Внеклассное мероприятие "Покорители Вселенной"
классный час (2 класс)

Краюшкина Ирина Александровна

Данная разработка содержит материал об исследовании космоса, игровые задания (ребусы, загадки, вопросы викторины), стихотворения на тему "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_pokoriteli_vselennoy.docx413.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №39

имени Героя Советского Союза

Алексея Арсентьевича Рогожина»

Внеклассное мероприятие

«Покорители Вселенной»

Учитель: Краюшкина И.А.

Класс: 2а

2021 г.

Цель: углубление и расширение представлений учащихся начальных классов о космосе.

Задачи: 

  • создать условия для ознакомления учащихся с историей развития космонавтики в нашей стране;
  • содействовать становлению и проявлению индивидуальности и творческих способностей учащихся путём использования игровых элементов;    
  • способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков и культуры общения.

Планируемые результаты: 

Личностные (УДД): 

  • чувство гордости за свою Родину и историю родной страны;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные (УУД): 

Познавательные: 

выбирать наиболее эффективные способы для выполнения предложенных заданий;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

обобщать полученную во время занятия информацию.

Регулятивные: 

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок;

принимать и сохранять поставленную задачу.

Коммуникативные: 

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (в паре, группе);

формулировать собственное мнение и позицию.

Формы организации деятельности детей: игровые задания, рисование, работа в паре, в группе.

Ход занятия.

Мотивация учебной деятельности.

Учитель читает стихотворение. (слайд 2)

Человечество в космос стремилось

Хоть на час, хоть на раз, на виток…

В этот день сказка в быль превратилась —

В небо взмыла ракета «Восток».

Первым в космос поднялся Гагарин,

Совершив беспримерный полет.

Простодушный, улыбчивый парень

 «Ну, поехали!» - крикнул. И вот

Космонавтики днем называют

День, что в космос тропу проложил.

О полетах мальчишки мечтают,

Совершать над Землей виражи…

-Почему я начала наш классный час с этого стихотворения?

-Какую дату мы отмечаем в этом году?

-Я предлагаю вам сегодня узнать о тех, кто сделал все для того, чтобы космос стал нам ближе.

- К полету все готовы?

- Все!

- Самочувствие хорошее?

- Хорошее!

- Настроение бодрое?

- Бодрое!

- Пристегнуть ремни!

- Есть пристегнуть ремни!

- На старт!

Все кладут руки на колени

- Запустить двигатели!

Все хлопают себя по коленям и громко произносят: “Р-р-р-р!”

- Включить контакты!

Все поднимают руки вверх над головой, в виде ракеты, и громко считаем:

- Пять, четыре, три, два, один – пуск!

         

Изучение нового материала.

А) История воздухоплавания. – Рассказ учителя. (слайд 3)

     С давних времен мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Они давно пытались покорить небо.

  • Легенда о Дедале и Икаре. (слайд 3)

     Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?  Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, которое открылось перед его взору сверху, что он забыл о наставлениях отца и поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море.

      С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

  • Воздушный шар. (слайд 4)

     Следующей попыткой подняться в небо, было изготовление воздушного шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер.

  • Дирижабль и самолёт. (слайды 5-7)

     Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И люди стали летать в воздухе. Но таинственный и не покоренный космический мир манил их к себе своей неизвестностью.

  • Константин Эдуардович Циалковский. (слайд 8)

       Имя  Константина Эдуардовича Циолковского, великого основоположника космонавтики, известно во всем мире.
    Самые главные научные труды К.Э.Циолковского посвящены космическим ракетам и их полетам в космос. Исследования Циолковского и сейчас служат руководством для конструкторов и ученых. Его гениальные идеи успешно претворяются в жизнь.

  • Сергей Павлович Королёв. (слайд 9)

     Начало освоения космического пространства связано с именем Главного конструктора Сергея Павловича Королёва. Когда Королёв познакомился с работами К.Э.Циолковского, он навсегда увлекся полетами в космос. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше. Но чтобы достичь невиданных высот и скорости, нужно было создать ракеты, ракетную технику.
17 августа 1933 года в подмосковном пригороде Нахабино в небо поднялась первая ракета. Она поднялась на высоту всего 400 метров. Но с этих метров начались тысячи километров межпланетных перелетов.

Игровое задание. - Графический диктант «Космическая ракета». (слайд 10-11)

     -Предлагаю вам стать конструкторами и создать свою ракету. А сделаем мы это, выполнив графический диктант.

  • Первый искусственный спутник Земли. (слайд 12-13)

     Первым шагом к освоению космоса стал запуск в нашей стране искусственного спутника Земли (ИСЗ). Он был создан в конструкторском бюро Королева. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был осуществлен его запуск.

