Интеллектуальная игра-досуг "Счастливый случай"
учебно-методический материал (1 класс)

Вещунова Елена Владимировна

Досуг подходит детям, начиная с 6 лет (подготовительные группы, 1-2 класс).

Задачи:

  • Развивать фонематические процессы, внимание к звуковому составу языка, учить сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;
  • Развивать речевые способности, интеллект детей;
  • Обобщить знания и активизировать словарь детей по теме «Лето»;
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных;
  • Воспитывать пытливость, настойчивость, стимулировать познавательную активность детей;
  • Побуждать детей к сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_schastlivyy_sluchay.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра-досуг «Счастливый случай»

Задачи:

  • развивать фонематические процессы, внимание к звуковому составу языка, учить сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;
  • Развивать речевые способности, интеллект детей;
  • Обобщить знания и активизировать словарь детей по теме «Лето»;
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных;
  • Воспитывать пытливость, настойчивость, стимулировать познавательную активность детей;
  • Побуждать детей к сотрудничеству.

Оборудование:

  • Таймер/секундомер.
  • Непрозрачный мешочек с фишками двух разных цветов.
  • Листы бумаги, ручки или карандаши.
  • Буквы на отдельных карточках: по 2 шт: А, В, Д, И, К, О. по 1 шт: Г, З, Н, Ч, У.
  • Наборное полотно или доска с магнитами.
  • Карточки в количестве 6 штук – на одной стороне каждой цифра (от 1 до 6), на другой темы.
  • Призы командам.
  • Гонг или ксилофон.

Организационный момент

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы подумать, поразмышлять над загадками и тайнами русского языка. Мы начинаем игру «Счастливый случай»!

Делимся на две команды.

Если ребята сами не могут, предлагаем вытягивать фишки (2 цвета) из мешочка и так делиться на две команды.

Назначаем судью (учитель, логопед и т.п.), он следит за ответами команд, за выполнением правил, считает очки.

Команды, поприветствуйте друг друга! Выберите себе название.

Итак, вперед! В мир тайн и загадок русского языка!

I гейм «Разминка» (звучит гонг)

Ведущий: Для разминки отводится 2 минуты. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - 1 очко.

НА ВРЕМЯ: Вопросы для первой команды:

  1. Мы видим буквы или звуки? (буквы).
  2. Из чего состоит сказанное слово? (из звуков).
  3. Назовите мягкий согласный звук в слове «почка» ([ч]).
  4. Назовите слово «парк» без звука [к] (пар).
  5. Какой согласный звук дважды встречается в слове «мухомор» (м).
  6. Назовите одним словом сильный дождь. (ливень).
  7. Кто «папа» ягненка? (баран).
  8. Назовите слово, противоположное по значению слову «говорить». (молчать).
  9. Назовите четвертое слово: птица – гнездо, человек - … (дом).
  10. Чего больше в огороде – овощей или огурцов?
  11. Как называется время суток после дня? (вечер).
  12. Какой месяц находится между мартом и маем? (апрель).

Записываем количество очков 1-й команды.

НА ВРЕМЯ: Вопросы для второй команды:

  1. Мы слышим звуки или буквы? (звуки).
  2. Из чего состоит написанное слово? (из букв).
  3. Какой твердый согласный звук есть в слове «дерево»? ([в]).
  4. Назовите слово «коса» без звука [к] (оса).
  5. Какой звук дважды встречается в слове «планета»? ([а]).
  6. Назовите одним словом легкое непромокаемое пальто. (плащ).
  7. Кто «мама» жеребенка? (лошадь)
  8. Назовите слово, противоположное по значению слову «спрашивать». (отвечать).
  9. Назовите четвертое слово: ботинок – шнурок, пальто - … (пуговицы).
  10. Чего больше в лесу – грибов или подберезовиков?
  11. Как называется время суток между утром вечером? (день).
  12. Какой месяц между декабрем и февралем? (январь).

Записываем количество очков 2-й команды. Объявляем счет команд.

II гейм «Темная лошадка» (звучит гонг)

Ведущий: «Темная лошадка» – это тот, кого пока никто не знает, и его надо угадать.

