Казачьи Посиделки
план-конспект занятия (4 класс)

Чурикова Елена Алексеевна

Казачьи Посиделки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_posidelki2.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                      «Средняя общеобразовательная школа  № 2                                                      с углублённым изучением отдельных предметов   имени Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Ивановича Жемчужникова» города  Лебедяни  Липецкой области

Казачьи посиделки

                                         Подготовила учитель начальных классов

                                                                                        Чурикова Е.А.


«Казачьи посиделки»

Сценарий казачьих посиделок для младшего школьного возраста.

Цель:

- формирование у обучающихся патриотизма, чувства любви к малой родине.

- приобщать детей к культуре Донского края, его национальным

ценностям: костюм, танцы, песни, игры, народные инструменты.

-приобретение певческих и двигательных навыков, навыков игры на народных инструментах.

-воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков.

Задачи:

  • Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества.
  • Создать условия: 
    – для проявления творческих способностей детей;
    – для формирования умений пользоваться различными источниками информации.
  • Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.
  • Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.
  • Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.
  • Побуждать детей и родителей к активному участию.
  • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное  творчество.

Оформление сцены, оборудование и реквизит.

Сцена оформлена в виде казачьего куреня. Посередине – накрытый стол с блюдами казачьей кухни,  стоят лавки. . Присутствуют вышитые рушники, самовар, платки женские, плетень с подсолнухами, горшком, рогачём.

Участники: обучающиеся 3-х классов, одетые в костюмы казаков и казачек.

Подготовка к празднику: Обучающиеся разделились по группам, каждая из которых выполняла групповые творческие задания.

1-я группа – подбор материала об истории казачества по разнообразным источникам (Интернет, библиотечные фонды, энциклопедические справочники, воспоминания старожилов);

2-я группа – подготовка реквизита , подбор вышитых рушников, глиняных и плетенных из лозы , приготовление блюд казачьей кухни и др.;

3-я группа – поиски материала об истории одежды казаков и создание костюмов;

4-я группа – подбор пословиц и поговорок, связанных с бытом, жизнью, историей, культурой казачества;

5-я группа (фольклорный ансамбль “Донские казачки”) – запись  казачьих песен на аудио носители, разучивание казачьих песен и танцев для исполнения вовремя праздника.

Предварительная работа

Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.

Подбор литературного материала.

Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.

Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

Подготовка выставки.

Оформление музыкального зала в казачьем стиле.

Приглашение гостей.

Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей , атрибуты казачьего быта для оформления зала, музыкальные инструменты.

Ход праздника.

( ЗВУЧИТ МУЗЫКА)  Выход ведущих  в зал под музыку. 

Ведущий 2: Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам:
Лучших дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

Ведущий:

Дорогие гости, и сегодня мы приглашаем вас на донские казачьи посиделки!

1. На завалинках в светелках

Иль на бревнышках, каких,

Собирали посиделки

Молодых и пожилых

2.Любили казаки, да что там говорит , любят и сейчас

Собраться в светелке, поговорить, повеселиться.

Казачка: Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется) 

К-ка: Есть у нашего народа
          Вечные, особые черты – 
          Не берут ни годы, ни невзгоды,
          Ни капризы ветреной моды – 
          От души они, от доброты.

К-к:  Гость, войди,
          Традиций не нарушив!
          Мы всегда чайку попьем.
          Всем известно- казаков радушие:
          Хлебосольство и открытый дом.

Ведущая: Посидим рядком, да погутарим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.

 

История казачества.

В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль, именно казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции казачества. Возрождается казачество и на нашей Липецкой  земле, в Лебедяни собирается казачий круг.

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

В подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красна одежда.

Звучат казачьи песни (в записи).


1.В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.

2.В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.

3.Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
ВМЕСТЕ:

"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться''

Исполнение песни:   «Бурка» ансамбль «Донские казачки»

4.Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

5.Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  • Как в древности называлась река Дон?!(Танаис)
  • Почему Дон называется Тихим?( Дон имеет очень медленное течение. Почти на всём протяжении Дона много мелей.)
  • Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)

 А поведайте-ка нам - Кто же главный у казаков?( Атаман)
Ведущая: А как зовут помощника?(
 Есаул) 
Ведущая: где выбирают атамана?(на Кругу)
Ведущая: А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором?(Любо!)
Ведущая: А какая главная казачья заповедь?

Все: « Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Казаки пуще жизни любили край донской, который подарил им свободу и дом, дал им родину.

 Старинные слова

А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – современное значение и звучание.

 (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать – болеть, квёлый – слабый, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать, могёт – может, буханка – булка, баз - сарай, взвар – компот.)

И вот как звучат слова в разговоре казаков, казачек и казачат.

 Ну-ка, посидим рядком,  да погутарим ладком!  

 Потешки.

Хозяин: -Фома, что из леса нейдешь?

Фома:-Медведя поймал.

Хозяин: -Так веди сюда.

Фома: -Да он нейдет.

Хозяин: -Так сам иди.

Фома: -Да он не пускает!

Хозяин: Тюха, есть хочешь?

Тюха: Нет. Я перекусил.

Хозяин: А что перекусил?

Тюха. Да съел краюшку хлеба.

Хозяин: А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха: Да она в горшок не влезла.

-Сынок, сходи на речку за водицей.