     Первый разведчик космоса представлял собой небольшой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Скорость движения – около 8 километров в секунду – позволяла ему облететь нашу планету за полтора часа. Первый в мире искусственный спутник Земли имел массу 83, 6 кг. Спутник находился на орбите до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов.

Видеофрагмент «Первый искусственный спутник Земли».

Ученик читает стихотворение Александра Александрова «Первый Спутник».

Дрожит земля,
Ракета - ввысь,
С ней "Спутник" улетает.
Смотрите все,
Весь Мир дивись -
Он над Землёй летает.
Россия первая смогла
Земли сорвать оковы.
Но скажем честно мы, друзья,
Победы нам не новы!

  • Второй искусственный спутник Земли. (слайд 14)

      Второй искусственный спутник уже имел «пассажира». Первым космическим путешественником стала собака по кличке Лайка. 3 ноября 1959 года на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены в ракете. Лайка из космоса не вернулась.

  • Собаки Белка и Стрелка. (слайд 15-16)

     Затем отправились в полет собаки Белка и Стрелка. Белка и Стрелка благополучно вернулись на Землю.  Также в космосе побывали Уголек и Ветерок, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка.

     

  • Полёт Ю.А.Гагарина. (слайд 17-18)

     Первым в мире человеком, побывавшим в космосе, стал советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Первый полет в космос на космическом корабле «Восток» он совершил 12 апреля 1961 года. Полет Гагарина продолжался всего 108 минут, но он имел историческое значение: было доказано, что человек может жить и работать в космосе.

И теперь каждый год 12 апреля мы празднуем День авиации и космонавтики.

 

Ученик читает стихотворение Владимира Степанова «Юрий Гагарин». (слайд 19)

В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ученица читает стихотворение Инны Левченко «Улыбка Гагарина». (слайд 20)

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали —
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал — российский, славный парень,
ГАГАРИН — ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

Видеофрагмент «Хроника первого полета».

Видеоклип «Знаете, каким он парнем был».

Игровое задание. – «Помоги космонавту вернуться на Землю». (слайд 21)

  • Первый отряд космонавтов. (слайд 22)

   Вслед за гагаринским «Востоком» в космос полетели еще пять таких кораблей. Ими управляли Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский.

  • Валентина Терешкова. (слайд 23)

     Космическим кораблем «Востоком-6» управляла первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Ее полет продолжался 2 суток 22 часа 51 минуту. Терешкова является не только первой женщиной-космонавтом, но и единственной женщиной, совершивший одиночный космический полет.

Чтение учениками стихотворения «Посвящается Валентине Терешковой...»

1) ...Это было очень ново

И рискованно вполне...

Валентина Терешкова

Первой в мире и стране

Среди женщин дальний космос

Устремилась покорять!

И достойно, по - геройски,

Всем сумела доказать,

Что и женщинам отвага

Да и смелость по плечу:

Дескать, что - там! Если надо

То и в космос полечу!

2) Первым быть всегда почетно

И желанно для людей,

Но в космическом полёте

Быть почетно, как нигде!

Слава Вале Терешковой -

Покорителю небес!

Ей с Гагариным, с Титовым,

Не покинуть первых мест!

3) С той поры немало в мире

Женщин в космос поднялись.

Дольше те полеты длились,

Глубже становилась высь...

Но навеки мир запомнит

Первый женщины полёт -

Валентины Терешковой

Славу, доблесть и почёт!

  • Выход человека в открытый космос. Алексей Леонов. (слайд 24)

     Следующий этап освоения космоса – это выход человека в открытый космос. Впервые в мире совершил выход из корабля «Восход-2» в открытый космос в специальном скафандре космонавт Алексей Леонов. Он провел вне корабля 12 минут 9 секунд.

  • Орбитальные станции. (слайд 25-27)

     Новый виток развития космонавтики – это создание орбитальных станций. Орбитальная станция – космический дом, который постоянно находится в космосе и где космонавты могут работать по многу месяцев.

    Первая орбитальная станция «Салют» была запущена 19 апреля 1971 года. Потом в космосе длительное время находилась станция «Мир». Всего на станции работало 104 космонавта из 12 стран. Сегодня на околоземной орбите работает Международная космическая станция (МКС). Здесь космонавты проводят длительные опыты и эксперименты.

Ученики читают стихотворение «Межпланетная станция».

1) В доме прочном каменном

Мы живём с тобой,

А дом для космонавтов

Висит над головой.

2) Заданий космонавтами

Получено немало:

Звезду сфотографировать

И вырастить кристаллы.

