«Экологическое путешествие»
материал на тему

Чижова Светлана Александровна

Игровая программа для учащихся начальных классов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekologicheskoe_puteshestvie.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки

муниципального района Безенчукский Самарской области

Номинация: «Мир открытий»

Название игровой программы: «Экологическое путешествие»

Возрастной адресат программы: 8 – 9 лет, учащиеся 2 класса

Автор: Чижова Светлана Александровна; учитель начальных классов высшей категории

2017 г.

Пояснительная записка

Перед учителями-предметниками стоит важнейшая задача: не только систематизировать знания учащихся, но и научить школьников применять их на практике. Этому во многом способствуют внеклассные занятия, которые углубляют знания учащихся, полученные на уроке, повышают  интерес школьников к предмету, приучают к самостоятельной творческой работе и имеют глубокое воспитательное значение.

Путешествие по экологической тропе рекомендуется проводить для учащихся 2-4 классов (возрастной состав 8-10 лет) в рамках мероприятий, посвящённых экологическим темам.

Данный материал раскрывает негативное  влияние человека на жизнь природы, учит бережному отношению и любви к природе.

Литературный сценарий игровой программы

«Экологическое путешествие»  

Цели:

  1. пробудить интерес к естественным наукам;
  2. развивать образное мышление и творческое воображение;
  3. воспитывать доброе отношение к природе.

Оборудование: рисунки, знаки, костюмы, шапочки для капитанов, жетоны для подсчёта баллов, конусы для эстафеты, бумага и восковые мелки для создания плаката.

Ход занятия

I. Знакомство

      Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я переживала, что сегодня встречусь с малышами, а оказалось, что в гости пришли второклассники, а это взрослые, опытные люди! Приятно иметь дело с серьёзными людьми!

      Итак, уважаемые второклассники, давайте знакомиться! Меня зовут Светлана Александровна. А вот как зовут каждого из вас, мы сейчас узнаем. По моей отмашке нужно громко крикнуть своё имя. Итак (отмашка).

      Очень приятно! Ребята, но мы сегодня здесь не одни. Как говорил мой знаменитый друг Карлсон: «А давайте-ка пошалим!». Предлагаю познакомиться со всеми сидящими в зале. Вы не возражаете, ребята?

      Уважаемые взрослые, по моей отмашке нужно будет громко крикнуть своё имя! Приготовились! (Отмашка)

      Огромное спасибо! Приятно иметь дело со знакомыми людьми.

II. Введение в тему

      Дорогие ребята, а знаете ли вы, что наступивший год объявлен годом экологии? А знакомы ли вы с этим словом? Что оно означает? (Слайд)

      Экология – это наука о нашем общем доме, планете Земля. Когда-то, давным-давно, наши предки преклонялись перед силой природы, потому что полностью зависели от неё. Шло время – люди развивались, появлялись наука и техника. Люди возомнили себя всемогущими и стали покорять природу: осушались реки, вырубались деревья, загрязнялись воздух и водоёмы. И только-только человек начал осознавать, что, погубив природу, он погибнет сам. А как вы считаете, ребята, человек должен быть послушным сыном природы или её покорителем и повелителем? Почему?

      Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир природы. Известно, что природа делится на живую и неживую. И вы, второклассники, уже давным-давно знакомы с четырьмя царствами живой природы.

      Какие царства живой природы вы помните? (Животные, растения, грибы, бактерии)

III. Выбор капитанов

     Прежде чем отправиться в путешествие, предлагаю вам, ребята, разбиться на команды, потому что путешествовать, ощущая дух соперничества, намного интереснее. 3 команды по названию трёх царств: царство животных, царство растений, царство грибов. (Таблицы на столы) 

      Ребята, про какое царство мы забыли? (Царство бактерий) Бактерии очень маленькие и во время эпидемии гриппа такие опасные. Вы не возражаете, если мы сегодня обойдёмся без них?

      В каждой команде будет свой капитан. И это будут 3 остроумнейших ученика вашего класса, которых мы выберем с помощью викторины.

      Итак, выбираем капитанов. Внимательно слушаем вопросы.

Вопросы  для  капитанов:

      Выбираем капитана царства животных. Вопрос:

1.Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень)  (Капитан выходит к своему столу, вручается медаль капитана)

            -    Кто слышит ногами?(Кузнечик)

            -    Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)

      Выбираем капитана царства растений. Вопрос:

2.Никто не пугает, а она дрожит.  (Осина) (Капитан выходит к своему столу, вручается медаль капитана)

            -    Из какого растения получается самый лучший мёд? (Липа)

            -    Древесину какого дерева использовали для письма на Руси? (Берёза)

      Выбираем капитана царства грибов. Вопрос:

3.Какие грибы могут быть разноцветными?  (Сыроежки)  (Капитан выходит к своему столу, вручается медаль капитана)

            -    Как называются сморщенные грибы? (Сморчки)

            -    Какой гриб является лекарственным растение для лося? (Мухомор)

     

      Познакомимся с нашими капитанами. Представьтесь, пожалуйста. (Царь животных, царь растений, царь грибов)

 IV.Формирование команд

      А сейчас у каждого капитана должна появиться своя команда. Вот с этим волшебным мешком я подойду к каждому из вас. Ребята, а вы должны по одному быстро достать одну волшебную записку. Прочитав слово, вы должны догадаться, в какое царство отправляетесь, и незамедлительно идёте к своему капитану.

