красавицы
2: Смотрят и смеются:
1: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха
2: Как нам жалко петуха!

Иван Т.Ф.:"А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"

Марья О.А.: "Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре, у которого завязаны глаза и поют:

Дети вместе: – Сиди, сиди, Яша,
                      Ты забава наша.
                      Погрызи орехи
                      Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

Дети вместе: – Свои руки положи,
                       Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.


Иван Т.Ф.: А теперь мы немного посоревнуемся, для начала разделимся на две команды. И посмотрим, чья же победит? Первый конкурс нашей эстафеты называется:

«Собери Матрешку.»

Марья О.А.: Для этого нам нужно будет одеть нашу маленькую матрешку: надеть платьице, повязать платочек, фартук, накрасить щечки помадой и дать в руки цветок. И тогда наша матрешка будет готова, а кто победит покажет конкурс.

Иван Т.Ф.: Нарядить матрешку мы нарядили, но и самим надо немного подкрепиться, чтобы хватило сил для соревнований. Итак, следующий конкурс:

«Рогалик.»

Марья О.А.: Каждой команде выдается по рогалику. Первый игрок  по сигналу откусывает рогалик, передает следующему и так далее, пока рогалик не исчезнет. Но главное условие : каждый участник из команды должен попробовать его. Итак, начали.

Иван Т.Ф.: Вот мы и подкрепились, чтобы мозги хорошо шевелились. Переходим к следующему конкурсу, где нужно хорошо поработать головой. Конкурс называется:

«Предметы быта.»

Марья О.А.: На столе лежат картинки предметов быта русской избы и современной квартиры. Одна из команд будет собирать предметы интерьера русской избы, а вторая современной квартиры. А в этом нам поможет жеребьевка. Маленький цветочек обустраивает избу, а большой – квартиру. Готовы, тогда начнем.

Иван Т.Ф.: А сейчас для вашего внимания я предлагаю разгадать загадки.

Марья О.А.: Только одно условие: будем взаимно - вежливы и не перебивать друг друга.  

Т.Ф.: Сидит дед, во сто шуб одет,

          Кто его раздевает,

          Тот слезы проливает. (Лук.)

О.А.: Сидит красная девица в темнице,

          А коса на улице. (Морковь.)

Т.Ф.: Лежит меж грядок,

         Зелен и сладок. (Огурец.)

О.А.: Как на нашей грядке

          Выросли ребятишки —

         Сочные да круглые,

         Вот такие крупные.

        Летом зеленеют,

        К осени краснеют. (Помидор.)

Т.Ф.: Дом зеленый тесноват:

          Узкий, длинный, гладкий.

          В доме рядышком лежат

          Круглые ребятки

          Треснул домик гладкий,

          Ускакали кто куда

          Круглые ребятки. (Горох.)

О.А.: Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Т.Ф.: И зелен, и густ

          На грядке вырос куст,

          Покопай немножко:

          Под кустом... (Картошка.)

О.А.: Хотя я сахарной зовусь,

          Но от дождя я не размокла.

          Кругла, крупна,

          Сладка на вкус,

          Узнали, кто я? (Свекла.)

Т.Ф.: Круглый бок, желтый бок,

          Сидит на грядке колобок.

          Врос в землю крепко,

          Что же это? (Репка.)

О.А.: Сам алый, сахарный,

          Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

Т.Ф.: Две сестры летом зелены,

          К осени одна краснеет,

          Другая чернеет. (Смородина.)

О.А.: На припеке у пеньков

          Много тонких стебельков.

          Каждый тонкий стебелек

          Держит алый огонек.

          Разгибаем стебельки,

          Собираем огоньки. (Земляника.)

Т.Ф.: Сидит рядом с нами,

          Смотрит черными глазами

          Черна, сладка, мала

          И всем нам мила. (Черника.)

О.А.: Красненькая матрешка.

          Беленькое сердечко. (Малина.)


Марья О.А.: "Кум-куманек, где же ты живешь?
                        Что куманек, ко мне в гости не идешь?"

Иван Т.Ф.: "Я иду, иду, иду,
                      Самовар в руках несу.
                      Эх, чай, чай, чай!
                     Уж ты кумушка, встречай!"

(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)

Марья О.А.: "Не красна изба углами,
                        А красна пирогами!"

Иван Т.Ф.: "Подходите, подходите!
                      Угощение берите!
                      Чаем запивайте!
                      Нас добрым словом вспоминайте!"

Марья О.А.: "Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо вам, порадовали вы нас, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаем всех отведать наших угощений."

Иван Т.Ф.: Приглашаем всех к столу. С пылу, с жару  к нашему самовару!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями  обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать Учащихся с традициями и обычаями русского народа провели фольклорный праздник "Деревенские посиделки" В сценарии использованы пословицы, поговорки, песни, небылицы. ...

Внеклассное мероприятие.Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"

Театрализация. Погружение в быт и традиции русского народа. Праздник предназначен для учеников 3-4 классов....

Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"

Представлен сценарий праздника, который был завершающим этапом проекта "Культура русского народа". В сценарий включены элементы русского народного фольклорного творчества,стихи, потешки , частушки....

Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"

Описание сценария проведеения детского фольклорного праздника "Деревенские посиделки"...

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки" для учащихся начальной школы.Цель: познакомить ребят с обычаями и традициями русского народа, прививать интерес к народному творчеству...