3) Дом, словно крылья, в стороны

Раскинул батареи,

Энергию от Солнца

Чтоб получить скорее,

5) Чтобы тепла и света

В нем жителям хватало,

Чтоб принимались вовремя

С родной Земли сигналы.

6) Их ждут здесь с нетерпением

Герои-космонавты,

Неся и днем, и ночью

Космическую вахту!

Игровое  задание. - «Ребусы» (Названия планет и созвездий.) (слайды 28-33)

  • Космонавт-туляк Валерий Поляков. (слайд 34)

     Космонавты живут на станциях долгое время. Самый длительный полет (437 суток 17 часов 58 минут 17 секунд) в истории космонавтики осуществил российский космонавт Валерий Поляков в январе 1994 года - марте 1995 года, работая на российской станции "Мир". Валерий Поляков – это наш с вами земляк. Он родился в городе Туле и учился в школе №4.

  • Космонавты Е.В.Хрунов и С.В.Залетин. (слайд 36)

Также нашими с вами земляками являют космонавты Евгений Васильевич Хрунов и Сергей Викторович Залетин.

Космонавтом хочешь стать -
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на орбиты.

Многие космонавты любят юмор. Сейчас я предлагаю вам послушать частушки на космическую тему.

Дети исполняют частушки. (слайд 36)

1. Мы в апреле отмечаем

Праздник космонавтов

Так бежали петь частушки,

Что снесли все парты.

2. Нам знакомы космонавты

И конструкторы ракет,

А просились взять нас в космос,

Нам сказали: «Мало лет!»

3. Лучше дайте нам ракету,

Заявляем все втроём,

А не то, на той неделе, ой,

На Луну махнём пешком!

4. На Земле мы все живем,

На родной планете,

Изучаем мы ее,

В школьном кабинете!

5. Все ребята в нашем классе

Любят физкультуру.

Космонавтам ведь нужна

И мускулатура.

6. В небе звездочки горят

Желтые и синие.

Все девчонки в нашем классе

Самые красивые.

7. Отличаюсь аппетитом,

Кашу кушаю всегда.

Точно знаю, покорится

Мне далекая звезда.

8. Мы далекие планеты

Скоро точно покорим,

Потому что ни минутки

Мы на месте не сидим.

9. Дружным должен быть отряд

Юных космонавтов.

Учимся мы все дружить,

Хоть сидим за партой.

10. Что за грохот, что за шум?

Стены все качаются!

Это весь 2а класс

В космос собирается!

11. Я ракету снаряжаю
Собираюсь на Луну.
Может, в космосе далеком
Новых я друзей найду.

12. А у нас на улице
Сделали ракету.
Мы б уж в космос улетели,
Жаль скафандров нету.

13. В космос мы хотим слетать
И на Марсе побывать.
Марсиан там повстречать
С ними дружбу завязать.

14. Вчера Ленка испытала
В невесомости полет,
Когда мальчики столкнули
Ее с горочки в сугроб.

15. И сложение и деление,
В школе изучаем,
До Луны как долететь,
Мы пока не знаем!

16. К нам комета прилетала,
Покатала на хвосте,
И чуть-чуть нам рассказала,
О космической стране!

17. Космонавтов поздравляем
В солнечный апрельский день!
К звёздам полететь мечтаем,
Побеждая страх и лень.

18. И Гагарину большое
Мы спасибо говорим.
Слава и хвала герою!
В космос путь проложен им.

     Не любой человек может стать космонавтом. Космонавт прежде всего должен обладать отменным здоровьем, огромной физической выносливостью, разбираться во многих областях знаний.

Ученица читает стихотворение Н.Кнушевицкой «Космонавт».

     Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Он должен быть внимательным и наблюдательным.

Игровое задание. – «Найди 10 отличий». (слайды 37-38)

Загадки о космосе. (слайд 39)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. (Космонавт)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный … (спутник)

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Луноход)

Чудо-птица-алый хвост

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает,

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный… (телескоп)

Телескоп сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя… (Астроном)

Из какого ковша не пьют,

не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица)

Эта межзвездная Вечная странница

В небе ночном Только–только представится

И улетает Надолго потом,

Нам на прощанье

Мерцая хвостом. (Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический… (Метеорит)

  • Освоение Луны. (слайды 40-41)

     Еще один этап в изучении космоса – это исследование Луны. Первая экспедиция на Луну состоялась 16-24 июля 1969 года на космическом корабле «Аполлон-11», пилотируемого экипажем в составе американских астронавтов Н.Армстронга, Э.Олдрина и М.Коллинза. 20 июля Армстронг и Олдрин в лунном отсеке корабля высадились на Луну. Лунный отсек пробыл на Луне 21 час 36 минут, из них более 2 часов космонавты находились непосредственно на поверхности Луны. Нил Армстронг считается первым человеком, побывавшим на Луне.

