Фольклорный праздник
методическая разработка (4 класс) на тему

Фурштатова Надежда Евгеньевна

Осенние посиделки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осенний праздник31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник   «Осенние посиделки», проведенный для обучающихся 4 Ж класса 27.10.2017г..

Фурштатова Надежда Евгеньевна,  

учитель начальных классов первой квалификационной категории,

МБОУ «СОШ  №10» ЕМР РТ

Цели мероприятия:

  • создание условий для проявления творческой активности детей;
  • совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями; обрядами и бытом;
  • воспитание патриотических качеств: любви к семье, Родине, истории, культуре своего народа;
  • пополнение знаний в области русского фольклора.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– развитие мотивов познавательной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Направление воспитательной деятельности:

Форма проведения мероприятия: праздник

Методы и приемы:

 - методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;

- методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;

- методы самоопределения: рефлексия, методы стимулирования и коррекции действий и отношений: игра.

Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение.

Оборудование занятия: сцена убрана в русском народном стиле.

Предварительная подготовка:

  • Роль педагога:  

- создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле,

- подбор содержательного материала, определение средств

  • Роли и поручения детям.

               - индивидуальные, парные:  разучивание стихов , разучивание диалогов, оформление класса

               -групповые : разучивание песен, танцев, игр

               - коллективно: распределение ролей и поручений

Раздаточный материал:

  • Толковый словарь.

Возраст; 7-10 лет

Ход праздника

Ведущий Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ученик 1.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых. 

Ученик 2.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

 Ученик 3.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир. 

Ученик 4.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!  

Ученик 5.

Отдых-это не безделки-

Время игр и новостей,

Ученик 6.

Начинаем посиделки!

Ученик 7.

Открываем посиделки!

Все вместе:

Для друзей и для гостей.

Звучит русская народная песня «Ой, сад во дворе»

Ведущий: Сегодня мы с ребятами пригласили вас на посиделки. Что же это такое?

     Владимир Даль в своем толковом словаре дает посиделкам такое объяснение: «Посиделки ( посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка) есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен».  

     На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения ( 7апреля), когда начиналась серьезная крестьянская работа.

     На посиделках у  каждого свое занятие в долгие зимние вечера: кто пряжу прядет, а кто вышивает да вяжет, кто глиняные игрушки делает. Ну а кто-то и хороводы водит!

Осенний  вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

То на лавке посижу, то в окошко погляжу,

Позову-ка я ребят к себе на посиделки.

Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

Эй, подруженьки-подружки, веселушки – хохотушки.

Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Осенний  вечер скоротать!

Выход  девочек с парнем и  балалайкой под русскую народную песню.

Игра «Дрёма»

Сидит Дрёма,

Сидит Дрёма,

Сидит Дрёма на скамейке,

Сидит Дрёма на скамейке, да.

Вяжет Дрёма,

Вяжет Дрёма,

Вяжет Дрёма рукавицы,

Вяжет Дрёма рукавицы целый год.

Столь не вяжет,

Сколь не вяжет

Сколько дремлет , столько дремлет

Спит

Вставай Дрёма, вставай Дрёма

Хватит Дрёмушка дремать , стыдно Дрема долго спать 

Спляши.

Хоровод  «В роще калина»

Ведущий. Вот так, шутками , прибаутками да танцами забавлялись малые дети.

 Ребята, а что же такое небылицы? Кто расскажет?
Ученик:

Ну-ка сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

Инсценировка «Уля и Филя»

Ведущий: Молодцы, ребятушки!  Среди детей особой популярностью пользовались потешки, считалки и дразнилки. А что же это такое?

Дразнилка «Андрей-воробей»

Ведущий: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками да дразнилками. А теперь порадуйте русской песенкой. 

Тара-тара, тара-ра, 
Идут де́вицы со двора. 
Песни петь да плясать, 
Всех вокруг забавлять.

Группа девочек исполняют русскую народную песню «Гуси прилетели.»

Ведущий: Что вы будете делать с музейными экспонатами? Расскажите нам про них.

Ухват- предмет повседневного обихода русского народа

Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.

Балалайка- — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, , с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

Прялка  — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Ведущий: А теперь слушайте загадки. А они-то непростые, а осенние, да деревенские.

Сидел на заборе, пел да кричал. 
А как все собрались, взял да перестал.  
Дети: петух.

Сто один брат, все в один ряд 
Вместе связаны стоят. 
Дети: забор. 

Не бык, а бодает, 
Не ест, а хватает. 
Что схватит – отдает, 
Снова в угол отойдет. 
Дети: ухват. 

Катался колобком, 

Пока не стал носком.   Дети : клубок.

Чтоб не мерзнуть,

Пять ребят

В печке вязаной сидят. Дети: Варежки.

Ведущий: Молодцы! Отгадали все загадки.

А еще на посиделках обязательно играли в игры.

Игра: «Жмурка с колокольчиком» . Играют все участники посиделок.

Ведущий: Отдохнули и повеселились на славу. А теперь пора и честь знать.

Вот и солнце закатилось, 
Вечериночка закрылась. 
Приходите снова к нам, – 
Рады мы всегда гостям!

Песня «Посвящение друзьям»

Самоанализ. Рефлексия.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...

Фольклорный праздник "Зимние посиделки"

При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...