Загадка: Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

Как зовется время это?

Ну, конечно, это… (ЛЕТО)!

Наша «темная лошадка» - это то самое лето, которое радует нас ярким солнцем, теплой погодой, чистым небом, душистыми цветами и, главное – каникулами! Спасибо лету за это! (Дружно!)

Лето приготовило для вас ВОПРОСЫ и ЗАГАДКИ:

  1. Что такое лето? (принимается не только «время года», но и «фантазийные» ответы)
  2. В каком месяце приходит лето? (в июне).
  3. Какой месяц самый жаркий? (июль).
  4. Какой месяц лета богат на урожай? (август).
  5. Знаете ли вы, как в старину назывались месяцы?

Август – «серпень» (сельские жители брали инструмент под названием «серп» и скашивали им травы, злаки, заготавливали сено).

Июль – «липец» (в этом месяце цвела липа).

Июнь – «разноцвет» (цвело много цветов).

  1. НА ВРЕМЯ: За 1 минуту напишите как можно больше названий цветов, которые цветут летом.

(Словарь: бархатцы, настурция, петуния, виола (анютины глазки), хризантема, роза, василек, календула (ноготки), клевер, мальва, мак, золотые шары, колокольчик, астра, одуванчик, ромашка, гвоздика, гладиолус, незабудка.)

Записываем количество очков команд. Объявляем счет команд.

Музыкальная пауза

Танцуем под песню «Это лето поет, это лето нам дарит праздник».

III гейм «Рассыпанное слово» (звучит гонг)

Ведущий: Лето приготовило для каждой команды набор букв:

1 – О, Д, У, В, А, Н, Ч, И, К.

2 – Г, В, О, З, Д, И, К, А.

Вам буквы выданы не зря,

Из них попробуйте, друзья,

Составить побыстрей

Словечко подлинней!

НА ВРЕМЯ: Та команда, которая соберет слово быстрее – получит 2 очка, которая будет второй – 1 очко.

Ребята собрали слова, прочитали. Записываем количество очков команд. Объявляем счет команд.

IV гейм «Ты – мне, я – тебе» (звучит гонг)

Ведущий: Лето – время ярких красок, разноцветным нарядом радуют нас бабочки, цветы, одежда людей. В русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из этих названий связаны с металлами – «серебряный», «золотистый», другие - с плодами – «персиковый», «лимонный», с продуктами – «кофейный», «чайный», с цветами – «васильковый», «розовый», с камнями – «бирюзовый», «малахитовый» и т.д.

Посмотрите, за каждой цифрой спряталось название какой-либо темы. Вам надо назвать цвета, соответствующие теме, которую для вас откроет другая команда.

Задания-темы записаны в таблице под шестью закрытыми окошками. Ведущий вызывает представителя от каждой команды. Они по очереди открывают окошки с номерами заданий для команды-соперницы. Каждое последующее окошко открывается после того, как командой будет выполнено предыдущее название. На каждый блок – 2 минуты.

  1. Цветы – розовый, васильковый, сиреневый, фиалковый (фиолетовый).
  2. Овощи – свекольный, салатовый, морковный, оливковый, баклажановый, гороховый.
  3. Фрукты – персиковый, абрикосовый, апельсиновый, лимонный, сливовый.
  4. Ягоды – вишневый, малиновый, черничный, брусничный.
  5. Металлы и камни – стальной, золотой, серебристый, сапфировый, рубиновый, бирюзовый, изумрудный, малахитовый, бронзовый, жемчужный, коралловый, кирпичный, железный (синий), медный, свинцовый.
  6. Все оттенки коричневого – от самого светлого до самого темного – кремовый, верблюжий, древесный, ржавый, песочный, каштановый, кофейный, ореховый, шоколадный, бурый, рыжий, карий, карамельный.

НА ВРЕМЯ. На каждый блок – 2 минуты.

Записываем количество очков команд. ( Много слов – 2 балла, мало слов, 1 слово – 1 балл, нет слов – 0 баллов, максимально – 6 баллов каждой команде). Объявляем счет команд.

