Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Трунькина Татьяна Александровна

Цель праздника: приобщение детей к народной культуре через песенно – игровые традиции, календарно – обрядовые праздники.

Задачи: Продолжить знакомство детей с традициями русского народа; развивать художественно – эстетический вкус школьников; воспитывать любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям;

              формировать духовно нравственные основы личности.

В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на весёлые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы. Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Но на этом празднике дети пели народные песни, играли в  игры, водить хороводы, какие водили их прабабушки и прадедушки, когда были молодые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

        

Деревенские

посиделки

Фольклорный праздник

                               Подготовила и провела

                                                                   Трунькина Т.А.,

                                                                                      учитель начальных классов

Саранск- 2017

Цель: Приобщение детей к народной культуре через песенно – игровые

           традиции, календарно – обрядовые праздники.

Задачи: Продолжить знакомство детей с традициями русского народа;

              развивать художественно – эстетический вкус школьников;

              воспитывать любовь к народному искусству, почтение к народным

              традициям и обычаям;

              формировать духовно нравственные основы личности.

        Оформление зала напоминает деревенскую улицу: забор, лавочки, теремок. Дети в русских народных костюмах. В руках у мальчиков русские народные инструменты.

Ведущий: (обращаясь к гостям) 

Очень часто за событиями

                                             И за сутолокой дней

   Старины своей не помним,

                                             Забываем мы о ней.

                                             И хоть более привычны

                                             Нам полёты на Луну,

   Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на весёлые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы.

Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Но сегодня мы  будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодые.

(Из дверей выходят два мальчика и две девочки.)

1-й мальчик- хозяин: 

                       Ото всех дверей,

                       Ото всех ворот,

                       Выходи скорей,

                       Торопись, народ!

1-я девочка-хозяюшка:

                       Открываются ворота

                       Выходи, кому охота!

1-й мальчик- хозяин: А кому неохота,

                                        Тоже выходи!

Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики и девочки,

подыгрывая на своих инструментах.

2-я девочка- хозяюшка:

-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

2-й мальчик- хозяин:- Веселья вам да радости!

1-я девочка- хозяюшка:-У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

1-й мальчик- хозяин:-Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому - правду, кому – песенку.

2-я девочка- хозяюшка:- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

2-й мальчик- хозяин:- Ну так сядем рядком

                                         Поговорим ладком.

1ученик: 

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

 2 ученик:

 Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

3 ученик: 

А играли как? В горелки!

 Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

4 ученик:

Наш досуг порою мелок,

 И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

 Их бы надо возродить!

5 ученик:

 Нам зачинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками.

Мы принесли вам хлеб и соль

 На посиделки русские.

6 ученик:

Жива традиция, жива!

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

 Из прошлого из нашего.

7 ученик:

И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

наших рук и хлеб, и соль!

8 ученик:

Если вы в «своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

 Предлагаем посиделки

 Провести вот здесь, сейчас.

9 ученик:

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей.

Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

                 Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: Мы туточки!

Девочки поочерёдно: - Собрались мы позабавиться,

                                        Да потешиться!

                                      - Пошутить! Поиграть!

                                      - Да посмеяться!

Все: (с поклоном) Смех вам да веселье!

Девочка: А ну хватит вам болтать,

                Время пляску начинать.

Мальчик: Обойди хоть всю планету

                  Лучше русской пляски нету.

                  Балалайка и гармонь

                  Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ!

                 Меня пляска берёт!

                 Пойду, попляшу,

                 На людей погляжу!

(Исполнение народного танца «Барыня»)

Девочка:

- Небылицы в лицах

 Сидят в теремах, в темницах.

 Щелкают орешки

 Да говорят насмешки.

 Хотите знать какие? А вот такие…

Сценка 1:

-Что ваши девчата делают?

-Шьют да поют.

- А матушки?

-Порют да плачут.

Сценка 2:

-Сынок, сходи за водицей на речку.

- Живот болит.

-Сынок, иди кашу есть.

- Ну, что ж, коли мать зовёт, надо идти.


Сценка 3:

-Что везёшь?

-Сено.

-Какое же это сено?

- А коль видишь, что же спрашиваешь?


Сценка 4:

-Фома, что из леса не идёшь?

- Медведя поймал.

-Так веди его сюда!

-Да он не идёт.

-Ну так сам иди.

-Да он меня не пускает.


Сценка 5:

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

Сценка 6:

-Тюха, есть хочешь?

-Нет, я перекусил.

- А что перекусил?

-Да съел краюшку хлеба.

- А ты бы её в горшок со сметаной макал.

- Да в горшок не влезла.

Сценка 7:

- На улице две курицы

  С петухом дерутся.

- Две девицы-красавицы

  Смотрят и смеются:

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

   Как нам жалко петуха».

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

   Как нам жалко петуха».

Мальчик: Стоит Фома

                  Посреди двора,

                  Супротив терема высокого,

                  Супротив крыльца широкого.

                  Нетёсан терем,

                  Нетёсан, только хорошо окрашен.

 Девочка: Вдоль улицы во конец

                Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня - удалец!

                 Удалец – молодец!

Девочка: Шла собака через мост

                Четыре лапы – пятый хвост,

                А шестое брюхо.

                Выходи, Ванюха!

Мальчик: А мы тоже не лаптем щи хлебали.

                  А ну, ребята, нашу любимую.

Исполнение  русской народной песни «Во кузнице».

(1 мальчик поёт, а остальные подхватывают повторяющиеся строчки)

После песни все садятся на лавки.