 

Музыка

      А теперь проверим, что у нас получилось – правильно ли сформированы команды. (Дети читают записки)

V. Прохождение испытаний

      Команды готовы. Осталось проверить снаряжение. Объявляем первый конкурс «Собери снаряжение!»

      Поочерёдно командам будут предлагаться загадки о походном снаряжении. Ваша задача – собрать всё необходимое. За правильные ответы командам будут начисляться баллы.

Конкурс № 1 «Собери снаряжение»

  1. Чтоб пройти дорог немало

И поспать в походе сладко,

Не поможет кусок сала –

Здесь нужна, дружок, …   (палатка).  

  1. Всё, что нужно, ты найдёшь –

Загляни-ка на чердак.

Всё, дружок, не унесёшь –

Лишь то, что влезет в твой …   (рюкзак).  

  1. Длинная и гибкая.

Нырять всегда готова.

Уж если рядом есть река,

Ты будешь сыт, как дома.   (Удочка)  

  1. Его забыть никак нельзя –

Не будет щей без  …   (котелка).  

  1. А если это ты забыл,

То, ни возьмись откуда,

Не свалится тебе на стол

Жестяная …   (посуда).  

  1. Чемоданчик этот нужен –

В нём очень важный, ценный груз.

Босиком пройдёшь по лужам –

Больным ты свалишься.  Конфуз!   (Аптечка)  

      Закончился 1 конкурс, и команды готовы к отправлению. А путешествовать мы с вами будем в весёлых вагонах. Каждая команда сейчас должна построиться в колонну друг за другом за своим капитаном.

Конкурс № 2 «Прицеп»

      Внимание! Задание командам. Объявляется эстафета «Прицеп». Ранее бегущие члены команды должны прицепить следующий вагончик, так, чтобы в завершении эстафеты, не расцепляя вагонов и проходя все препятствия, пробежал настоящий многовагончатый трамвай. Победит та команда, которая окажется проворнее и не нарушит ни одного правила. Приготовиться капитанам. На старт! Внимание! Марш!

Музыка

(Подведение итогов. Вручение жетонов)

      А сейчас я попрошу каждого из вас, ребята, встать около своего стульчика, чтобы продолжить путешествие.

   

Свист полицейского

      Что случилось, уважаемые инспектора дорожного движения? Неужели наши весёлые трамвайчики что-то нарушили? (Инспектора отрицательно машут головой)

      Ой, ребята! Кажется, я догадалась, чего хотят наши инспектора.

А проверим-ка, ребята,

Как дружны наши команды!

Посмотри и повторяй!

Музыку!   Мотор включай!

Конкурс № 3 «Танцевальный»

Музыка

      Спасибо нашим инспекторам за танцевальную разминку. (Инспектора уходят – переодеваются).

      Объявляется привал. Присаживайтесь, ребята. А интересно ли вам узнать, кто победил в танцевальном конкурсе.

      А это мы сейчас узнаем с помощью аплодисментов наших зрителей.

      Уважаемые зрители, пожалуйста, дайте нам понять, какое же царство оказалось более танцевальным.

      Итак, аплодисменты для команды «Царство животных» («Царство растений», «Царство грибов»).

(Подведение итогов. Вручение жетонов)

Лес.  Звуки  леса

      Наконец-то, ребята, мы с вами добрались до леса. Как хорошо! Как спокойно! А воздух! А какие звуки – слух радуют!

      Кстати, по поводу звуков. А вы, ребята, разбираетесь в лесных звуках? И какие же из них вам знакомы?

      Раз уж вы – такие хорошие знатоки лесных звуков, объявляем следующий конкурс.

Конкурс № 4  «Что за звук?»

(Подведение итогов. Вручение жетонов)

      Не успели мы послушать лесные звуки, как в гости к нам пожаловал самый настоящий лесной житель. Встречайте.

 

Сценка «Белка и турист»

Белка: Я – белочка, хозяйка леса,

Орехи собираю!

Известно здесь любое место,

В лесу про всех всё знаю!

Сегодня неприятный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И обругал всех громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветки,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий.

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе довольный.

А бедной белочке смотреть

На это было больно!

Турист: А вот и я! Физкультпривет!

Ну, что, друзья, не ждали?

Играете: вопрос – ответ!!!

Меня что не позвали?

Пройдусь я по тропинке

И разомну-ка спинку!

Примятая травинка!

Пригнутая осинка!

Какие пустяки!

Поранена букашка!

Да сбита мной ромашка!

Какие пустяки!

Растоптана поганка!

Раскопана полянка!

Какие пустяки!

Засорены, забиты,

Забыты роднички.