V гейм «Гонка за лидером» (звучит гонг)

Ведущий: Сейчас в нашей игре впереди команда «…» (называется команда с наибольшим количеством очков). Но в этом гейме все может измениться! Я буду быстро задавать каждой команде вопросы – сначала команде-лидеру «…», а потом команде «…».

За 2 минуты команда-лидер, отвечая на вопросы, должна уйти вперед, а другая – догнать ее. Если у вас нет ответа на вопрос, вы говорите «дальше», чтобы не потерять время, и я зачитываю следующий вопрос.

НА ВРЕМЯ: Вопросы для лидирующей команды:

  1. Назовите гласные звуки в слове «дождик» ([о], [и]).
  2. Закончите слово «ру…» (ручей, рука, ручка, и т.п.)
  3. Какое слово лишнее: темный, светлый, голубой, яркий?
  4. Добавьте еще одно слово: ручей, лужа, пруд,… (озеро, море…)
  5. Подберите рифму к слову «мотылек» (цветок)
  6. На что похож колокольчик? (колокол, звонок, бубенчик)
  7. Почему самокат так называется? (сам катится, без мотора)
  8. Скажите наоборот: Деревья высокие, а кусты - … (низкие).
  9. Кого малыш назвал словом «ползун»? (паук, червяк)
  10. Назовите три вещи, которые нужны для пляжа (полотенце, плавки, купальник, крем, панама, очки и пр.).
  11. Загадка: Колосится в поле рожь.

Там, во ржи меня найдешь.

Цветок я синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

За каждый правильный ответ – 1 балл. Подсчитываем баллы.

НА ВРЕМЯ: Вопросы для второй команды:

  1. Назовите согласные звуки в слове «гроза» ([г], [р], [з]).
  2. Закончите слово «ра…» (радуга, радость, работа и т.п.).
  3. Какое слово лишнее: кремовый, желтый, бледный, белый.
  4. Добавьте еще одно слово: ствол, лист, ветка… (корень, почка, плод)
  5. Подберите рифму к слову «черника» (брусника, земляника и пр.).
  6. На что похожа бабочка? (на цветок).
  7. Почему соковыжималка так называется? (сок выжимает).
  8. Скажите наоборот: У рябины листья узкие, а у клена - … (широкие).
  9. Что малыш назвал словом «одетки» (одежда).
  10. Назовите три вещи, которые нужны, если пошел сильный дождь (зонт, резиновые сапоги, плащ, дождевик, крыша).
  11. Загадка: Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост –

Я б достал рукой до звезд. (радуга).

За каждый правильный ответ – 1 балл. Подсчитываем баллы.

Подводим итоги. Объявляем счет команд. (В идеале – «ничья», победила дружба!)

Призы командам – разноцветные мелки.

Ведущий: Лето передает вам последнее наставление: Пожалуйста, не обижайте природу, берегите ее, учитесь замечать и чувствовать ее красоту!

Финал: Танцуем под песню «Это лето поет, это лето нам дарит праздник».

В качестве ведущего могут быть учителя, логопеды, воспитатели подготовительных групп, другие педагоги. Досуг подходит детям, начиная с 6 лет (подготовительные группы, 1-2 класс). При подготовке сценария использовались материалы речевых праздников, а также собственные наработки, музыка и слова песни Виталия Осошника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Цели игры: развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания. Разделы игры: математика, русский язык, литература, география (окружающий мир), вопросы на с...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Дети в восторге от интеллектуально-соревновательных игр. Это развивает и кругозор, и  познавательные процессы, и межличностные отношения, и самооценку учащихся....

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Прежде чем  помочь  природе, надо ее знать и изучать. Безусловно, мы уже знаем некоторые ее тайны, причуды. Так, давайте же, поделимся своими знаниями и посвятим нашу игру  теме «Природ...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра-соревнование  для учащихся 2-3 классов . Участвуют 2 команды....

Интеллектуальная викторина "Счастливый случай" 3 класс

Интеллектуальную викторину "Счастливый случай" можно провести с участием  3-х  классов. В ней могут принять участие несколько команд, от каждого класса можно пригласить по 3 мальчика и по 3д...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Для учащихся начальной школы...