Фестиваль - праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры 1-4 классы
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Галынская Ирина Анатольевна

План -конспект школьного мероприятия Фестиваль - праздник, посвященный Дню  славянской  письменности и культуры 1-4 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хиславичская СШ»

Фестиваль - праздник, посвященный Дню  славянской  письменности и культуры 1-4 классы

Цели

  1. Расширение  знаний  и представлений учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.
  2. Мотивация познавательного  интереса к истории письменности и культуры своего народа.
  3. Развитие  личности, способной  к самореализации, повышение  уровня творческих способностей учащихся;   речи, мышления.
  4. Воспитание  уважения  и понимания  русской культуры,  славянских традиций.

Задачи:

- создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской  азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня  славянской письменности и культуры;

- развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление;

-  воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;

- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в проектно–исследовательскую  и творческую деятельность;

- вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;

Оборудование:
творческие работы детей; выставка книг; аудиозаписи песен, музыкальных композиций и  колокольного звона, аудио – и видео аппаратура,
картинки,  презентация к празднику «Дни славянской письменности и культуры», наглядный материал (старославянский и современный алфавит)

Автор сценария и режиссер программы:   руководитель РМО Галынская Ирина Анатольевна        

Художественное оформление:  педагогический коллектив учителей начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ».

В празднике участвовали : обучающиеся 1 – 4классов, родители.

Оформление сцены: буквы старославянской и  Русской азбуки, выставка книг, плакаты и детские работы.

Ход мероприятия

                                        Праздник начинается песней «Моя Россия»,

( Н.Соловьева, Г. Струве) в исполнении учащихся  4-ых классов

Ведущий 1. 24 мая церковь празднует День памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.  Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» и учащихся. 
Сегодняшний день празднуется во многих славянских странах,  как  День рождения  славянской письменности.

Ведущий 2. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры.

Ведущий 1.  Но это не только нынешняя традиция, и 100 лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год. 

Ведущий 2. А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Все уроки будем делать только устно!

Ведущий 1.  Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, смартфоны и компьютеры, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда. Ребята,  как  вы думаете, нужна ли нам письменность?

Дети отвечают хором: Да!

Ведущий 2. Сегодня мы с вами узнаем, кто является основателем славянской письменности, какое значение она имеет для нас.  

  Ведущий 1.     Сейчас Вас приветствуют выпускники начальной школы. Для них этот день особенно важен. Они прощаются с начальной школой, своими первыми учителями и переходят в 5 класс.

Выступают ученики 4-ых  класов,  с литературной  композицией.

  1. Оглянись на предков наших,
    На героев прошлых дней,
    Вспоминай их добрым словом.
    Слава им борцам суровым!
    Слава русской старине!
    И про эту старину
    Я рассказывать начну,
    Чтобы люди знать могли
    О делах родной земли…

2.Святые Кирилл и Мефодий пред нами,

Их праздник великий и славный мы чтим.

Украсьте же, люди, икону цветами,

Пролейте слезу благодарности им.

3.Простые их буквы - не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

4.На север славянский от светлого юга

Те искры святые они принесли,

И их не задула суровая вьюга,

Они разгорелись по лону земли.

5.По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За груды свои прославляются.

6.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей

7.В храмах Божиих братьев чтут, к святым

Их причислили, благодарные, -

Через их труды, по молитвам их

Стала Русь святой, Православною.

Звучит отрывок из оперы М.Глинки «Славься»

На экране слайд с изображением славянской азбуки

8.Язык наш славен и велик!

Храни родную речь!

Язык любви сердца целит,

Тебе его беречь.

9.А всё же до жалости редко, 
Среди почитаемых книг 
Мы ищем язык наших предков - 
Для нас неудобный язык. 
10.Пускай не во всем он понятен 
И мудрым ученым, порой 
И белых в нём более пятен, 
Чем даже на карте земной. 
11.Но вслушайтесь в давнюю эту 
Эпоху, за каждой строкой. 
В словах легковесности нету. 
Густой, непрозрачный и вязкий, 
12.Тяжёлый, как сотовый мёд! 
Как капли его золотые, 
Живут и сейчас в языке 
Слова налитые, густые, 
Хоть каждое взвесь на руке. 
13.Они веселы и суровы. 
До наших времён донесли 
Значительность каждого слова, 
В начале Российской земли                 

Ведущий 2. А чем же отличается азбука от алфавита? Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:  

             А (аз) и Б (буки):  Азбука

Ведущий 1.  А слово "алфавит" происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

             Альфа + Вита: Алфавит.