Какие пустячки!

Белка: И вот уже от речки

Остались пустячки.

Засохшая осинка,

Заросшая тропинка.

Погибшая букашка

Да сбитая ромашка.

А вы, ребята, так же гуляете в лесу?

Вы так же обижаете медведя иль осу?

      Ребята, а как вы себя ведёте, бывая в лесу, около водоёмов, одним словом, на природе?   (Ответы детей)

      Ребята, сегодня во время путешествия мы с вами встречали инспекторов дорожного движения. А в лесу есть свои инспектора. Кто это?  (Лесники)

      Чем занимаются лесники?  (Ответы детей)

      К чему приводит бездумное уничтожение растений и животных? (К их исчезновению)

     Что придумал человек, чтобы защитить редкие живые организмы? (Занёс их в Красную книгу и запретил уничтожать)

Конкурс № 5 «Красная книга»

      Каждой команде сейчас предстоит отправиться на экскурсию и определить представителя Красной книги.

Экран

(Подведение итогов. Вручение жетонов)

      Итак, в лесу существуют свои правила поведения, о которых мы сейчас с вами вспомним.

     

Конкурс № 6 «Конкурс капитанов»

      Объявляется конкурс капитанов. Уважаемые капитаны, приглашаем вас на сцену. Для каждого из вас приготовлены карточки, из которых за определённое время вам необходимо выбрать лишь те, которые демонстрируют правильное поведение человека в лесу.   (Карточки)

(Подведение итогов. Вручение жетонов)

      В лесу, так же, как и на дороге, существуют свои знаки, регулирующие правила поведения. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них. (Экран)

Знаки на экране

(Объяснение увиденного)

Конкурс № 7 «На защите леса»

      Сейчас у нас будет возможность проверить, на сколько дружны и сплочённы команды. Им предстоит совместно поработать и изобразить яркий знак, защищающий своё царство живой природы – царство животных, царство растений, царство грибов. Время ограничено, так что победит самая дружная команда.

Музыка

(Подведение итогов. Вручение жетонов)

VI. Подведение итогов

      Общие итоги.

      Ответ на вопрос «Человек должен быть послушным сыном природы или её покорителем и повелителем?».

      Награждение победителей.

ЦАРСТВО

ЖИВОТНЫХ

ЦАРСТВО

РАСТЕНИЙ

ЦАРСТВО

ГРИБОВ

Белка – Биссинова Элина

Турист – Яшкин Гриша

Белка:       Я – белочка, хозяйка леса,

                   Орехи собираю!

                   Известно здесь любое место,

                   В лесу про всех всё знаю!

                   Сегодня неприятный тип

                   Пришёл с большой котомкой.

                   Небрежно сбил ногою гриб

                   И обругал всех громко.

                   Стал гнуть орешину – сломал,

                   Зажал под мышкой ветви,

                   Нашёл один орех – сорвал,

                   Сорвал второй и третий.

                   Отбросил куст и, как медведь,

                   Пошёл себе довольный.

                   А бедной белочке смотреть

                   На это было больно!

Турист:     А вот и я! Физкультпривет!

                   Ну, что, друзья, не ждали?

(С обидой)   Играете: вопрос – ответ!!!

                   Меня что не позвали?

                   Пройдусь я по тропинке

                   И разомну-ка спинку!

                   Примятая травинка!

                   Пригнутая осинка!

                   Какие пустяки!

                   Поранена букашка!

                   Да сбита мной ромашка!

                   Какие пустяки!

                   Растоптана поганка!

                   Раскопана полянка!

                   Какие пустяки!

                   Засорены, забиты,

                   Забыты роднички.

                   Какие пустячки!

Белка:      И вот уже от речки

                   Остались пустячки:

                   Засохшая осинка,

                   Заросшая тропинка,

                   Погибшая букашка

                   Да сбитая ромашка.

                   А вы, ребята, так же гуляете в лесу?

                   Вы так же обижаете медведя иль осу?

«Эту истину знают от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою».            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое путешествие по донской степи. Конспект урока.

Целью урока является познакомить учащихся с экологическими проблемами, стоящими перед человечеством. Рассказать об охране природы на примере экологической ситуации Донского края....

"Экологическое путешествие по планете Земля"

Конспект внеклассного мероприятия может быть использован для уроков окружающего мира и внеклассной работы с целью воспитания экологического сознания младших школьников....

Классный час "Экологическое путешествие на воздушном шаре"

Классный час для обучающихся 2 класса с ОВЗ. Разработан с учетом индивидуальных возможностей детей с ОВЗ....

Сценарий классного часа "Экологическое путешествие"

: напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе; развивать внимание, мышление, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе, способствовать формированию у детей цело...

Экологическое путешествие

        Одной из важнейших проблем современности является экологическая проблема. Экологическая проблема – это изменение природного климата (среды), в результате деяте...

Игра "Экологическое путешествие" для обучающихся 3 класса.

Игра "Экологическое путешествие" проводилась с целью экологического воспитания ребят....