Ведущий: А теперь давайте рассядемся удобнее и споём русскую народную песню. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа с песней продвигалась веселее.

Исполнение русской народной песни «Я по лугу гуляла…»

(Мальчики мотают клубки, девочки вышивают или вяжут)

Мальчик: Выйду на улицу,

                  Гляну на село.

                  Девчата гуляют –

                  И мне весело.

Ведущий: Эх, частушка-веселушка! Сколько в ней задора и юмора, но есть и правда. Кто останется равнодушным, когда играет гармонь и звучат девичьи голоса.

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

                  Запевайте-ка частушки.

                  Запевайте поскорей,

                  Чтоб порадовать гостей.

(Девочки и мальчики исполняют частушки.)

1-я Девочка:

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

1-й Мальчик:

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

2-я Девочка:

Не смотрите на меня –

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

2-й Мальчик:

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

3-я Девочка:

У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

3-й Мальчик:

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои лежат.

4-я Девочка:

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая.

Ну а я тогда в кого ж?

4-й Мальчик:

Ёлки-долги, ёлки-долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

5-я Девочка:

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

5-й Мальчик:

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

(После исполнения частушек все рассаживаются. Выходит девочка.)

Девочка:

-А наши парни могут не только петь частушки!..

(Мальчики на русских народных инструментах (ложки, бубен, трещётка) исполняют песню «Ах вы, сени»).

Ведущий: Как только весной просохнут дороги, парни и девушки выбегали на полянку, веселились, водили хоровод, играли в лапту и другие игры.

  1.  Хороводная песня «В хороводе были мы». 

(Дети поют и водят хоровод, выполняя несложные движения, подсказываемые словами песни. Каждая строчка песни поется два раза)

  1. Танец под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

Девочка: Кум-куманёк, где ты живёшь?

                Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?

Мальчик с самоваром: Я иду, иду, иду,

                                       Самовар в руках несу.

                                       Эй, чай, чай, чай!

                                       Уж ты, кумушка, встречай!

(Мальчик ставит самовар на приготовленный столик с выпечкой.)

Девочка: Напекли мы для гостей

                Много разных сладостей!

Все: Тары – бары - растабары,

         Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: - С сухарями!

                       - С кренделями!

                       - С бубликами вкусными,

                       - С сушками, ватрушками!

Все: Тары – бары – растабары,

         Посидим у самовара!

         Чаю сладкого попьём,

         Нашу песенку споём!

Инсценировка русской народной песни «Блины».

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Ведущий: Каждый праздник когда- нибудь заканчивается. Подходит к концу и наш праздник.

1 ученик:

В небе будто от побелки

Засветился млечный путь

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.


2 ученик:

Посиделки, вечеринки

Звёзды в праздничной выси.

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.


3 ученик:

Дни общения – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как-никак.


4 ученик:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч!».

Праздник заканчивается чаепитием.

Приложение

«В хороводе были мы…»

(Дети поют и водят хоровод, выполняя несложные движения, подсказываемые словами песни. Каждая строчка песни поется два раза)

В хороводе были мы,

Были мы, были мы.

 

Кого надо видели,

Видели, видели.

 

Красавицу- девицу,

Девицу, девицу.

 

Встань, девица, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись.

 

Вправо, влево повернись,

Повернись, повернись.

Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Потанцуй, потанцуй.

Проигрыш

В хороводе ты пройдись,

Пройдись, да ты пройдись.

Кому хочешь, поклонись,

Поклонись, поклонись.

    Проигрыш

В хороводе были мы,

Были мы, были мы.

 

Кого надо видели,

Видели, видели.

Народная песня «А я по лугу…»

(Мальчики мотают клубки, девочки вышивают или вяжут)

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла,

Я по лугу гуляла.

 

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала,

С комариком плясала.

 

Мне комар ножку, мне комар ножку,

Комар ножку отдавил,

Комар ножку отдавил.

 

Все суставчики, все суставчики,

Суставчики раздробил,

Суставчики раздробил.

 

А я матери, а я матери,

Я матери кричала,

Я матери кричала.

 

«Ой, подай, матерь, ой, подай, матерь,

Подай, матерь, косаря,

Подай, матерь, косаря.

 

Я рубить-казнить, я рубить-казнить,

Рубить-казнить комара,

Рубить-казнить комара».

 

Покатилася, покатилася,

Покатилась голова

За широкие ворота.

 

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

(К окончанию пения песня стихает и с последними словами почти шепчется)

«Ой, блины, блины, блины»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

        

Песня «ВО КУЗНИЦЕ»

  1. Во ку… во кузнице,

Во ку… во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

  1. Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют принаваривают,

Молотками приколачивают.

  1. К себе, к себе Дуню,

К себе, к себе Дуню,

К себе Дуню приговаривают,

К себе Дуню приговаривают.

  1. «Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, Дуня во лесок, во лесок,

Сорвем Дуне лопушок, лопушок.

  1. Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

  1. Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

Носи, Дуня, не марай, не марай.

  1. По пра… по праздничкам,

По пра… по праздничкам,

По праздничкам надевай, надевай,

По праздничкам надевай, надевай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Фольклорный праздник "Зимние посиделки"

При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями  обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать Учащихся с традициями и обычаями русского народа провели фольклорный праздник "Деревенские посиделки" В сценарии использованы пословицы, поговорки, песни, небылицы. ...

Фольклорный праздник "Посиделки у Елены"

Цели:1. Обогатить духовный мир учащихся2. Познакомить детей с обычаями и поэтической культурой русского народа, с детским фольклором.3. Пробудить интерес к народному творчеству;4. Развивать речь...