Ведущий 2. Следующие участники нашего фестиваля совсем недавно закончили изучать Русский алфавит и они хотят поделиться с нами своими впечатлениями.  Сейчас мы приглашаем на сцену учеников 1-ых классов.

                                                                               Дети 1-го класса  читают стихи, (у каждого в руках модель буквы, выполненная своими руками)

1. Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
и первые книги свои прочитали.
2.А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
3.Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
открылся, ребята, вам сразу.
4.Мы прочитаем разных книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

5.Буквы – значки, как бойцы на парад,

В четком порядке построены в ряд.

6.Каждый в условленном месте стоит.

А называется все – алфавит!

7.Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком.

А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.

8.Прочтёшь ты книги о зверях,

Растениях,  машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

9.Тебе чудесные края

Откроет путь от “А” до “Я”!

10. Закончена Азбука.

Буквы мы знаем.

Стихи и рассказы

Свободно читаем.

11.Добру нас учила

Русская речь.

И мы её будем

Любить и беречь!

12. Буквы, слоги и загадки

В доброй Азбуке живут.

По ступенькам постепенно

В царство сказок нас ведут.

13.Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке спасибо –

Расставаться нам пора!

14.Тридцать три богатыря

На страницах букваря.
Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей!

15.. Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать .

Не надо бабушку трясти:

“Прочти, пожалуйста! Прочти!”

Не надо умолять сестрицу:

“Ну, прочитай ещё страницу!”

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

16. Мы прочтем любые книжки,

 Разберемся в словаре.

 Потому что всюду буквы,

 Те же, что и в Азбуке.

17. Мы хотим сказать тебе спасибо!

 Мы тебя за все благодарим!

 Говорим тебе мы!  До свидания!

 Здравствуй! – новой книге говорим!

Дети исполняют песню «Азбука» (З. Петрова, А. Островский)

Ведущий 1.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал.

Ведущий 2.

И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также письмом...  Именно благодаря письму мы с вами имеем возможность узнать много нового, интересного, поучительного, веселого и серьезного

Ведущий 1. День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. 

Ведущий 2. Нам доступны научные и культурные богатства.  К фестивалю ребята подготовили программу, в которую включили стихи, песни, танцы, инсценировки и презентации своих проектов.

Ученик 3 «Б»

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина,

Заняты школьники делом –

Пишут по белому черным,

Пишут по черному белым.

Ручками пишут и мелом:

“Нам не нужна война!”

Ведуший 1. На сцену приглашается Зайцева Алиса, 3 «Б» класс с песней «Аист на крыше» (Д. Тухманов, А. Поперечный).

Звучит песня.

Ведущий 2. В славянской Азбуке « кириллице» буквы имели очень интересные названия. С некоторыми из них нас ребята сейчас познакомят. К нам из азбуки спешит гостья «Веди».                                                    

Выходит буква  «Веди» (ученица 3 «А»)  


«Веди»: Я всё про всех знаю, про всё ведаю. Поведаю я вам историю праздника Троица. Издавна на Руси праздновали замечательный праздник – Великую Троицу. В этот день девушки шли в лес завивать берёзку. На концах отдельных ветвей берёзы, не отламывая их, сплетали венки.

 Эта неделя считалась прощальной с весной и встреча с летом. Прославляли зеленеющую землю, берёзку. Затем молодёжь пела песни, водила хороводы.

Ведущий 1. Группа 3 «А» девочек подготовила к празднику русский народный танец, звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла». Встречайте их.

Исполняется  танец  «Во поле берёза стояла».

Ведущий 2. Продолжим знакомство со славянской азбукой. Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из поколения в поколение, из уст в уста. А благодаря Кириллу и Мефодию мы можем эти сказки прочитать, уму разуму поучиться и над человеческой простотой посмеяться. Итак, войдем в мир русской народной сказки.

Выходит «Глаголь» (ученица 2 «Б»)

— Здравствуйте! Я буква «Глаголь».         «Глаголить»  – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Ведущий 1. Выступает 2 «Б» со сказкой   «Кому горшок мыть»

Выходит девочка из 1 «А» - «Добро»

 -Добрый день! Меня зовут «Добро».

Ведущий 2.

— Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

 «Добро».

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий 1.

Выступает 1 «А» с музыкальной –инструментальной ( ложки, бубны, шумелки, трещетки)  композицией  - «По малину в сад пойдем» (

Ведущий 2.

К нам из азбуки спешит новая гостья! А зовут ее «Музыка»

Ученица из   2 «А»

 О русские песни любимые.

В народе веками хранимые,

Ну чем же вы так хороши!

И в горе вы с нами и в радости,

Вы с нами с рожденья до старости

Звучите в глубинах души!

