Главные вкладки

    Праздник "Жаворонки"
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Панина Марина Ивановна

    Праздник "Жаворонки" или "Сороки"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moyo_meropriyatie.docx290.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ

     занятия по внеурочной деятельности «Русский фольклор»

    «Жаворонки»

    Учитель: Панина Марина Ивановна

    МОУ «Клишинская ООШ»

    ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

    22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

    Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

    Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.

    По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

    Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники: Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки.

    В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

    Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

    Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

    Наш опыт показал, что православный праздник в школе положительно влияет на всех детей.

    Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

    Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

    Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

    Православные-фольклорные праздники в школе  открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

    Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

    Цели:

    • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
    • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
    • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
    • Расширять представления детей о жизни в старину.
    • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
    • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
    • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
    • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
    • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
    • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

    Планируемые результаты:

    • Формируемые УУД:

    Предметные:

    • - познакомить с историей возникновения праздника «Жаворонки», со старинным обычаем встречи весны.
    • - формировать понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.

    Метапредметные:

    • Познавательные:
    • - способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

    Регулятивные:

    • -формировать умение принимать тему занятия, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей
    • Коммуникативные:
    • -развивать навыки сотрудничества в игре, в трудовой деятельности; способствовать освоению правил и норм взаимодействия со сверстниками, взрослыми.

    Личностные УУД :

    •  - формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
    • - способствовать осознанию себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • -формировать стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.
    • Оборудование:
    • Класс нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
    • Уголок «Горница»  предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда..

    Как испечь Жаворонки

    Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

    После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..

    Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.

    C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_4628.JPG

    Действующие лица:

    • Авдотья-плющиха (учитель)
    • Весна,
    • Маша,
    • Солнце,
    • Земля,

    • ХОД ПРАЗДНИКА: C:\Users\User\Desktop\post-282720-1363847227.gif

    C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_4630.JPG

    Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие!

    Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте 14 числа .

    Говорят:

    Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
    На Авдотью солнышко – лето погожее.
    Если на Авдотью снег – будет урожай.

    - Ребята, мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало.

    -А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?

    -Ответ детей. Потому что наступила весна.

    -Правильно, наступила весна. А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?

    Ответ детей. Появились проталинки, сосульки, день стал длиннее, а ночь короче, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, грязный.

    А какой месяц сейчас идет?

    -Ответы детей. Март.

    -Да ребята, в народе говорят «Пришёл март – капельник и зима заплакала»

    - В марте есть один особенный день. По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

    — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну. Поэтому и праздник называется «Жаворонки» этот день в народе называют также день Сорока мучеников или «СОРОКИ»

    Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

    Авдотья:

    — Будем весну встречать,
    Жаворонков завлекать!

    Дети:

    — Жавороночек, прилети,
    Студену зиму унеси!
    Жавороночек, принеси
    Весну-красну на своем хвосту!
    Жавороночек, прилети к огням.
    Принеси ты нам тепла, летечка!
    Жавороночки, летите в поле,
    Несите здоровье:
    Первое – коровье,
    Второе – овечье,
    Третье – человечье!

    Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

    — Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

    Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

    Игра «Жаворонок».

    Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

    В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
    Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
    Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

    Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

    Молодцы , ребятки! Хорошо играли ,жаворонка приглашали! 

    — Вышли дети  погулять, Весну красную встречать
    Необычно это как-то: где искать ее и как?

    Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

    Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

    Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

    Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

    Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

    Машенька: 

    — Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
    Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

    Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

    Хоровод «Солнышко».(шест с разноцветными лентами. Каждый держится за ленту идем по кругу и говорим заклички)

    Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

    1-ый ребенок:

    «Приди, приди, солнышко,

    Выгляни в окошечко

    Засвети щедрее

    Всех согрей скорее».

     2.«Солнышко-ведрышко,
    Загляни в оконышко,

     Солнышко, нарядись,
    Красное, покажись».

    3 «Солнышко,солнышко,
    Ты пораньше взойди,

    Красное солнышко,
    Нас пораньше разбуди,

    Выйди поскорее,
    Нам в поля бежать,

    Будь к нам подобрее!»
    Нам весну встречать».

    4.Жаворонки прилетите!

    Студёну зиму прогоните!

    Теплу весну принесите!

    Зима нам недоела!

    Весь хлеб у нас поела!

    5.Жаворонки, жаворонки

    Прилетите к нам

    Принесите нам

    Лето тёплое

    Унесите от нас

    Зиму холодную

    Нам зима холодна

    Наскучила

    Руки ноги отморозила!

    6.Жаворонки. Жавороночки

    Прилетите к нам

    Принесите нам

    Весну- красну!

    Тепло – летечко!

    Зелен – покос!

    Уйди сухой мороз!

    Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, из за серых туч и зазвучала весёлая песенка.

    Звучит «Весенняя песенка»

    Авдотья: Маша и спрашивает:

    Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

    Солнышко:

    — Не встретило я Весну, а видело старую Зиму.
    Видело, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
    В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
    А Весна про то не знает.
    Иди, красная девица, ищи Весну.
    Зови ее в свои края.

    Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

    Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

    Земля-матушка:

    — Меня весна разбудила,
    К новой жизни пробудила.
    Вот уже снег последний в поле тает,
    Теплый пар восходит от земли,
    И кувшинчик синий расцветает
    И зовут друг друга журавли.
    Юный лес, в зеленый дым одетый,
    Теплых гроз нетерпеливо ждет,
    Всё весны дыханием согрето —
    Всё вокруг и любит и поет.

    Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

    Хоровод-игра «Ручеёк».

    Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

    — Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

    Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

    Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

    Появляется весна

    Весна: 

    — Я Весна красна!
    Бужу землю ото сна,
    Наполняю соком почки,
    На лугу ращу цветочки.
    Прогоняю с речек лёд,
    Светлым делаю восход.
    Всюду: в поле и в лесу,
    Людям радость я несу!

    — Я, Весна-красна,
    К вам на праздник пришла.

    Авдотья; Вот сегодня я вас хочу научить жаворонков мастерить. Но сначала встанем все и скажем слова приветствия для птиц и хозяйки дома.

    Подними ладони выше

    И сомкни над головой.

    Что же вышло?

    Крыша вышла!

    А под крышей мы с тобой!

    Подними ладони выше

    И сомкни перед собой.

    Что же вышло?

    Мостик вышел!

    Мостик ровный и прямой!

    Подними ладони выше

    И, скрестив их, помаши.

    Что же вышло?

    Птички вышли!

    Птички очень хороши!

    Обрядовое дерево

    Праздник встречи весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами бумажными цветами, колокольчиками .

    Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый ,а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кличут.

    Выпекание жаворонков

    Чтобы приблизить приход весны хозяйки в этот день выпекали  из пресного или кислого теста птичек- « жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

    Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

    Печеных птах нанизывали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали на шесты, на палки плетня и ,сбившись в кучу что есть силы кричали

    «ЖАВОРОНКИ,ПРИЛЕТИТЕ,

    СТУДЕНУ ЗИМУ УНЕСИТЕ,

    ТЕПЛУ ВЕСНУ ПРИНЕСИТЕ:

    ЗИМА НАМ НАДОЕЛА,

    ВЕСЬ ХЛЕБ У НАС ПОЕЛА»

    Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки отдавали скотине или отдавали матери со словами: « Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был .Как у моего жаворонка голова ,так чтоб и лен головастый был»

    Иногда это печенье крошили , разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

    С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято кроме птичек выпекать сорок орехов и каждый последующий день выбрасывать по одному на улицу с такими словами:

     «Мороз Красный нос!

     Вот тебе хлеб и овёс!

     А теперь убирайся подобру – по- здорову!»

    Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнёздышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику Пасхи принесли по- больше яиц!

    Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. И сейчас мы с вами смастерим таких птиц, чтобы тоже , как и наши предки позвать к нам весну. - У наших прабабушек и прадедушек был такой обычай: дети становились в хоровод. А в руках у них были жаворонки из цветных лоскутков и все вместе звали жаворонков. И я вас приглашаю в хоровод.

    Закличка

    Жаворонки ноги тонки.

    Прилетите к нам,

    Принесите нам:

    Конфетки на ветке

    Весну красну,

    Лето теплаю-ю-ю…

    Авдотья:

    Мы встретились с весною

    О ней мы все узнали

    Хочу, чтоб о весне прекрасной

    Родным вы дома рассказали!

    -Звучит фонограмма щебета птиц.

    Слышите, жаворонки поют
    Жаворонушки, птахи малые,
    Птахи малые, голосистые,
    Летят по воле,
    Несут весну в подоле.

    Рефлексия.

    Учитель:

    - Я вам предлагаю в завершении нашего занятия взяться за руки, встать в хоровод и подумать: понравилось ли вам наше занятие, что нового и интересного вы узнали. Прикрепить жаворонка на наш стенд, чем выше прикрепите жаворонка, тем больше вам понравилось наше занятие. Если что-то было непонятно для вас, то лепите жаворонка пониже. Итак, собираемся в хоровод.

     Подведение итогов мероприятия.

     Я хочу поздравить вас с наступившей весной и приближающимся народным праздником весны Сороки , а за ваше старание  угостить вас этой выпечкой в виде птичек. Храните традиции нашего народа.

    C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_4645.JPG       C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_4627.JPG

    Авдотья раздает угощение, приговаривая:

    Жаворонки прилетели,

    На головку сели

    Хоть птицы к нам возвращаются. А до тепла еще далеко-

    40 мучеников,

    40 утренников,

    40 заморозков.

    Авдотья:

    Мы совсем чуть – чуть прикоснулись к старине, истории, народной культуре. Но я думаю, вы, мои милые дети, почувствовали, как это прекрасно: знать и понимать обычаи, традиции, быт и праздники своего народа.