Игровой момент. – «Путешествие на Луну».

     -Представьте, что мы с вами отправляемся на Луну. Давайте определим, что нам необходимо взять с собой. Я буду называть предметы. Вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен.

1.Толстая веревка

2. Запас кислорода

3. Скафандр

4. Мобильный телефон

5. Фонарик

6. Зонтик

7.Часы

8. Календарь

9. Рация

10. Спички

11.Железный заступ

12. Таблетки для обеззараживания воды

13. Фотоаппарат

14. Кинокамера

Ответы: На Луне не нужны:

4. Мобильный телефон - (нет связи)

6. Зонтик - (не бывает дождя)

10. Спички – (нет кислорода)

12. Таблетки для обеззараживания воды - (нет воды)

III. Закрепление изученного. – Викторина. (слайд 42)


1.Кто из отечественных ученых является родоначальником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
2.Назовите конструктора первых космических кораблей. (С.П. Королев)
3.Что было самым первым объектом, запущенным в космос? (ИСЗ)
4.Как звали собаку, впервые полетевшую в космос? (Лайка)
5.Назовите место старта космического корабля. (космодром)
6.Кто из людей первый совершил полет в космос? (Ю.А. Гагарин)
7.Когда был совершен первый полет в космос? (12.04.1961 г.)
8.Как назывался космический корабль, на котором впервые был запущен человек в космос? (Восток)
9.Сколько времени длился первый в мире полет человека в космос? (108 мин.)
10.Назовите первую женщину космонавта. (В. Терешкова)
11.Пишет ли в космосе шариковая ручка? (нет)
12.Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А. Леонов)
13.Сколько времени находился космонавт в открытом космосе в первый раз. (12 мин.)
14.Из какой страны землянин первый ступил на поверхность Луны? (США)
15.Как звали человека, который первый ступил на поверхность Луны? (Н.Армстронг)
16. Как называется космическая станция, находящаяся в космосе сегодня, на которой работают космонавты из разных стран? (международная космическая станция - МКС)
17. Как называется наука, изучающая космические тела? (Астрономия.)

18. Какая по счету от Солнца наша планета в Солнечной системе? (Третья.)

19. Как называется прибор для наблюдения за небесными телами? (Телескоп.)

20. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце.)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Рефлексия. (слайд 43)

И мальчишки, и девчонки,

Наяву и в добрых снах

Все о космосе мечтают,

О далёких небесах.

Ныне праздник космонавтов! –

Поздравляем с этим днём.

Нам открыл его Гагарин.

Много сказано о нём:

В мире первый космонавт он,

Потому для всех герой.

Был добрейшим человеком,

Был с улыбкой неземной.

Оттого-то этот праздник

Для детишек добрым стал,

Потому, видать, про космос

Каждый в детстве помышлял:

На Гагарина похожи

Все мальчишки быть хотят,

В честь него рисуют звезды

Разноцветный звездопад.

В честь Гагарина – проспекты,

Корабли и катера…

Ныне праздник космонавтов:

Космонавтике – «Ура!».

Видеофрагмент «Песня космонавтов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация -викторина внеклассного мероприятия в начальной школе "Шаг во Вселенную"

Прекрасный материал для  внеклассного мероприятия  , посвященное Дню космонавтики в начальной школе - "Шаг во Вселенную""....

Программа Центра дневного пребывания детей "Покорители Вселенной".

Программа Центра дневного пребывания детей "Покорители Вселенной" для младших школьников....

Разработка сценария внеклассного мероприятия для уч-ся 3 классов "Покорители галактики"

В разработке содержатся материалы для проведения внеклассного мероприятия для учеников 3 классов, приуроченного к празднику "День космонавтики"....

Внеклассное мероприятие «Покорители космоса»

Внеклассное мероприятие на параллель...

Классный час ко Дню Космонавтики «Покорители Вселенной».

Классный час ко Дню Космонавтики «Покорители Вселенной»....

Классный час "Покорители Вселенной "

Методическая разработка классного часа «Покорители Вселенной».2 класссоздать условия для ознакомления учащихся с первыми космонавтами и расширить знания о космосе.познакомить детей с днем ...

Покорители Вселенной

Цели:воспитать патриотизм и гражданственность школьников;расширить знания учащихся об освоении космического пространства, об ученых, космонавтах;воспитать уважения к профессии космонавта, гордость за ...