-Ой, живот  болит.

-Сынок, иди кашу есть.

-Ну. Раз мать велит, надо идти.

 Девочка. Приходи, Игнашка, трошки погутарим с тобой.

Игнат. Меня маменька не пущает.

Девочка. А что такое?

Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.

Девочка. А ты другие портки надень.

Игнат. Вечерять кличут. Опосля приду.

Девочка. Ну ладно, опосля дак опосля. (уходит)

 Ведущий :  Эх, хороши потешки складом,  ну, а песни наши – ладом..

Игры 

Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть. 
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! 
Собирайся, детвора, 
Ждет казачья вас игра!

«Папаха»

 Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.

«Надень бусы»

Казак скачет на коне до места забирает фартук  и одевает девочке потом бусы. Кто вперёд?

Для казаков конь играл важную и особую роль в  жизни.

.

 Казак без коня не проживёт и дня.

 Казак сам не поест, а коня накормит.

Не конь казака красит, а казак – коня.

Казак без коня, что солдат без ружья.

-  Казак с конем и ночью и днем; 

Исполняют  песню « Едут по Берлину Казаки»

Вед.:  Хороши привалы, где казаки запевалы

 Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга. 

К-к: Как это? 

Вед: А вот как 

Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 

Вед: Начни 

 Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 

Вед: И так до бесконечности. Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной.

А вы, казачатки, знаете пословицы?

- На Дону казаку и камень подпевает.

- Терпи казак – атаманом будешь.

- Дон Тихий, а слава о нем громкая.

- На Донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.

- На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!

- Казак в труде , как в бою – славит Родину свою!

- Казак без друзей, что дуб без корней.

- Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют!

- На Дону исстари ведется, - без запевалы песня не поется.

- Земля донская – мать родная.

- От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

Вед: А вот какие поговорки были у казаков: 
- Казаком быть – не разиня рот ходить. 

- Гриб хорош белый, а казак умелый. 

- Казачьему роду нет переводу; 

- Казачья голова, что под дождиком трава; 

- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет; 

- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев; 

-Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать; 

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, много вы поговорок знаете.

Ну да на этом посиделки - продолжаются.

Ведущий2.
А теперь мы отдохнем

Да загадки разберем'

(Ведущие приглашают гостей сесть на скамьи у стола и загадывают загадки. За правильный ответ ведущие дают сладкий приз (бублик, конфету)

1.Дзенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)
2. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)
3. Вечером цветут, утром вянут (Звезды)
4. В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)
5. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
6. Песни играет, всяк его знает. (Сверчок).
7. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
8. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка дерет, а лаптей не плетет. (Козел.)
9. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)
10. Летала пташка промеж рта и чашки (Ложка)
11. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
12. Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)
Ведущий 1.

-МОЛОДЦЫ, ПОИГРАЛИ, ЗАГАДКИ ОТГАДАЛИ.

А  сказки вы любите?

 Жарко солнышко печет,

Река Дон течет, течет,

А по Тихому по Дону

Сказка в гости к нам плывет.

Сказка- быль о донской рыбалке.

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак да с внучкой-казачкой. А в Дону у нас рыба водится, прямо загляденье.

Внучка: Дедунь! С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща!

Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю!

Старик берет удочку и идет к реке. Ловит рыбу.

Старик: Иде же рыба? Что же не клюёт?

Который час сижу, а хоть бы раз объело?

Ей видно не по вкусу червячок.

Да разве ж это, братцы, дело!?

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрешь до хаты еле-еле…

А нонче – ты спроси у казаков,

Уловы наши страшно поредели.

Иде же рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Я внучке ничего и не поймаю?

Внучка: Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!

Старик: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,

Славный лещ ко мне идет!

Старик вытаскивает рыбу, несет внучке.

Вот я рыбку поймал, посмотри,

Ну-ка внучка деду ухи навари!

Ведущий:

Прекрасна наша родина-

наш донской любимый край.
1.Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
2.Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Липецкий край– Родина моя!
3.Лебедянский край  - край любимый и родной
Часть России многовековой!

Наши предки – казаки

Нам завет давали,

Чтоб традиции отцов мы не забывали,

Чтобы землю берегли не жалея жизни,

Чтоб любили край родной и свою Отчизну

Исполняется песня «    Ой, донцы – молодцы!»    »

Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Все:
Любим мы Дон всегда!

Казаки мы – хоть куда!

И вот сегодня утречком

Мы дорогих гостей встречаем 
Он на подносе расписном
С белоснежным рушником 
Пироги мы вам подносим. 
Поклоняясь, отведать просим.
(МУЗЫКА)
(Ведущие кланяются зрителям, раздают угощение)

(МУЗЫКА)

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья, 
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"...

Казачьи посиделки

Внеклассное мероприятие....

Казачьи посиделки

Так было когда-то в великой державе,Так было когда-то, и ныне так есть:Казак - это сила, казак - это слава,Казак - это доблесть и честь.В. Ф. ЛунёвДанное мероприятие знакомит детей с историей казачест...

казачьи посиделки

разработка праздника по доноведению на тему "Край родной-земля донская"...

"Казачьи посиделки".

Внеклассное мероприятие по региональному компоненту. Оно посвящено Донскому краю. Обучающиеся знакомятся с историей, традициями, обычаями донских казаков, делятся своими знаниями....