Ведущий 1.2  «А» с музыкально – танцевальной композицией под русскую народную  песню « Ах, вы сени»

Ведущий 2.    

- Эта буква зовется «Люди».

 Девочка из 1 «А»

- Я буква «Люди».

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку радости, искорку счастья

Ты можешь, ты должен, друзьям подарить.

Ведущий 1. Ермаченкова Алина и Холодкова Алина с песней  «Этот мир такой цветной (А Колесникова, Р. Астафьева).

Ведущий 2.

— Знакомьтесь с новой буквой.

«Мыслите»

- Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите».

 Ведущий 1. Какая мудрая буква к нам явилась!

«Мыслите».

В танцах кружатся народы

Дружно водят хороводы.

Мы не может больше ждать.

Тоже будем  танцевать.

Ведущий 2. Встречайте танцевальную группу 1 «Б» класса под русскую народную  песню  «Эх, лапти…»

Ведущий 1.

Хочется от всего сердца пожелать всем вам :

 любить свою Родину, ее язык, ее культуру, ее религию и традиции.

Ведущий 2.                

                     Родная речь – Отечеству основа.

                Не замути Божественный родник,

                Храни себя: душа рождает слово –

                Великий Святорусский наш язык!

Ведущий 1. Мы завершаем наш фестиваль на сцену приглашаются ученики 3 «Б» класса. Песня «Моя Россия»

Ученик 1.

Россия – снег, и колос, и роса

Россия смех, и голос, и слеза

Россию любим от души,

Ах, как же наши песни хороши.

Ученик 2.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята, -

Значит, будет жить она!

Исполняется песня     «Моя Россия, моя страна»  (С. Паради)

Ведущий 1. Спасибо за внимание!

Ведущий 2. До новых встреч!

Список литературы

 1.Лавров, А. Свет разумения книжного: [К 863-летию создания славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием] / А. Лавров // Библиотека. – 1993. - № 10.- С. 60 – 61.

2. Лазарев, Е. Руны русского севера / Е. Лазарев // Наука и религия. -1996. - № 2. –С. 62 – 64.

3. Лалаянц, И. Звучат лишь письмена / И. Лалаянц // Наука и жизнь. – 1993. -№ 11. –С. 60 – 64.

4. Львова, М. Е. День славянской письменности / М. Е. Львова // Начальная школа. – 2000. - № 5. – С. 15 – 19.

5. Лысова, О. Откуда есть пошла славянская письменность / О. Лысова // Русский язык и литература в школе. – 2007. -№ 2. – С. 33 – 37.

6. Малая, Н. Сокровища зеленого сундучка / Н. Малая // воспитание школьника. -2001. -№ 2. – С. 64 – 68.

7. Медынцева, А. Писал имярек / А. Медынцева // Родина. – 2002. - № 11 – 12. –С. 148 – 152.

8. Молчанов, А. Самая древняя печать / А. Молчанов // Наука и жизнь. -1996. -№ 4. – С. 86.

9. Попова, А. К Всероссийскому Дню славянской письменности и культуры. – 2007 - № 5. – С. 25 – 26.

10. Рапов, О. Кто создал русскую азбуку? / О. Рапов // Родина.- 1994. - № 9. – С. 26 – 33.

11. Соколов, А. Ю. Кое-что о тайнописи / А. Ю. Соколов // Боевое искусство планеты. – 1993. - № 8 – 10. – С. 67 – 68.

12. Федоров, Н. О письменах / Н. Федоров // Родина. - № 8-9. – С. 160 – 163.

13. Интернет – источники.

Фестиваль - праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к школьному празднику, посвященному Дню славянской культуры и письменности

Презентация к сценарию школьного праздника для учащихся 3-х классов, посвященного Дню славянской культуры и письменности....

Посвящение в спец агенты. Праздник посвященный 23 февраля

Этот сценарий для мальчиков 1 класса....

Праздник, посвященный Дню Защитников Отечества в 1 классе.

Праздник проведен в форме игры - соревнования в 1 классе ко Дню Защитников Отечества. Цели и задачи  такого мероприятия воспитывать в детях младшего возраста чувство патриотизма и гордости за сво...

Сценарий праздника посвященного 23 февраля для 3-4 классов.

Цели:·        Воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к защитнику отечества;·        Сделать трад...

Праздник, посвященный дню 8 марта в 3 классе

Праздник, посвященный дню 8 марта в 3 классеКак живется вам, милые мамы?Нелегко, ведь так много хлопот,Но привыкли держать спину прямоУнывать вам любовь не дает Та любовь, что зовется семьею,Та л...